Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Тамара МЕРОВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Ханищтахтын мхум янытлавсыт
  • Сыктывкар ӯсныл ёхтасум
  • Яныг вр кӣвырт мнь ӯс – мн ханищтахтын колув тох лвилӯв
  • Лӯимā мāхумныл мйтыт акван-атавет ос нпакыг тāратавет

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Нрн ялсымн
  • кваг-йкаг 50 тл аквъёт лг
  • Мньлат н мхум пусмалты
  • Йильпи хтпа газетат

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Номтыӈ ёнгилыт
  • Āньтныл ос лувныл пормасыт вāрвсыт
  • Тн наманыл мирн внг вос мтгыт
  • Ангашупов рӯтныл лгум

Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница

  • Пащар йӣв пиланэ манрыг тӯйт патнэ порат понсгыт

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)
  • № 14 (1344)
  • № 15 (1345)
  • № 16 (1346)
  • № 17 (1347)
  • № 18 (1348)
  • № 19 (1349)
  • № 20 (1350)
  • № 21 (1351)

Вы здесь

Главная » Тн наманыл мирн внг вос мтгыт
  • Мансийский
  • Русский

Тн наманыл мирн внг вос мтгыт

Хуньт пс лупсат л-нглым мщтырлан тлат ты нотт аквтох лаль вос мталгыт, тамле номт ньщим Санкт-Петербург ӯст лнэ н Любовь Юрьевна Попова ос А.И. Герцен нампа лӯим институтт ханищтахтан гит-пыгыт акв проект щирыл рӯпитаӈкве вылтахтасыт. Тн ань яныгӯй ос слы ньтныл пормасыт ктл вргыт. 

Ты лы-плт китыт курсыт ханищтахтан ги Марина Резанова «Люди Лебеди – возвращение резной истории» намаим тлат щпитаӈкве номылматас. Тувыл Любовь Попова ёт хансум проек­тн «Инносоциум» нампа студен­ческий касылын «Душа России: сохранение культуры и традиций» номинациян ктыстн. Тот ты тлат «Газпром-Медиа-Холдинг» рӯпитан кол плыл рталавет ос пуӈктотгыт. Ань тн мньполь тпос юи-выл хталанэт лтыӈ хӯлтсыт, нг проектн сака ёмас, Марина Москван ввыглавес ос тот нх-патум дипломыл майвес.

Марина Резанова Лӯим инсти­тутн Алтай мныл ханищтах­туӈкве ёхтыс, тав кумандийцы – мощщаг хультум мнь мирытныл лы. Ань ты проектт тав такви мхманэ палт яныгӯй ос слы ньтныл врнэ ханьщувлам тлат нмхуньт ул вос ёрувлавсыт, таимгыс лаль тотуӈкве таӈхитэ. 

Лӯим гит-пыгыт ханищтахтан институтыт «декоративно-при­кладной искусство ос художе­ствен­ных промыслов» намаим колнак хус арыгкем тл рӯпиты. Тот Елена Станиславовна Реснайс студентыт совныл, нуйныл, трныл ос ссныл сыре-сыр пормасыт вруӈкве ханищтыянэ. Н Чукотка мт мащтыр хтпаг лы, Россият дизайнер хтпат акван-атнэ Союзт ловиньтахты. Тав гит-пыгыт врум пормасаныл св мн тоты­гласанэ ос тот суссылтавсыт. Тват мт хн мн тотыглымат, свсыр касылн с ктыглавсыт ос тувыл янытлан нпакыл майлу­всыт. 

Любовь Попова ань лвме щирыл, 1937 тлт лӯим институт ханищтахтам хтпат ктл врим пормасаныл ман ктл пслум хурияныл Францият Париж ӯст суссылтапын щпитлсаныл. Тнт ты суссылтапытыл хн мт лнэ мхум сака ощатахтасыт, та псыл хурит пслум пыг Констан­тин Панков наме мирн вӈкве патвес ос Гран-при псыл майвес. Ты пор ха­нищтахтын студентыт сака нтнэ пормасыт, хурит с вргыт, тн наманыл л-нглым св мирн вос хӯнтамлавет. Пуссын рӯпатаныл вылтыт Любовь Юрьевна китыгласлум ос тав тох потыртас.

«Мн Лӯимв» нампа колнак урыл

– Ам тыт кит тл охсаг ты мты, ты институтт рӯпитанм. Тыт гит-пыгыт тнки уроканыл коныпал тыг ёхталгыт ос матыр вруӈкве ханищтахтгыт. Млал ты студияв «Мн Лӯимв» намтыслӯв ос ань институтув 95 тлэ твлын кастыл тыт врум пормасанув суссылта­пын атсанӯв. Мӯй хтпат пӯмща­лахтгыт, ёмас сымыӈ лтыӈ л­в­гыт.

Санкт-Петебург ӯст хоты суссыл­тапын ввиньтлавв ке, ты пор­масыт тув тотыглыянӯв. Тванакт хотты лумхлас тув ёхты, насати, тав ущты выл щёс мощщаг хуль­тум лӯим мирыт наманыл хӯнтам­лыянэ. Вим, тва намыт нас трвит лгалаӈкве ос тнаныл номуӈкве ргыт. Тох мӯй мхум долганцы, кумандинцы, нганасаны, ульчи, юкагиры, энцы вылтыт нмхуньт ат хӯлыгласыт, ос ань тн пс йис наканыл урыл матыр-ти тра-паттгыт. 

гиянув-пыганув тнки мхма­ныл пс наканыл вылтыт киты­глыяныл, матыр нпакн пслгыт, хансгыт ос тувыл тыт мн аквъёт ханищтахтым лаль рӯпитв. Млты тл ам тнаныл куклат в­руӈкве номылматсум. Ты лы-плт лвсум, тнки мхманыл хӯл­тыг­лан мгыс ты кукланыл хосыт лумхлас лнэ щире ос матыр лнэ тулэ вос такталгыт. 

Мн ты куклат «грунтованный текстиль» техника лвнэ щирыл щпитасанӯв, нн тнаныл ань врум суссылтапыт ул ксаллса­нын. Ксыӈ кукла такви мхум маснутыл мастым лы ос матыр врнэт тув кртыс. Тн пуссын щисла ньщгыт ос врнутанылт нпакн хасвсыт. Тувыл мӯй хтпат тнанылн мӯстын кукла пригыт, матыр агтым номт пингыт ос та щислатэт ман лаль лнэ вти лтыӈ ловиньтв. 

Тамле ёнгил выл щёс мн Москват «Сокровища Севера» сус­сылтапыт врыгласӯв, тыи мхумн сака мӯстыс. Санкт-Петербургыт мн студентанув ты врнутаныл мгыс мирхал касылыт выл места висыт. Тувыл Мурманск ӯсн тоты­гласанӯв, тот китыглавв, манрыг саам кукла тим, мт хоты мирыт. Саами ос мт лӯима мхум гит-пыгыт институтувт с ханищтах­тгыт, ань хотьютаныл ксащи ке, мн палтув вос ёхталгыт ос тнки мир кукланыл вруӈкве врмгыт. 

Лӯима лупса хурит ктл пслгыт

– Ты студия-колнакувт тва студентыт хурит пслуӈкве ёхта­лгыт. Амки ктл пслым хурит с ньщгум. Хуриянувт мн аквтахо­льт лӯим мхум лупсаныл, лнэ наканыл суссылтв. Ксыӈ порат тн нупланыл сунсым, лумхлас матыр св номсы, ёмас посыӈ номтыл лы. Тамле лтыӈ мнавн мӯй хтпат лвгыт ман хансгыт. 

Кос выгӯв, Анна Нахрачёва Югра мныл ёхтум ги, тав аквтоп­мат Нуми-Трумн матарыл хӯлтаве ос сыре-сыр псыл, хансал мӯтраӈ пӯмыщ хурит пслы. «Ты улпыл, ам миссиям, – ги лвнтэ, – ань ты хурит кастыл ам пс йис накыт мхумн мйтгум». 

Тав нуплэ рталахтым мт студентыт хурит пслуӈкве с ханищтахтгыт. Ам амки рущ н, ос Таймыр мт лнм сыс лӯим ми­рыт халт лсум, ёмщакв юрщхата­сум. Ань хуриянум с лӯим выл­тыт пслыянум.

Ты тл тва гит «коллаж» тех­ника щирыл рӯпитаӈкве патсыт. Тн матыр рыг, мйт хнтгыт ос тав щиртыл совыл, тр слмыл, сс­ныл, мнь йӣввлытыл матыр пӯмыщ хури щпитгыт. Ты пус­сын рӯ­патат суссылтан мгыс А.А. Половцев архитектор нампа особняк-колн ввиньтлвесӯв. Тот мхум с ощатахтгыт, лвгыт, тн Россият лнэ тва лӯим мирыт аты вганыл, ос тыт ктл пслум хурияныл ос пормасаныл хосыт пс йис накыт тра-паттысаныл. 

Яныгӯй, слы ньтныл врим пормас проект ёт мн ущтынув рӯпитаӈкве вылтасӯв. Ты вр­малитыл хус свит лумхлас пӯм­щалахты, ань таимгыс «косто­резная» лвнэ нас колнак щ­питасӯв. Ань грант-олнытыл св­сыр рнэ пормасыт ёвтсӯв. Тувыл ты тлат ёмщакв внэ н Елена Санифовна Мусина мнавн лаль тотуӈкве нты. Тав Норильск ӯст лнэ колледжит косторез-тлан гит-пыгыт 18 тл ханищтас.

Тувыл ты проектув щирыл ты студият нврамыт ханищтым коныпал, мн вртур тпост Алтай мн ялымн ос тот кумандинцыт щнэ пс наканыл ёл-хансыянмн. Таквсы студентанув ёхтгыт ос мн тнаныл  лаль ханищтыянӯв тах. Тн ты студиян сака ксащим яланталгыт, тнки номтанылт врнутаныл хурииг пслыяныл ос тувыл мщтырлаӈкве та ӯнт­гыт. Мн тыт акван-атым порма­саныл суссылтым кумыскаӈ ишкап ньщв, тув ань ксыӈъмт св пормас та атхаты. Ос тн кастыла­ныл хоты студентув ос тав мире урыл св мхумн потыртв.

Тамара МЕРОВА

Их имена могут стать также известны миру

В далёкие годы прошлого века имена студентов-северян по декоративно-прикладным изделиям становятся всемирно известные, так это может и повторится, зная талант северных ребят, Любовь Юрьевна Попова из Санкт-Петербурга вместе со своими студентами института народов Севера подготовили проект. Они решили обратиться к традиционному косторезному мастерству малочисленных народов Севера. 

Прежде студентка второго курса Марина Резанова предложила проект «Люди Лебеди ¬– возвращение резной истории». Вместе с куратором Любовью Поповой подготовили и отправили работу на Всероссийский студенческий конкурс социальных проектов «Инносоциум» в номинацию «Душа России: сохранение культуры и традиций». Партнёром данного конкурса является «Газпром-Медиа Холдинг». В конце марта объявили имена победителей, и в списке лучших работ оказался их проект. Марине в Санкт-Петербурге на Международном экономическом форуме вручили Диплом Победителя. 

Марина Резанова приехала учиться в институт с Алтайского края, по национальности она кумандинка ¬– это один из малочисленных народов этого региона. Целью данного проекта она обозначила возрождение и развитие традиционного искусства резьбы по кости, некогда позабытого искусства среди кумандинцев. 

В институте народов Севера важным звеном в учебно-методической и воспитательной работе занимает кабинет декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Он существует чуть более двадцати лет и под чутким руководством преподавателя Елены Станиславовны Реснайс, народного мастера из Чукотки и члена Союза дизайнеров России студенты овладевали различными традиционными техниками и осваивали работу с природными и синтетическими материалами. С рукотворными изделиями они не раз участвовали в различных конкурсах и выставках, в том числе и зарубежных, их работы были отмечены достойными наградами. 

И как отмечает Любовь Попова, это неудивительно, поскольку у Института Народов Севера великая история в этом смысле. Ведь в далёком 1937-м году именно студент Института Народов Севера Константин Панков получил Гран-При за художественные работы во Всемирной выставке в Париже. Поэтому они вправе считать себя продолжателями сохранения и развития забытых древних ремёсел, и верят, что у них всё получится и их тоже ждёт большое великое будущее. Обо всей деятельности Любовь Юрьевна нам рассказала следующее:

Об этностудии «Наш Север» 

– При институте народов Севера я являюсь заведующей кабинетом декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Здесь полтора года как веду внеурочные занятия среди наших студентов и преподавателей. Со временем мы организовали студенческое объединение, этно-арт-студию «Наш Север». И всё, над чем мы поработали, всю продукцию вы могли увидеть на стендах выставки, подготовленной 95-летию института. Нам всегда приятно услышать добрые отзывы от гостей или какие-нибудь пожелания. 

В Санкт-Петербурге со студентами также участвуем на выездных мероприятиях, рассказываем о культуре северных народов. К удивлению ребят, зачастую так бывает, что некоторые посетители о каком-нибудь народе никогда ни разу не слышали и ничего не знают. Кому-то не только сложно их запомнить, но и выговорить, теперь благодаря изделиям студентов и рассказов о своём народе человек впервые узнаёт о таких народах как долганы, кумандинцы, нганасаны, ульчи, юкагиры или энцы. 

Знания о культуре и обычаях студенты получают у старшего поколения, пока находятся дома, они ведут полевые дневники, рисуют и уже во время учебного процесса делятся информацией. В прошлом году мне пришла идея о создании коллекции национальных кукол. И нашей задачей было не просто сделать обычную куклу в традиционной одежде, а показать её в привычной для них среде обитания, в движениях уловить характерные черты. Так появились куклы, исполненные в технике «грунтованный текстиль». Это авторские куклы, которые имеют этнические отличия, особенности того народа, к которому сами мастерицы принадлежат. 

На выставке они представлены у нас по номерам, и каждый что-то символизирует. Каждая девушка написала легенду о своей кукле. Если это хранительница домашнего очага, она символизирует женственность, является оберегом. Если это кто-то шагает через сугробы, значит победитель, ну и так далее. Каждый несёт какой-то свой смысл, замысел. 

Такая задумка появилась у нас перед поездкой в Москву на выставку «Сокровища Севера», чтобы более проявить интерес у зрителя, сделали их метафорическими и могли погадать по этим куклам. Кстати, общество очень хорошо приняли нашу идею, и затем мы с кукольной выставкой участвовали на других площадках. В Санкт-Петербурге на международном конкурсе наши студенты получили первое место.

Позже мы эту коллекцию повезли в Мурманск и тоже получили приз. Там к нам подходили люди и говорили, что они тоже северяне, но почему-то не видят куклы саамов или других народностей. Это лишь вопрос времени, думаю, что найдутся желающие студенты-саами и слепят своеобразную куколку, которая через искусство, сможет также рассказать истину о своём народе.

Жизнь северян познают через живопись

Кроме того в студии, параллельно мы ещё занимаемся живописью. Мне и самой нравится рисовать. Главной темой наших картин, конечно же, изображение величественного и непредсказуемого Севера, природа и его люди. Восприятие к полотнам у зрителей тоже разное, кто-то глубоко задумчиво вглядывается в работу художников, у кого-то это радостные эмоции или наоборот грусть, тоска. Посетители обмениваются мнением и в целом, оставляют положительные отзывы.

Вы уже знакомы и мы рассказывали вам о художнице Анне Нахрачёвой из Югры. Девушка активно включилась в художественный процесс и создала серию сюжетных картин, связанных с этническими мотивами обских угров.   

У Анны собралась уже большая коллекция солидных, красивых работ, и мы недавно организовали персональную выставку. Картины очень интересные, много сочетаний символов с орнаментами, космической зоны, она настолько глубоко вошла в эту тему, что глядя на её картины можно бесконечно что-нибудь рассказывать. «Похоже, это моя миссия – говорит о своём творчестве Анна, – я как будто бы вхожу в космический портал и через образы воссоздаю древний мир хантов и манси». 

По отношению к народу, к искусству такую патриотическую и очень важную миссию Анна Нахрачёва несёт. Не ошибусь, если в будущем это будет лучший художник Югры.

Другие девчата тоже проявляют свои художественные таланты, создают о своём народе живописные работы. Я по происхождению хоть и русская, но много лет прожившая на Таймыре, чувствую, что северная тематика меня не отпускает, все знания были собраны именно у местных жителей, считаю, что их духи меня поддерживают. И я с большим вдохновением рассказываю о долганах, нганасанах, ненцах и энцах в своих полотнах. 

Недавно в студии открыли новое направление, работаем с ребятами в новой технике «коллажи». Они также вначале вспоминали какую-нибудь легенду, и на основе той легенды создавали свои коллажи. Работы исполнены разными материалами, у кого-то это дерево, шпон, береста, у кого-то это металл, кожа, сукно или ткани. В общем, экспериментируем. За полтора года существования этно-арт студии мы уже активно обозначились, нас признают в городе и куда-нибудь приглашают. Не так давно прошла выставка в доме архитектора, в особняке А.А. Половцева. И всему находим подтверждение – работы северян людям очень нравятся. Здесь они познают древнюю культуру, обычаи и искусство многонационального Российского Севера.

Сейчас, как вы понимаете, мы начали работать ещё и с возрождением уникального ремесла – косторезное производство. Для этого подготовили отдельную мастеровую лабораторию, благодаря грантовой поддержке закупили туда необходимое оборудование, бурмашины и фрезы. В проекте задействованы порядка 20 учащихся, нам творчески помогает и проводит мастер-классы таймырский мастер-косторез Елена Санифовна Мусина. Она преподаватель с 18-летним стажем Норильского колледжа искусств, её работы из кости высоко оценивались на Всероссийских и международных конкурсах.

Отмечу, что данный проект включает проведение обучающих творческих лабораторий, как в стенах нашей мастерской, так и на выездных площадках. Так в августе предстояла поездка на Алтай на территорию компактного проживания кумандинцев. Хочется возрождать пока ещё не забытое косторезное искусство. А с началом учебного года будем дальше делиться набранным опытом со студентами. Радуемся, что у нас очень способные к художественному творчеству девушки и парни, с полной отдачей творят чудесные изделия. 

Тамара МЕРОВА

Рубрика: 
Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 17 (1347)
4.09.2025

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика