- Хантыйский
- Русский
Еваев 70 оа йис
Мўва сащты, йиңка сащты учёной ими Ева Адамовна Шмидт Венгрия мўвн Будапешт вошн лыпӑт єнумты тыӑщ 28-мит хӑтӑн 1948-мит он сєма питӑс. ўв вәма нәпӑт хӑнты па вухаь мир вәупсы, йис путрӑт, тарнӑң моньщӑт нух хӑншман па вәнтуман рәпитӑс. Тӑм о тӑаңа, яма вәс ки, 70 оа ән йис. Ева Адамовна Шмидт Ёмвошн 2002-мит он ӑнтәма йис. ўв шуши мирӑт пиа ар о рәпитӑс па хӑнтэтн, вухаятн ван рәтна юкана нәмман тӑйа. Вән хуятӑтн аьщӑы: «Мўң Еваев».
Хўв йисн 1969-мит он мєт оӑң пўш Будапешт вошн Этваш Лоранд нємуп университетн вәнтыйты айат эви Ева Шмидт Ленинград воша юхтӑс. ўв А.И. Герцен нємпи институт хуща хӑнты па вухаь ясӑңңӑн вәнтӑты яңхиӑс. Щӑта уша вєрсӑэ Тўкъякӑң вош эвӑт эви Таисья Себурова. Ар о мӑр «Хӑнты ясӑң» газета кәща ӑңкӑр нєңа рәпитум ими Таисья Степановна Себурова нәмӑмӑсэ:
– Ас хӑты тыӑщн 1970-мит он мин Еваем пиа Сўмӑтвош района Тўкъякӑң воша мӑнсумн. Тӑта мўң увӑс мўвевн вєра тарум ищки вәс. Понавта юхӑтсумн, нәмєм, мин ош сўх сӑхӑт, вейт әмӑтсумн па щӑтаса еы овӑң әхӑн Тўкъякӑңа щи єумсумн. Щӑта Евайн вәна ювум хӑнтэт Илья Петрович Себуров, Данил Митрофанович Каксин, Анастасия Дмитриевна Гришкина, Матрёна Григорьевна Себурова, Каллистрат Григорьевич Гришкин па па хуятӑт эвӑт йис путрӑт, моньщӑт нух хӑншӑс.
Ӛхӑт ар о мӑнум юпийн Ёмвошн Ас потты тыӑщ 28-мит хӑтӑн 1991-мит он Ас-угорской институт пўншса. Щирн щи тӑхи вєрты Венгрия мўв вән учёной ими Ева Адамовна Шмидт нётӑс. Щӑта 1991-мит он Нуви сӑңхум вошн увӑс мўв хӑнтэт арӑт, моньщӑт па йис путрӑт вәнтӑты па нух хӑншты тӑхи пўншса. Щи тӑхи кәщая Е. Шмидт пунса. ўв пиӑа щӑта ар о Ас хӑнты имие Римма Константиновна Слепенкова рәпитӑс па щи оӑт оӑңӑн тӑмиты лупӑс:
– Тәп Нуви сӑңхум вошн увӑс мўв хӑнтэт арӑт, моньщӑт па йис путрӑт вәнтӑты па нух хӑншты тӑхи пўншса, щӑта Еваев Тимофей па Татьяна Молдановңӑн пиа рәпитӑс. Ма 1992-мит он Е. Шмидт пиа вәтаңа йисум па ўв мӑнєма ястӑс: «Нӑң рәт хӑнты ясңен яма тӑйэн, юва мўң хущава рәпитты». Щиты ма ўв пиаа кӑпӑртты питсум. Еваемн вәнтӑсыюм тәса арӑт, моньщӑт нух хӑншты. Щӑта хӑннєхәйт мўң видео хура вўйясўв, муй вўрн йис путрӑт путӑртӑт па щи мӑрн муй иты омӑсӑт, кариӑт па нух оьӑт. Щит, вантэ, хӑнты мир вәупсы нух вәнтӑтыйн мос. Щӑта вәнт шушийн вўы авӑман вәты мир яма рәт ясңе вәэ па ин тӑмхӑт вәнта йис моньщӑт моньщӑт. Еваев увӑс мир шєңк мосман па рәтна щирн нәмсӑэ. ўв лупум ям ясӑңа ма иса нәмман тӑйӑам.
Нуви сӑңхум вошн увӑс мўв хӑнтэт арӑт, моньщӑт па йис путрӑт вәнтӑты па нух хӑншты тӑхи кәща ими Тамара Романовна Пятникова нёхмӑс:
– Ева Шмидт кимӑт пўш Ёмвош округа 1980-мит он юхтӑс. ўв щирн пӑкнӑс, муй вўрн хӑнты мир йис вәупсы сора вәна ювум ёх пиа хуӑ. Щиты нумӑс вєрӑс рәт ясӑң па нєпекӑң хӑнтэт па вухаят ияха ӑкӑтты па Ас-угорской институт пўншты. Щӑта 1980-мит оӑтн ўв учёной ими Надежда Лукина пиа питсӑңӑн щи вєр оӑңӑн нәмӑсты. Тәп 1991-мит он Ас-угорской тӑхи вєрса. ын щи тӑхи пўншты яма нётӑссӑңӑн. Ева Адамовна 11 о мӑр Нуви сӑңхум вошн увӑс мўв хӑнтэт арӑт, моньщӑт па йис путрӑт вәнтӑты па нух хӑншты тӑхи кәща имия вәс. ўв наука щирн 90 мутас нєпек шуши мир оӑңӑн хӑншӑс. Щи тумпи ар моньщ па тарнӑң йис вєр нух хӑншӑс. Тәп ўв рәпатай киникая вєрман ӑн вә. Ева Шмидт щиты лупӑс: «Хӑнты мир ясңӑт рўщ буквайтн хӑншман вәӑт. Йиуп па нартам буквайт ӑн рӑх ясӑңа вєрты…».
Ма ищи вән учёной ими Ева Адамовна вәсєм. ўв 1991-мит он ащєм Алексей Михайлович па ӑңкєм Евдокия Кузьминична Молдановңӑн вәнт кәртӑн хәум тыӑщ мӑр вәс. Тӑм хуятэв яма хӑнты ясӑңӑн хошӑс путӑртты. Аңкєм па ащєм эвӑт йис вєрӑт нух хӑншиӆӑс. Вантэ, хўв йис эвӑт щиты тывӑс, хӑнты мир мєт оӑң Венгрия мўв учёной ёх пиӆа вәтаӊа йисӑт. Апа, щи пӑта Ева Адамовна Шмидт ар о мӑр хӑнтэт па вухаят кўтн вәс па рәпитӑс. Мўң ўвты хўв йис па хўв нәпӑт нәмман тӑйты питэв.
Еве Шмидт исполнилось бы 70 лет
Известный финно-угровед, фольклорист, исследователь-полевик Ева Адамовна Шмидт родилась 28 июня 1948 года в столице Венгрии – в Будапеште. В этом году 28 июня ей исполнилось бы 70 лет. Она ушла из жизни 4 июля 2002 года. Ева Адамовна свою судьбу связала с исследованием фольклора и культуры обских угров.
В далёком в 1969 году впервые студентка Будапешского университета им. Этвеша Лорандо Ева Шмидт приехала в город Ленинград, где проходила стажировку в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А.И. Герцена, посещала занятия по хантыйскому и мансийскому языкам. Там познакомилась с Таисьей Степановной Себуровой, студенткой из деревни Тугияны. Сегодня легенда журналистики Югры Таисья Себурова вспоминает:
– На январские студенческие каникулы в 1970 году мы с Евой поехали в деревню Тугияны Берёзовского (ныне Белоярского) района. Было очень холодно. Из посёлка Полнавата в деревню Тугияны ехали на лошади, оделись в тёплую одежду, в сах и в кисы из оленьего меха. В Тугиянах ходили по домам, Ева записала фольклор у Ильи Петровича Себурова, Данила Митрофановича Каксина, Анастасии Дмитриевны Гришкиной, Калистрата Григорьевича Гришкина, Матрёны Григорьевны Себуровой и других.
Затем много лет спустя в Ханты-Мансийском округе 28 ноября 1991 года был образован Научно-исследовательский институт социально-экономического и национально-культурного возрождения обско-угорских народов. Неоценимую помощь в становлении института как научно-исследовательского учреждения оказала венгерская исследовательница, кандидат исторических наук Ева Адамовна Шмидт. Всю жизнь она посвятила изучению языков и культуры обско-угорских народов, сбору уникальных языковых, фольклорных и этнографических материалов. Одновременно на территориях компактного проживания хантов, манси и лесных ненцев шла работа по созданию фольклорных архивов и фондов. В 1991 году в городе Белоярском был образован Белоярский архив северных хантов, который возглавила Е.А. Шмидт.
О совместной работе в Белоярском архиве северных хантов вспоминает знаток хантыйского фольклора Римма Константиновна Слепенкова:
– С момента создания архива Ева Адамовна работала с хантыйскими исследователями Тимофеем и Татьяной Молдановыми. В 1992 году я встретилась с Е. Шмидт, и она сказала: «Родным хантыйским языком владеешь, поэтому иди к нам работать». Она научила меня работать с фольклором, а также тому, как записывать информантов, как сделать правильную расшифровку полевого материала и т.д. Мы записывали коренных жителей старшего поколения. Фиксировали как фольклор, так и бытовую речь пожилых хантов. Снимали на видео, как ведёт себя информант во время рассказывания сказок, старинных легенд и т.д. Так как это важно для науки. Жители стойбищ уникальны тем, что сохранили до наших дней древний фольклор. Этому всему нас научила учёная Е. Шмидт. Она внесла неоценимый вклад в исследование обско-угорского фольклора и культуры.
Руководитель Белоярского филиала обско-угорского института прикладных исследований и разработок Тамара Романовна Пятникова сказала:
– Ева Шмидт второй раз приехала в наш край в 1980 году. Она ужаснулась тому, как быстро уходит традиционная культура ханты вместе с людьми старшего поколения. Тогда она и задумалась, что для его спасения необходимо создать специальный тип научного учреждения с носителями языка. Если не сделать это сейчас, то в будущем упущенное не вернуть. В середине 1980-х годов Ева Шмидт совместно с известным томским этнографом, исследователем обских угров Надеждой Лукиной составили план по созданию национального фольклорного центра. Только в 1991 году план удалось реализовать, и в городе Белоярском был открыт Научный фольклорный архив северных ханты. 11 лет Ева Шмидт была руководителем этого архива, новаторского во всех отношениях научного и просветительского учреждения, идеи которого были детально разработаны ею и успешно воплощались в жизнь. В научное наследие Евы Шмидт входят сотни единиц аудио- и видеозаписей фольклорных материалов на хантыйском и мансийском языках, 90 опубликованных работ. Но многие её работы ещё не изданы. Говоря о хантыйской письменности, Е. Шмидт отмечала: «Письмо молодым поколением полностью воспринимается на основе русских обозначений графем… Желательно не применять лишние буквы, значки, графемы и вообще избегать излишества…».
Мне посчастливилось встретиться с известным учёным Евой Адамовной Шмидт, она в 1991 году побывала в оленеводческом стойбище моих родителей Алексея Михайловича и Евдокии Кузьминичны Молдановых. Прожила Е. Шмидт у нас три месяца. Она свободно разговаривала с нами на хантыйском языке. Записывала у родителей фольклор.
История гласит, обских угров как близких родственников по языку одними из первых начали исследовать учёные из Венгрии. Современной их последовательницей стала Ева Адамовна Шмидт, которая навсегда останется в наших сердцах.