- Хантыйский
- Русский
Муй щирн «Тыӆӑщ поры» вєрты питса
Муй щирн па хуты «Тыӆӑщ поры» Югра мўвев ӆуваттыйн постӑты питса, щи вєр пӑта тӑта мосвӑнӑн нємасыя «Торум Маа» йис пурмӑсӑт шавиты хотэвн научной рәпатнека вәӆты нє Наталья Евгеньевна Краснопеева (Новьюхова) пиӆа вәйтантыйӆсум па путрємӑсум.
- Наталья Евгеньевна, муй щирн «Тыӆӑщ поры» йис вўш эвӑӆт мўӊ хуятӆўв вєрсӑт па хуты тӑм йисн округ мўвев ӆуваттыйн ӆўв шуши мирӑтн постӑӆы?
- Тӑм «Тыӆӑщ поры» мӑӊхӑтӆэв тўӊщирӑӊа па тәса ӆэщӑттыя пӑта мкєм ар хӑннєхә сыр-сыр вещкат па хурасӑӊ нумсӑт пунӑс. Ма щирємн, оӆӑӊӑн Нуви сӑӊхум вошӑӊ увӑс хӑнтэт йис арӑт-моньщӑт ӑкӑтты тӑхийн научной рәпатнека вәӆты хӑннєхуятӑт щи пӑта ар ӛр мӑсӑт. Щи киньща шєӊк ма щимӑщ йис хӑнты мӑӊхӑтӆӑт вєрӑт эвӑӆтэӆ Тамара Романовна Пятникова арсыр наука щирӑтн мӑнты айкеӆӑт иха ӑктӑс па 2000-мит оӆӑт пураитн Ёмвошевн вән кәщаитн ӆэщӑтум научно-практической мирхотӑтн сыр-сыр тәс ӆўӊтупсэт вєрӑс. Вантэ, сырыя Тўкъякӑӊ кәртэӆн па Поӆнавӑт вош хуща иса щимӑщ мӑӊхӑтӆӑт хӑнтэтн вєрсыйт. Ӛхӑт щи йис вєрӑт оӆӑӊӑн ӆўв па киника єсӆӑс. Хән ма 2006-мит оӆн «Торум Маа» йис пурмӑсӑт ӑкӑтты хота рәпитты юхӑтсум, щи пурайн научной рәпатнекӆўв пиӆа нумӑсн юхӑтсыюв, муй щирн щимӑщ мӑӊхӑтӆ тӑта поры щирн тәса ӆэщӑттыя рӑхӆ. Вантэ, йис хӑнтэт тәп хоттєӆ ёхӆаӆ па рәт щирн тӑйты хуятӆаӆ кўтэӆн щимӑщ «Тыӆӑщ поры» вєрсӑт. Щитємн рәпатам щирӑтн нємасыя Нуви сӑӊхум вош архива ӊхсум, хута йис арӑт-моньщӑт ӑкӑтты нєӊӑт пиӆа вәйтантыйӆсум па мӑнєм мосты айкеӆӑт тӑм хӑнты мир мӑӊхӑтӆ оӆӑӊӑн иха ӑкӑтсум. Щи тумпийн, вантэ, Тамара Пятникова йис поры вєрӑт эвӑӆт тәса хӑншум щирӑт ушӑӊа-сащӑӊа тӑм «Торум Маа» музей хотэвн ӆўӊӑтсўв.
- Нуви сӑӊхум вошӑӊ архив хуща рәпитум ёх сырыя, аӆпа, щимӑщ «Тыӆӑщ поры» ай кина хурӑта вєрман тӑйсӑт?
- Сырыя щимӑщ мосты рәпата Ева Шмидт ӆўв пиӆэӆа рәпитты нєӊӆаӆ пиӆа щи ӆэщӑтмаӆ па мўӊ хӑнты мирева хӑймаӆ. Щи киньща 2000-мит оӆ кємн ӆыв Поӆнавта ӊхмеӆ, щӑта вәӆты йисӑӊ-нәптӑӊ хәйт па нєӊӑт ха ӑкӑтмеӆ, «Тыӆӑщ поры» тәса вєрмеӆ па мӑӊхӑтӆӑӆ мӑнты щирӑт мсыева ай киная нух хӑншмеӆ. Щи ай кина хур мўӊ тӑта мсыева вантсўв па артаӆӑсўв, муй щирн поры вєрты нәмӑссўв. Вантэ, мєт оӆӑӊ Тыӆӑщ ӆәӊхӑт-каӆтӑт еӆпийн мўӊев мӑӊ пойкщӑты ар мущаттыя мосӑс. м хўв нәмӑссўв па ӛхӑт Мария Кузьминична Волдина «Ӑӊкєм пойкщӑты вєрӑт» щимӑщ ар щира ӆэщӑтсўв. Вантэ, ӆўв хӑнты ясӑӊӑн хӑншман па рўщ ясӑӊа ищиты тулмащтуман вәӆ.
Кашӑӊ ӑӊки ӆўв няврємӆаӆ па хоттєӆ ёхӆаӆ пӑта пойкщӑс па ӆӑӊхӑс, ӆәӆн Найн-Вәртӑтн м сємн ӆўв ӆєпӑӆн вәӆты хуятӆаӆ ат вантсыйт па тумтака-тӑӆаӊа тӑм нуви тәрмев иӆпийн ат вәсӑт, шәкӑӊ па вевтам вєрӑт аӆ вантсӑт.
Щӑӆта поры вєрты нєпекевн хӑншсўв, муй щирн па хән кәртӑӊ хотӑт хўват ӊхты па хуятӑт эвӑӆт сыр-сыр ӆєтутӑт порєсты пӑсанэв пӑта иха ӑкӑттыя.
Мєт оӆӑӊӑн щи пурайн мўӊева мосӑс аршӑк йир кана вєрум хотӑӊ воиет хурасӑт, мӑта утӑт нянь эвӑӆт паӆӆыйт, вўты, ӆәӆн щи унтасн пориӆӑты ӑнӑт тєкнуптӑты. Хән тєӆӑӊ ӑн пориты тӑхийн омӑсӆ, щит хӑннєхә нумӑсӆ тєӆӑӊ.
Нянь эӆты войт вєрты пӑта мўӊ па ӛхӑт Татьяна Александровна Молданова хущсўв. Ӆўв шєӊк єпӆӑӊ сыр-сыр йирӑсты хотӑӊ вой хурасӑт мўӊева паӆӑс.
- Наталья Евгеньевна, хән па нын мєт оӆӑӊ «Тыӆӑщ поры» вош рєп ӆоӊӑӆн «Торум Маа» йис пурмӑсӑт ӑкӑтты тӑхийн Ёмвош мир еӆпийн ӆэщӑтсӑты?
- Щи киньща 2011-мит оӆ товийн, етна пєлка, мєт оӆӑӊ «Тыӆӑщ поры» мўӊ Ёмвошн щиты вєрсўв па шуши хӑннєхуятӆўва тўӊщирӑӊа ӆўвеӆ ванӆтӑсўв.
Сырыя мир еӆпийн лупсўв, муйсӑр унтас хӑннєхуятӑта тыӆӑщ па хӑтӆ най тәӆӊӑн. Щӑӆта хә ёхӆўв тыӆӑщ пєӆа пойкщӑсӑт, ӆәӆн аршӑк хўӆ йиӊкӆўвн па аршӑк вой вәнтӆўвн ат вәс, йиӆпа йиты оӆ аршӑк уй па ӑмтӑӊ вєрӑт аӆ хуятӑта ат тәс, ӆәӆн хӑннєхәйт пӑсанэӆ иса тєӆӑӊ па тащӑӊ ат вәс, вәӆты-хоӆты щирӑт мсыева еӆӆы ат мӑнсӑт. Ӛхӑт пирщӑмум нєӊӑт ратхӑр ӆєпн Тўт имия поры вєрсӑт. Щи киньща хә ёхӆўв порыӆӑтыя пӑсан еӆпийн хӑтӆ мӑнты щирн ухӑт пунсӑт па ищиты тыӆӑщ ӆәӊхӑт пєӆа пойкщӑсӑт па ма вәӆты щирӑт вохсӑт. Тәп юхи хӑщум пураитн арсыр хӑннєхуятӑт «Тыӆӑщ поры» пӑсан хуща юхӑтсӑт па порыӆыюм ӆєтутӑта катӆӑссӑт. Щиты айӆта «Торум Маа» музей хотэвн рәпитты ёх унтасн тӑм мӑӊхӑтӆэв еӆӆы округев мўв ӆуваттыйн иса постӑтыя питса.
Путӑр хӑншӑс:
Владимир Енов
Об «Обряде угощения луны»
Откуда появился «Обряд угощения луны», как он сохраняется
в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре? Обо всём этом я побеседовал с Натальей Евгеньевной Краснопеевой (Морозовой) – научным сотрудником сектора научно-методического отдела этнографического музея под открытым небом «Торум Маа».
– Скажите, Наталья Евгеньевна, расскажите об «Обряде угощения луны»?
– Информацию о происхождении «Обрядя угощения луны» изначально собирала специалисты фольклорного фонда города Белоярского. Позже об этом написала книгу научный сотрудник данного учреждения Тамара Романовна Пятникова. В начале 2000-х годов она выступала на научной конференции с докладом об этом обряде, который проводился в Усть-Казымском Приобье.
Вообще-то этот обряд у народа ханты всегда являлся не общественным, а семейным праздником. Раньше он проводился либо в кругу одной или нескольких семей, а иногда – целого рода. Научные сотрудники музея «Торум Маа» стали возрождать традиционного праздника народа ханты. Из небольшого обряда мы тогда решили создать массовый праздник и проводить его на окружном уровне.
Конечно, мы сразу же обратились к книге Тамары Романовны Пятниковой, по несколько раз перечитали её статью и обсуждали какие-то моменты при проведении этого обряда. После этого я съездила в служебную командировку в «Белоярский фольклорный архив северных ханты», пообщалась со многими научными сотрудниками о форме проведения данного традиционного обряда.
– Скажите, а кто-то из «Белоярского фольклорного архива северных ханты» ранее проводил «Обряд угощения луны» или в музее «Торум Маа» впервые провели?
– В начале 2000-х годов сотрудники архива с Евой Адамовной Шмидт ездили в село Полнават Белоярского района, где они с коренными жителями впервые провели этот праздник. Весь процесс «Обряда угощения луны» они засняли на видеокамеру. Со слов местных старожилов, полностью восстановили ход проведения этого традиционного обряда народа ханты. Ну, а мы, сотрудники музея «Торум Маа», решили продолжить все их начинания.
В качестве вступления к празднику «Обряд угощения луны» мы здесь взяли стихотворение Марии Кузьминичны Волдиной «Молитва матери», которое было написано на хантыйском и русском языках. Каждая женщина всегда стремилась оградить свою семью от разных несчастий и воззвать высшие небесные силы и духов-покровителей помочь и поддержать детей, семью, природу, землю для нормальной жизни на Земле.
В сценарии мы указали, как следует правильно собирать угощение для проведения этого праздника у семей поселения.
Также предложили изготавливать «нянь вой», то есть готовить испечённые хлебные фигурки разных жертвенных домашних животных, которые у нас имитировали «поры» (жертвоприношение).
– Наталья Евгеньевна, а как Вы и Ваши сотрудники музея впервые провели обряд?
– Сначала мы подготовили небольшую инсценировку, рассказали гостям нашего мероприятия о значении месяца и солнца для народа ханты. Как наши светила всегда помогают нам жить. Тогда же к нам подключился и театр обско-угорских народов «Солнце», который принял в нашем празднике своё участие. Сейчас музей «Торум Маа», как и все отделы национальных культур по округу ежегодно стали проводить традиционных хантыйский праздник «Обряд угощения луны».
Я так понимаю, что многим жителям нашего города Ханты-Мансийска и гостям сегодня пришёлся по душе праздник. А так мы уже с 2011 года и по сегодняшний день отмечаем «Обряд угощения луны».
Владимир Енов