- Мансийский
- Русский
Тн наманыл мирн внг вос мтгыт
Хуньт пс лупсат л-нглым мщтырлан тлат ты нотт аквтох лаль вос мталгыт, тамле номт ньщим Санкт-Петербург ӯст лнэ н Любовь Юрьевна Попова ос А.И. Герцен нампа лӯим институтт ханищтахтан гит-пыгыт акв проект щирыл рӯпитаӈкве вылтахтасыт. Тн ань яныгӯй ос слы ньтныл пормасыт ктл вргыт.
Ты лы-плт китыт курсыт ханищтахтан ги Марина Резанова «Люди Лебеди – возвращение резной истории» намаим тлат щпитаӈкве номылматас. Тувыл Любовь Попова ёт хансум проектн «Инносоциум» нампа студенческий касылын «Душа России: сохранение культуры и традиций» номинациян ктыстн. Тот ты тлат «Газпром-Медиа-Холдинг» рӯпитан кол плыл рталавет ос пуӈктотгыт. Ань тн мньполь тпос юи-выл хталанэт лтыӈ хӯлтсыт, нг проектн сака ёмас, Марина Москван ввыглавес ос тот нх-патум дипломыл майвес.
Марина Резанова Лӯим институтн Алтай мныл ханищтахтуӈкве ёхтыс, тав кумандийцы – мощщаг хультум мнь мирытныл лы. Ань ты проектт тав такви мхманэ палт яныгӯй ос слы ньтныл врнэ ханьщувлам тлат нмхуньт ул вос ёрувлавсыт, таимгыс лаль тотуӈкве таӈхитэ.
Лӯим гит-пыгыт ханищтахтан институтыт «декоративно-прикладной искусство ос художественных промыслов» намаим колнак хус арыгкем тл рӯпиты. Тот Елена Станиславовна Реснайс студентыт совныл, нуйныл, трныл ос ссныл сыре-сыр пормасыт вруӈкве ханищтыянэ. Н Чукотка мт мащтыр хтпаг лы, Россият дизайнер хтпат акван-атнэ Союзт ловиньтахты. Тав гит-пыгыт врум пормасаныл св мн тотыгласанэ ос тот суссылтавсыт. Тват мт хн мн тотыглымат, свсыр касылн с ктыглавсыт ос тувыл янытлан нпакыл майлувсыт.
Любовь Попова ань лвме щирыл, 1937 тлт лӯим институт ханищтахтам хтпат ктл врим пормасаныл ман ктл пслум хурияныл Францият Париж ӯст суссылтапын щпитлсаныл. Тнт ты суссылтапытыл хн мт лнэ мхум сака ощатахтасыт, та псыл хурит пслум пыг Константин Панков наме мирн вӈкве патвес ос Гран-при псыл майвес. Ты пор ханищтахтын студентыт сака нтнэ пормасыт, хурит с вргыт, тн наманыл л-нглым св мирн вос хӯнтамлавет. Пуссын рӯпатаныл вылтыт Любовь Юрьевна китыгласлум ос тав тох потыртас.
«Мн Лӯимв» нампа колнак урыл
– Ам тыт кит тл охсаг ты мты, ты институтт рӯпитанм. Тыт гит-пыгыт тнки уроканыл коныпал тыг ёхталгыт ос матыр вруӈкве ханищтахтгыт. Млал ты студияв «Мн Лӯимв» намтыслӯв ос ань институтув 95 тлэ твлын кастыл тыт врум пормасанув суссылтапын атсанӯв. Мӯй хтпат пӯмщалахтгыт, ёмас сымыӈ лтыӈ лвгыт.
Санкт-Петебург ӯст хоты суссылтапын ввиньтлавв ке, ты пормасыт тув тотыглыянӯв. Тванакт хотты лумхлас тув ёхты, насати, тав ущты выл щёс мощщаг хультум лӯим мирыт наманыл хӯнтамлыянэ. Вим, тва намыт нас трвит лгалаӈкве ос тнаныл номуӈкве ргыт. Тох мӯй мхум долганцы, кумандинцы, нганасаны, ульчи, юкагиры, энцы вылтыт нмхуньт ат хӯлыгласыт, ос ань тн пс йис наканыл урыл матыр-ти тра-паттгыт.
гиянув-пыганув тнки мхманыл пс наканыл вылтыт китыглыяныл, матыр нпакн пслгыт, хансгыт ос тувыл тыт мн аквъёт ханищтахтым лаль рӯпитв. Млты тл ам тнаныл куклат вруӈкве номылматсум. Ты лы-плт лвсум, тнки мхманыл хӯлтыглан мгыс ты кукланыл хосыт лумхлас лнэ щире ос матыр лнэ тулэ вос такталгыт.
Мн ты куклат «грунтованный текстиль» техника лвнэ щирыл щпитасанӯв, нн тнаныл ань врум суссылтапыт ул ксаллсанын. Ксыӈ кукла такви мхум маснутыл мастым лы ос матыр врнэт тув кртыс. Тн пуссын щисла ньщгыт ос врнутанылт нпакн хасвсыт. Тувыл мӯй хтпат тнанылн мӯстын кукла пригыт, матыр агтым номт пингыт ос та щислатэт ман лаль лнэ вти лтыӈ ловиньтв.
Тамле ёнгил выл щёс мн Москват «Сокровища Севера» суссылтапыт врыгласӯв, тыи мхумн сака мӯстыс. Санкт-Петербургыт мн студентанув ты врнутаныл мгыс мирхал касылыт выл места висыт. Тувыл Мурманск ӯсн тотыгласанӯв, тот китыглавв, манрыг саам кукла тим, мт хоты мирыт. Саами ос мт лӯима мхум гит-пыгыт институтувт с ханищтахтгыт, ань хотьютаныл ксащи ке, мн палтув вос ёхталгыт ос тнки мир кукланыл вруӈкве врмгыт.
Лӯима лупса хурит ктл пслгыт
– Ты студия-колнакувт тва студентыт хурит пслуӈкве ёхталгыт. Амки ктл пслым хурит с ньщгум. Хуриянувт мн аквтахольт лӯим мхум лупсаныл, лнэ наканыл суссылтв. Ксыӈ порат тн нупланыл сунсым, лумхлас матыр св номсы, ёмас посыӈ номтыл лы. Тамле лтыӈ мнавн мӯй хтпат лвгыт ман хансгыт.
Кос выгӯв, Анна Нахрачёва Югра мныл ёхтум ги, тав аквтопмат Нуми-Трумн матарыл хӯлтаве ос сыре-сыр псыл, хансал мӯтраӈ пӯмыщ хурит пслы. «Ты улпыл, ам миссиям, – ги лвнтэ, – ань ты хурит кастыл ам пс йис накыт мхумн мйтгум».
Тав нуплэ рталахтым мт студентыт хурит пслуӈкве с ханищтахтгыт. Ам амки рущ н, ос Таймыр мт лнм сыс лӯим мирыт халт лсум, ёмщакв юрщхатасум. Ань хуриянум с лӯим вылтыт пслыянум.
Ты тл тва гит «коллаж» техника щирыл рӯпитаӈкве патсыт. Тн матыр рыг, мйт хнтгыт ос тав щиртыл совыл, тр слмыл, ссныл, мнь йӣввлытыл матыр пӯмыщ хури щпитгыт. Ты пуссын рӯпатат суссылтан мгыс А.А. Половцев архитектор нампа особняк-колн ввиньтлвесӯв. Тот мхум с ощатахтгыт, лвгыт, тн Россият лнэ тва лӯим мирыт аты вганыл, ос тыт ктл пслум хурияныл ос пормасаныл хосыт пс йис накыт тра-паттысаныл.
Яныгӯй, слы ньтныл врим пормас проект ёт мн ущтынув рӯпитаӈкве вылтасӯв. Ты врмалитыл хус свит лумхлас пӯмщалахты, ань таимгыс «косторезная» лвнэ нас колнак щпитасӯв. Ань грант-олнытыл свсыр рнэ пормасыт ёвтсӯв. Тувыл ты тлат ёмщакв внэ н Елена Санифовна Мусина мнавн лаль тотуӈкве нты. Тав Норильск ӯст лнэ колледжит косторез-тлан гит-пыгыт 18 тл ханищтас.
Тувыл ты проектув щирыл ты студият нврамыт ханищтым коныпал, мн вртур тпост Алтай мн ялымн ос тот кумандинцыт щнэ пс наканыл ёл-хансыянмн. Таквсы студентанув ёхтгыт ос мн тнаныл лаль ханищтыянӯв тах. Тн ты студиян сака ксащим яланталгыт, тнки номтанылт врнутаныл хурииг пслыяныл ос тувыл мщтырлаӈкве та ӯнтгыт. Мн тыт акван-атым пормасаныл суссылтым кумыскаӈ ишкап ньщв, тув ань ксыӈъмт св пормас та атхаты. Ос тн кастыланыл хоты студентув ос тав мире урыл св мхумн потыртв.
Тамара МЕРОВА
Их имена могут стать также известны миру
В далёкие годы прошлого века имена студентов-северян по декоративно-прикладным изделиям становятся всемирно известные, так это может и повторится, зная талант северных ребят, Любовь Юрьевна Попова из Санкт-Петербурга вместе со своими студентами института народов Севера подготовили проект. Они решили обратиться к традиционному косторезному мастерству малочисленных народов Севера.
Прежде студентка второго курса Марина Резанова предложила проект «Люди Лебеди ¬– возвращение резной истории». Вместе с куратором Любовью Поповой подготовили и отправили работу на Всероссийский студенческий конкурс социальных проектов «Инносоциум» в номинацию «Душа России: сохранение культуры и традиций». Партнёром данного конкурса является «Газпром-Медиа Холдинг». В конце марта объявили имена победителей, и в списке лучших работ оказался их проект. Марине в Санкт-Петербурге на Международном экономическом форуме вручили Диплом Победителя.
Марина Резанова приехала учиться в институт с Алтайского края, по национальности она кумандинка ¬– это один из малочисленных народов этого региона. Целью данного проекта она обозначила возрождение и развитие традиционного искусства резьбы по кости, некогда позабытого искусства среди кумандинцев.
В институте народов Севера важным звеном в учебно-методической и воспитательной работе занимает кабинет декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Он существует чуть более двадцати лет и под чутким руководством преподавателя Елены Станиславовны Реснайс, народного мастера из Чукотки и члена Союза дизайнеров России студенты овладевали различными традиционными техниками и осваивали работу с природными и синтетическими материалами. С рукотворными изделиями они не раз участвовали в различных конкурсах и выставках, в том числе и зарубежных, их работы были отмечены достойными наградами.
И как отмечает Любовь Попова, это неудивительно, поскольку у Института Народов Севера великая история в этом смысле. Ведь в далёком 1937-м году именно студент Института Народов Севера Константин Панков получил Гран-При за художественные работы во Всемирной выставке в Париже. Поэтому они вправе считать себя продолжателями сохранения и развития забытых древних ремёсел, и верят, что у них всё получится и их тоже ждёт большое великое будущее. Обо всей деятельности Любовь Юрьевна нам рассказала следующее:
Об этностудии «Наш Север»
– При институте народов Севера я являюсь заведующей кабинетом декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Здесь полтора года как веду внеурочные занятия среди наших студентов и преподавателей. Со временем мы организовали студенческое объединение, этно-арт-студию «Наш Север». И всё, над чем мы поработали, всю продукцию вы могли увидеть на стендах выставки, подготовленной 95-летию института. Нам всегда приятно услышать добрые отзывы от гостей или какие-нибудь пожелания.
В Санкт-Петербурге со студентами также участвуем на выездных мероприятиях, рассказываем о культуре северных народов. К удивлению ребят, зачастую так бывает, что некоторые посетители о каком-нибудь народе никогда ни разу не слышали и ничего не знают. Кому-то не только сложно их запомнить, но и выговорить, теперь благодаря изделиям студентов и рассказов о своём народе человек впервые узнаёт о таких народах как долганы, кумандинцы, нганасаны, ульчи, юкагиры или энцы.
Знания о культуре и обычаях студенты получают у старшего поколения, пока находятся дома, они ведут полевые дневники, рисуют и уже во время учебного процесса делятся информацией. В прошлом году мне пришла идея о создании коллекции национальных кукол. И нашей задачей было не просто сделать обычную куклу в традиционной одежде, а показать её в привычной для них среде обитания, в движениях уловить характерные черты. Так появились куклы, исполненные в технике «грунтованный текстиль». Это авторские куклы, которые имеют этнические отличия, особенности того народа, к которому сами мастерицы принадлежат.
На выставке они представлены у нас по номерам, и каждый что-то символизирует. Каждая девушка написала легенду о своей кукле. Если это хранительница домашнего очага, она символизирует женственность, является оберегом. Если это кто-то шагает через сугробы, значит победитель, ну и так далее. Каждый несёт какой-то свой смысл, замысел.
Такая задумка появилась у нас перед поездкой в Москву на выставку «Сокровища Севера», чтобы более проявить интерес у зрителя, сделали их метафорическими и могли погадать по этим куклам. Кстати, общество очень хорошо приняли нашу идею, и затем мы с кукольной выставкой участвовали на других площадках. В Санкт-Петербурге на международном конкурсе наши студенты получили первое место.
Позже мы эту коллекцию повезли в Мурманск и тоже получили приз. Там к нам подходили люди и говорили, что они тоже северяне, но почему-то не видят куклы саамов или других народностей. Это лишь вопрос времени, думаю, что найдутся желающие студенты-саами и слепят своеобразную куколку, которая через искусство, сможет также рассказать истину о своём народе.
Жизнь северян познают через живопись
Кроме того в студии, параллельно мы ещё занимаемся живописью. Мне и самой нравится рисовать. Главной темой наших картин, конечно же, изображение величественного и непредсказуемого Севера, природа и его люди. Восприятие к полотнам у зрителей тоже разное, кто-то глубоко задумчиво вглядывается в работу художников, у кого-то это радостные эмоции или наоборот грусть, тоска. Посетители обмениваются мнением и в целом, оставляют положительные отзывы.
Вы уже знакомы и мы рассказывали вам о художнице Анне Нахрачёвой из Югры. Девушка активно включилась в художественный процесс и создала серию сюжетных картин, связанных с этническими мотивами обских угров.
У Анны собралась уже большая коллекция солидных, красивых работ, и мы недавно организовали персональную выставку. Картины очень интересные, много сочетаний символов с орнаментами, космической зоны, она настолько глубоко вошла в эту тему, что глядя на её картины можно бесконечно что-нибудь рассказывать. «Похоже, это моя миссия – говорит о своём творчестве Анна, – я как будто бы вхожу в космический портал и через образы воссоздаю древний мир хантов и манси».
По отношению к народу, к искусству такую патриотическую и очень важную миссию Анна Нахрачёва несёт. Не ошибусь, если в будущем это будет лучший художник Югры.
Другие девчата тоже проявляют свои художественные таланты, создают о своём народе живописные работы. Я по происхождению хоть и русская, но много лет прожившая на Таймыре, чувствую, что северная тематика меня не отпускает, все знания были собраны именно у местных жителей, считаю, что их духи меня поддерживают. И я с большим вдохновением рассказываю о долганах, нганасанах, ненцах и энцах в своих полотнах.
Недавно в студии открыли новое направление, работаем с ребятами в новой технике «коллажи». Они также вначале вспоминали какую-нибудь легенду, и на основе той легенды создавали свои коллажи. Работы исполнены разными материалами, у кого-то это дерево, шпон, береста, у кого-то это металл, кожа, сукно или ткани. В общем, экспериментируем. За полтора года существования этно-арт студии мы уже активно обозначились, нас признают в городе и куда-нибудь приглашают. Не так давно прошла выставка в доме архитектора, в особняке А.А. Половцева. И всему находим подтверждение – работы северян людям очень нравятся. Здесь они познают древнюю культуру, обычаи и искусство многонационального Российского Севера.
Сейчас, как вы понимаете, мы начали работать ещё и с возрождением уникального ремесла – косторезное производство. Для этого подготовили отдельную мастеровую лабораторию, благодаря грантовой поддержке закупили туда необходимое оборудование, бурмашины и фрезы. В проекте задействованы порядка 20 учащихся, нам творчески помогает и проводит мастер-классы таймырский мастер-косторез Елена Санифовна Мусина. Она преподаватель с 18-летним стажем Норильского колледжа искусств, её работы из кости высоко оценивались на Всероссийских и международных конкурсах.
Отмечу, что данный проект включает проведение обучающих творческих лабораторий, как в стенах нашей мастерской, так и на выездных площадках. Так в августе предстояла поездка на Алтай на территорию компактного проживания кумандинцев. Хочется возрождать пока ещё не забытое косторезное искусство. А с началом учебного года будем дальше делиться набранным опытом со студентами. Радуемся, что у нас очень способные к художественному творчеству девушки и парни, с полной отдачей творят чудесные изделия.
Тамара МЕРОВА
















