- Хантыйский
- Русский
Селькуп ёха вўӆы муя мосӆ?
Тӑм ванӑн Ас нопӑтты тыӆӑщн 30-мит хӑтӑӆн «Торум Маа» йис пурмӑсӑт шавиты хотн этнограф, исторической наукайт кандидат, Мўвӑт-йиӊкӑт па Хӑннєхә музей вәнӆат научной сотрудник хә Юрий Николаевич Квашнин пиӆа вәйтантупсы вәс.
Ӆўв мойӊ ёх еӆпийн нәмӑӆмӑты путӑр вєр тӑйс. Ӆыв ай кєр тыӆӑщ 2017-мит тӑӆ Юрн мўва экспедицияя ӊхсӑт, Таз юхан ӆыпия оӆӑӊ пўш ӊхсӑт.
Па хон пєлӑк мўвн Краков вошн хәнты пурмӑсӑт вәйтсыйт, щит юрэмум, ӆєваса хӑнятум утӑт, сот хўв нәпӑт тӑӆ вәӆмеӆ щӑта – йира тәтьӆийӆты мӑӊ утӑт, хәнты хўв йисн щив тўвум катра пурмӑсӑт, мўӊ мўвев пєлӑк эвӑӆт юрємум сухӑт.
Сот муӆтас тӑӆ щи эвӑӆт мӑнӑс, па мўв эвӑӆт мир ёх щи пурайн мўӊ мўвев хуща ӆаӆясман китум вәсӑт. Юхи ӆыв мўвеӆ хуща мӑнмеӆн таӆта пӑнӑн вўймеӆ там пурмӑсӑт. Щӑта арсыр пурмӑс вәӆмаӆ – ӆәмӑтсухӑт, катра рнасӑт, әӊӑн тӑхты ӑнтуп кеӆӑт, тынщӑӊ кеӆӑт, кўйп, арсыр хушапӑт па мӑӊ ӆупасн тӑйты сухӑт. Хўв вәӆупсы щи пура эвӑӆт мӑнӑс. Ин катра утӑт кӑншты ёха шєӊк мосӑс уша павӑтты, хуӆща тӑм мӑӊ пурмӑсӑт тыв питсӑт. Щӑта вәӆмеӆ кӑт х эваӆт вєрум мӑӊ ӆәӊх хурасӑт, ӆаӊки суха ӆәмӑтман вәӆӆӑт. Ит – ӆәӊх тӑӆ пунӑӊ ӆаӊки сухн, итӑӆ па ӆўӊ ӆаӊки сухн. Ӆыв уша вєрсӑт, мӑта мўвн вәӆум тӑм пурмӑсӑт ёша павӑтсыйт. ӊхты-мӑнты ёх ӛхӑт нумӑс вєрсӑт – селькуп ёх вәӆты мўвн ищи хурпи ӆәӊх хурасӑт кӑншты.
Красноселькупск воша ӑктӑщты питсӑт, ӆыв щӑта ӆәхӑс тӑйсӑт. Па мўв эвӑӆт вәӆты хуят Анжи Тычик селькуп ёх хуща 2016-мит оӆн ӊхийӆмаӆ, щӑта вәйтӆа. Анжи щив хән ӊхиӆӑс, ӆўв вәнт хота тўвум, щӑта тӑӆаӊ кӑт хӑтӆ мӑр вәс, ӆавӆӑс, хән шуши кәща хуят юхӑтӆ. Щӑта хоӆӑс, кәр ӑӆӆӑс, тўт х сэврӑс па ӆєтут кавӑртӑс.
Щишн ин, хән щив мӑнӆӑт, ӆўв вәятӆ, хўв пӑнт Красноселькупск воша мӑнты. Щӑӆта па еӆӆы Толька кәрт хуща мӑнсӑт, щи эвӑӆт па вәнт сӑмн вәӆты хотӆӑӆа юхӑтсӑт. Хән щив селькуп ёх хуща юхӑтсӑӊӑн, путӑр-ясӑӊ вєрсӑӊӑн. мӑӊ ӆәӊх оӆӑӊӑн иньщӑссӑӊӑн, ӆыв ястӑсӑт, щи мӑӊ тӑхет хуща ӑн тәсыйт, ӑн рӑхӆ щив нартӑмӆы ӊхты. Щишн ӆын шєӊк щив ӑн вуратсӑӊӑн, ӆыв пиӆэӆа вәӆты хӑщсӑӊӑн, ӆәӆн вантты, муй щирн ӆыв вәӆӆӑт, муй вәнтӑн вєрӆӑт. Вўӆы тӑйты ёх мӑӊхӑтӆ ӆавӑӆман хӑщсӑӊӑн, щӑта вантсӑт, муй щирн селькуп ёх кӑсупсы вєра әхӑӆ, вўӆы лакӑт, тынщӑӊ кеӆӑт па сўв ӆэщӑтӆӑт па вєрӆӑт.
Ӆыв вўӆы єсӑӆӆӑт, вәӆьняя ӊхӆӑт, вўӆэт нёта нярӆӑт, ӆоньщ хирӆӑт. Катра пурайн селькуп ёх мўв хотн вәӆмеӆ, ин павӑрт хот омӑсӆӑт. Ӆўӊӑн ищи вўӆы хот тӑймеӆ, ин па сора веӆпӑса ӊхты парщӑн хот тӑйӆӑт.
Воякинӑт вән хоттєӆ ёх хуща вәсӑт, ӆыв рәт ёхӆаӆ арсыр нәпӑт пӑнт тӑйӆӑт, щӑта юрн, эвенкӑт, кетӑт, хӑнты ёх иха ӆыӆӑтман вәӆмеӆ, ӆыв путӑр-ясӊеӆ селькуп щирн иса путрємиӆӑт. Воякин ики хот эвӑӆт па Людмила Воякина хуща мӑнсӑт, ищи павӑрт хот тӑйӆ. Юрий Квашнин лупӑс:
- Ӆўв хотн хоӆты ӑктӑщийӆсўв па хәскєм вет хуят щӑта рўтьщӑсўв, аӆӑӊсӑхат па мӑӊхӑтӆ постӑты ӆэщӑтыйӆты питсўв. Кәрта мӑнсўв, мӑӊхӑтӆа йис, хуй вўӆы әхӑӆн, хуй па буранӑн мӑнӆӑт. Мўӊ юхӑтмевн щӑта нӆ вўӆы хотӑт ӆойӆӑт, хурамтыйӆты ма вєрум вўӆэӊ ёх кӑсупсы па вантман тӑйты питсўв. Воякин ики вўӆэӊ әхӑӆ кимит юхтӑс. Щишн мўӊ щиты нәмӑсыйӆӆўв, селькуп ёха вўӆы тәп мӑӊхӑтӆӑт пӑта мосӆ, ӆәӆн щӑта кӑсты па нух питман муӆтас пурмӑсн ёша паватты, щирн селькуп ёха ар вўӆы ӑн мосӆ.
Путӑр хӑншӑс:
Светлана Новьюхова
Этнографические посиделки «Для чего олень селькупу?»
В этнографическом музее под открытым небом «Торум Маа» 30 мая состоялась встреча с Юрием Николаевичем Квашниным, этнографом, кандидатом исторических наук, главным научным сотрудником Музея Природы и Человека.
В своей лекции он поделился воспоминаниями о первой польско-российской этнографической экспедиции в верховья реки Таз, которая состоялась в марте 2017 года.
Как говорит Юрий Николаевич, в путешествие собрались спонтанно: «Познакомились с Краковскими музейщиками, у них в запасниках нашли сибирскую коллекцию культовых предметов коренных народов. Случилось это, когда стали разбирать запасники, и обнаружили предметы, которые были вывезены ещё 100 лет тому назад польскими ссыльными из Сибири. Там были различные предметы быта, туески, утварь, арканы, заготовки для аркана. Исследователей больше заинтересовали культовые предметы. Также были обнаружены культовые вещи – деревянные изображения идолов в беличьих шкурках. Мы решили, что подобное может быть у селькупов.
Поехали мы к селькупам. Когда к ним приехали, они отказались нам показывать свои священные места, сказав, что сами туда без надобности не ходят, мол, это очень опасно для вашего здоровья. Мы не стали настаивать и остались посмотреть их быт и уклад жизни на стойбищах, а также побывали на празднике «День оленевода».
Ю.Н. Квашнин рассказал, что на стойбище польский исследователь Анжи Тычик был ещё в 2016 году. Когда его привезли на стойбище, то там не было хозяина, Анжи ждал два дня хозяина заимки, чтоб записать его. Пока два дня ждал, обжился, наколол дров, готовил пищу себе, приспособился к жизни стойбища.
«В этот раз мы туда ехали смело, там у нас уже были знакомые. В марте 2017 года все уже поплыло, зимник уже плохой, ехали, как могли и на чем могли от одного селения до другого.
Следующая остановка была на стойбище семьи Воякиных – большая семья, они происходят от эвенков. В этих местах все перемешались с ненцами, кетами, хантами, радует, что все селькупы прекрасно говорят на своем языке.
Жилье бревенчатое, убранство дома зафиксировали, печь, чем они обогреваются и готовят еду, дома тепло, но за ночь остывает печь и становится прохладно. Раньше у них были земляные избы, мы видели в музее, раньше летом чум ставили, а теперь современная брезентовая палатка, временно ставится дня на два, три для того, чтобы охотиться.
У селькупа лыжи-голицы широкие, мехом не обшиты, как у остальных северян, ружьё мы видим тоже старинное, ему лет 50 или больше, но он в рабочем состоянии, стреляет, бьёт в цель.
В этих местах тайга не тронута ещё газовиками. Водится боровая дичь, соболь. Видели, как женщина разделывает рыбу щуку, мы знаем, что в некоторых местах на Севере женщинам не полагается этим заниматься, а тут женщины разделывают рыбу. И готовят рыбу необычно по-другому, рыбу нанизывают на деревянный прут, прислонив к печке сбоку и так готовят, получается вкусно, пробовали», – продолжает свой рассказ гость музея.
Учёный рассказал, как селькупы готовятся ко Дню оленевода. Готовят нарты, хорей, аркан, вожжи и упряжь для оленей. У селькупов нарты отличаются от ненецких – они узкие, в них может сесть только один человек. Женская нарта такая же, но только со спинкой, чтобы удобнее было перевозить женщин с детьми.
Исследователям удалось принять участие в подготовке ко «Дню оленевода». Они проехались на оленьей упряжке до места, где будет проходить мероприятие. За одно и порадоваться за участников соревнований и попытаться ответить на вопрос, для чего же нужен сегодня олень селькупу?
Исследователи пришли к выводу, чтобы сохранить традиционное хозяйственную деятельность, продолжать участвовать в оленьих гонках и передавать мастерство молодому поколению.
Светлана Сатина