- Хантыйский
- Русский
Ӛрӑӊ ёх
Хўв па тарум пура оӆӊитӑӆ – тӑӆ.
Хиш мўвн, вәнт мўвн муй па нӛрум мўвн касӑӆты хӑннєхәя мӑрєма ӑн вәӆӆяӆ? Хӑния лупӆум: касӑӆты хӑннєхә щимӑщ ясӑӊ ӑн тӑйӆ. Тӑӆаӊ оӆ мӑр арсыр вєрӑт, рәпатайт вєрӆ. Ӆўв ёшӊӑӆ ха пунман омӑсты ӑн вєритӆ, ӆўвеӆа иса пурайн муӆты вєрты мосӆ.
(Тӑм путӑр оӆӑӊ шәпӑт «Хӑнты ясӑӊ» газета 19, 20, 21-мит номерӑтн ӆўӊтаты!)
И пўш шай яньщман ма Тамара эвӑӆт иньщӑссум:
- Нӑӊ Гриша икиен муя сӑмӑӊа тӑйӆэн?
Ӆўв ӑн нәмӑсман имухты юхӆы лупӑс:
- Гришам ешавәӆ 80 оӆа щи йиӆ, ма – 70 тӑӆа йиӆум. Ар оӆ иха вәӆӆумн, щи оӆӑт мӑр ӆўв нємуӆт пурайн мӑнєм ӑн сєӊксӑӆэ па ӑн ӆявӑтсӑӆэ.
«Щиты кӑтӊӑн сӑмӑӊа вәӆӆӑӊӑн», – ма тӑм м кӑтӊӑн оӆӑӊӑн нәмӑссум.
Касӑӆты хӑннєхә вәӆупсэӆ мӑрєма ӑн питыйӆ, ӆўв әмща вәӆ, ӆўв вәӆупсэӆн арсыр вєрӑт вәӆӆяӆӑт. Кӑт тыӆӑщ кєм и тӑхийн вәӆ, щӑӆта имухты мосты утӆаӆ вўӆӆэ па нӆъяӊ вєрста хўваттыйн касӑӆӑӆ, юрн хот омӑсӆ – па щи йиӆуп тӑхийн вәӆ.
Ин ӆўӊ пура вәс, юрн хот нӛрум мўвн ӆоӆяс, вўӆэт эвӑӆт пєӆӊайт йира вәшӑтты пӑта пәсӊӑт вєрсыйт. Юрн хотн ратива вәӆ, антенна ӆэщӑтсӑт – муй щирн айкеӆӑт такӆы вәӆты? Ратива карты сўӊуп чемодан хуща ӆоӆяс. Чемодан хуща ар нєпекӑӊ вух, вещкат рәпата пӑта хоӆумтум вухӑт уӆӆӑт. Николай ащеӆ хўӆ веӆпӑсӆӑты мӑнӑс, юрн хот ов еӆпийн амп уӆӑс. Пӑӆӑӊ мӑриты питӑс. Нӛрум мўв хўваттыйн сыяӊа мӑрӑӊ сый сащӆ. Щиты пӑӆӑӊ тўт юрн хота хойс, тўт ратива антенна хўват еӆӆы мӑнӑс па чемодан карты сўӊа хойс. Хот еӆпийн уӆум кәняр амплэӊкие пӑӆӑӊӑн веӆса. м, хуты Киркәри ащеӆ веӆпӑс хуща вәс. Чемодан карты сўӊ хуща вәӆум ар хәс вет нєпекӑӊ вух тўтн ёссыйт.
- Ӛхӑт щи пийн вухӆам Сбербанк хуща пєӆӑтсӑӆам, – нх-мулаӊӑн Киркәри тӑм вєрӆ нәмӑӆмӑсӆэ.
Касӑӆты хуят пӑта «атум тәрум» ясӑӊ ӑнтәм. Роман так вот муй па йиӊки ӆоньщ питыйӆ ки, ӆўв имухты хошум хӑнятыйӆты тӑхи вәйтӑӆ. Мосӑӊ, щит иӆ питум х ӆєр эвӑӆт лот, щӑта м па хошум, муй па шума рўва иӆпийн хӑнятыйӆ, муй па па тӑхийн… Ӆўв имухты ратхӑр вєрӆ, хириенӑн сорум нюхи па хўӆ вәйтӑӆ. Щи тумпи пўт па йиӊк вәӆ. Касӑӆты хуят мосты турн муй па турн ӆєр вәйтӑӆ па єпӆӑӊ пӑта ӆанта пунӆӑӆэ. Ӆўв шӑншӑӆн ртӑӆ, так вот эвӑӆт х тыйт мўва мєнӆыйӆӆӑт, тәп ӆўв хошум тӑхийн омӑсӆ па щи тарум тәрум пєӆы вантӑӆ.
Роман аӆӑӊ йира юрн хотн ищкия йиӆ, щирн кашӑӊ пўш нухӆы аршӑк хошум ӆәмӑтсухӑт пунӆыйт, ӆәӆн ма уӆты. Нух киӆӆӑн, ким єтӆӑн, имухты тӑӆ шиваӆӑӆӑн. Ищки. Шитам. Тәп щит аӆӑӊ сахӑт нӑӊ мєт сыры вантӆӑн. Тўтые. Ӆўв хошум. Шай, па – тӑӆ, вўща вәӆа! Мӑӆӊӑт па нӛрмӑт нўвет, ӊка йисӑт. Муӆхатӆ мӑӆӊӑт мухӑӆая мӑнты мосӑс, ин ӊк хўват вет минута мӑр шәпи шәшты рӑхӆ.
Кашӑӊ йиӆуп пура – щит касӑӆты хӑннєхә пӑта йиӆуп ӛш, шәшман арсыр м па ӆавӑрт вєрӑт тывӆӑт.
Оӆ мӑр касӑӆты хӑннєхә хотн вәӆӆӑн, нӑӊ щи вәӆупсы вєккєши нәмман тӑйты питӆэн. Ма щиты оӆ мӑр юрн хә Борис Пяк хотн вәсум, ӆўв вўт кәрт Катучей юхан хонӑӊӑн омӑсӆ, ванӑн щи юхана Ямбой пусӆ увӆ. Щӑта вәӆум кашӑӊ хӑтӆ хуӆна сӑмєм хуща тӑйӆєм. Шаль, хуты нӛрум мўв вән хӑннєхә Борис Пяк хўв пӑнта шәшмӑс.
«Касӑӆты хӑннєхә пӑта тӑӆ – щит муй?» – нын иньщӑсӆӑты. Юхӆы лупӆум.
Тӑӆ – щит нуви-нуви ӆоньщ. Щит тарум ищки. Щит вўӆы әхӑӆн ӊхты вєр. Щит вўрты, єпӆӑӊ веӆщи хурум вўӆы нюхи, щит потум хўӆ, щит хурамӑӊ хӑншӑӊ вўӆы сух эвӑӆт тӑӆ ӆәмӑтсухӑт…
Аӆпа, ӑн вєритӆўв путӑртты, муйсӑр уй тӑӆ хӑннєхә пӑта тәӆ. Оӆӑт мӑнӆӑт. Шаль, кашӑӊ оӆ касӑӆты ёх шимӆа йиӆ – щит рәпата пєӆы сӑмӑӊ, ӛрӑӊ, нумсӑӊ хӑннєхуятӑт. Шаль, вән кәщайт ӑн па нәмӑсӆӑт, муй щирн касӑӆты ёха ӆыв йис вєрӆаӆ еӆӆы тәты нётты. Щирн вўт кәртӑт эвӑӆт касӑӆты ёх ай вошӑта вәӆты мӑнӆӑт, айӆат ёх щӑта вәӆты ӑн хӑщӆӑт. Вантэ, вўӆы тащ ӆавӑӆты ёх муй хўӆ веӆпӑсӆӑты хуятӑт ай тыӆӑщ вух ёша хоӆумӆӑт.
Пура мӑнӆ. Киркәри нивӑӆъяӊ оӆа йиӆ, ӆапӑтъяӊа йиӆум. Ӆўв ма Сўмӑтвошєма мойӊа юхтыӆӑс, Тамарочка имеӆ пӑнӑн тәтьӆясӆэ. Мўӊ хўӆ веӆпӑсӆӑты ӊхсўв, Сўмӑтвошӑӊ шуши вәтаӊ мир пиӆа вәйтантыйӆсўв. Иса м. Мўӊ и вуӆаӊ вєр оӆӑӊӑн путӑртсўв: хута рўщ мўвн м вәӆты? Мўӊ и нумса юхӑтсўв.
Вошн ртъяӊ нартупӑӊ хотн вәӆты хән рӑхӆ? Вошн вәӆты – щит мўв-авӑт эвӑӆт хўвӑншӑк вәӆты, щи тӑхи эвӑӆт хӑннєхә єтӑс. Щиты нәмӑсты ки, вошн нӑӊ касна хот иты вәӆӆӑн, щиты рӑхӆ, щиты ӑн рӑхӆ. Вән нартупӑӊ хот – щит карты хушап иты, арсыр пунӑӊ войт єнмӑӆты тӑхет иты. Юханӑт па мӑӆӊӑт кана мухӑӆая – кев хотӑт, ӛшӑт, щӑта пурвой муй па кўрӑӊ вой ӑн вәӆ. Ӆәнт муй па лўк ищи ӑнтәм. Муй щирн щӑта вәӆты рӑхӆ?
Нӑӊ ишниен тумпия юхан ат питӆ, щӑта кашӑӊ пурайн хўӆ веӆпӑсӆӑты рӑхӆ. Нӑӊ ишниен тумпия вәнт ат питӆ, щӑта тулхӑт, воньщумутӑт єнумӆӑт, тухӆӑӊ войт, войт вәӆӆӑт, щи тӑхи эвӑӆт нӑӊ нюхи муй па воньщумут тәты вєритӆӑн. Муй щирн щитӑт такӆы вәӆты? Кев хотӑтн вәӆты муй па кев ӛшӑт хўват шәшты – щит вәӆупсы хән?
Ӑнтә, щит вәӆупсы ӑнтә.
Леонид Бабанин хӑншум путӑр хӑнты ясӑӊа тулмащтӑс: Людмила Гурьева
Сильные люди (продолжение)
Начинается самый длинный и суровый участок года – зима.
Скучно ли кочевнику в пустыне, тайге, тундре? Скажу по секрету: такого понятия, как скука, у кочевника вообще нет. Есть дела, заботы, работа, увлечения круглый год. И лежать, скучая, у кочевника вряд ли получится при полном погружении в реальную жизнь и волшебство природы.
Как-то за чаем я спросил Тамару:
– За что ты так любишь своего Гришу?
Она, не задумываясь, ответила:
– Грише под восемьдесят, и мне уже семьдесят. Много прожили, за это время он не только ни разу не стукнул меня, но даже не отругал!
«Вот такая бывает любовь», – с улыбкой в душе подумал я про эту прекрасную парочку.
Жизнь кочевника не только не бывает скучной, она интересна и насыщена событиями. Представьте, два месяца живёте в одном месте, а после собрали все свои пожитки и переехали километров на сорок, поставили чум – и, пожалуйста, новые места, новая прописка.
Дело летом было, чум в тундре стоял, дымокуры от комаров для оленей делали. В чуме на почётном месте спидола ВЭФ, антенна – как без новостей-то проживёшь? Спидола стояла на чемоданчике с железными уголками. А в чемоданчике – денежки стопками, честно заработанные. Отец Николай ушёл на промысел рыбный, у входа в чум – собака привязанная, сторож. И гроза началась. Загрохотала на всю тундру, заурчала, а, набрав силы, громыхнула так, что молния попала в чум, пошла по антенне, ударила в спидолу и в железный уголок чемоданчика с деньгами. Собаку у входа убило, беднягу, насмерть. Хорошо, дед, отец Григория, на рыбалке был. Стопка двадцатипятирублёвок в углу чемоданчика выгорела.
– Поменяли потом в Сбербанке, – улыбаясь, вспоминает про этот случай Григорий.
Замечательно и то, что понятия «плохая погода» у кочевника нет. Застанет его ветер, дождь со снегом, и он всегда найдёт тёплое временное пристанище. Пусть это будет упавшее, с вывороченным корнем дерево, под корневищем которого сухо и тепло, или это будет нависший над водой козырёк обрыва, да мало ли… Костерок тут же, в походном торбазе, всегда найдётся, а там или сушёный кусок мяса, или рыбка. Есть, как правило, и котелок, и вода. Кочевник найдёт корешки или травки, приправит варево, и вот за спиной дождь, ветер пригибает к земле макушки деревьев, а он сидит в тепле и наблюдает за этими переменами в погоде.
Неожиданно к утру в чуме становится прохладно, всё больше и больше тёплых вещей кладёшь сверху, чтобы поспать, и вот, проснувшись, выйдя наружу, видишь её величество зиму. Холодно. Тихо. Зябко. Но это первый утренний взгляд. Огонёк. Его тепло. Чай, и – здравствуй, зима! Озёра покрылись льдом, замерли ветви кустарника, схваченные морозом. И если ещё вчера нужно было долго обходить озерину вокруг, то по льду пять минут – и ты на месте.
Каждый новый период года – это марафонская дистанция в жизни кочевника, которую нужно пройти, в которой, безусловно, есть и свои прекрасные моменты, и трудности.
Прожив в семье кочевника годовой цикл, получишь сильнейшие впечатления на всю жизнь. Мне удалось прожить такой период в семье лесного ненца Пяк Бориса на реке Катучей, близ впадения в неё речушки Ямбой. Каждый из прожитых там дней и сегодня, как явь, живёт в моей душе и памяти. Жаль только, что ушёл в мир иной большой человек тундры Пяк Борис.
«Что такое зима для кочевника?» – спросите вы. Отвечу.
Зима – это ослепительно белый снег. Это мороз. Это езда на оленьей нарте. Это свежее, алое, вкусное, только что забитое мясо, это строганина из рыбы и красивая, нарядная, расшитая узорами одежда из меха…
Пожалуй, и не перечислить всего того, что приносит человеку зима. Идут годы. Всё меньше и меньше становится кочевников – трудолюбивых, сильных, смекалистых. К сожалению, ни у политиков, ни у правительства нет планов поддержки таких людей. И уходят они из кочевых мест, а молодёжи там и вообще почти не осталось. Причина одна – не престижно, бесперспективно.
Время летит. Григорию восьмой десяток, мне седьмой. Приехал он в моё Берёзово, супругу взял, свою Тамарочку. Погостили, поездили на рыбалку, в свет показались, с местным бомондом встретились. Всё хорошо. Но разговорились на сокровенную тему: где на Руси жить хорошо? И вывод у нас получился один.
Разве можно жить в городе, в девятиэтажке? Жить в городе – значит, быть изолированным от природы, среды, из которой вышел человек. По сути, в городе ты живёшь, как в тюрьме, по определённым правилам, находишься в постоянных ограничениях. Квартиры – это клетки, как например, в зверопромхозах, где норок выращивают (а ведь красивые зверьки вырастают). Вместо рек и озёр вокруг тебя – каменные улицы, в которых не живёт ни волк, ни лось. Гуся, глухаря – и тех нет. Как можно там жить?
За окном твоим как минимум должна быть река, в которой ты в любое время можешь поймать рыбу. За окном твоим должен быть лес, в котором растут грибы, ягоды, водиться птица и зверь, в который ты должен войти и принести оттуда мясо, птицу ягоду. Как жить без этого? И жизнь ли это – в каменных мешках, в каменных улицах?
Нет, это не жизнь.
Леонид Бабанин
Перевод на хантыйский язык Людмилы Гурьевой