- Хантыйский
- Русский
Юрн хотн єнмум нє
Юрн нє Ольга Александровна Обатина Нуви сӑӊхум район Касум вошн йис пурмӑсӑт ӆавӑӆты хотн рәпитӆ. Ӆўв юрн хотн єнмӑс, щирн иса шуши мир йис вєрӑт тәса вәӆӆэ.
Ма Касум вошн шуши мир пурмӑсӑт ӆавӑӆты хота юхӑтмємн шиваӆӑсум, щив юхтум мойӊ ёх нянь вєрты вәнӆтӑӆыйт. Ӆывты хӑнты рнаса ӆәмӑӆтыӆум нє Ольга Обатина вәнӆтӑс. Мин вәтаӊа йисмӑн па путӑртсумн, ӆўв хотӑӊ ёхӆаӆ оӆӑӊӑн ясӑӊ тәс:
- Ма вәнт шушийн 1983-мит оӆн сєма питсум. Щи пурайн ӑӊкєм-ащєм совхозн вўӆы ӆавӑӆман нӆмит пиркатайн рәпитсӑӊӑн. Ӑӊкєм – Татьяна Дмитриевна Пяк (ӑӊкеӆ – хӑнты, ащеӆ – юрн), ӆўв ма хӑнты па юрн арӑт арийӆ, щирн 2020-мит оӆн вуӆаӊ мойӆупсыйн мӑсы. Ащєм − Александр Алякович Пяк – юрн семьяйн єнмӑс. Щирн ма ищи кӑт ясӑӊ вәӆум.
Семьяевн вет няврєм вәс. Николай апщєм хӑнты ими тәс па ищи ӑӊкєм-ащєм иты вәнт шушеӆн вўӆы ӆавӑӆман вәӆ, вәнт кәртӑӆ ӑӊкєм эвӑӆт вет киломєтра вўшн омӑсӆ. Сергей апщєм ищи имєӊа йис. Ӆынана хӑнты-юрн мой вєрсўв. Пиӆӊӑн ищи вўӆы ӆавӑӆман вәӆӆӑӊӑн, ӑӊкєм-ащєм эвӑӆт хўвншӑк – 20 киломєтра вўшн. Марина апӑлнєӊєм Ямал мўвн Муравленко вошн вәӆ, ищи шуши мир йис вәӆупсы ӆавӑӆман тӑйӆ, айтєӆн вўӆы сух эвӑӆт ӆәмӑтсух ёнтты хошӆ.
Мосӆ лупты, тӑӆ пурайн ӑӊкєм-ащєм па апщєӊӑӆам хотӑӊ ёхӆаӆ пиӆа иса атэӆта вәӆӆӑт, ӆыв вәнт кәртӆаӆн. Вўӆыӆўв яйӊӑӆам ӆавӑӆӆӑӊӑн. Вән кєр тыӆӑщн иха ӑктӑщийӆӆӑт, ӆўӊ пурайн ха вәӆӆӑт. Ма ищи кашӑӊ рўтьщӑты пурамн ӑӊкєм-ащєм хущи ӊхӆум.
Ольга Александровна ай пура оӆӆаӆ вәнт шушийн мӑнсӑт, щирн ӆўв иса ӆәмӑтсух ёнтты хошӆ, ӑӊкеӆн айтєӆн ими вєрӑта тәса вәнӆтӑсы. Щиты ай пураеӆ оӆӑӊӑн лупӑс:
- Ма айтєӆн ма нәмӆєм, хуты мўӊ ванкўтӆы юрн хотэв па вўӆыӆўв пиӆа и тӑхи эвӑӆт па тӑхия касӆыйӆсўв. Пиркатайн хәӆум семья вәс, ар вўӆы ӆавӑӆсўв, иха ӆўӊӑтты ки – 500-кєм вўӆы. Щирн вўӆы ӆант вәнтӑн сора хуӆас, щи пийн мўӊ ӑктӑщийӆсўв па па тӑхия касӑӆсўв. Интӑм па мўӊ иса ӆўӊ мӑр и тӑхийн вәӆӆўв. Ма рәпатайн рўтьщӑты ки єсӑӆӆаюм, имухты вәнт кәрта мӑнӆум. Товийн мўӊ, имет, кєпӆ тӑнӑӆӆўв. Лыпӑт тыӆӑщн щит ёнтыйӆӆўв па рєсӑӊ вєрӆўв, щив кєпӆ нух ихӑтӆўв. Щи пийн ёнтты оӆӊитӆўв. Хуятӑт вохӆӑт ки, ӆывеӆа ёнтӆўв, щӑӆта мўӊева, няврємӆўва мосты ӆәмӑтсух ёнтӆўв. Интӑм ма паннє сух эвӑӆт хир ёнтӆум.
Ольга лупӑс, хуты ай пура оӆӆаӆ иса вәнт кәртӑн мӑнсӑт, тәп вәнӆтыйӆты ӆўв Касум воша тәтьӆясы, интернатн вәс. Ӑшкола 2000-мит оӆн етшуптӑс па Муравленко воша вәнӆтыйӆты мӑнӑс. Тәп щитӆ ӑнт етшуптӑсӆэ, няврємӑт хӑтӆ мӑр тӑйты хотн рәпитты питӑс. Щӑӆта рәт вўт кәртэӆа кєрӆӑс, еша вәнтӑн вәс, щӑӆта Тәрумӆор кәртӑн ӆапкайн пиркашека рәпитӑс. 2007-мит оӆн Касум воша юхтӑс.
- Тӑта ма икия мӑнсум, щит хӑнты хә Алексей Николаевич Обатин. Хәӆум няврєм тӑйӆумн – Вова, Настя па Матвей. Икєм тӑта рыбкооп хущи вух ӆўӊӑтты хәя сыры рәпитӑс. Рыбкооп лӑп тәхӑрсы, Касум вошн рәпата ӑнтәм, ин ӆўв Нуви сӑӊхум вошн рәпитӆ, рўтьщӑты хӑтӆӊӑнӑн тыв юхтыйӆ. Няврємӆўв хӑнты мир культураев пєӆы сӑмӑӊӑт, вўт кәртэва ӊхмевн ӆыв аӊкаӊки ясӑӊ хәӆӆӑт, ӆўв хӑнты ясӑӊӑн путӑртӑӆ. Мўӊ Тәрумӆора ӊхмевн кашӑӊ пўш пойкщӑӆўв. Юӆн ищи мўӊ мирев иты иса мӑӊхӑтӆӑт постӑӆўв, − лупӑс О.А. Обатина.
Имет мӑӊхӑтӆ вўраӊӑн Ольга Александровная хошум ясӊӑт лупты вўтьщӑӆум. Тӑӆаӊа, ма вәӆа! Хотӑӊ ёхӆӑн пиӆа кашӑӊ вєрн Кӑӆтащ Аӊкийн ӆавӑӆман вәӆаты!
Путӑр хӑншӑс:
Надежда Рагимова
Выросла на родовых угодьях
Приехав в село Казым Белоярского района, я посетила этнографический музей-парк. Это большой комплекс, который располагается на левом берегу реки Амни. Здесь гостям представлен быт коренных народов в условиях естественного природного окружения. Я увидела, как женщина в хантыйском наряде показывает посетителям мастер-класс, как приготовить хлеб в глиняной печи по традиционному хантыйскому рецепту. Это Ольга Александровна Обатина.
Она выросла в чуме, потому что в то время её родители работали в оленеводческой бригаде № 4 совхоза «Казымский» села Казыма. Вот, что она рассказала о детстве и о родителях:
− Я родилась в лесу в 1983 году. Мама − Татьяна Дмитриевна Пяк (её мама по национальности ханты, папа – ненец). В 2020 году она признана носителем фольклора, является хранительницей песен на хантыйском языке и ненецких яробцев. Отец – Александр Алякович Пяк – вырос в ненецкой семье. Семья наша большая, было пятеро детей, сейчас осталось четверо. Сестра Марина живёт на Ямале в Муравленко, знает и чтит нашу культуру, с детства шьёт теплую меховую одежду. Брат Николай женился на хантыйской девушке, как и наши родители, ведут традиционный образ жизни, на стойбище оленей пасут. Их стойбище находится в пяти километрах от родителей. А родители живут в 40 километрах от Нумто. Брату Сергею несколько лет назад мы сыграли хантыйско-ненецкую свадьбу. Он с семьей живёт в лесу в 20 километрах от родителей. Все занимаются оленеводством, рыболовством и охотой. Родители иногда в Нумто уезжают, братья в лесу со своими женами и детьми остаются, оленей пасут. Зимой они все отдельно живут, каждый на своем угодье, у каждого есть свои места, где рыбу ловят. А в апреле на всё лето все вместе собираются, там и отёл бывает уже. Ведь летом надо дымокур разводить, пасти оленей, вместе легче.
Детство Ольги прошло на стойбище, в школе в Казыме училась, жила в интернате. Она с детства научилась шить национальную одежду, готовить традиционные блюда. Так Ольга Александровна вспоминает детство:
− Особенно запомнилось, как мы постоянно каслали. На стойбище жили три семьи, у всех было много оленей, все вместе около 500 голов. Олени быстро землю стаптывали, ягеля им не хватало, и мы постоянно кочевали. А сейчас мы в апреле-мае в одном месте осели и живём там до конца июля, пока олени сами не разойдутся. Сейчас оленей мало, им хватает ягеля. Я в отпуск езжу туда всегда. Весной в мае мы там камусы выделываем. В июне сшиваем, вешаем на дымокур, чтобы они прокоптились. Потом шьём что-нибудь, если есть заказы, то на заказ, а так, себе и детям шьём одежду. Сейчас вот я большой мешок с налимьей кожи шью.
Ольга после окончания школы в Казыме в 2000 году поступила учиться в нефтегазовый колледж в Муравленко. Потом какое-то время там же работала в детском саду. Вернулась к родителям, помогала им в лесу, позже в магазине в Нумто продавцом работала. В 2007 году приехала в Казым.
− Здесь я вышла замуж за Алексея Николаевича Обатина, она вырос в хантыйской семье. У нас трое детей – Вова, Настя и Матвей. Муж в Казыме долгое время работал в рыбкоопе бухгалтером. Рыбкооп закрыли, он открывал свой магазин. А сейчас в городе Белоярском работает, на выходные сюда приезжает. Наши дети интересуются культурой, часто привожу их в музей, любят кататься на оленях. Понимают речь на родном языке, когда ездим в лес, с бабушкой говорят. Дома соблюдаем обычаи. Когда в Нумто ездим, обязательно надо поклониться, все соблюдаем, совершаем жертвоприношение духам-покровителям, оленя забиваем. Ездим на священное озеро, поклоняемся, − говорит Ольга Обатина.
В Казымском музее она работает с 2014 года. Там она печёт хлеб и другую выпечку, во время мероприятий готовит вкусные национальные блюда. Кроме того участвует во всех мастер-классах, семинарах по декоративно-прикладному искусству обских угров, может сшить любую одежду с традиционными орнаментами. Этому мастерству Ольга Александровна научилась ещё в детстве от мамы, а сейчас передаёт свои знания детям.
Надежда Рагимова