- Хантыйский
- Русский
Рәт мўвеӆ пӑта ар м ут вєрсӑт
Тэк кәртӑн Антонина Чупрова хӑнты нє пиӆа вәтаӊа йисум. Ӆўв оӆӊаӆн ма тәняӆ оӆӑтн хӑншийӆсум. Ин ӆӑӊхаӆум опращӆаӆ оӆӑӊӑн тыв хӑншты.
Ӑӊкеӆ-ащеӆ Василий Иванович па Дарья Ильинична Неттинӊӑн 1958-мит оӆн ха мӑнсӑӊӑн. Ищи оӆӑтн Тэк ёх йиӆуп тӑхия касӆуптӑты питсыйт. Ӆын па катра кәртӑн вәӆты хуӆна хӑщсӑӊӑн, ай мисӑт ӆавӑӆман вәсӊӑн.
Антонина аӊщащеӆ Илья Константинович Неттин Вуӆаӊ ӆаӆь хӑрӑтн хуӆт пєӆы тәсы. Ӆўв вой-хўӆ веӆпӑсӆӑты хәя вәс, хән ӆаӆя тәсы, 50-кєм тӑӆа йис. Па 1944-мит оӆн ван хӑтӆуп тыӆӑщн Ленинград вош пўӊӑӆн вәшӑс. Ӆўв Егор па Григорий апщеӊӑӆ ищи щи тарум ӆаӆьн Ленинград вош пўӊӑӆн пӑратсыйӊӑн. Егорӆ мєт ай вәс, ими хуӆна ӑн тӑйс. Щи арат оӆ Вуӆаӊ ӆаӆь оӆӊитум вўш эвӑӆт мӑнӑс, тәп тӑм пура вәнты щи ӆавӑрт йитӑт мўӊ сӑмӆўв хущи веккеши щи вәӆӆӑт. Тӑмхӑтӆ шуши кәртӑтн па вошӑтн щи пурайн ӆаӆясум хуят ӑн хӑщӑс. Тәп мўӊ ӆыв оӆӊеӆн иса нәмты питӆўв. Ӆыв ӆыӆӆаӆ, ӛрӆаӆ, тӑӆаӊа вәӆты щирӆаӆ мўӊ м па тәс вәӆупсэв пӑта мӑсӆаӆ.
Анастасия Васильевна Неттина (Шульгина) аӊкаӊкеӆ ӆаӆь пурайн па ӛхӑт колхосн рәпитӑс, ӆєтут кавӑртман вәс. Щи тумпи ӆўв турн сэврӑс, щи пӑта ищи нормайн пуныйӆсы. Хән ӆўв ӑнтәма йис, Тоня хиӆнєӊӑӆа вет тӑӆ тәп вәс.
Тоня ӑӊкеӆ щащеӆ хущи вәс па єнмӑс. Мария Ивановна Неттина щащеӆ щи пурайн пирӑщ ими, ӆўв хўв йис-нәпӑт вәс, 1973-мит оӆн па тәрма шәшмӑс, щи пурайн ӆўв 119 оӆа йис.Юхи хӑщум оӆӑтн Екатерина Харамзина эвеӆн тӑйсы, иса сємӆы питыӆӑс, иикеӆ вәтшӑс па пухӆаӆ атум ӆаӆьн вәшсӑт.
И пухӑӆ Ленинградской область Вороновка кәрт пўӊӑӆн шавиман вәӆ. Ӆўв икеӆ, Антонина вән аӊщащеӆ, ӆаӆь пура оӆӑтн ӑнтәма йис. Щи пирӑщ ики щи пурайн 117 тӑӆа вантӑс, ӆўв иимеӆ киньщи вән вәс. Вән аӊкаӊкеӆ ар моньщ, йис путӑр тӑйс, Антонина ванкўтӆы моньщӑт хәӆӑнтты ӆўв хущеӆа ӊхиӆӑс.
Ащеӆ опращӑт ищи вой-хўӆ веӆпӑсӆуман вәсӊӑн. Иван Григорьевич Неттин щатьщащеӆ трудовой фронта тәтьӆясы, ӆўв мәшӑӊ хәя вәс. Москва хон вошн Черёмушки кәрт пўӊӑӆн немӑщ танкӑт щив ӑн єсӑӆты пӑта нємасыя противотанковой щўӊкӑт вєрсӑт. Ӆаӆь пийн ӆўв ай хопӑт, сӑран хопӑт, ӆов лакӑт, әхӆӑт, пәщкайт па па арсыр мосты утӑт вєрман вәс.
Щащеӆ па Александра Дорофеевна Неттина ищи сємӊӑӆ вевтам вәсӊӑн, кӑшаӊ-мәшӑӊ вәс. Икеӆн ӆавӑӆман тӑйсы, нємуӆт пурайн ӑн шәкатсы. Иса иха рыпака, веӆпӑса ӊхсӑӊӑн.
Мир щи пурайтн ӑӆ ёш пунман ӑн омӑссӑт, иса муӆты щи вєрсӑт. Щи ӆавӑрт пурайн иса щи рәпитсӑт. Мир колхосн кӑпӑртсӑт, хот войт тӑйсӑт, турн вєрсӑт, хўӆ веӆпӑсӆӑсӑт. Сыры оӆӑтн колхосн вўӆэт, мисӑт, ӆовӑт, вухсарӑт тӑйсыйт, вой-хўӆ веӆпӑсӆӑсы, кӑртәпка єнмӑӆсы. Колхос тащӑӊ вәс.
Ӛхӑт айкємн тащӆаӆ шимӆа йиты питсӑт, щӑӆта 1990-мит оӆӑтн колхосӑт иса нух щи вуӆытсыйт. Ин ӆыв саттэӆа вєр тӑйты ёх рәпитӆӑт. Рәпата шєӊк щӑта ӑнтәм, айӆат хуятӑт тӑмхӑтӆ рәпата кӑншман па тӑхета вәӆты мӑнӆӑт. Щиты рәт йис вєрӆаӆ па ясӊеӆ юрємӑӆӆаӆ.
Тӑмхӑтӆ щи ӆавӑрт пура вєрӑт оӆӑӊӑн няврємӑт кина мухты па музейт хущи уша вєрӆӑт. Ӑшколайн щи оӆӑӊӑн путӑртӆы па кашӑӊ хоттєӆ ёх вуӆаӊ ӆаӆьн ӆаӆясум па щи тарум пурайн рәпитум ёхӆаӆ оӆӑӊӑн нәмӆӑт па няврємӆаӆа, хиӆыӆаӆа путӑртӆӑт.
Путӑр хӑншӑс:
Надежда Вах
Отдали силы и жизни за родную землю
В хантыйских сёлах и деревнях всё меньше остаётся людей старшего поколения, тех, кто пережил тяготы войны и послевоенного времени. Жительница села Теги Антонина Чупрова рассказала о своих родственниках, людях старшего поколения, кто воевал на фронтах Великой Отечественной войны и трудился в тылу.
Дед Антонины Илья Константинович Неттин погиб на фронте. Был он рыбаком-охотником, когда он ушел на фронт, ему было почти 50 лет. В 1944 году он пропал без вести под Ленинградом. Его младшие братья Егор и Григорий тоже не вернулись с войны. Они погибли на Ленинградском фронте. Егор был самым младшим, семьи у него ещё не было.
Много лет прошло после Великой Отечественной войны. Сегодня в национальных посёлках не осталось фронтовиков, только в наших сердцах навсегда останутся те, кто не вернулся с фронта, кто отдал свои жизни за наше будущее, их имена мы будем помнить всегда.
Бабушка Антонины Анастасия Васильевна Неттина (Шульгина) во время войны работала в колхозе поваром, варила колхозникам-покосникам обеды. Ей тоже давали задание косить сено. Пока варится обед, она успевала накосить свою норму, которую для неё определяли.
Прабабушка Тони Мария Ивановна Неттина прожила долгую жизнь, когда в 1973 году её не стало, ей было 119 лет. Жила она у своей дочери Екатерины Харамзиной. Во время войны умер её муж, прадедушка Тони, ему было 117 лет, он был старше её по возрасту. Бабушка была слепая, ослепла от горя. Муж умер, два сына пропали без вести, один погиб и похоронен в деревне Вороновка Ленинградской области.
Бабушка была хорошей сказительницей, знала много сказок, преданий. Тоня частенько бегала к ней слушать сказки.
Семья отца тоже придерживалась традиционного образа жизни, они рыбачили, охотились. Дедушка Иван Григорьевич Неттин во время войны был на трудовом фронте под Москвой. В своих рассказах он часто упоминал про деревню Черёмушки, рассказывал, что они строили противотанковые заграждения, копали рвы. После войны он работал в колхозе, делал лодки – калданки, городовушки, неводники, дуги для лошадей. Всё, что надо в хозяйстве, всё он мог и умел делать.
Бабушка Александра Дорофеевна Неттина плохо видела, у неё были проблемы со зрением и здоровьем. Дедушка её оберегал, относился к ней с теплотой и нежностью, никогда не обижал. На промысле они всегда были вместе.
В те времена люди никогда не сидели без дела, они всегда работали, в колхозе, дома. Почти все держали домашний скот, косили сено, заготавливали дрова, рыбачили, охотились. Колхозы в те времена были богатыми, держали оленей, коров, лошадей, лис, выращивали картошку. Но со временем всего этого становилось всё меньше, и в 1990-е годы колхозы прекратили своё существование. Сегодня кое-где создаются общины, работы в деревне стало мало, молодёжь уезжает в большие посёлки и города и потихоньку забывает свой уклад жизни и родной язык.
Сегодня о тех нелёгких временах молодёжь может узнать в музеях, по фильмам и рассказам людей старшего поколения. Об этом говорят в школах, в семьях, где помнят о своих предках и родственниках, воевавших, погибших на войне и трудившихся в тылу. Эту память они передают из поколения в поколение.
Надежда Вах