- Хантыйский
- Русский
Тэкӑӊ няврємӑт йис щирн юнтӆăт
Юван Шесталов хәнты лупӑс, вухаӆь эвета па пухӑта ӆыв миреӆ юнтутӑт вәты мосӆ. Хән няврємӑт рўщ, вухаӆь па хӑнты юнтутӑт вәӆӑт, щи пурайн ӆыв мєт ар вєр вәты питӆӑт.
Йистєӆӊ увӑс мир иса вәсӑт, няврємӑта арсыр юнтӑн юнтты мосӆ, ӆәӆн ӛхӑт щит рўвн ӆыв м веӆпӑс хӑннєхәя ат йисӑт. Щи нумӑсн ай пура вўш эвӑӆт пушӑхӆаӆ арсыр ута вәнӆтӑсӑт. Щит пӑта 12-кєм оӆа вум пухӑт вўӆэт ӆавӑӆты па вой-хўӆ веӆпӑсӆӑты ма ат хошсӑт, ӆәӆн мєт ӛрӑӊа, сора ёшпи, пасты кўрупа, нумсӑӊа па ушӑӊа ат йисӑт.
Щиты 2021-мит оӆн округевн «Нумӑс юнт» нємпи вєр оӆӊитсы. «Нумӑс юнт» йис вәӆупсы па оса рәпата тәты айӆат хә Руслан Богордаев унтасн тывӑс.
Щиты интӑм Ёмвош район Кышик, Сәрханӆ мўв Угут па Сўмӑтвош район Тэк кәртӑтн няврємӑт пӑта «нумӑс юнт» юнтупсэт ванӆтӑӆыйт па щитӑтн юнтты вәнӆтӑӆыйт.
Тӑм ванӑн вәнӆтӑты оӆ сухумты еӆпийн Тэк кәрт ӑшколайн ӆапӑт хӑтӆ «Нумӑс юнт» юнтупсэт ӆэщӑтсыйт. Ӆапӑт хӑтӆ мӑр урок етшуптум пийн рўтьщӑты переменайн Тэкӑӊ няврємӑт Ас-угорской щирн юнтсӑт.
Оӆӑӊмит хӑтӆӑн няврємӑт катра вәӆум юнтупсэт оӆӑӊӑн путрӑт хәӆӑнтсӑт па итәх юнтупсэтн щирн юнтсӑт.
Кимит хӑтӆӑн «Кев юнт» нємуп юнтупсы оӆӑӊӑн уша вєрсӑт. «Кев юнт» юнтупсыйн ӑнтә тәп пушхӑт, вән хуятӑт ищи юнтты вєритсӑт. Йистєӆӊ хӑнты няврємӑт нємасыя хирыет муй тунты хушапӑт кев шәпиет пиӆа тӑйсӑт.
«Кев юнт» нємуп юнтупсыйн арсыр щирн юнтты рӑхӆ. Кев шәпиет мўв хӑрн пунӆыйт. Щӑӆта мєт вуӆаӊ кев нух вущкӑты пурайн имухты мосӆ аршӑк кев шәпиет ёша катӑӆты. Кевиет мущатты ӑн аӆємӑсӑн ки – па няврєм юнтты вєр оӆӊитӆ.
Хәӆмит хӑтӆӑн няврємӑт «Щоӆ» юнтут щирн юнтсӑт. Тӑм юнтупсы арсыр щирн юнтӆа. Ит – хән щоӆыет нух ёвӑӆӆыйт, щи мӑрн ёш пӑты паса кєрӑтӆа, ӆәӆн аршӑк щоӆ катӑӆты.
Щаӆтӑ щоӆ эвӑӆт «Щоӆ хотые», «Хутаӊ» па па войт хурасӑт вєрсыйт. Шуши мир юнтупсэт унтасн ай няврєм ёшӊӑӆаӆ ёша йиӆӊӑн, ӆўв сора ушӑӊа па нумсӑӊа йиӆ.
Нӆмит хӑтӆӑн Тэкӑӊ няврємӑт па айӆат ёх «Ӆысӑӆты» юнтӑн юнтсӑт. Тӑм юнтупсы арсыр мирн ма вәӆы. Юнтӑӊ сухум ӆыс иты ёш ӆўйта пунты па нємасыя щирн ӆўйтӑн арсыр утӑт вєрты. Няврємие ки ӆыӆӑтӆ – юнтупсы тывӆ.
Ветмит хӑтӆӑн «Савнє кўр» юнтупсы оӆӑӊӑн уша вєрсы. Тӑм катра юнтупсы оӆӑӊӑн ар оӆ юхӆы Софья Васильевна Новьюхова ай павтӑс. Ӆўв 1939-мит оӆн сєма питмаӆ. Юхи хӑщум оӆӑтн тӑм нявлӑк имие хўв пӑнта мӑнӑс. Тэк ӑшколайн пушхӑт хӑнты ясӑӊа вәнӆтӑты нє Олеся Вячеславовна Хандыбина «Савнє кўр» юнтупсы нєпека нух хӑншӑс. «Савнє кўр» юнтупсы тәп Тэкн юнтса. Нємасыя щирн кеӆ тывеӆт-тухеӆт пунты, ӆәӆн савнє кўр ат тывӑс.
Хәтмит хӑтӆӑн «Тось-чєр-вой» юнтупсы нух вантсы. Тӑм юнтупсы няврємӑта вєра ушӑӊа па нумсӑӊа йиты нётӆ. Вән кеӆа 14 вой хурас пунӆа. И пєлӑк кеӆ хуща пӑсты щўӊк нємасыя решетчатой сух пиӆа така йирӆа. Щӑӆта няврємие вєрум ут тёйӊӑӆтыйӆ-тёйӊӑӆтыйӆ па нух ёвӑӆӆэ. Мосӆ, ӆәӆн мєт ар вой хурас суха ат питӑс.
Ӆапӑт хӑтӆӑн «Тєбко» нємпи юрн мир юнтупсы ванӆтӑсы. Тәх щирн щитӆ юрн мир топщитты юнтупсыйн аӆьӆы. Суха 33 арат вус вєрӆа. Щив 32 карты ӆўӊк омсӑӆты. Юнтты пурайн еӆӆы, юхӆы, шәпи навӑрмийӆты рӑхӆ. Юнтупсы сухнӑӆ щи пурайн, хән тәп ит карты ӆўӊк хӑщӑс.
Тӑм лопӑс ӆэщӑтӑс:
Ирина Самсонова
Тегинские школьники познакомились с древними играми коренных народов Югры
Проект «Развитие обско-угорских напольных и интеллектуальных игр «Нумас юнт»: актуализация культурного наследия Югры» стал одним из победителей гранта губернатора Югры и конкурса президентского фонда культурных инициатив ещё в 2021 году. Автор проекта – Татьяна Волдина, кандидат исторических наук, руководитель «Центра культурного наследия ханты им. В.С. Волдина», а также Руслан Богордаев, общественный деятель Югры.
Сегодня проект «Нумас юнт» («Интеллектуальные игры») активно реализуется на нескольких экспериментальных площадках округа: в посёлке Кышике Ханты-Мансийского района; в посёлке Угут Сургутского района; в селе Теги Берёзовского района, а также в городах Нягани и Ханты-Мансийске.
Так, под занавес учебного года в Тегинской школе была проведена «Неделя национальных игр». В течение недели на переменах ученики знакомились и играли в напольные и настольные национальные игры.
День первый был ознакомительный и имел теоретическую направленность.
День второй. Игра «Кев юнт» («Игра с камешками»)
Играли в камешки обычно дети, но иногда подключались и взрослые. В прошлом у хантыйских детей были специальные мешочки или берестяные коробочки с камешками. Есть несколько вариантов игры: на землю кладутся камешки, при подкидывании ведущим камня игрок должен подхватить определенное количество камней (один, несколько или все). Если действующий игрок не успел поймать, то ход переходит к другому.
День третий. Игра «Щол» («Игра в палочки»)
Обычно в неё играли в дождливые осенние или сильные морозные дни, поэтому такие игры называют домашними. Существует несколько вариантов. Ведущий должен поймать одну из подкидываемых палочек на тыльную сторону ладони, а затем при подбрасывании между большим и указательным пальцем, затем при подбрасывании между пальцами поочередно. Конечная цель игры: набрать максимальное количество палочек.
Игра «Щол хотые» («Палочный домик»)
В игре «Щол хотые» дети выкладывают из палочек четырехугольный домик. Выигрывал тот из игроков, у которого получался ровный и красивый домик.
Игра «Хутанг» («Лебедь»)
Из палочек выкладывается фигура птицы лебедя.
День четвертый. Игра «Лысалты» («Петляние»)
Это достаточно известная и распространенная у многих народов игра. Игровая нить в виде петли надевается на широко расставленные пальцы обеих рук. Особым способом двигая пальцами, игрок сплетает из неё геометрические фигуры. Игра длится до тех пор, пока кто-то из игроков не собьется.
Игра «Савнэ кур» («Сорочья лапка»)
Это игра тегинских ханты, больше она нигде не сохранилась. Её записала учитель родного языка Олеся Вячеславовна Хандыбина у Софьи Васильевны Новьюховой, 1939 года рождения. Играют двое. Используя петлю из веревки, игроки особым образом цепляя нить, получают фигуру «Сорочья лапка».
День пятый. Игра «Тебко» – ненецкие шахматы
На деревянной доске с 33-мя отверстиями и 32-мя деревянными штырями («гвоздиками») можно ходить по вертикали и по горизонтали, перепрыгивая через «гвоздики», но запрещается делать ход по горизонтали. Игра считается выигранной, если на доске останется только один «гвоздик», идеально, если в центре доски.
День шестой. Игра «Тось-чер-вой»
Эта игра развивает память и пространственное мышление. 14 фигур надеваются на верёвку, к концу которой прикреплена заострённая шпилька с решётчатыми прорезями. Игрок берётся за шпильку и раскачивает дощечки. Затем, подкинув её, старается поймать дощечки, зацепив за решетчатую прорезь шпильки. Если поймать не удается, ход переходит к другому игроку.
Материал подготовила: Ирина Самсонова