- Хантыйский
- Русский
мӑӊ воша мӑнӆӑн, щирн ма вәӆа!
Щиты 1971-мит оӆн Кузьма вәртэӆ айӆат Люба апӑлнєӊия лупӑс, хән ӆўв Ёмвоша рәпитты мӑнӑс. Тӑта ӆўв 44 оӆ рәпитӑс. Тәняӆ ван хӑтӆуп тыӆӑщ 13-мит хӑтӆӑн Любовь Иосифовна Кондина (Серасхова) 70 тӑӆа йис. Ма ӆўв хущеӆа мойӊа ӊхсум, шай яньщман ӆўв әмща вәӆупсэӆ оӆӑӊӑн путӑртӑс.
Любовь Иосифовна Ямал мўв Приуральской район Катравошн сєма питӑс. Айтєӆн Иосиф Павлович Сязи ащеӆ па Елена Павловна Серасхова ӑӊкеӆ пиӆа вўӆы тащ ӆавӑӆман Кев пєӆы па юхӆы касӆыйӆсӑт. Еӆӆы ӑӊкеӆ кимит пўш икия мӑнӑс, ай Люба эвие Татьяна Степановна Сибарева аӊкаӊкеӆн па Кузьма Павлович Серасхов вәртэӆн єнмӑӆсы.
Аӊкаӊкєм Пеӆьвош кәртӑӊ ими, ӆўв мӑнєма ванкўтӆы йис путрӑт путӑртӑс, моньщӑт моньщӑс, тәса арийс. Ӆўв сємӆы вәс, 1959-мит оӆн ӑнтәма йис, щирн еӆӆы вәртємн єнмӑӆсыюм, – Любовь Иосифовна нәмӑӆмӑс.
Катравошн нулевой класса вәнӆтыйӆты мӑнӑс, сырышӑк ӆавӑрт вәс, вантэ, рўщ ясӑӊ иса ӑн тӑйс, щиты ястӑӆ:
Мўӊ, хӑнты няврємӑт, П.Е. Хатанзеевӑн хӑншум «Букварь» хўват вәнӆтыйӆсўв, шєӊк хурамӑӊ киника вәс, щирн имухты буквайт уша вєрсўв па ӆўӊӑтты питсўв. Интернатн вәсўв, етн хошум фланель щӑшкан ваньщсўв па ай эвет па пухӑт пӑта рнасӑт ёнтсўв. Хәт класс вәнты вәнӆтыйӆсум, щӑӆта мәша хойсум, щирн кӑт тӑӆ Ӆапӑт наӊк вошн лекщитыйӆсум. Еӆӆы тәп Ёмвошн етн ӑшкола етшуптӑсум.
Ӑшкола пийн Люба Катравошн рәпитӑс, щӑӆта Пуӆӊавӑт вошн оӆ мӑр училищайн карты панкайт вєрты вєра вәнӆтыӆӑс. Нәмӆӑӆэ:
Еӆӆы мўӊева хәӆум вош пириты рӑхӑс, щит Сўмӑтвош, Сәрханӆ вош па Ёмвош. Щи пурайн мўӊ пиӆэва Валера Шульгин па Юра Кондин вәнӆтыйӆсӑӊӑн. Юра ма ӆәхсєм вәс, ӆўв лупӑс, Ёмвоша мӑнаты, щит шєӊк хурамӑӊ вошие. Лыпӑт хойты тыӆӑщ 1-мит хӑтӆӑн 1971-мит оӆн мўӊ, 40 хуят, Ёмвоша юхӑтсўв. Щи пурайн тӑта вән йиӊк вәс. Мўӊ ещаӆтэва хўӆ комбинат комсомольцӑт арсувӑт пиӆа єтсӑт. Щӑӆта вантсўв, Ёмвош ищи Пуӆӊавӑт вош иты – кӑт нартупӑӊ х хотӑт, х тротуарӑт, тәп йина мӑӊ па хурамӑӊ – ӆапӑт рєпн ӆоӆь.
Тӑта Любовь Иосифовна хўӆ комбинатн рәпитты оӆӊитӑс. Ущхуӆь вєрӆ оӆӑӊӑн нхман путӑртӑс:
И пўш мўӊ хущева Гусь-Хрустальный вош эвӑӆт ики юхтыӆӑс. Ӆўв мўӊев, айӆат ёх, щи воша рәпитты вохсӑӆӆэ, мӑтты ки щӑта вән тыӆӑщ вух ёша хоӆумты питӆўв. Мин Люда Питласова пиӆа щи ӑктӑщсумн. Тухӆӑӊ хоп ӆавӑӆман аэропорт хуща омӑсӆумн. Щӑӆта вантӆумн, щив хўӆ комбинат кәща Николай Зарубин милиционер хә пиӆа юхтӑс. Минев иньщӑсӆӑӆэ: «Эвеӊӑн, нын хуӆта мӑнты вўтщӑсӊӑн?» Мин юхӆы: «Гусь-Хрустальный воша». Кәща хә така лупӑс: «Я, щи сухӆан вўятн па юхӆы мӑнатн!» Щиты мин Ёмвошн хӑщсумн па еӆӆы хўӆ ӆєтутӑт вєрты питсумн.
Ешавәс па Юрий Григорьевич Кондин хуща икия мӑнӑс, ӆыв семьяеӆн нӆ няврєм сєма питӑс – Наталья, Вячеслав, Михаил па Григорий. Пухӆаӆ айтєӆн ащеӆ пиӆа хўӆ веӆпӑсӆӑты ӊхсӑт, интӑм щи вєр ма тӑйӆӑт. Юӆн Любовь Иосифовна икеӆ пиӆа хӑнты щирн путӑртӑс, щирн няврємӑт шайкєм рәт ясӑӊ тӑйӆӑт.
Икеӆ пиӆа 1993-мит оӆ вәнты хўӆ комбинат хуща рәпитӑс. Еӆӆы кәщайт рәпитты хотн хотхӑры ӆюхӑтты нєӊа вәс. Щи арат оӆ рәпитмаӆ пăта ӆўв Россия хўӆ веӆпӑсӆӑты вєр тәты министерства эвӑӆт вән ишӑкты нєпек тӑйӆ, щирн «Ветеран труда» нєм хоӆумтӑс.
Ин Любовь Иосифовна рўтьщӑӆ, ӆўӊăн дачайн вәӆ, щӑта ӑнтә тәп арсыр овощӑт єнмӑӆтӑӆ, щи тумпи арбузӑт па дыняйт ищи. Ӆўӊăн воньщумут, тулӑх, нохӑр ӑкӑтӆ, певӑӆты пӑта сўмӑт нўвӑт эвӑӆт веникӑт хәшӑӆ. Ёмвошн ӆўв вәнт пўӊӑӆн вәӆ, щирн ванкўтӆы вәнт хўват шәшты вєр мосман тӑйӆӑӆэ. Ӆўв яӊ хиӆы тӑйӆ. Щи тумпи ӆўв кашӑӊ ӆўӊ рәт Ямал мўвӆа мойӊа ӊхийӆ.
Любовь Иосифовна, нӑӊ 70 тӑӆа йисӑн, щирн ар м ясӑӊ ястӑты ӆӑӊхаӆум. Еӆӆы хўв йис, хўв нәпӑт рәтӆан кўтн щўняӊа, тумтака вәӆа!
Путӑр хӑншӑс: Людмила Гурьева
В священный город едешь – веди себя там хорошо!
С такими напутственными словами в 1971 году провожал Кузьма Павлович Серасхов свою племянницу Любу, которая, выучившись на консервщика в Салехарде, отправлялась на работу в город Ханты-Мансийск. Здесь она проработала 44 года, а проживает уже 52 года. Сегодняшняя статья посвящена Любови Иосифовне Кондиной (Серасховой), которая 13 декабря прошлого года отметила 70-летий юбилей. Я побывала у неё в гостях, за чашкой чая она с удовольствием рассказала о своей жизни, с улыбкой вспоминала интересные истории.
Родилась она в посёлке Катравожи Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа. С самого раннего детства маленькая Люба с отцом Иосифом Павловичем Сязи и матерью Еленой Павловной Серасховой каслали с оленьим стадом на Урал и обратно. Ей было пять лет, когда мама уехала в посёлок Шурышкары, создала новую семью. Маленькую Любу воспитывала бабушка Татьяна Степановна Сибарева и дядя Кузьма. «Бабушка родом из деревни Пельвож, что находится невдалеке от Салехарда. Помню, что она вечерами перед сном рассказывала мне предания, сказки, пела песни. Она была слепая, поэтому я ей во всём помогала, была приучена к труду. Её не стало в 1959 году, меня воспитывал дядя Кузьма», – вспоминает моя собеседница.
В посёлке Картравожи Люба пошла в нулевой класс. Вспоминает, что первое время ей было трудно, поскольку совершенно не знала русского языка: «Мы, дети-ханты, учились по «Букварю» Петра Ефимовича Хатанзеева, хоть он и был не цветным, но всё равно нам очень нравился. По нему мы быстро освоили алфавит и научились читать, тогда наше поколение детей все сплошь были читающими. Помню, подростками вечерами в интернате кроили и шили из ситца и фланели рубашки и платья для младших мальчишек и девчонок. Много времени проводили на улице, играли в разные игры, бегали на лыжах. Школьная пора – самая счастливая пора! До 6 класса училась, потом заболела и два года лечилась в детской больнице в посёлке Лабытнанги. Вернулась в Картавожи, но в школу не вернулась. Уже позже здесь, в Ханты-Мансийске, окончила вечернюю школу».
Сразу по возвращению в родной посёлок Люба начала работать, а через год с подружками поехали в Салехард, поступили в ГПТУ на консервщиков. Вспоминает: «По окончании нам на выбор предложили три места – Берёзово, Сургут и Ханты-Мансийск. Тогда я впервые услышала название города Ханты-Мансийска и очень удивилась, думала, что только тут ханты, а, оказывается, ещё и город есть с таким названием. В то время с нами окончили училище Валера Шульгин и Юра Кондин, с Юрой мы дружили. Он-то и спросил, куда нам предложили поехать. Я ему рассказала, так он говорит, мол, в Сургут не езжайте, это молодой строящийся город, будете жить в палатках. Берёзово – это посёлок, а вот Ханты-Мансийск – это красивый город.
И вот 1 сентября 1971 года мы, 40 человек, приехали в Ханты-Мансийск. Стояла большая вода, мы выходили аж возле самаровского гастронома. Здесь нас торжественно встречала комсомольская ячейка Ханты-Мансийского рыбокомбината. Огляделись, улица Свободы, где брусчатка, где деревянные тротуары, деревянные дома. Потом у Юры спрашиваю, ты же говорил, что красивый современный город, а он, так, мол, город-то на горе. Потом мы уже с девчатами поднялись, пошли через лес и увидели Ханты-Мансийск. Город на семи холмах, действительно священный город для ханты».
Здесь прибывших расселили по общежитиям, домам, всех оформили на работу. Первым делом Любу с девчатами отправили на реку Вогулку, где с отбывающими 15 суток мужчинами отсыпали дамбу. От двух дней работы у девушек на руках образовались мозоли и волдыри. После жалобы руководству её с Зиной Елескиной (Ребась) и Ниной Лонгортовой отправили на реку Ендырь, где они всё лето вялили рыбу. А уже осенью приступила к работе в консервном цеху. Зимой Люба выучилась на кормприёмщицу и два летних сезона принимала рыбу на плашкоутах.
Во время беседы Любовь Иосифовна вспомнила один случай: «В те годы в Ханты-Мансийск приезжали люди и вербовали на завод в город Гусь-Хрустальный Владимирской области. И вот однажды приехал оттуда мужчина, уговорил нас с Людой Питласовой, мы и собрались. Мужчина взял у нас документы. Юра Кондин узнал про это и ворчит, куда мол, собралась? А я говорю, мол, там зарплата 150 рублей. А он, да вы что, вы там никого не знаете, куда едете-то? А мы упрямые и говорим, нет, не уговаривай, всё равно поедем.
И вот мы уже сидим в аэропорту, билеты купили, вот-вот начнётся регистрация и посадка на самолёт. И вдруг видим, в здание аэропорта вошёл директор рыбокомбината Николай Зарубин (он – мой земляк, работал на Аксарском рыбоучастке) с милиционером и секретарём из отдела кадров. Они подходят к нам, он и спрашивает: «Девочки, вы куда собрались?», а мы в ответ: «В Гусь-Хрустальный», а он нам: «А вы хоть знаете, где этот Гусь-Хрустальный-то находится?», мы, мол, где-то во Владимирской области, нам сказали. И он нам: «Ну-ка, забирайте вещи и пошлите с нами!» Мы, мол, у нас нет документов, они у того мужчины-вербовщика. Этого мужчину милиционеры увезли в милицию, а нас домой. Мы целую неделю не работали, потом отработали эти дни.
Девушки, которые всё-таки туда уезжали, вернулись и рассказывали, что никакой хрусталь не делали, общежития страшные, зарплата 30 рублей, а не 150».
По словам моей собеседницы, и мужчин-рыбаков с рыбокомбината заманивали на Украину на предприятия по добыче рыбы.
Вскоре Юрия Кондина забрали в армию, служил он в Читинской области, молодые переписывались. Он даже в конце службы звал Любу в те края, но она наотрез отказалась, мол, очень далеко от малой родины, да и вообще, там нет нормальной зимы.
По возвращению Юрия из армии молодые поженились. В семье родилось четверо детей: Наталья, Вячеслав, Михаил и Григорий. Сыновья с детства пропадали с отцом на рыбалке, поэтому сегодня они – отменные рыбаки. Рассказывая о сыне Славе, Любовь Иосифовна отметила, что он с самого раннего детства любил в уединении строгать, пилить, вырезать из дерева, неудивительно, что сегодня Вячеслав Кондин достиг высокого уровня мастерства и уже сам обучает всех желающих. Дома родители старались говорить по-хантыйски, поэтому дети знают родной язык.
Здесь, в Ханты-Мансийске, они всю жизнь дружат с теми семьями, с кем когда-то, 52 года назад, приехали в Ханты-Мансийск, вместе ездят отдыхать на природу, собирать ягоды, грибы, кедровые шишки.
В общей сложности супруги Кондины проработали на Ханты-Мансийском рыбокомбинате 23 года. Труд Любовь Иосифовны Кондиной отмечен почётной грамотой Министерства рыбного хозяйства Российской Федерации. После закрытия предприятия и до выхода на пенсию она работала техничкой в Обско-угорском институте и в городской администрации, её трудовой стаж насчитывает 44 года. Она имеет звание «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа».
Уже много лет Любовь Иосифовна находится на заслуженном отдыхе. Лето проводит на даче, что за Иртышом, чего только не растёт на её огороде, в теплице умудряется выращивать нетипичные для нашего северного климата арбузы и дыни. В летнее время года она собирает ягоды, грибы, вяжет веники для бани, а осенью делает заготовки на зиму. В Ханты-Мансийске она живёт возле леса, любит здесь прогуливаться.
Любовь Иосифовна – бабушка десяти внуков, которые часто навещают её. Самая младшая двухгодовалая Катюша обращается к ней не иначе, как бабочка: «Бабочка, дай! Бабочка пойдём», это вызывает у Любови Иосифовны невероятное умиление.
Она старается каждое лето съездить на свою малую родину – на Ямал, в посёлок Катравож Приуральского района и село Шурышкары Шурышкарского района, встречается с братьями и сёстрами, родные общаются, вспоминают родителей, бабушек, дедушек.
Поздравляем Любовь Иосифовну с 70-летним юбилеем! Желаем крепкого сибирского здоровья, долгих лет жизни в кругу близких и друзей. Пусть духи-покровители священного Ханты-Мансийска оберегают Вас и Ваших близких!
Людмила Гурьева