- Хантыйский
- Русский
Няврєм вәӆмӑт оӆӑӊӑн
Т.А. Молданова ар оӆ мӑр хӑнтэт па вухаӆь ёх вәӆмӑт нух хӑншӆӑӆӆэ па щи вантум утӑт наука щира тәӆӆэ. Ӆўв «Архетипăт хӑнты мир вәӆмӑтн» киника хӑншӑс па арсыр наука щир нивӆ нєпек щи оӆӑӊӑн хӑншман тӑйӆ. Щи кўтн и наука нєпекӑӆ нюр няврєм вәӆмӑт оӆӑӊӑн. Ӆўв ясӊӑӆн, йис хӑнты вәӆупсыйн няврєм вантум утӑт пєӆа вєра вантман вәсӑт.
- Татьяна Александровна, муй пӑта наӊ вәӆмӑт оӆӑӊӑн хӑншты па щит наука щира вәнӆтӑты питсӑн? Вәӆмӑт хуща тәх щос нємӑӆт уш антә, нємӑӆт сащ антә, тәх вантты утӑт па имухты щи нумӑс эвӑӆт йира рӑкӑнӆӑт.
- Вәӆмӑт хуща уш антә, сащ антә тәп щи хӑннєхәя, мӑта хуят ӆўв вәӆумӆаӆ пєӆа катлы.
Хӑнты щирн «вәӆум» – щит хӑннєхә хәнты вәӆум вєрӆ. Вәӆумн ӆўв нумӑс тӑйс, вәӆумн ӆўв сӑмӆ хошиӆӑс муй па амӑтман вәс. Вәӆумн ӆўв мӑта мўвӑтн-йиӊкӑтн ӊхӑс. Щит пӑта щит вәӆума аӆьщӑӆы.
Ма ая вәӆмєм нәпӑт эвӑӆт вантум утӑт пєӆа вєра вӑнтты питсум. Ма щащєм вәӆмăӊ нє вәс па вәӆмӑт мухты иса вєрӑт оӆӑӊӑн путӑртты вєр тӑйс. Ма щащємн сӑмӑӊа тӑйсаюм, вана тӑйсаюм, щи пӑта щи вәӆмӑт нумӑсн ма єнумсум.
Тӑмхӑтӆ вәнта ма нәмӆєм няврєма вәӆум вәӆумӆам. Мєт вана тӑйӆӑӆам щи вәӆмӑт, мӑта тӑхийн щащємн вәтшум пурмӑс муй па вәтшум вой сємн вӑнтты партыйӆсаюм. Щитӑт, ма щирємн, нюр па хураспет вәсӑт, щӑта аӆ вәӆупсы хурас ӑнтә, кашӑӊ пурмӑс щўӊкие вана кӑӆ, кашӑӊ пурмӑс щўӊкие тўт иты вуӆийӆ. Щи вәӆмӑт эвӑӆт нух вєрӆӑты пийн ма иса пўш нумсєм эвӑӆт, сӑмєм эвӑӆт щи вантум вєрӆам иса ӑнт єсӆӑӆӑм. Щи пӑта ӑӊкєм вєра пăӆты питӑс, кӑмн, ма ухєм атма йиӆ. Щи пӑта хәт оӆа тәп йисум, мӑнты имухтыйн ӑшколая мӑсӆэ, щащєм эвӑӆт йира тәсӆэ, вєра ӆўв пӑӆӑс, кӑмн, муӆты щӑрт посн кантӆаюм. на щи, ӑшколая мӑнум пийн щимӑщ сєри вәӆмӑт хўв мӑр иса ӑн вантсум.
Вәна ювмємн ма вәӆмăт наука щира вәнӆтӑты питсум, щирн ӑӊкєм тӑӆаӊа, ма вәс. Ӆўв эвӑӆтаӆа иньщӑссум, на муй антә, ма вәӆум сӑхӑт пурмӑс вәйтты пищ тӑйсум муй па ма аӆ щиты нәмӑсӆум. Ӑӊкєм ясӑӊӑн, на щи, щимӑщ вєр вәс.
- Няврєм вантум утӑт па вән хӑннєхә вәӆмӑт ӆыв кӑт хураспет? Муй пӑта па хӑнтэт пушхие вәӆмӑт мєт вана тӑйсӑт?
- Няврєм вәӆмӑт вән хӑннєхә вантум утӑт эвӑӆт вєра па хураспет. Хӑнты нумӑсн вантты, йис хӑнты вәӆупсыйн няврємӑт – щит па мўв эвӑӆт юхтум мойӊ ёх, ӆўв па мўв ай апайт. Щи пӑта ӆыв хўв мӑр мўвӑт кӑтн-кўтн вәӆӆӑт, и щирн хӑннєхә вәӆупсыйн вәӆты ёх, па щирн ӆәӊх вәӆупсыйн вәӆты ёх. Ӆывеӆа кашӑӊ мўв сўӊ ов пєлка пўншман вәӆ. Ӆывеӆа юхи хӑщум вәӆупсы пӑнт ма кăӆ, еӆӆы мӑнты вәӆупсы пӑнт ма кăӆ. Няврємӑта мўвтєӆ мир вәӆупсы сємн кăӆ, вән хӑннєхә щимӑщ пищ ӑн тӑйӆ.
Наука щира вантты, тӑта ищиты щи лупӆӑт, няврємӑт вәӆум – щит тўӊа вантты вәӆмӑт, ӆывеӆа вәӆты пищ ма кӑӆ, ӆыв нумӑсн сӑмӑӊ ёх эвӑӆт хӑнятты вєрӑт ӑн тӑйӆӑт, ӆыпи нумӑс хӑнятты вєрӑта ӛхӑт мир вәнӆӆăт. Няврємӑт муй сӑмӑӊ нумӑсн тӑйӆӑт, щи вєр щи вәӆумн тўӊа вантӆӑт.
- Муйсӑр вәӆмӑт няврємӑт вантӆӑт па муй оӆӑӊӑн щи вантум утӑт ай павӑтӆӑт?
- Няврєм вәӆмӑт хуты вєра арсыр хураспет. Щит мєт сыры няврєм оӆаӆ па няврєм вәӆупсэӆ пєӆа вантты мосӆ. ма няврєм вәс муй па ӆавӑрт сўрта ракныӆас.
Йис хӑнты вәӆупсыйн няврєм пєӆа ўвӑтмӑты ӑн рӑхӑс, няврєм сэӊкты, хӑтщӑты ӑн рӑхӑс. Ӆўв хуты Кӑӆтащ ӑӊкеӆн ӆавӑӆман тӑйӆа. Муӆты атум вєр няврєма вєрӆӑн, имухты нӑӊ нӑрӑтӆайн. Щиты щи кўш, тәп муӆты вўрн няврєм м ёш пєӆа кєрӑтты мосӆ, ӆўв хӑннєхәйт кўтн еӆӆы вәӆты питӆ.
Няврєм ювра ёша кєрӆӑс, ювра вўса рӑкнӑс – щит вәӆум мухты ма кӑӆ. Муй няврєм нумӑсн хӑнятман тӑйӆ, муй няврєм сӑмн хӑнятман тӑйӆ, вәӆум мухты щи вєрӑт иса щи кӑӆӆӑт, щирн няврєм пакнуптӑты сыр-сыр палэт вәӆума ӆуӊӆӑт.
Вәӆумн м єтӑр хӑри тәрум, хӑтӆӑӊ хӑтӆ, нуви йиӊкие па сыр-сыр пуньхиты воиет, щирн няврєм нумӑс вєра м. Хән вәӆумн няврєм пӑтӆам ат кўтупа рӑкӑнӆ, па сыр-сыр хиньӆа палэт мухаӆаяӆа супӆємӑӆӑт, щит атум вєр. Щи няврєм нумсӑӆ ӆӑрпиты пӑта мосты моньщӑн моньщӆа, нумӑс ӆэщӑтты пӑта мосты моньщӑн моньщӆа. Щит ан нётӆ, йир-поры вєрӆа «китум утӑӆ» йира тәты пӑта.
Путӑр хӑншӑс:
Пётр Молданов
Детские сновидения в культуре хантов
Татьяна Александровна Молданова многие годы профессионально занимается изучением мира сновидений обских угров. Она является автором монографии «Архетипы в мире сновидений хантов» и восьми научных публикаций по этой теме, в том числе имеются публикации и по детским сновидениям, которым, по её мнению, в культуре хантов уделяли особое внимание.
– Татьяна Александровна, почему вы заинтересовались миром сновидений, ведь там все так зыбко и изменчиво, а сновидения очень быстро забываются.
– В сновидениях все зыбко и изменчиво лишь в том случае, если человек не обращает внимания на этот своеобразный мир. По-хантыйски сон – это «вэлум», (букв: прожитое), в сновидческом пространстве мы реально чувствуем, реально ощущаем, т.е. живём. Этот мир волновал меня с раннего детства. Моя бабушка была сновидицей и толковательницей сновидений, поэтому, как любимая бабушкина внучка, я с раннего детства была втянута в эту сферу. По сей день отчётливо помню свои детские сны. Наиболее ярко запечатлелись те сновидения, в которых бабушка усыпляла меня и просила увидеть во сне ту или иную пропавшую вещь или потерявшееся животное. Такие сновидения были особенными, там всё было необычайно реалистично, красочно. Проснувшись, я могла длительное время находиться под их впечатлением. Это стало очень беспокоить мою маму. И она в шесть лет отдала меня в школу, чтобы оградить от бабушкиного «шаманского» влияния. И, как сегодня понимаю, у неё это получилось. Встав взрослой и начав изучать мир сновидений уже с научной точки зрения я, конечно, расспрашивала маму, правда ли, что я находила потерянные вещи или это только мое детское воображение. Она подтвердила, что да, такое действительно было.
– А детские сновидения отличаются от взрослых? И все-таки, почему ханты больше внимания обращали именно на детские сны?
– Детские сновидения, безусловно, отличаются от снов взрослого человека. Если исходить из хантыйского мировоззрения, то в традиционной культуре считалось, что дети, как недавние выходцы из иного мира, всё ещё находятся между миром духов и миром людей. Для них всё ещё открыты двери и в мир прошлого, и в мир будущего, поэтому дети видят то, что недоступно взрослому человеку. Если же обратимся к науке, то здесь также считается, что детские сны более естественны, более правдивы, т.к. в детской психике не работает так называемая «цензура», т.е. запрет на чувства, мысли, неприемлемые по моральным критериям общества. Кроме того, дети не мыслят штампами и видят мир более объективно.
– Что обычно снится детям и о чём эти сны говорят?
– Детские сновидения очень сильно зависят от возраста ребёнка и от того, сталкивался ли он с какими-то негативными явлениями в своей жизни. В традиционной хантыйской культуре к детям было особое отношение, на них нельзя было кричать, тем более наказывать физически, считалось, что они находятся под покровительством богини Калтащ. Но в то же время ребёнка необходимо было приучать к жизни в обществе. Вопрос адаптации ребёнка к обществу, в числе прочего, решался и через сновидения. Посредством работы со сновидением корректировали его поведение. Любое чувство, эмоция, испытанная ребёнком наяву, в сновидениях является в том или ином образе. Если во сне солнечная погода, прозрачные воды, милые существа, то с ребёнком всё в порядке. Но если появляются тёмные ночи, какие-то агрессивные сущности, то это означает, что у ребёнка появились проблемы. В последующем эти проблемы лечились рассказыванием соответствующих сказок, применялась сказкотерапия. В сложных случаях проводился ритуал «снятия порчи».
Пётр Молданов
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- Telegram
- Viber
- Blogger