- Хантыйский
- Русский
Вурщӑк мӑӊхӑтӆ «Торум Маа» музей хуща
Увӑс мирев йис вәӆупсыйн вухаӆь ёх па хӑнтэт йис нумӑсн тухӆӑӊ войт вєра ар митра, ар пищ тӑйӆӑт. Тӑм мўв мирев йис ясӑӊӑн, йис путрӑтн, йис арӑтн иса пўш тухӆӑӊ войт пойкщуман вәӆӆӑт. Йис ёхӆўвн ӆыв «тухӆӑӊ войта», «тухӆӑӊ ар сота» аӆьщӑсыйт. Арӑт па моньщӑт хуща ӆыв «Тухӆӑӊ ар сот, кўрӑӊ ар сот», «Рахӆа шашпи тухӆӑӊ ар сот», «Хӑтӆ суй єтты пєлкиевна вәӆты тухӆӑӊ ари сот, нәмӑӆта ӆатты тухӆӑӊ ари сот» па па ар щира арисайт-путӑртсайт.
Щи арӑт м ясӊӑт тухӆӑӊ войӆўв ещаӆт хӑнтэт па вухаӆь ёх лупӆӑт, щит щи войт мӑӊа тӑйтэӆ пӑта. И щирн, тӑм войт – ай павӑтты войт, вәнт ӆәӊх нєӊат воя аӆьщӑӆыйт. Кимӑт щирн, сыр-сыр ӆәӊхӑт тухӆӑӊ войт мӑӊ хурн ӊхӆӑт.
«Торум Маа» музей хуща тӑм оӆӑтн мӑӊхӑтӆ вєрты питса, щит кондинской мўв вухаӆь ёх эвӑӆт вўюм пищ. Тӑмӑщ няврємӑт пӑта вєрум хӑтӆ щи мўв ёх тӑйсӑт, щи оӆӑӊӑн путрӑӊ-моньщӑӊ ими А.М. Конькова (Картина) хӑншӑс.
Щи мўвн вәӆты вухаӆь ёх щирн, вурщӑк – щит ӊкӑт шўкатты вой. Хән вурщӑк ими Морты мўв эвӑӆт юхӑтӆ, имухты юхан ӊкӑт, ӆор ӊкӑт шойтн сєӊкты оӆӊитӆӑӆэ. Щи пӑта Увӑс мўв ӊкӑт шўкаӆӑӆӑт, ӆўв шойтӆ па щи пӑта иса пўш торийӆ.
Араӆ пєлӑк хӑнтэт па вухаӆь ёх хуща вурщӑк имиен няврємӑт вана тӑйты воя ӆўӊӑтса, ӆўв пєӆӑӆа пойкщӑӆӑт няврємӑт тӑӆаӊа, ма вәӆты пӑта. Кәрт хонӑӊӑн муй па хот хонӑӊӑн ар вурщăк ки ӆатман ӊхӆӑт, йис щирн, щи хотӑӊ ёх ар няврєм тӑйты питӆӑт па щи няврємӑт тӑӆаӊа, ма єнумты питӆӑт, вәлупсэӆ тўӊ пӑнт хўват мӑнты питӆ. Касум мўв хӑнтэт щирн, вурщӑк имиен ай няврємӑта уӊӑӆ пўншты ясӑӊ мойӆӑӆ. Щи пӑта, хән вурщӑк имиен хошум мўв пєӆа мӑнты сонтумӑӆ, мӑтта ими ай няврємӑӆ хуӆна ясӑӊ ки ӑн тӑйӆ, щирн ӑӊкеӆ вурщӑк пєӆа пойкщӑӆ: «Вурщӑк имие, вурщӑк имие, морты мўв пєӆа мӑнтэн еӆпийн ма пушхима, ма щущима ясӑӊ оӆӊие хӑе, ясӑӊ пўлые хӑе».
Увӑс мўв хӑнтэт па вухаӆь ёхн вурщӑк имиен вєра вана тӑйӆа, тӑм мўв ёх щирн, ӆўв «ис тәты вой». Йис щирн, хӑннєхә ӑнтәма йитаӆ пийн тӑм войенӑн исӆ па тәрума щи тәӆы па тәрума мӑнты пӑнт ӆўв щи ванӆтӑӆ. Щи пӑта Ӆэв хуща вәӆты вухаӆь ёх па Касум мўв хӑнтэт вурщӑк хур иса пўш ёш хуща явӑтман тӑйса. Тӑм хӑтӆ вәнта щи мўв иметн вурщӑк хур тунты эвӑӆт вєрум йиӊӆӑтн, онтўпӑтн хӑншман тӑйӆа.
Вах юхан хуща вәӆты хӑнтэт щирн, тӑм ай войе – щит уй тәты вой, вурщӑк хур – щит ӆыв мўвеӆн вәӆты Альвали нємуп тарум ӆәӊх мӑӊ хур. Ӆэв юхан хуща вәӆты вухаӆь ёх щирн, вурщӑк – щит Манья нємуп вош ӆавӑӆты ӆәӊхеӆ мӑӊ хур. Е.И. Ромбандеева щирн, тӑм вой мӑӊ хурн кӑт ай няврємӊӑн ӊхӆӑӊӑн, ӆын Тәрум эвӑӆт щєӆ вух онтупн иӆы єсӆум кӑтӊӑн. Щит пӑта пўпи хотн ӆын нёмӑс хурн ванӆтӑӆыйӊӑн.
Арсыр мўв хӑнтэтн па вухаӆь ёхн вурщӑк вана тӑйты пӑта «Торум Маа» музей хуща рәпитты наука кандидат нєм тӑйты ими Р.Г. Решетникова нєпек хӑншӑс, муй вўрн тӑм йис вєрӑт и мӑӊхӑтӆа вєрты. Щиты щи тывӑс, «Вурщӑк хӑтӆ» интӑм няврємӑт пӑта вєрум мӑӊхӑтӆ пиӆа иха тәсыйӊӑн, и хӑтӆӑн вєрты питсыйӊӑн, щит лыпӑт тыӆӑщ оӆӑӊ хӑтӆӑн.
Тӑм хӑтӆ тӑйты мӑӊхӑтӆэвн музей хуща сыр-сыр әмӑщ вєрӑт няврємӑт пӑта вєрӆайт. Тӑм оӆ тыв «Няганьский театр юного зрителя» хуща рәпитты ёх вохсайт, ӆыв ӆўӊӑӆтуп юкан ванӆтупсы вєрӑнтсӑт, щи ванӆтупсыйн мӑӊхӑтӆ щи пўншса.
Тӑм мӑӊхӑтӆ пӑта сыр-сыр вєрӑӊ тӑхет ӆэщӑтсайт, щӑта няврємӑт ай вой хурӑт вєрӑнтсӑт, нєпек эвӑӆт па сух эвӑӆт. Няврємӑт пӑта арсыр юнтты хӑрӑт ищи ӆэщӑтсайт. Тәх тӑхетн щӑта ӆыв ёш апрӑӊа, кур апрӑӊа навӑрсӑт, тәх тӑхетн па моньщуптэта хущийӆсайт. Хӑнты па вухаӆь ёх йис пищӑта ищи хущийӆсайт, рўщ ясӑӊӑн щи тӑхет нємӆаӆ «этно-старты», «этно-разминка». Щӑта няврємӑт ӛхӑӆ эвӑӆт нёӆ єсӑӆсӑт, яксӑт па вәнт ӆәӊхӑт пєӆа пойкщӑсӑт. Щӑӆта па хур вўты сыр-сыр хурамӑӊа вєрум хӑрӑт вәсӑт.
Путӑр хӑншӑс:
Пётр Молданов
В музее «Торум Маа» состоялся праздник кондинских манси «День трясогузки»
В традиционном мировоззрении обских угров птицы занимают значительное место. Они широко представлены во всех сферах культуры этих народов, в фольклоре, в обрядовой практике. Общее название птиц – «крылатые животные». Фольклорные эпитеты: «Ногастые многочисленные сотни, крылатые многочисленные сотни», «С запретными спинами крылатые многие сотни», «В стороне рождающегося света живущие крылатые сотни» и т.д. Все эти эпитеты говорят о том, что птицы – это существа, наделённые особой магической силой, с одной стороны, с ними связаны орнитоморфные облики духов-охранителей, с другой ‒ они являются «вестными» птицами мира лесных духов.
Праздник трясогузки, отмечаемый сегодня в музее «Торум Маа», связан с традицией кондинских манси, описанной в своё время сказительницей Анной Митрофановной Коньковой (Картиной). Согласно мифологии кондинских манси, трясогузка – это птичка, ломающая своим длинным хвостиком лёд. Она прилетает с тёплых краёв к нам на Север и первым делом начинает стучать своим хвостиком по льду речек и озёр, по этой причине её хвостик постоянно трясётся. Если говорить о других группах обских угров, то эту птичку связывают с детьми. К ней обращались, как к подательнице жизни.
Считается, что чем больше трясогузок держится возле жилья человека, тем больше детей родится в данной семье, тем счастливее будет эта семья. На реке Казыме считалось, что именно трясогузка наделяла детей речью. И если она улетала в тёплые края, а ребёнок ещё не заговорил, то матери обращались к ней со словами: «Женщина-трясогузка, женщина-трясогузка, лети в свои тёплые края, но оставь моему ребёночку слова». У северных обских угров трясогузку называют «душу несущая птица», считается, что именно эта птичка сопровождает человека в мир иной. Поэтому ранее манси Северной Сосьвы и ханты реки Казыма татуировали эту птичку на руках. Она широко представлена и в современном орнаментальном искусстве этих групп, как правило, в изделиях из сакрально «чистого» материала, например, из бересты. На реке Вах считается, что эта птичка приносит счастье, т.к. она является ипостасью культурного героя Альвали. Северные манси почитают трясогузку как духа-покровителя деревни Манья. По данным мансийской учёной Е.И. Ромбандеевой, в облике этой птицы представлены два младенца, спущенные с неба в серебряной люльке. Их представляли на Медвежьих игрищах в виде близнецов.
Исходя из почитания этой птицы практически у всех групп обских угров, научным сотрудником музея «Торум Маа», кандидатом педагогических наук Р.Г. Решетниковой был написан сценарий празднования «Дня трясогузки», который стал ежегодно проводиться на базе этого музея в Международный День защиты детей. Сегодня День трясогузки – это современный праздник, на котором проводится большое количество разнообразных игр, соревнований для детей.
В этом году на открытие этого праздника были приглашены артисты Няганского театра юного зрителя, которые исполнили театрализованный пролог к празднику. В программу праздника были включены творческие мастерские, на котором дети создавали птичек из ткани, нитей, бумаги. Для детей были организованы подвижные и тихие игры. Например, они могли потренироваться в ловкости в играх «Силуэты птиц», в верёвочной головоломке, в разгадывание загадок, головоломок и ребусов. Были продуманы и такие этнические компоненты как этно-старты, проверка выдержки в стрельбе из лука и этно-разминка, танцы и приветствие лета. Также были организованы яркие фотозоны.
Пётр Молданов