Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Тамара МЕРОВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Ханищтахтын мхум янытлавсыт
  • Сыктывкар ӯсныл ёхтасум
  • Яныг вр кӣвырт мнь ӯс – мн ханищтахтын колув тох лвилӯв
  • Лӯимā мāхумныл мйтыт акван-атавет ос нпакыг тāратавет

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Нрн ялсымн
  • кваг-йкаг 50 тл аквъёт лг
  • Мньлат н мхум пусмалты
  • Йильпи хтпа газетат

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Номтыӈ ёнгилыт
  • Āньтныл ос лувныл пормасыт вāрвсыт
  • Тн наманыл мирн внг вос мтгыт
  • Ангашупов рӯтныл лгум

Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница

  • Пащар йӣв пиланэ манрыг тӯйт патнэ порат понсгыт

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)
  • № 14 (1344)
  • № 15 (1345)
  • № 16 (1346)
  • № 17 (1347)
  • № 18 (1348)
  • № 19 (1349)
  • № 20 (1350)
  • № 21 (1351)

Вы здесь

Главная » Ангашупов рӯтныл лгум
  • Мансийский
  • Русский

Ангашупов рӯтныл лгум

Ювле хультум тпост «Трум Маа» музейт Наталья Владимировна Крюкова «Лохтоткурт пвыл мхум» вылтыт потыртас. Тнт тав Шеркалы музейт рӯпитаме псыл акван-атум пормасыт, хурит суссылтаӈкве тотыс. Вн, пс нпакыт Лохтоткурт пвыл Микояновский район щирыл хӯлтыглавес, ётыл та ляпат лнэ мт пвлыт ёт йильпииг Октябрьский районын хасвсыт. 

Ань Наталья Крюкова такви рӯт колтглэ Анга­шуповыт урыл лаль потыртас. Лохтоткурт пвылт тн щар яныг колтглыг лсыт. Тав тнаныл пуссын нпакн хассанэ, ос тванэ хӯл­тыглым акв-кит лтыӈ лвыс:

– Мн свыӈпал щмьят ань Шеркалы пвылн луӈкве внтлы­сӯв. Хотьют нврам ха­нищ­тан, хотьют мхум пус­малтан манос кс врнэ колт рӯпитгыт. Анга­шуповыт вылтыт хаснм порат пс нпа­кыт ловиньтым сыс ам 1740 тлт самын патум яныг ащйкав хнтыс­лум. Тувыл «Среднеоб­ские ханты – это мы» н­па­кум хаснэм порат амки яныгпла рӯтанум акваг китыгласанум. Хльӯст лнэ квум тох лвыс: «Мн мхманув тнки халанылт сака юртыӈыщ лсыт, хоты коланылт акван-атхатыгллсыт, хт матыр щпитым аквъёт рӯпитасыт, кс аквъёт врсыт. Нмхуньт кант­лын хтпа тим лыс. Врт пил втнэ пора ёхты, мнь нвраманыл ёт вы­ганыл, пуссын та мингыт».   

Тыи сль, тувыл мн акв яныгпла хтпан лтыӈ хӯнтлым лсӯв. Мн яныгма­мув порат тамле лумх­ла­сыг Андрей Александрович Ангашупов лыс. Тав культура тлат РСФСР яныг нам щнэ хум, хнтлан врмаль мтнэ лы-плт хурит пслуӈ­кве ханьщувлам. Ань ты суссылтапын тотнэ пс хурит янгыщ тав пслы­санэ. Хурит хосыт 1940 тлныл 1970 тл мус Октябрьский районт ханты мхум лупсаныл ксалаӈкве рви. Тох Шеркалы музейн мн 25 альбомыт акван-атсӯв. Андрей Александрович рӯпататэ щирыл хт-ти яласас, та сыс Атлым, Яныг Атлым, Леуши ос Язовка пвлытыт лнэ ханты щмьят пуссын пслы­санэ. 

Тав св ханищтахтас ос номтыӈ политикыг м­туӈкве врмыс, такви пс йис накыт акваг сус­сылтаӈкве таӈхыс. Нарсъюхыл ёнгуӈкве Александр Петрович Китуров палт ханищтах­тас. Такви сӈквылтап, нарсъюх мщтырлаӈкве ханьщувлас. Ты коныпал такви номтэт ргыт хан­сум, йӣквыт ос пӯмыщ концертыт щпитлыс. Мнавн мнь тгыл тав врум йӣквнэ куклат сака мӯстысыт. Мхум ань тыг мус таи номгыт. 

Тувыл 2013 тлт мн пал­тув Ханты-Мансийс­ка­ныл Татьяна Волдина св­нитас ос Андрей Алек­сандрович хансум рганэ урыл китыглахтас. йка срыг-рыг, сымн хйнэ рыг ньщи ман ти.

Тнт ам «Шануш пох» ёл-хансым акв рге омамн хӯнтлуӈкве май­лас­лум, тав нумн рущ лт­ӈыл толмащлаӈкве нтыстэ. Омам лвыс, ты Ангашуповыт Нй-ты­ра­ныл рыг: «Тав такем рыг лы, нмхотьютныл ат пилыс, ёлыл яласас, нумыл яласас ос акваг пилтлыг лыс. Нн с хт-ти лннт, нмхоть­ют­ныл ул пилн ос вн, нн сака р Нй-тырытн ӯргалавн». 

Тувыл А.А. Ангашупов ты рыг-тн ощхулиӈыщ сӈквылтытэ, тав Нй-тыре вылтыт яныг пуӈкыӈ, яныг пукиӈ ос яныг ктыӈ-лглыӈыг потырты. 2014 тлт ты рыг Екатеринбург ӯст «Н-Урал» нампа группан йильпи щирыл хасвес ос рок-фестивальт выл щёс ргувес. Ань Ангашупов йка такви хольт ргум рге ос рок-группа щи­рыл щпитам рге ты сус­сылтапыт хӯнтлысӯв. Такем пӯмыщ лыс.

Тамара МЕРОВА

Play / pause
0:00
0:00
volume
menu
  • Ангашупов рӯтныл лгум
< previous
> next

Из знатного рода Ангашуповых

В предыдущем номере мы уже писали о выездной выставке «Лохтоткуртский народ», представленной Натальей Владимировной Крюковой в Ханты-Мансийске. Познакомив посетителей с историей хантыйской деревни и его жителями, она показывала экспонаты, старинные фотографии, собранные сотрудниками Шеркальского этнографического музея. Для справки, в архивных документах деревня Лохтоткурт территориально ранее была вписана в Микояновский район, ныне это Октябрьский район.

Наталья Крюкова продолжила рассказ о семье Ангашуповых, откуда она и сама родом. В Лохтоткурте это была самая многочисленная родня. Составляя родословную и вписывая каждого члена семьи, Наталья Владимировна постаралась узнать о них как можно больше. Она рассказала:

– Сейчас наши семьи переселились кто куда, но большинство проживают и трудятся в посёлке Шеркалы. Работают в разных сферах деятельности, кто преподаёт, кто лечит, кто подался в учреждение культуры, но вместе с тем любят поохотиться и порыбачить.  

Когда я составляла родословную Ангашуповых, то в метрической книге нашла 

одного прапрапредка 1740-го года рождения. И когда писала книгу «Среднеобские ханты – это мы», родственников просила написать свои воспоминания о старшем поколении, то, каким они их помнят.

Со слов нашей тётушки, которая жила в Берёзово, я записала: «Мы жили все в одном месте, семья была большая, все-все были очень дружные. Все как-то находили время и место вместе собираться, вместе где-то поработать, вместе веселиться. И не было такого, чтобы кто-то на кого-то сердился, обижался. Приходило время сбора дикоросов в лесу, значит, все, кто и с детьми одногодками собрались и пошли в лес. И там кто-то обязательно старшим был». 

В моё время самым ярким представителем нашего рода был Андрей Александрович Ангашупов. Он заслуженный работник культуры РСФСР, ещё до войны он увлекся фотографией. И все фотографии, которые вы видите сегодня на выставке, в основном это его фотографии. По его фотоснимкам можно узнать, как жили лохтоткуртцы и вообще все жители хантыйских семей Октябрьского района в 1940-е и 1970-е годы. Только в нашем Шеркальском этнографическом музее собрано его 25 фотоальбомов.  Андрей Александрович часто выезжал по работе в разные населённые пункты, где проживали ханты. Он был и в Атлыме, и в Большом Атлыме, приходилось поработать в Леушах и на Язовке.

Он мог стать и политическим деятелем, так как всю жизнь учился. Человеком он был грамотным, и в то же время его тянуло на сценическое искусство. Умел играть на музыкальных инструментах. Игре на нарсъюхе он учился у своего земляка Александра Петровича Китурова. Он также сам изготавливал национальные музыкальные инструменты, сочинял песни, ставил хорошие концертные программы. Вот в первом стенде посмотрите – находится барабан с танцующими куклами. Все поколения наших родственников, но и других семей, все, кто вспоминает детство и родной язык, то благодаря дяде Андрею и его танцующих кукол. Вот это самое яркое воспоминание о детстве у всех. Его знали и помнят до сих пор.

Как-то я задавалась вопросом, есть ли такая возможность, чтобы его песни чаще пели, и чтоб пела современная молодёжь. Думала, что это маловероятно. Но в 2013 году мне позвонила Татьяна Владимировна Волдина из Ханты-Мансийска и спросила, есть ли у Андрея Александровича не просто там о чём-то песня, а духовные какие-то песни.

У меня была небольшая запись одной из его песен «Шануш пох», и тогда я подошла к маме и попросила её перевести. Оказалось эта песня о божестве, о покровителе Ангашуповского рода. Мама сказала: «Шамуш пох – это такой очень бесстрашный Дух-покровитель, который дословно, ни поганых не боится, ни сильных не боится. Он и понизу ходит никого не боится, он бесстрашный. Он и поверху летает, тоже никого не боится. Поэтому что бы вы ни делали, вы всегда знайте, что у вас есть вот такой сильный покровитель».

А песня А.А. Ангашупова, так очень весело звучит, и он как бы в шуточной форме об этом покровителе поёт. Что вот он такой, у него и голова большая, как воронье гнездо, и живот у него большой, может сто булок сразу съесть хлеба, и руки у него как таловые ветки, а танцует он как быстро. Мы эту песню с большим удовольствием переводили. Как потом узнали, что запрос делала «H-Урал» группа шаманского рока из Екатеринбурга. И в 2014 году они выступили с ней на рок-фестивале в своём городе. На открытии выставки Наталья Крюкова записи этой песни дала прослушать посетителям. В первой части эту песню поёт сам Андрей Александрович, а во второй части фрагмент песни – как поёт её группа Шаманского Рока. Было очень интересно и познавательно. 

Тамара МЕРОВА

Рубрика: 
Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 17 (1347)
4.09.2025

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика