- Хантыйский
- Русский
Кӧрӛлки пуӽәл қәнтәӽ яӽ вәлтә мӛӽ
Тәняӆ оӆ мўӊ «Йис кәртӑт вәӆупсы» кӑсупсы ӆэщӑтсўв. 13-18 оӆ ӆуват няврємӑт кўтн Корлики кәртӑӊ ӑшколайн вәнӆтыйӆты эви Алина Прасина (13 оӆ) 1-мит тӑхия питӑс. Ӆўв рәт вах хӑнты ясӑӊӑн Корлики кәрт тывум вєр оӆӑӊӑн путӑр хӑншӑс.
Мӓ вәлтам рәӽам қәрә Кӧрӛӆки пуӽәл. Эрӛӽлиллим мөӽоләӊ лӫӽ илновәнә вәлӽал. Мӓ Прасина Алина, интернатнә вәлләм, лӓвӛтмӛт класснә онәлтәӽәлләм. Прасин яӽ пөҷ илновтоӽ тим мӛӽнӛ вәлӽалт. Финский ученый Сирелиус 1897 алнә нипикӛлнӛ таты қәӊҷиӽал: «… Прасин яӽ пөҷ Ӓсӧӽ йӫӽӓлт».
12 июня 1928 алнә йөрәӊ яӽ нюла ҷӓӽимин, төлөӽқалт пӓни нипикӓ қәӊҷиӽалт тими пыр пуӽәл ваӽлы Корлики. Юрты Корликовские – қоӽән ти сәӽы мӓ пуӽлым ваӽқалыл. Оӽәр қәҷәӊ лоӽнә пөрқатәт лальӽалт, лөӊән төнтӽә пентӛм, тӛлӽин вели сөӽоӽ янтәм лавсәна. Лөӊән рытна йӛлилӛӽӓлт, тӛлӽин ос велиӊ ликӛрьнӓ. Қӓҷӛӊ қәнтәӽ ӛсӓйӛӽсӓ лӛӽтил мӛӽӛлнӛ вәлӽалт, том яӽ вәлтә мӛӽпа ӛнтӛ йӛлилӛӽӓлт. Ваӽнә вәлтә яӽ ӛйнӓм қәнтәӽ сәӽы төлөӽвәлт.
Яӽ ӛйнӓм пиртит Микола Торма пӓйӛӽсӛтӓ. Ос Торәм қатпа пӓни пӓйӛӽсӛтӓ вер ӛнтӛ төӊәмтәмын, лӛӽ ӛйтютӛ Торәмпа пӓйӛӽсӛвӛлт. Вайӽа қула йӛлилтӛ тәӽыт, яӽы пуӽәлпа тутә тэвӛрсӓӽ йӛмӛ, яӽ ти верт қәнтәӽ яӽнә йӛмӛ төӊәмтатәт.
Воронтнә вайәӽ ӛнтӛ вәлӽал, мӛрӛм лӓӊки. Ваӽнә яӽ кӓ сатқән вет йӧӊ төрәс вайәӽ сөӽ кӓҷӛӊпӓ велӽӓлт. Тюты яӽ ӓрки лӓӊки велӽӓлт, неӽыл лиӽӓлӛтӛл, лӓӊки сөӽоӽ ос ньӊиӄыита кӧлӽӓлит пӓни амтәва лӱӊвӓлит янӽалт.
Иӽ ит моҷә йирыӊ вайәӽ қәнтәӽ яӽнә. Пӓ лӓннӛ қуйнә иӽ вәӊқы кӓстилнӛ велӛнтиллил. Қойнә кӓсли, қуйт ваӽвәл. Йоқ тумын ос майпары верӽӓлт. Қат пӛтӛнӛ вайәӽ амәләтәл. Қуй вайӽа мӱль пәнвәлт, ни вайӽа сумынтәӽ әнвәлт. Соӽнәнә тим том литотәт амәвәлт. Ӛй қу виньмӛлӓ төнӽы вӓнӛм энмин лулпәнывәл, перӛӽ ос қоӽ юӽа еривӛл мӛткӫрӓ лӫӽ лулпәны лулпәныс. Масвәл қоләм сат лулпәны лулпәныта. Тиминт майпәрыт мәҷ верӛнтӛӽӓлт.
Мӓ иким Д.В. Прасин таты атвәл нөӽәт, лӫӊрӛт пӓни маӽәт рутӛнӛ мӛӊӓ тӛӽ 1950 алнә туӽалы.
Ларьятский пуӽәлнә алнә киппӓ ярмарка вәлӽал: тоӽынә пӓни тӛлӽин. Ӛйнӓм қәнтәӽ яӽ теӽ йӛлилӛӽӓлт, Кӧрӛӆки пуӽәлнә вәләм яӽпә теӽ йӛлилӛӽӓлт. Вайәӽ сөӽ, ул пӓни наӽәр тиниӽӓлт.
Ит Кӧрӛльки пуӽәл ӛӆӆӛки. Тәт ӛӆӆӛ онәлтәӽәлтә қат. Мӛӊӓ масвәл йӛмӛ төӊәмта вәлтоӽ пуӽәл пӓни яӽа эрӛӽлилтӓ.
Путӑр хӑншӑс:
Алина Прасина
Корликовский край
Дорогие читатели, сегодня мы предлагаем вам почитать рассказ Алины Прасиной – семиклассницы из села Корлики Нижневартовского района, которая заняла первое место в конкурсе «История родовых поселений» в возрастной категории 13-18 лет.
Корликовский край
Я начинаю рассказ о своем родном селе Корлики. Род Прасиных издавна жил на корликовских землях. Финский этнограф У.Т. Сирелиус в 1897 году в своих дневниках писал: «… носители фамилии Прасины пришли с Оби».
Юрты Корольские так называлось мое село в далеком прошлом. На высоком мшистом берегу реки Малые Корлики (в далекие времена её называли Малая Королька) стояли чумы, летом берестяные, зимой были покрыты полотном, сшитым из оленьих шкур. Люди передвигались летом на обласах. Зимой на оленях. Ханты жили родами и строго соблюдали свои территории, вторжение без должного разрешения строго каралось. Семьи, живущие на реке Вах, говорили на ваховском диалекте хантыйского языка. Ваховские ханты все были признаны православными христианами. Однако невозможность посещения церкви, ввиду отдаленности и незнание богослужебного языка являлось основной причиной их убежденного идолопоклонства. Они соблюдали все обычаи и обряды. Например: обряды, сопровождающие жертвоприношение, при погребении, обряды, совершаемые перед отправкой на промысел.
Диких зверей было мало. Охотились на белок, это был главный источник дохода. По Ваху добывали до 250 тысяч шкур. Ели мясо белки, а из шкурок шили для детей малицы, одеяло для колыбели.
Медведь был и до сих пор считается у народа ханты священным животным. Но на него всё равно охотились. Нашедший берлогу звал на охоту своих сородичей. После охоты на медведя проводили праздник. На почётном месте в чуме «усаживали» медведя. В зависимости от пола животного на голову надевали шапку или платок. В куженьках ставили рыбу, орехи, хлеб и другие кушанья. Один из охотников в маске из бересты пел, остальные слушали. Другой молодой человек на длинной палке отмечал нарезками число спетых песен, которых нужно пропеть 300. Такие праздники устраивались после каждой удачной медвежьей охоты.
Как рассказывал мой дедушка Дмитрий Владимирович Прасин (1965 г.р.) лося, ондатру и бобра в нашу тайгу завезли в начале 50-х годов прошлого века.
Ежегодно в соседнем с. Ларьятском бывали две ярмарки: весною, в конце мая или в начале июня, и зимой, в декабре. На эти ярмарки съезжались все инородцы подведомственные Ларьятской инородной управе, в том числе и юрт Корольских. Продавали в основном пушнину, рыбу и кедровый орех.
Сейчас Корлики большое село. У нас большая уютная школа.
Нам, подрастающему поколению, нужно знать историю образования своего села, изучать разные материалы этнографов и делиться своими знаниями.
Прасина Алина, ученица 7 класса Корликовской СОШ