- Хантыйский
- Русский
«Музейkа» вўт кәртӑӊ вєр
2020-мит оӆ вўш эвӑӆт Югра мўвевн «Вўт кәртӑӊ ӑшкола-сад» тәӆы. Тӑм мосты вєр мєт сыры Сәрханӆ районӑн тәты питсы, щӑта хәс няврєм щиты вәнӆтыйӆӆӑт. Мосӆ ястӑты, тӑм йис рәт ясӑӊ ӆавӑӆты пӑта мєт вуӆаӊ вєр – щит мєт сыры юӆн вәнӆтыйӆты оӆӊитты мосӆ. Щи вєр тәты питсы, тәп еӆӆы пасыр нўша тывӆ – щимӑщ няврємӑта ӑшкола-интернат хуща па няврємӑт пиӆа вәӆты мосӆ.
Вўт кәртӑӊ няврємӑта па эвет-пухӑт пиӆа сорашӑк ӆәхсӑӊа йиты муй па вән вошн кєншӑка вәӆты пӑта «Музейkа» вєр ӆэщӑтсўв. Ин мўӊ пиӆэва щи мосты вєр Сәрханӆ районӑн вәӆты «Пӑщар» па Нуви сӑӊхум районӑн «Сорни хўӆ» нємпи хӑтӆ мӑр няврємӑт тӑйты хотӊӑн рәпатнекӑт тәты нётӆӑт. Тӑм вєр «Хӑнты-вухаӆь мирӊӑн ясӑӊӊӑн па йис вәӆупсы тәты» нємпи тӑхи ёх президент грант нётупсы вух унтасн тәӆӑт.
Тӑм вєр тәты пӑта «ЮграМаа: «Торум Маа» эвӑӆт урокӑт» нємпи вєр тывӑс – щит видеоурокӑт. Кашӑӊ урок яӊ минута мӑнӆ. Щит вантты пурайн няврєм вәнӆтӑты нєӊӑӆ эвӑӆт әмӑщ вєрӑт, йиӆуп ясӊӑт па па оӆӑӊӑн уша вєрӆ, ар ариты, арсыр юнтупсэтн юнтты вәнӆтыйӆ.
Әмща вәнӆтӑты пӑта «ЮграМаа» магнитной картая нємасыя рәт ясӑӊӑн хӑншум ясӊӑт хӑнӆӑты рӑхӆ. Кашӑӊ урок пурайн тӑм картая рәт ясӑӊӑн йиӆуп ясӑӊ тывӆ. Мосӆ ястӑты, кашӑӊ ясӑӊ путӑртты сый хәӆӑнтты рӑхӆ, щиты няврєм айӆтыева йиӆуп ясӑӊ уша вєрӆ па нумса пунӆ.
Щи вєр тәты щира «Вўт кәртӑӊ ӑшколайн вәнӆтыйӆты няврєм портфель» вєрсы, щив хәт «Рабочая тетрадь» пунсы.
«Музейkа» вєр ма оӆӊитсы. Па оӆн щи вєр йиӆуп «Вўт кәртӑӊ ӑшкола-сад» хуща еӆӆы тәты питӆы.
Майя Макарова хӑншум айкеӆ
хӑнты ясӑӊа тулмащтӑс: Людмила Шульгина
Проект «Музейkа на IT-стойбище»
С 2020 года в округе реализуется проект «Стойбищная школа-сад». Первым в этот проект включился Сургутский район, где на сегодняшний день обучается 20 детей. Обучение ребёнка на начальном этапе без отрыва от семьи – это очень важно, но наряду с этим появляется проблема нарушения его связи с миром, ограниченность контактов со сверстниками, всё это становится заметным, когда они начинают учиться в школах-интернатах.
Для успешной социализации детей, проживающих на стойбище, необходимо создание эффективной поддержки различных сообществ, в том числе и музеев. Именно поэтому детский сад «Рябинка» из Сургутского района, являющийся опорной площадкой для двух стойбищных школ-садов, и детский сад «Золотая рыбка», имеющий два филиала стойбищных школ-садов в Белоярском районе, включились в проект «Музейkа на IТ-стойбище», реализуемый автономной некоммерческой организации «Центр продвижения языков и культур обско-угорских народов» при поддержке Фонда президентских грантов.
Целью проекта является создание условий для позитивной социализации детей IT-стойбища посредством их вовлечения в сетевую музейно-образовательную деятельность. В рамках проектной деятельности была разработана музейно-образовательная программа «ЮграМаа: уроки из «Торум Маа», включающая серию видеоуроков.
Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа», являясь партнёром проекта, предоставил свои ресурсы для создания дистанционного курса по родному языку. Каждый видеоурок длится не менее 10 минут. В процессе просмотра видеоурока дети под руководством своего педагога изучают новую тему, повторяют за ведущим видеоурока новые слова, фразы, предложения, разучивают песенки и играют. Закрепляются новые знания с помощью интерактивной карты «ЮграМаа» с комплектом магнитов с названиями на родном языке, специально созданной магнитно-маркерной доской – всё это создавалось в рамках проекта «Музейkа на IT-стойбище».
С изучением каждой новой темы карта заселяется «жильцами» – обитателями нашего края. Процесс заселения карты сопровождается проговариванием, комментированием, повторением слов, фраз и выражений, что способствует непроизвольному запоминанию нового учебного материала.
Краеведческий и культурологический материал является основой речевой практики. Специально подобранный материал позволяет в простой и лёгкой форме расширять знания детей об особенностях родного края и культуры народа.
Образовательный процесс укомплектован изданными обучающими пособиями «Портфеля дошкольника IT-стойбища». Сюда включены шесть «Рабочих тетрадей» для активизации речевой деятельности детей на родном языке в игровой форме.
Период апробации программы «ЮграМаа: уроки из «Торум Маа» успешно завершён. В следующем учебном году проект «Музейkа», расширив свои границы, вновь вернётся в стойбищную школу-сад.
Майя Макарова,
автор проекта «Музейkа»
Перевод на хантыйский язык Людмилы Гурьевой