Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Реональда ОЛЬЗИНА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Хутыса тӑм ўңӑн Югра мўв няврємӑт рўтьщӑты питӑт
  • Вәнтӑт авӑман тӑяты!
  • ЮГУ хуща пурмӑсӑт шавиты йиӆуп тӑхи пўншсы
  • Шуши мир вәупсы оӑңӑн уша павӑтсӑт
  • Вәнтыйты юхтаты!
  • Йиуп хӑнты алфавит оӑңӑн путӑртсӑт
  • Сєма питум хӑт епийн
  • Мўв сыстама тӑйты мос

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Еваев 70 оа йис
  • Рәпитмаӆ мӑр мир ямӑӆман вәс
  • Мўвев кимӑ авум хә
  • Кунинӑт хоттє ёх
  • Рәпатаем мосман тӑйєм
  • Новьюхоп ёх опращ нэм оӑңӑн

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Культура нух аумты па йис щирн вәты мос
  • Хӑнты ернас ёнтсӑт
  • Ратхӑр пўңӑԯн ат «Торум Маа» хуща

Финно-уграт - Финно-угорские народы

  • «Коми му» газета 100 оа йис

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 12 (3648)
  • № 11 (3647)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 21 (3657)
  • № 22 (3658)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 5 (3665)
  • № 6 (3666)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 14 (3674)
  • № 13 (3673)
  • № 15 (3675)
  • № 16 (3676)
  • № 17 (3677)
  • № 18 (3678)
  • № 20 (3680)
  • № 19 (3679)
  • № 21 (3681)
  • № 22 (3682)
  • № 23 (3683)

Вы здесь

Главная » Культура нух аумты па йис щирн вәты мос
Надежда Коновалова сорт сух єӆсай ванӆтӑӆ
Надежда Коновалова сорт сух єӆсай ванӆтӑӆ
  • Хантыйский
  • Русский

Культура нух аумты па йис щирн вәты мос

Щиты лупӑс Россия народной мастер нємуп хә Яков Тарлин, хән «Мужские и женские ремёсла: музееведческий и этнопедагогический аспекты» нємуп мирхот пўншсы. Щи вєр лыпӑт тыӑщ 4-8-мит хӑтӑтн «Торум Маа» музей хущи мӑнӑс. Оӑң хӑтӑн нєпекӑң ёх путрӑт путӑртсӑт. Щӑта мира «Объект. Время. Культура» нємуп вантупсы вантӑсы. Щӑта кашӑң вєрӑң хуят оӑңӑн ай павӑтсы, хуйтат вєртут вєрты хӑра арсыр кәртӑт, вошӑт эвӑт юхтыйсӑт.

Тӑмӑщ мирхот хәсмит пўш вєрсы па музей кәща нє Людмила Алфёрова путӑртӑс, муй пӑты щит вєрты питсы: «1990-мит оӑт сухӑнты артӑн шуши мир пурмӑсӑт юкана хӑннєхәйт апкайн пурмӑс әтты питсӑт. Щи юпийн ар шуши ёх пурмӑсӑт вєрты вуысӑт. Юхи хӑщум хәс о нєпекӑң ёх нумӑс павӑтсӑт, хуты ар хуят хўщты мос щи вєра йипа вўянтты. Щит пӑты музей рәпатнекӑт вєртутӑң хӑрӑт вєрты пиньщӑсӑт».
Окружной творчества хот рәпатнек Светлана Нестерова «Реестр нематериального культурного наследия народов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры» нємуп нєпек оӑңӑн ай павтӑс. ўв вєрӑң хуятӑта лупӑс, муй щирн арӑт, моньщӑт, пурмӑсӑт па па утӑт щи тӑхия хӑншты. Муй щирн щит ушӑңа вєрты, С. Нестерова вәнтупсы вєрӑнтӑ. ўв ясңӑ щирн, щит ут лыпӑт тыӑщн па лыпӑт хойты тыӑщн пит. «Хӑнты ясӑң» па «Луима сэрипос» ух нє Раиса Решетникова путӑртӑс, хутысаты няврємӑт авӑты хотӑтн па ӑшколайн, дополнительной образования хотӑт хущи па шуши няврємӑт рўтьщӑты тӑхетн эвет па пухӑт пурмӑс вєрты вәнтӑыйт. Институт развития образования нємуп хотн рәпитты нє Наталья Величко нымӑт оӑңӑн ай павтӑс. Катра йис вўш эвӑт Сибирь хущи вәты мирӑт па хӑнтэт щитн яңхӑт. Евдокия Нёмысова Семён Александрович Айпин оӑңӑн путӑртӑс. Щи вєртутӑң хә Нижневартовской районӑн вә.
Хутысаты обской угрӑт пурмӑсӑт иса ӑн вәтшӑты, еы Татьяна Молданова путӑртӑс. Щит вєр вўраңӑн 1995-мит он Союз мастеров традиционного искусства нємуп тӑхи пўншсы: «Мария Мерова хурасуп хуятӑт рәт мирэ кўтн єнумсӑт па пўяң хӑнты, вухаь пурмӑс ай вўш эвӑт вантсӑт. Щит пӑты ыв нємхәнты юврая пурмӑс ӑн вєрӑт. Ӛхӑт вәупсы пасыра йис. Няврємӑт воша касӑсӑт. Муй ыв щӑта вантӑт? Пасыр вәупсы па әмӑтсухӑтн вән хӑншет якты-ариты хӑрӑтн. Щиты мўң йис вәупсэв вәтшӑты питсэв. Иатн вєртутӑң нєңӑт ияха ӑкӑтты нумӑс вєрсўв па ывеа «Народный мастер России» нєм мӑты. ән няврємӑт па айат ёх ыв пиэа вантман ищи тәс пурмӑс вєрты ат питсӑт». Путрӑт етшуптӑты епийн Татьяна Александровна вєрӑң ёха лупӑс: «Нын вантатн тәп пўяң хӑнты па вухаь пурмӑсӑта. Каш хӑрӑта әмтыйты сухӑ-та а вантатн. Сценайн вән хӑншет ат вәӑт».
Художественно-экспертной тӑхи кәща Виктор Банников ищи катра йис культура ыӑңа тӑйты оӑңӑн путӑртӑс: «Мўңева нәам айат ёха лупты мос, хуты йис вәупсы ки вәтшӑўв, щи пурайн мир хут вәш». Щӑта еы ўв лупӑс, тәп Художественно-экспертной тӑхи ёх вєрӑң хуятӑта «Мастер народных художественных промыслов Югры» нємн аьщӑӑт па щимӑщ нє-муп нєпек мӑӑт. «Нын Россия художник Союз вєрӑнтты вантупсэтн ванкўты пурмӑсан мира вантӑты ки питӑтн, щи пурайн «Народный мастер России» нємн мӑыйтн. Хуйтат писателят па художникӑт тӑхеңӑна хӑншман вәӑт па рўтьщӑӑт, щитат Ёмвош округ хущи вәты «О дополнительном пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан» поступсы рўвн 3940 арат шойт вухн сухуптӑыйт», — лупӑс Художественно-экспертной тӑхи кәща.
Пурмӑс вєрты хӑр «Торум Маа» музейн вәс, хута хотӑт па упасӑт омӑсӑт. Щӑта хә ёх юнтутӑт уват хӑнты па вухаь хотӑт, упас, ай хоп па әхӑ вєрсӑт. Нєңӑт хў сух тӑнӑсӑт па сорт, паннє сух эвӑт пурмӑс ёнтсӑт. Вет хӑт мӑр Касум эвӑт юхтыум Яков Тарлин, Николай Тасьманов па Павел Тользин ай хоп, шӑнш ӆәп, сэвӑс ӆәп, ӆупас па вўы әхӑ вєрсӑт. Вячеслав Кондин Рудольф Меров (Ёмвош) пиа туйт әхӑ вєрсӑңӑн. Александр Сайнахов (Сәрхан) Ляпин юханӑн вәты хурасуп хот омсӑс, Анатолий Брусницин (Ёмвош) Конда мўвн вәты хурасуп ай хоп вєрӑс.
Надежда Коновалова (Ёмвош) па нєңӑт иты хў сух тӑнӑс па сорт сух эвӑт єсай ёнтӑс. Галина Кондина па Мерова Мария (Ёмвош) паннє сух эвӑт вухаь тўчаң ёнтсӑңӑн; Раиса Загородняя (Сўмӑтвош) паннє сух хир ёнтӑс; Мария Ситникова (Сәрхан) сорт сух эвӑт хир вєрӑс.
Тӑм нєңӑт тумпи ёнтӑсты хӑрн Любовь Айпина па Ирина Тырлина (Нижневартовской район), Наталья Поянкина (Пыть-Ях), Анна Сайнакова и Валентина Шадрина (Сәрхан), Елена Соломина, Евдокия Нёмысова, Людмила Зубакина, Виктория Дрокина (Ёмвош), Валентина Пащанина (Октябрьской район), Лидия Артанзеева (Сўмӑтвош район) па Елена Пуксикова — Югорской университетӑн вәнтыйты эвивәсӑт. Щитӑт кўтн итәхӑт сыры нємхәнты хў сух эвӑт пурмӑс ӑн вєрӑнтсӑт.
Мос лупты, вєртут вєрты хӑрн кӑт ай пушӑхңӑн вәсңӑн: Варя Брусницина па Богдан Пащанин. Вән ёх иты ын хӑнты па вухаь әмтутн вәсңӑн. Надежда Коновалова ёнтум сорт сух эвӑт ай єсай Варяя єпӑс па щи ут ўв нух әмтӑс. Щи юпийн ар хуятн эвие хура вўсы.
Вєрӑнтты хӑр етшуптум хӑтӑн семинарн вєрум хәумъяң пурмӑс мирхотӑң мира вантӑсыйт па ӛхӑт музея мӑсыйт. Хән щи хӑр лӑп тәхӑрсы, итәх вєртутӑң ёх ясӑң вўйясӑт. Николай Тасьманов лупӑс: «Ма упас вєрсум. Щиты вєрсєм, ән ӛхӑт нух осытты рӑхӑс. Щитєм еша ӑн етшӑс. Вантэ, ар мир кўтн рәпата вєрты пура ӑн тӑрмӑ, хән мира муты вантӑӑн па ыв пиаа путӑртӑн». Галина Кондина Мария Мерова пиа рәпитӑс па лупӑс, вән ими ёнтӑсӑс па нәам айат нєңӑта ваньщты, ёнтӑсты нётӑс. «Мария Сергеевна Щекурья эвӑт вә. Щӑта сорт па паннє емӑң хўа вәӑңӑн, щит пӑ-ты щитңӑн ӑн эвӑтўв. Рудольф Васильевич минємна тӑн щит вєрӑс», — лупӑс айат вєртут вєрты нє. ўв ике Вячеслав Кондин па аще Рудольф Меров туйт әхӑ вєрсӑңӑн. Щит унтасн интум «Торум Маа» хущи щимӑщ әхӑ пит. Павел Тользин вўєң хә әхӑ вєрӑс. «Щи әхӑн вўєң ёх кашӑң хӑт яңхӑт. Ащєм вўєң хәя вәс па ма юрн хотн щит вєрты вәнсум», — лупӑс щи хә. Анатолий Брусницына хоп юх нюхӑрты шєңк авӑрт ӑнтә, хоп питӑр вєрты авӑрт вәс. «Оӑң хопємн хоп питӑр мәрємӑс. Щиты питты пурайн Конда мўвн пирӑщ ёх лупсӑт : «Оӑң хоп сӑма ӑн рӑхӑс, шўкатӑс, па хоп вєрум». Ма ищиты оӆӊитсєм, йиуп хопєм етшӑс», — лупӑс щи хә.
Мирхот етшӑты епийн вєртутӑң ёх, семинар эщӑтум хуятӑт па айкеӑт ӑкӑтты ёх пәмащипа нєпекӑтн мӑсыйт. Вєртут вєрты хӑр яма мӑнӑс па «Торум Маа» рәпатнекӑт нумӑс павӑтсӑт па пурайн аршӑк шуши айат ёх щив вохты, ән ыв рәт мир пурмӑсӑт вєрты ат вәнсӑт. Яков Тарлин лупӑс, па пурайн вєртутӑң хӑрн хӑннєхәйт нємасыя вәнтӑты мос, муй щирн пурмӑс вєрты юх кӑншты, щӑта юх сорӑты па па вєрӑта. Тӑм пўяң итәх хуятӑт щит ӑн вәӑт.

Не надо пытаться сохранять культуру, надо в ней жить

Это слова народного мастера России Якова Тарлина, которые он сказал на открытии XX научно-практического семинара «Мужские и женские ремесла: музееведческий и этнопедагогический аспекты». Это мероприятие состоялось с 4 по 8 июня в этнографическом музее «Торум Маа» города Ханты-Мансийска. Теоретическая часть прошла в офисе, где специалисты выступили с докладами. Также была представлена презентация выставки изделий «Объект. Время. Культура» из фондов музея, которые были выполнены мастерами декоративно-прикладного творчества на предыдущих семинарах. На ней публику познакомили с авторами изделий, и каждому мастеру была дана творческая характеристика.

Поскольку нынешний семинар был юбилейным, директор учреждения Людмила Алферова рассказала об истории, хронологии проведённых семинаров и причине появления такой формы работы: «В конце 1990-х годов чётко обозначились области традиционной культуры коренных народов, на которые в большей степени повлияла индустриализация. Она привела к вытеснению традиционных ремёсел из-за широкого распространения предметов промышленного производства. Необходимость исследования и популяризация народных технологий стала ещё более очевидной за последние двадцать лет. Поэтому знания о традиционном быте и традиционных ремеслах обских угров осуществляются как через экспозиции и экскурсии, так и через систему научно-практических семинаров по различным видам народных ремесел». Заведующая сектором культуры обско-угорских народов Окружного Дома народного творчества Светлана Нестерова сделала сообщение о Реестре нематериального культурного наследия народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Она подсказала мастерам, как грамотно подготовить заявку на включение каких-либо объектов в Реестр и об этом можно узнать на онлайн-семинарах, которые С. Нестерова проводит для работников учреждений культуры муниципальных образований. По её словам, ближайшие семинары пройдут в июне и сентябре. Главный редактор Объединенной редакции национальных газет «Ханты ясанг» и «Луима сэрипос» Раиса Решетникова проинформировала об опыте обучения детей ремёслам обско-угорских народов в дошкольных и школьных учреждениях, центрах дополнительного образования и этнолагерях. Доцент кафедры педагогики, психологии и управления образованием Института развития образования Наталья Величко рассказала о лыжах, которые коренные народы Сибири, в том числе и восточные ханты, использовали с древности как средство передвижения. Кандидат педагогических наук Евдокия Нёмысова посвятила выступление творчеству народного мастера России Семёна Александровича Айпина –  жителя Нижневартовского района.

Разговор об основных проблемах сохранения традиционных ремёсел обских угров на современном этапе продолжила член Правления Региональной общественной организации «Союз мастеров традиционных промыслов коренных народов Севера ХМАО-Югры» и член Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Татьяна Молданова. Она рассказала историю создания в 1995 году Союза мастеров традиционного искусства: «Такие мастера, как Мария Мерова, вышли из традиционной среды. Они росли среди своей культуры и смотрели на подлинные красивые вещи. Поэтому в своем творчестве они ни в чём не могли ошибиться. Они соблюдали не только традиционную технологию, но и правильный колорит, правильно подбирали материал. Затем жизнь поменялась. Дети уехали в город. И что они видят? Не совсем то, что нужно, чтобы сохранить традиционную культуру: очень большие орнаменты на сцене и малыши, которым это нравится. Так мы стали терять свою традиционную среду. Поэтому решили собрать мастериц, сделать их эталонами и дать им звание «Народный мастер России». Чтобы к ним подтягивались и ориентировались на них дети и молодежь». В завершение Татьяна Александровна призвала мастеров ориентироваться лишь на вещи, выполненные по традиционным технологиям: «Во что бы то ни стало, смотрите на такие вещи, как здесь на выставке. Не смотрите на то, что на сцене. Там другая, сценическая культура, и пусть там будут большие орнаменты».

Председатель Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам ХМАО-Югры Виктор Банников тоже говорил о развитии и сохранении традиционной культуры в Югре: «Что есть традиционная народная культура? Это цивилизационная часть этноса и фактор его сохранения. Если мы будем позволять представителю этноса уходить от традиций, значит, это приведёт к исчезновению этноса с лица земли. Об этом мы должны помнить и говорить ученикам и своим детям». Докладчик напомнил мастерам, что только Художественно-экспертный совет имеет право присвоить квалификацию мастеру, если его изделия отнесены к традиционным народным художественным промыслам. В этом случае человек получает квалификацию и удостоверение «Мастер народных художественных промыслов Югры», а также нагрудный знак. «Ваше активное участие в выставках Союза художников России даёт право получить квалификацию «Народный мастер России», которая присуждается Союзом. Неработающие члены Союза писателей и Союза художников России по Закону Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О дополнительном пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан» получают дополнительную пенсию в размере 3940 рублей», – сообщил председатель Художественно-экспертного совета.

Практическая часть семинара проходила на открытой экспозиции музея «Торум Маа», где мастера-мужчины изготавливали макеты традиционных жилищ и средств передвижения обских угров, таких как лабаз, сшивная лодка с вёслами, сани розвальни, мужские оленные нарты, облас кондинских манси. Женщины занимались обработкой рыбьей кожи и шили изделия из кожи налима и щуки. Стоит отметить, у каждого мастера были подмастерья: женщины учили их мять кожу и сшивать её, а мужчины показывали, как правильно рубить топором, строгать, тесать и т.д. И за пять дней семинара три мастера из села Казыма Белоярского района Яков Тарлин, Николай Тасьманов и Павел Тользин изготовили макеты традиционной сшивной лодки, гребей, вёсел, лабаза и мужских оленных нарт. Вячеслав Кондин вместе с Рудольфом Меровым (Ханты-Мансийск) смастерили сани розвальни ляпинских манси. Александр Сайнахов (Сургут) изготовил сруб дома ляпинских манси, а Анатолий Брусницин (Ханты-Мансийск) выдолбил облас кондинских манси.

Надежда Коновалова (Ханты-Мансийск), как и другие женщины, занималась обработкой кожи щуки, после этого из неё пошила детские штаны. Галина Кондина и Мерова Мария (Ханты-Мансийск) сшили мешки из кожи налима по технологии ляпинских манси; Раиса Загородняя (Берёзово) делала то же самое, но соблюдая технологии северных ханты; Мария Ситникова (Сургут) пошила мешок из щучьей кожи так, как традиционно шили северные манси.

Помимо названных мастеров, на семинаре были мастерицы Любовь Айпина и Ирина Тырлина (Нижневартовский район), Наталья Поянкина (Пыть-Ях), Анна Сайнакова и Валентина Шадрина (Сургут), Елена Соломина, Евдокия Нёмысова, Людмила Зубакина и Виктория Дрокина (Ханты-Мансийск), Валентина Пащанина (Октябрьский район), Лидия Артанзеева (Берёзовский район) и юная Елена Пуксикова – студентка Югорского государственного университета. Некоторые из них впервые выделывали рыбью кожу. Ну и нельзя не упомянуть ещё двух полноправных участников семинара: малышей Варю Брусницину и Богдана Пащанина. Свои присутствием они создали теплую семейную атмосферу, в которой как раз и передаются традиционные знания и навыки от старших младшим. Как и взрослые, они были одеты в хантыйскую и мансийскую одежду. Штанишки из щучьей кожи, которые во время семинара пошила Надежда Коновалова, оказались впору Варе. И по этому поводу была устроена фотосессия с участием маленькой модели, которая позировала, нимало не смущаясь.

В заключительный день работы научно-практического семинара 30 предметов, изготовленных мастерами, показали Экспертной комиссии и публике на итоговой выставке. Затем изделия поступили в фонд музея «Торум Маа». Во время торжественного закрытия мероприятия слово дали и мастерам. Николай Тасьманов посетовал на нехватку времени: «Изготавливал лабаз, т.е. хозяйственно-продовольственный амбар. Изготовил таким способом, чтобы он мог разбираться и перевозиться. Немного времени не хватило доделать, много народу, отвлекаешься, если рассказываешь и что-то показываешь. Поэтому надо давать больше времени на работу». Галина Кондина работала в паре с Марией Меровой, которая молодым мастерицам выкраивала изделия и их выравнивала, показывала, какой кусок куда подойдет. То есть успевала и им помогать, и сама шить. «Мария Сергеевна родом из деревни Щекурьи. Там духом-покровителем является щука. У нас женщины не разделывают щуку и налима, поэтому ещё зимой налимью шкуру нам снимал Рудольф Васильевич», – рассказала молодая мансийская мастерица. Её муж Вячеслав Кондин и отец Рудольф Меров изготовили полноразмерные сани розвальни. И благодаря семинару фонд музея «Торум Маа» пополнился экспонатом, которого прежде там не было. Павел Тользин  смастерил мужскую нарту. «Рабочая нарта. На ней каждый день ездят оленеводы. Отец работал оленеводом, поэтому в чуме я и научился их делать», – сказал он. Для Анатолия Брусницына самым сложным оказалось не осину выдолбить для обласа, а развести борта лодки. «У первого варианта борт не выдержал, треснул. В таких случаях на Конде старики говорили: «Не понравилась первая, сделаю следующую лодку. Так что новый вариант лодки готов», – констатировал он.

В завершение мероприятия за активное участие в научно-практическом семинаре мастерам, подмастерьям, организаторам мероприятия и сотрудникам средств массовой информации вручили Благодарственные письма за личный вклад в сохранение и трансляцию традиционной культуры обских угров. Подмастерья получили сертификаты участников. Семинар прошёл замечательно и сотрудники «Торум Маа» решили в следующий раз пригласить больше студентов, чтобы в будущем было кому передать традиции народных художественных промыслов обских угров. Яков Тарлин пожелал, чтобы в следующий раз провели семинар по технологии заготовки материала, так как не все мастера знают, как это правильно делать.

Николай Тасьманов па Яков Тарлин
Богдан Пащанин па Варя Брусницина
Рубрика: 
Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
Номер Ханты Ясанг: 
№ 12 (3504)
21.06.2018

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика