- Хантыйский
- Русский
Культура нух аумты па йис щирн вәты мос
Щиты лупӑс Россия народной мастер нємуп хә Яков Тарлин, хән «Мужские и женские ремёсла: музееведческий и этнопедагогический аспекты» нємуп мирхот пўншсы. Щи вєр лыпӑт тыӑщ 4-8-мит хӑтӑтн «Торум Маа» музей хущи мӑнӑс. Оӑң хӑтӑн нєпекӑң ёх путрӑт путӑртсӑт. Щӑта мира «Объект. Время. Культура» нємуп вантупсы вантӑсы. Щӑта кашӑң вєрӑң хуят оӑңӑн ай павӑтсы, хуйтат вєртут вєрты хӑра арсыр кәртӑт, вошӑт эвӑт юхтыйсӑт.
Тӑмӑщ мирхот хәсмит пўш вєрсы па музей кәща нє Людмила Алфёрова путӑртӑс, муй пӑты щит вєрты питсы: «1990-мит оӑт сухӑнты артӑн шуши мир пурмӑсӑт юкана хӑннєхәйт апкайн пурмӑс әтты питсӑт. Щи юпийн ар шуши ёх пурмӑсӑт вєрты вуысӑт. Юхи хӑщум хәс о нєпекӑң ёх нумӑс павӑтсӑт, хуты ар хуят хўщты мос щи вєра йипа вўянтты. Щит пӑты музей рәпатнекӑт вєртутӑң хӑрӑт вєрты пиньщӑсӑт».
Окружной творчества хот рәпатнек Светлана Нестерова «Реестр нематериального культурного наследия народов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры» нємуп нєпек оӑңӑн ай павтӑс. ўв вєрӑң хуятӑта лупӑс, муй щирн арӑт, моньщӑт, пурмӑсӑт па па утӑт щи тӑхия хӑншты. Муй щирн щит ушӑңа вєрты, С. Нестерова вәнтупсы вєрӑнтӑ. ўв ясңӑ щирн, щит ут лыпӑт тыӑщн па лыпӑт хойты тыӑщн пит. «Хӑнты ясӑң» па «Луима сэрипос» ух нє Раиса Решетникова путӑртӑс, хутысаты няврємӑт авӑты хотӑтн па ӑшколайн, дополнительной образования хотӑт хущи па шуши няврємӑт рўтьщӑты тӑхетн эвет па пухӑт пурмӑс вєрты вәнтӑыйт. Институт развития образования нємуп хотн рәпитты нє Наталья Величко нымӑт оӑңӑн ай павтӑс. Катра йис вўш эвӑт Сибирь хущи вәты мирӑт па хӑнтэт щитн яңхӑт. Евдокия Нёмысова Семён Александрович Айпин оӑңӑн путӑртӑс. Щи вєртутӑң хә Нижневартовской районӑн вә.
Хутысаты обской угрӑт пурмӑсӑт иса ӑн вәтшӑты, еы Татьяна Молданова путӑртӑс. Щит вєр вўраңӑн 1995-мит он Союз мастеров традиционного искусства нємуп тӑхи пўншсы: «Мария Мерова хурасуп хуятӑт рәт мирэ кўтн єнумсӑт па пўяң хӑнты, вухаь пурмӑс ай вўш эвӑт вантсӑт. Щит пӑты ыв нємхәнты юврая пурмӑс ӑн вєрӑт. Ӛхӑт вәупсы пасыра йис. Няврємӑт воша касӑсӑт. Муй ыв щӑта вантӑт? Пасыр вәупсы па әмӑтсухӑтн вән хӑншет якты-ариты хӑрӑтн. Щиты мўң йис вәупсэв вәтшӑты питсэв. Иатн вєртутӑң нєңӑт ияха ӑкӑтты нумӑс вєрсўв па ывеа «Народный мастер России» нєм мӑты. ән няврємӑт па айат ёх ыв пиэа вантман ищи тәс пурмӑс вєрты ат питсӑт». Путрӑт етшуптӑты епийн Татьяна Александровна вєрӑң ёха лупӑс: «Нын вантатн тәп пўяң хӑнты па вухаь пурмӑсӑта. Каш хӑрӑта әмтыйты сухӑ-та а вантатн. Сценайн вән хӑншет ат вәӑт».
Художественно-экспертной тӑхи кәща Виктор Банников ищи катра йис культура ыӑңа тӑйты оӑңӑн путӑртӑс: «Мўңева нәам айат ёха лупты мос, хуты йис вәупсы ки вәтшӑўв, щи пурайн мир хут вәш». Щӑта еы ўв лупӑс, тәп Художественно-экспертной тӑхи ёх вєрӑң хуятӑта «Мастер народных художественных промыслов Югры» нємн аьщӑӑт па щимӑщ нє-муп нєпек мӑӑт. «Нын Россия художник Союз вєрӑнтты вантупсэтн ванкўты пурмӑсан мира вантӑты ки питӑтн, щи пурайн «Народный мастер России» нємн мӑыйтн. Хуйтат писателят па художникӑт тӑхеңӑна хӑншман вәӑт па рўтьщӑӑт, щитат Ёмвош округ хущи вәты «О дополнительном пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан» поступсы рўвн 3940 арат шойт вухн сухуптӑыйт», — лупӑс Художественно-экспертной тӑхи кәща.
Пурмӑс вєрты хӑр «Торум Маа» музейн вәс, хута хотӑт па упасӑт омӑсӑт. Щӑта хә ёх юнтутӑт уват хӑнты па вухаь хотӑт, упас, ай хоп па әхӑ вєрсӑт. Нєңӑт хў сух тӑнӑсӑт па сорт, паннє сух эвӑт пурмӑс ёнтсӑт. Вет хӑт мӑр Касум эвӑт юхтыум Яков Тарлин, Николай Тасьманов па Павел Тользин ай хоп, шӑнш ӆәп, сэвӑс ӆәп, ӆупас па вўы әхӑ вєрсӑт. Вячеслав Кондин Рудольф Меров (Ёмвош) пиа туйт әхӑ вєрсӑңӑн. Александр Сайнахов (Сәрхан) Ляпин юханӑн вәты хурасуп хот омсӑс, Анатолий Брусницин (Ёмвош) Конда мўвн вәты хурасуп ай хоп вєрӑс.
Надежда Коновалова (Ёмвош) па нєңӑт иты хў сух тӑнӑс па сорт сух эвӑт єсай ёнтӑс. Галина Кондина па Мерова Мария (Ёмвош) паннє сух эвӑт вухаь тўчаң ёнтсӑңӑн; Раиса Загородняя (Сўмӑтвош) паннє сух хир ёнтӑс; Мария Ситникова (Сәрхан) сорт сух эвӑт хир вєрӑс.
Тӑм нєңӑт тумпи ёнтӑсты хӑрн Любовь Айпина па Ирина Тырлина (Нижневартовской район), Наталья Поянкина (Пыть-Ях), Анна Сайнакова и Валентина Шадрина (Сәрхан), Елена Соломина, Евдокия Нёмысова, Людмила Зубакина, Виктория Дрокина (Ёмвош), Валентина Пащанина (Октябрьской район), Лидия Артанзеева (Сўмӑтвош район) па Елена Пуксикова — Югорской университетӑн вәнтыйты эвивәсӑт. Щитӑт кўтн итәхӑт сыры нємхәнты хў сух эвӑт пурмӑс ӑн вєрӑнтсӑт.
Мос лупты, вєртут вєрты хӑрн кӑт ай пушӑхңӑн вәсңӑн: Варя Брусницина па Богдан Пащанин. Вән ёх иты ын хӑнты па вухаь әмтутн вәсңӑн. Надежда Коновалова ёнтум сорт сух эвӑт ай єсай Варяя єпӑс па щи ут ўв нух әмтӑс. Щи юпийн ар хуятн эвие хура вўсы.
Вєрӑнтты хӑр етшуптум хӑтӑн семинарн вєрум хәумъяң пурмӑс мирхотӑң мира вантӑсыйт па ӛхӑт музея мӑсыйт. Хән щи хӑр лӑп тәхӑрсы, итәх вєртутӑң ёх ясӑң вўйясӑт. Николай Тасьманов лупӑс: «Ма упас вєрсум. Щиты вєрсєм, ән ӛхӑт нух осытты рӑхӑс. Щитєм еша ӑн етшӑс. Вантэ, ар мир кўтн рәпата вєрты пура ӑн тӑрмӑ, хән мира муты вантӑӑн па ыв пиаа путӑртӑн». Галина Кондина Мария Мерова пиа рәпитӑс па лупӑс, вән ими ёнтӑсӑс па нәам айат нєңӑта ваньщты, ёнтӑсты нётӑс. «Мария Сергеевна Щекурья эвӑт вә. Щӑта сорт па паннє емӑң хўа вәӑңӑн, щит пӑ-ты щитңӑн ӑн эвӑтўв. Рудольф Васильевич минємна тӑн щит вєрӑс», — лупӑс айат вєртут вєрты нє. ўв ике Вячеслав Кондин па аще Рудольф Меров туйт әхӑ вєрсӑңӑн. Щит унтасн интум «Торум Маа» хущи щимӑщ әхӑ пит. Павел Тользин вўєң хә әхӑ вєрӑс. «Щи әхӑн вўєң ёх кашӑң хӑт яңхӑт. Ащєм вўєң хәя вәс па ма юрн хотн щит вєрты вәнсум», — лупӑс щи хә. Анатолий Брусницына хоп юх нюхӑрты шєңк авӑрт ӑнтә, хоп питӑр вєрты авӑрт вәс. «Оӑң хопємн хоп питӑр мәрємӑс. Щиты питты пурайн Конда мўвн пирӑщ ёх лупсӑт : «Оӑң хоп сӑма ӑн рӑхӑс, шўкатӑс, па хоп вєрум». Ма ищиты оӆӊитсєм, йиуп хопєм етшӑс», — лупӑс щи хә.
Мирхот етшӑты епийн вєртутӑң ёх, семинар эщӑтум хуятӑт па айкеӑт ӑкӑтты ёх пәмащипа нєпекӑтн мӑсыйт. Вєртут вєрты хӑр яма мӑнӑс па «Торум Маа» рәпатнекӑт нумӑс павӑтсӑт па пурайн аршӑк шуши айат ёх щив вохты, ән ыв рәт мир пурмӑсӑт вєрты ат вәнсӑт. Яков Тарлин лупӑс, па пурайн вєртутӑң хӑрн хӑннєхәйт нємасыя вәнтӑты мос, муй щирн пурмӑс вєрты юх кӑншты, щӑта юх сорӑты па па вєрӑта. Тӑм пўяң итәх хуятӑт щит ӑн вәӑт.
Не надо пытаться сохранять культуру, надо в ней жить
Это слова народного мастера России Якова Тарлина, которые он сказал на открытии XX научно-практического семинара «Мужские и женские ремесла: музееведческий и этнопедагогический аспекты». Это мероприятие состоялось с 4 по 8 июня в этнографическом музее «Торум Маа» города Ханты-Мансийска. Теоретическая часть прошла в офисе, где специалисты выступили с докладами. Также была представлена презентация выставки изделий «Объект. Время. Культура» из фондов музея, которые были выполнены мастерами декоративно-прикладного творчества на предыдущих семинарах. На ней публику познакомили с авторами изделий, и каждому мастеру была дана творческая характеристика.
Поскольку нынешний семинар был юбилейным, директор учреждения Людмила Алферова рассказала об истории, хронологии проведённых семинаров и причине появления такой формы работы: «В конце 1990-х годов чётко обозначились области традиционной культуры коренных народов, на которые в большей степени повлияла индустриализация. Она привела к вытеснению традиционных ремёсел из-за широкого распространения предметов промышленного производства. Необходимость исследования и популяризация народных технологий стала ещё более очевидной за последние двадцать лет. Поэтому знания о традиционном быте и традиционных ремеслах обских угров осуществляются как через экспозиции и экскурсии, так и через систему научно-практических семинаров по различным видам народных ремесел». Заведующая сектором культуры обско-угорских народов Окружного Дома народного творчества Светлана Нестерова сделала сообщение о Реестре нематериального культурного наследия народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Она подсказала мастерам, как грамотно подготовить заявку на включение каких-либо объектов в Реестр и об этом можно узнать на онлайн-семинарах, которые С. Нестерова проводит для работников учреждений культуры муниципальных образований. По её словам, ближайшие семинары пройдут в июне и сентябре. Главный редактор Объединенной редакции национальных газет «Ханты ясанг» и «Луима сэрипос» Раиса Решетникова проинформировала об опыте обучения детей ремёслам обско-угорских народов в дошкольных и школьных учреждениях, центрах дополнительного образования и этнолагерях. Доцент кафедры педагогики, психологии и управления образованием Института развития образования Наталья Величко рассказала о лыжах, которые коренные народы Сибири, в том числе и восточные ханты, использовали с древности как средство передвижения. Кандидат педагогических наук Евдокия Нёмысова посвятила выступление творчеству народного мастера России Семёна Александровича Айпина – жителя Нижневартовского района.
Разговор об основных проблемах сохранения традиционных ремёсел обских угров на современном этапе продолжила член Правления Региональной общественной организации «Союз мастеров традиционных промыслов коренных народов Севера ХМАО-Югры» и член Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Татьяна Молданова. Она рассказала историю создания в 1995 году Союза мастеров традиционного искусства: «Такие мастера, как Мария Мерова, вышли из традиционной среды. Они росли среди своей культуры и смотрели на подлинные красивые вещи. Поэтому в своем творчестве они ни в чём не могли ошибиться. Они соблюдали не только традиционную технологию, но и правильный колорит, правильно подбирали материал. Затем жизнь поменялась. Дети уехали в город. И что они видят? Не совсем то, что нужно, чтобы сохранить традиционную культуру: очень большие орнаменты на сцене и малыши, которым это нравится. Так мы стали терять свою традиционную среду. Поэтому решили собрать мастериц, сделать их эталонами и дать им звание «Народный мастер России». Чтобы к ним подтягивались и ориентировались на них дети и молодежь». В завершение Татьяна Александровна призвала мастеров ориентироваться лишь на вещи, выполненные по традиционным технологиям: «Во что бы то ни стало, смотрите на такие вещи, как здесь на выставке. Не смотрите на то, что на сцене. Там другая, сценическая культура, и пусть там будут большие орнаменты».
Председатель Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам ХМАО-Югры Виктор Банников тоже говорил о развитии и сохранении традиционной культуры в Югре: «Что есть традиционная народная культура? Это цивилизационная часть этноса и фактор его сохранения. Если мы будем позволять представителю этноса уходить от традиций, значит, это приведёт к исчезновению этноса с лица земли. Об этом мы должны помнить и говорить ученикам и своим детям». Докладчик напомнил мастерам, что только Художественно-экспертный совет имеет право присвоить квалификацию мастеру, если его изделия отнесены к традиционным народным художественным промыслам. В этом случае человек получает квалификацию и удостоверение «Мастер народных художественных промыслов Югры», а также нагрудный знак. «Ваше активное участие в выставках Союза художников России даёт право получить квалификацию «Народный мастер России», которая присуждается Союзом. Неработающие члены Союза писателей и Союза художников России по Закону Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О дополнительном пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан» получают дополнительную пенсию в размере 3940 рублей», – сообщил председатель Художественно-экспертного совета.
Практическая часть семинара проходила на открытой экспозиции музея «Торум Маа», где мастера-мужчины изготавливали макеты традиционных жилищ и средств передвижения обских угров, таких как лабаз, сшивная лодка с вёслами, сани розвальни, мужские оленные нарты, облас кондинских манси. Женщины занимались обработкой рыбьей кожи и шили изделия из кожи налима и щуки. Стоит отметить, у каждого мастера были подмастерья: женщины учили их мять кожу и сшивать её, а мужчины показывали, как правильно рубить топором, строгать, тесать и т.д. И за пять дней семинара три мастера из села Казыма Белоярского района Яков Тарлин, Николай Тасьманов и Павел Тользин изготовили макеты традиционной сшивной лодки, гребей, вёсел, лабаза и мужских оленных нарт. Вячеслав Кондин вместе с Рудольфом Меровым (Ханты-Мансийск) смастерили сани розвальни ляпинских манси. Александр Сайнахов (Сургут) изготовил сруб дома ляпинских манси, а Анатолий Брусницин (Ханты-Мансийск) выдолбил облас кондинских манси.
Надежда Коновалова (Ханты-Мансийск), как и другие женщины, занималась обработкой кожи щуки, после этого из неё пошила детские штаны. Галина Кондина и Мерова Мария (Ханты-Мансийск) сшили мешки из кожи налима по технологии ляпинских манси; Раиса Загородняя (Берёзово) делала то же самое, но соблюдая технологии северных ханты; Мария Ситникова (Сургут) пошила мешок из щучьей кожи так, как традиционно шили северные манси.
Помимо названных мастеров, на семинаре были мастерицы Любовь Айпина и Ирина Тырлина (Нижневартовский район), Наталья Поянкина (Пыть-Ях), Анна Сайнакова и Валентина Шадрина (Сургут), Елена Соломина, Евдокия Нёмысова, Людмила Зубакина и Виктория Дрокина (Ханты-Мансийск), Валентина Пащанина (Октябрьский район), Лидия Артанзеева (Берёзовский район) и юная Елена Пуксикова – студентка Югорского государственного университета. Некоторые из них впервые выделывали рыбью кожу. Ну и нельзя не упомянуть ещё двух полноправных участников семинара: малышей Варю Брусницину и Богдана Пащанина. Свои присутствием они создали теплую семейную атмосферу, в которой как раз и передаются традиционные знания и навыки от старших младшим. Как и взрослые, они были одеты в хантыйскую и мансийскую одежду. Штанишки из щучьей кожи, которые во время семинара пошила Надежда Коновалова, оказались впору Варе. И по этому поводу была устроена фотосессия с участием маленькой модели, которая позировала, нимало не смущаясь.
В заключительный день работы научно-практического семинара 30 предметов, изготовленных мастерами, показали Экспертной комиссии и публике на итоговой выставке. Затем изделия поступили в фонд музея «Торум Маа». Во время торжественного закрытия мероприятия слово дали и мастерам. Николай Тасьманов посетовал на нехватку времени: «Изготавливал лабаз, т.е. хозяйственно-продовольственный амбар. Изготовил таким способом, чтобы он мог разбираться и перевозиться. Немного времени не хватило доделать, много народу, отвлекаешься, если рассказываешь и что-то показываешь. Поэтому надо давать больше времени на работу». Галина Кондина работала в паре с Марией Меровой, которая молодым мастерицам выкраивала изделия и их выравнивала, показывала, какой кусок куда подойдет. То есть успевала и им помогать, и сама шить. «Мария Сергеевна родом из деревни Щекурьи. Там духом-покровителем является щука. У нас женщины не разделывают щуку и налима, поэтому ещё зимой налимью шкуру нам снимал Рудольф Васильевич», – рассказала молодая мансийская мастерица. Её муж Вячеслав Кондин и отец Рудольф Меров изготовили полноразмерные сани розвальни. И благодаря семинару фонд музея «Торум Маа» пополнился экспонатом, которого прежде там не было. Павел Тользин смастерил мужскую нарту. «Рабочая нарта. На ней каждый день ездят оленеводы. Отец работал оленеводом, поэтому в чуме я и научился их делать», – сказал он. Для Анатолия Брусницына самым сложным оказалось не осину выдолбить для обласа, а развести борта лодки. «У первого варианта борт не выдержал, треснул. В таких случаях на Конде старики говорили: «Не понравилась первая, сделаю следующую лодку. Так что новый вариант лодки готов», – констатировал он.
В завершение мероприятия за активное участие в научно-практическом семинаре мастерам, подмастерьям, организаторам мероприятия и сотрудникам средств массовой информации вручили Благодарственные письма за личный вклад в сохранение и трансляцию традиционной культуры обских угров. Подмастерья получили сертификаты участников. Семинар прошёл замечательно и сотрудники «Торум Маа» решили в следующий раз пригласить больше студентов, чтобы в будущем было кому передать традиции народных художественных промыслов обских угров. Яков Тарлин пожелал, чтобы в следующий раз провели семинар по технологии заготовки материала, так как не все мастера знают, как это правильно делать.