- Хантыйский
- Русский
Ёмвошн 18-мит пўш «Най Аӊки» вәс
Ай кєр тыӆӑщ 5-9-мит хӑтӆӑтн Ёмвошн 18-мит пўш «Най Аӊки» нємпи йиӆуп кинайт аӆьты вән мӑӊхӑтӆ вәс. Тыв Россияев тумпи па хон пєлӑк 15 мўв эвӑӆт режиссёрӑт, артистӑт йиӆуп кинайт тўвман юхтыйӆсӑт. Иха ӆўӊӑтты ки, щи хӑтӆӑт мӑр Югра мўв мир 170 пўш веӆщи вєрум кинайт вантсӑт.
Мўӊ, «Ёмвош ёх» ариты имиӆўв па «Хӑтӆ» нємпи хӑнты-вухаӆь мирӊӑн театр артистӆўв, мойӊ ёх ещаӆт єтман «Ван рәтӑт» ар арисўв, «Куренька» як яксўв па єпӆӑӊ ӆєтутӑтн ӆапӑтсӑӆўв. Ӆывеӆа щит шєӊк мәстӑс.
«Иса ат питӆ…» так ясӑӊ пунман вәс. Щирн няврємӑт па айӆат ёх пӑта вєрум кинайт ванӆтӑсыйт. Фестиваль пўншум пийн итальянской режиссёрӑн Маттео Гарроне вєрум «Пиноккио» кина вантсўв.
Фестиваль пўншум пурайн щи вєр тәты режиссёр хә Сергей Соловьёв юхӑтты ӑн вєритӑс, щирн интернет хўват вўща вєрӑс: «Шєӊк әмӑщ, хуты щи арат оӆ кинофестиваль пўншӆўв. ма ат мӑнӆ!» Округ кәща нє Наталья Комарова лупӑс: «18-мит пўш фестиваль пўншӆўв. 18 оӆ – щит хӑннєхә вәна йиӆ, щирн мўӊ фестивалев ищи єнмӑс».
Мўӊ айкеӆӑт ӑкӑтты ёхӆўв режиссёрӑт па артистӑт пиӆа вәйтантыйӆсӑт. Щӑта ӆыв кинайӆаӆ оӆӑӊӑн путӑртсӑт, щи тумпи лупсӑт, муй арат оӆ мӑр кинайт вєрсӑт, муйкєм арат вух щи вєр пӑта сухуптӑсӑт. Кинайт вєрты вєр шєӊк тынӑӊ, щирн итәх утӑт 6-7-8 оӆӑт мӑр ӆэщӑтӆыйт.
Леонид Ярмольник, Ирина Розанова па Евгения Брик кинайт вантман пурайн мєт м актёрӑт пирисӑт. Тӑм пўш мўӊ хущева вәтаӊ актриса Людмила Полякова юхтыӆӑс. Вет хӑтӆ артаӆӑты ёх ар йиӆуп кинайт вантсӑт. Юхи хӑщум хӑтӆӑн уша йис, хуты «Сорни вәнт» мойӆупсы Дмитрий Мамулийн вєрум «Преступный человек» (Россия-Грузия) киная мӑсы. «Щеӆ вух вәнт» па хон пєлӑк Швецария мўва мӑнӑс – Майя Коса па Серджио Да Коста «Тухӆӑӊ вой пәхӑр» кина вєрсӑӊӑн. Испанской режиссёр Оскар Алегрии «Зумерики» кина тәс, щит вантмев пийн артаӆӑты ёх «Пӑтӑрух вәнт» мойӆупсы мойӆӑсӑт. Нємасыя мойӆупсы «Хәс нәпӑт» (Мэттью Рэнкин) нємпи киная мӑсы. «Хор оӊӑт вой» нємасыя кев мойӆупсы «Хўв ат» киная мӑсы, щит испанской режиссёр Элой Энсисо Кашафейро вєрӑс.
Кимит «Сорни вәнт» па «За сохранение культурных традиций» мойӆупсэӊӑн Якутия мўвн вєрум «Экспедиция» (режиссёр Гаврил Менкяров) киная мӑсы. Вәйтантупсыйн актриса Ольга Дорофеева лупӑс: «Щи кина 2016-мит оӆн вєрсўв. Мирева шєӊк мәстӑс. Мўӊ Якутия мўвевн оӆ мӑр 4-5 кина єтӆ».
Мойӊ ёха шєӊк мәстӑс мўӊ Ёмвошев па «Най Аӊки» кинофестиваль. Еӆӆы йиӆуп кинайт ӆавӑӆӆўв.
Людмила ГУРЬЕВА
В Ханты-Мансийске в 18 раз состоялся кинофестиваль «Дух огня»
В Ханты-Мансийске состоялся XVIII Международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня», в котором приняли участие представители более 15 стран. В течение пяти дней состоялось более ста кинопоказов.
В аэропорту почётных гостей кинофестиваля встречали актёры театра обско-угорских народов «Солнце», а также солистки фольклорного коллектива «Ёмвош ёх» («Люди Ханты-Мансийска»).
Перед церемонией открытия кинофестиваля по звёздной дорожке у КТЦ «Югра-Классик» прошли знаменитые и начинающие актёры, режиссёры, кинематографисты: Леонид Ярмольник, Ирина Розанова, Людмила Полякова, Мария Зверева, Рита Азеведа Гомес (Португалия), Иван Кардосо (Бразилия), Мика Таанила (Финляндия) и многие другие.
К сожалению, впервые за 18 лет президент фестиваля, народный артист России, режиссёр Сергей Соловьёв не смог принять участие в церемонии открытия фестиваля, но он поприветствовал гостей и зрителей видео-обращением: «Когда-то я даже не мог представить, что мы в 18 раз будем открывать этот кинофестиваль. Я очень горжусь, что мне в очередной раз приходится говорить: «Мы открываем фестиваль!»
Губернатор Югры Наталья Комарова в приветственной речи заметила: «Цифра 18 носит сакральный характер, это год совершеннолетия, у нас есть возможность начать новый этап наших взаимоотношений и развития нашего кинофестиваля».
Тема нынешнего фестиваля – «Пусть всегда будет… Мировое детское и юношеское кино», поэтому сразу после церемонии открытия фестиваля состоялся премьерный для России показ сказки двукратного обладателя Гран-При Каннского кинофестиваля, итальянского режиссёра Маттео Гарроне «Пиноккио».
Программа фестиваля была разделена на две части, одна из которой посвящена дебютам и новым именам в кинематографии, а во второй были представлены ретроспективы: бразильского классика Ивана Кардосо и мастеров поэтического кино Антониу Рейша и мастеров поэтического кино Маргариды Кордейру.
Во время фестиваля зрителям были представлены 8 дебютных фильмов.
Для журналистов состоялись пресс-конференции, во время которых режиссёры и актёры рассказали о своих киноработах.
Режиссёр фильма «Метаморфозы птиц» Катарина Вашконселуш (Португалия) рассказала, что это её первый фильм, который она снимала шесть лет. Фильм получился семейный, потому что в нём были задействованы все члены семьи. Фильм получился в жанре эссе-мемуары. Читая письма прошлых лет, написанные бабушками-дедушками, семья возвращается в прошлое. Фильм – путешествие во времени.
Режиссёр фильма «Долгая ночь» Элой Энсимо (Испания) рассказал о сюжете фильма: «В фильме я рассказал о тяжелом в политическом плане времени Испании. Главный герой фильма рассказывает истории о гражданской войне и режиме Франко, т.е. о временах, которые современная Испания предпочитает не вспоминать. События происходили в Галиссии – одном из пиренейских королевств. Фильм снимался на галийском языке в течение семи лет».
На пресс-конференции присутствовал и актёр фильма Миса Бьёс Голас, который рассказал, что не является профессиональным актёром, но, работая над фильмом, многое для себя открыл, в том числе и острые моменты в истории своей страны.
Режиссёры Серджио да Кошта и Майя Коса (Швейцария) рассказали о своей картине «Птичий остров». Действие фильма происходит в реабилитационном центре для птиц в Женеве. Сотрудники центра делают важную работу: лечат раненных птиц и выпускают на волю. Главный смысл картины – люди, работая здесь, и сами исцеляются духовно. Режиссёры фильма хотели обратить внимание на экологию. Фильм вызвал двоякое чувство у зрителей. С одной стороны, добрая помощь птицам, потерявшим дом и нуждающимся в ветеринарной помощи. С другой же стороны – политизированность фильма. Птицы страдают и несут увечья по причине находящегося рядом аэропорта, где их отстреливают, чтобы не мешать самолётам.
Режиссёр фильма «Зумирики» Оскар Алегрия (Испания) рассказал: «Для полноты ощущения фильма я жил на острове в тесной каморке, специально выкрашенной в бежевый цвет, а всё для того, чтобы прочувствовать своё детство. Здесь не было электричества. Моё детство с родителями прошло на этом острове, который после строительства плотины ушёл под воду. Всё исчезло. Фильм построен в форме дневника, воспоминаний. Фильм снят на баскском языке, который тоже, к сожалению, уходит из обихода».
В Ханты-Мансийске состоялась российская премьера российско-грузинского фильма режиссёра Дмитрия Мамулия «Преступный человек». Режиссёр монтажа фильма Алексей Клычников рассказал, что в картине рассказывается история молодого человека, который невольно стал свидетелем убийства. Изо дня в день он приходит на место преступления, намереваясь выяснить детали трагедии. Эта картина в 2019 году стала участником Венецианского кинофестиваля.
Председатель жюри кинофестиваля «Дух огня – 2020» Мария Зверева, приветствуя российских режиссёров и актёров, поинтересовалась, имеют ли гости специальное актёрское или режиссерское образования, сколько лет длились съёмки фильма, как затратно это было?
Один из продюсеров полнометражного фильма-драмы «Котёл» Айсель Лятифова рассказала: «Котёл» – это не только название компьютерного клуба, но и прозвище его владельца Савелия Котлова, который вместе с друзьями и своей девушкой (Александра Ревенко) живёт на районе, отгороженном от остального города коллектором. Этот район – зона отчуждения, которая сжирает людей заживо, как, например, ещё одного друга Котла – Рому, стоически шагнувшего в реку с моста. После этого случая внутри Савелия как будто что-то надломилось, он отчаянно пытается выбраться в город, но каждая новая попытка заводит его в какой-то тупик. «Котел» – экзистенциальная гоподрама, в которой Гай Ричи встречает Сартра и Камю на неблагополучной окраине. Нелинейный нарратив, библейские (яблоко как символ первородного греха) и живописные («Сын человеческий» Рене Маргитта) аллюзии, бег по кругу и абсурд, много абсурда.
Авдотья Александрова рассказала о новом российском фильме «Холодно»: «В 2010 году начали снимать, снимала на свои деньги. Потратили три миллиона рублей на создание фильм. Актёры снимались бесплатно, потратились только на свет, на технику брали деньги в кредит. Закончили картину только в прошлом году».
Якутская актриса лирической комедии «Экспедиция» Ольга Дорофеева рассказала: «Работа над картиной завершилась ещё в 2016 году, мы довольны тем, как зритель принимает фильм. В Якутии в год снимается по 4-5 фильмов».
В течение пяти дней члены жюри просматривали фильмы. Куратором международного конкурса кинематографических дебютов стал Борис Нелепо, в жюри международного конкурса вошли: режиссёр из Португалии Рита Азеведу Гомес, бразильский постановщик Иван Кардосо, финский режиссёр Мика Таанила и китайская актриса, режиссёр Анн Хуэй. Актёрское жюри конкурса возглавляли Леонид Ярмольник, Ирина Розанова и Евгения Брик. Члены режиссёрского жюри: Павел Руминов, Нигина Сайфуллаева, Наталья Меркулова, Алексей Чупов.
В Международном конкурсе фестиваля участвовали восемь фильмов. По итогам кинофестиваля места распределились так: «Золотую тайгу» получил грузинско-российский художественный фильм режиссёра Дмитрия Мамулия, снятый по мотивам произведений Фёдора Достоевского и Льва Толстого, «Преступный человек». «Серебряная тайга» была вручена швейцарскому фильму режиссёров Майи Коса и Серджио Да Коста «Птичий остров», «Бронзовая тайга» – «Зумирики» (режиссёр Оскар Алегрии, Испания).
Специальный приз жюри был отдан фильму Мэттью Рэнкина «Двадцатый век».
В Международном конкурсе приз «Мамонт» был вручён испанскому фильму «Долгая ночь» (режиссёр Элой Энсисо Кашафейро).
В российском конкурсе кинодебютов приз зрительских симпатий «Золотая тайга», а также награда «За сохранение культурных традиций» был удостоен фильм якутского режиссёра Гаврила Менкярова «Экспедиция». Получая приз, актриса Ольга Дорофеева исполнила песню на якутском языке.
Приз «Цвет таёжной надежды» присудили режиссёру Ксении Ратушной за фильм «Аутло».
Специальный диплом жюри в российском конкурсе достался режиссёру Игорю Полевичко за фильм «Сделать как надо». Сыгравшая в этом фильме Валерия Репина получила приз им. Александра Абдулова за лучшую женскую роль, Денис Крюков – за лучшую мужскую роль.
Вот и завершился очередной фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня». Гости окружной столицы – актёры, режиссёры, кинематографисты – остались довольны кинофестивалем, а также культурной программой, которая была для них организована. Кто-то впервые увидел жизнь, быт коренных малочисленных народов Югры – ханты, манси, лесных ненцев. Ведь в эти дни в окружной столице проходили соревнования среди лучших оленеводов округа. А мы – зрители – в очередной раз пообщались с любимыми актёрами, увидели новые фильмы.
До новых встреч, кинофестиваль «Дух огня»!
Людмила ГУРЬЕВА