- Хантыйский
- Русский
Хӑнты щира якты вәнӆтӑсыйт
Тәнӆуп тыӆӑщн 4-мит хӑтӆӑн Ёмвошн вәӆты округ мир творчества хот хуща ар няврєм па айӆат ёх ӑктӑщсӑт. Ӆыв тӑмхӑтӆ хӑнты яка вәнӆтӑсыйт, тӑм ӑктупсы рўщ нємӆ «Лаборатория традиционного танца». Тыв хуты якты няврємӑт юхӑтман вәсӑт, щит «Партер» якты театр па тӑм йис якты пищӑт ванӆтӑты «Академия танца» театр. Иса нӆъяӊ муӆтас хӑннєхә вәс. Щи хӑтӆ ӆыв уша вєрсэӆ, хӑнты якӑт муйсӑр нўвиет тӑйӆӑт, муй вўрн тывсӑт, яктыйн муй вўрн тәса карємӑты, ёшиет муй вўрн тәты, кўриет муй вўрн тәты па арсыр хӑнты якӑт пищӑт уша вєрсӑт. Тӑм ӑкмум тӑхийн юхтум ёх пиӆа еша путӑртсӑт па хўвшӑк мӑр яксӑт.
Хә хуят якӑта Тимофей Алексеевич Молдановӑн па Яков Никифорович Тарлинӑн вәнӆтӑсыйт па пўпи хот вєрӑта вәнӆтыйӆты айӆат ёхн, ӆыв вәнӆтыйӆты тӑхеӆ «Окружная школа Медвежьих игрищ» нєм тӑйӆ.
Ими якăт «заслуженный деятель культуры Югры» нєм тӑйты нєӊӑн Фаина Павловна Иштимировайн вәнӆтӑсыйт. Тӑм нєӊиен па йис арӑт, моньщӑт, якăт имет пиӆа вәнӆтӑӆ, щи студия «Ёмвош ёх» нєм тӑйӆ.
Тӑм вєр оӆӑӊӑн мӑнєма Тимофей Молданов путӑртӑс:
Няврємӑт округ мир творчества хота Югра-Классик эвӑӆт юхтыйӆсӑт, ӆыв щӑта ищи якты тӑхия ӊхӆӑт, рўщ якӑт па сыр-сыр якӑт вәнӆтӑӆӑт. Ин па хӑнты як оӆӑӊ пищӑта вәнӆтӑсӆўв. Щи пӑта Яшаев мєт сыры ванӆтӑты оӆӊитӑс, муй вўрн хӑнты хуят шәшийӆ.
Хӑнты, вантэ, нӛрмӑтн, тўӊкӑӊ тӑхийн, хәрӑӊ тӑхийн шәшийӆ. Щи пӑта хӑнты шәшупсэӆ па хурасуп, рўщ шәшупсы па па хурасуп. Щӑӆта па Яша ванӆтӑс, муй вўрн хӑнты хә карємӑӆ, шәштӑӆ са карємӑӆ, щит хӑтӆ похӑнӆ сєма, ёшӆ тўвємӑӆӆэ хӑтӆ сай пӑта. Щиты щи якен нўвӑӊа щӑӆтаса йиӆ. И пєӆа ӑӊкӑрмӑӆ, х тый пєӆа вантӑӆ, кимит пєӆа ӑӊкӑрмӑӆ, х хуща ӆаӊки шиваӆӑӆ, щивеӆт пєӆа вантӑӆ, щиты ӑр вўрн шәшман яка щи йиӆ. Щӑӆтаса щи якты щи питӆӑт.
Щӑӆта ин хӑннєхәен щи йиӆ, ӆўв веӆпӑс хә лўкӆаӆ пєӆа вантман йиӆ. Ӆўв муй вўрн ӆомєсӆ, шәтӆ, якн ищиты ванӆтӑӆы. Щит ищи ванӆтӑӆы, муй вўрн ӆомєсӆ. Щӑӆта па нымӑӆн мӑнты хәен, нымӑӆн ӆўв па щира мӑнӆ. Веӆпӑс хәен мӑнты пӑнт вєрум ӛш хән тӑйӆ, ӆўв ӑплӑк кўтн шәшӆ. Щи пӑта нымӑӆн шәшты хәен ӆўв па щира шәшӆ, кўрӊӑӆ тўвємман шәшӆ, и пєлӑк кўрӆ тўвємӆ, кимит кўрӆ тўвємӆ. Щӑӆта па хӑнты хә, веӆпӑс хә кӑт сўв намӆ хәнты ӑн тӑйс, щит ар щирн щи ванӆтуман вєрӆа. Щӑӆта щиты щи тывӆ хә як, пўпи хотн щи якӆа, хә як щи якена щи йиӆ. Щиты як щи тывӆ, тӑӆтаса нўв вўӆан, туӆтаса нўв вўӆан.
Яков Никифорович па ванӆтӑс, муй вўрн лўкӑт кейӆӑт па муй вўрн тывеӆт- тухеӆт кєрємийӆӆӑт. Щит ищи як хуща вәӆ.
Щӑӆта па еша путӑртсўв мӑӊ якӑт оӆӑӊӑн. Муй вўрн па мӑӊ якӑт тывсӑт. Йис щирн мєт оӆӑӊ хўӆ веӆты еӆпийн, Хоймас ваӆьщам нюхӑрӆ, нюхӑрӆ. Щит йис як, тарнӑӊ йис па тумпийн тывӑс. Мєт оӆӑӊ хўӆ веӆты еӆпийн муй па вәнта мӑнты еӆпийн ёх мєт оӆӑӊ якӆӑт, щит йиӊк-вой вана хущты пӑта, йиӊк-вой уй тӑйты пӑта. Щиты щи путӑртсўв, муй вўрн мєт оӆӑӊ якӑт тывсӑт.
Щӑӆта па Фаина Павловна путӑртӑс, ванӆтӑсӆэ, эвет муй вўрн якӆӑт, эвет тывеӆт карємӑӆӑт, тухеӆт карємӑӆӑт, щӑӆта ӛм воньщумут ки ӑкӑтӆӑт, нәмӑӆтаса ёшн тәӆэн, нәмӑӆтаса воньщумут пунӆӑн. Щӑӆта ёхум воньщумут ӑкӑтты па мосӆ. Ёхум воньщумут муй тӑхи эвӑӆт, мўв хӑр эвӑӆт ӑкӑтӆа. Щӑӆтаса иӆта каврен щи мӑнӆ. Кавӑр – щит як нўв. Иӆта каврен щи вєрӆэн, хән иӆтаса воньщумут ӑкӑтӆа, щӑӆта воньщумут воньщупа пунӆа. Еӆӆы па щи тывӑс воньщумут пунты тӑхеӆ. Нємӑсыя пунты тӑхи ӑн ванӆтӑӆэн, ӑӆ тўвман тәӆэн нўвен каврен. Нўв ясӑӊ – щит тӑм йис хӑнтэт мўӊ щиты путӑртӆўв. Йис ёхӆӑн як нўв ясӑӊ ӑн тӑйсӑт, як кавӑр, нўм кавӑр вєрӆ, иӆ кавӑр вєрӆ. Щӑӆта икет яктэӆн нухӆы пєӆа ёшӆаӆ ки тәӆӑт, щит Нўм Тәрум ар ӆәӊх, Най-Вәрт вәӆ, щитӆаӆ пойкӆӑт, щиты щи нўм кавӑр вєрӆӑт. Иӆ кавӑр ки вєрӆӑт, иӆн ӊхты ар ӆәӊх пойкӆӑт, имеӆн па воньщумут иӆтаса воньщӆӑт, мәрӑх воньщӆӑт. Щитӑт щи ванӆтӑсўв, путӑртсўв. И щос мӑр тәп вәс, щи пӑта шимӆ як вәс.
Тӑм ванӆтупсы вєра ма мӑнӑс. Няврємӑт хӑнты яка вәнӆтӑты кашӆаӆ вәсӑт. Щӑӆта щи якӑт ӆыв якты щи питӆӑт па сыр-сыр тӑхетн ванӆтӑты питӆӑт.
Путӑр хӑншӑс: Пётр Молданов
Погружение в мир хантыйских танцев
4 февраля в Окружном Доме народного творчества собралось большое количество юных гостей. Здесь проходило мероприятие под названием «Лаборатория традиционного танца». Основные участники – это воспитанники Театра танца «Парте» и Театра современной хореографии «Академия танца». В этот день присутствующие узнали, что такое хантыйский танец, как и почему они возникли, как правильно двигаться по-хантыйски и многое другое. Участники прослушали небольшую вводную часть, а затем с большим интересом обучались движениям хантыйских танцев. О мужских танцах рассказывали Тимофей Алексеевич Молданов и Яков Никифорович Тарлин, кроме того, они на практике показывали основные движения мужских танцев. Также в качестве учителей выступили ученики «Окружной школы Медвежьих игрищ». О женских танцах рассказывала и провела практическую часть с девочками заслуженный деятель культуры Югры, хореограф, руководитель фольклорного коллектива «Ёмвош ёх» («Люди Ханты-Мансийска») Фаина Павловна Иштимирова.
О том, как проходила лаборатория традиционного танца, мы попросили рассказать Тимофея Молданова: «На это мероприятие пришли ребята из концертно-театрального центра «Югра-Классик», там они обучаются разным танцам, а сейчас вот пришли к нам. Мы их познакомили с основными элементами, с простейшими движениями хантыйских танцев. Яков вначале показал мужские движения в повседневной жизни. Ханты большей частью перемещаются по болотам, преодолевают болотные кочки, топкие места, поэтому хантыйские движения иные, чем, например, у русских.
Яков показал, как по ходу движения охотники поворачиваются, им постоянно необходимо всё вокруг себя видеть, чтобы ничего не пропустить. Поэтому, например, если светит солнце, они закрывают рукой глаза от его лучей. Вот оно одно из движений: разворот и одновременно рука поднимается вверх, прикрывая глаза. То на вершину дерева охотник смотрит, то на ветке белку увидит. Вот так и возникают танцевальные движения. Или идёт мужчина-охотник, подкрадывается, глаз с глухарей не спускает. Всё это можно увидеть в движениях танца. Или вот ещё, имитация движения на охотничьих лыжах-подволоках. Охотник движется по глубокому снегу. Вот одна нога уходит вперёд, вот другая нога. Ханты-охотники никогда не используют две лыжные палки, но всегда одну, поэтому и движения иные. Так из разных бытовых движений и возникают танцевальные фигуры, появляется мужской танец. На Медвежьих игрищах такие танцы обязательно исполняются.
В народной хореографии большое место занимает и подражание животным.
Яков Никифорович показал движения токующего глухаря, ханты в танцах могут имитировать эти движения. Вообще в народной культуре существует большое количество танцев, где используются подражания различным животным».
Немного мы поговорили о священных танцах. Вот, например, танец духа Хоймас, он сидит и строгает бесконечную заготовку, чтобы из стружек появилась рыба. В древности, прежде чем идти на рыбалку или охоту, проводили ритуальные магические действия. Среди священных танцев и сохранились такие вот, магические.
Фаина Павловна общалась с девочками, показывала, как возникают движения: «Руки идут вверх – это сбор черёмухи, руки идут к пояснице здесь крепится набирушка для ягод. А если собирать бруснику, то уже нужны наклоны, брусника же на земле растёт, затем опять движение к набирушке. В настоящее время для танцевального движения существует хантыйское слово «нув», в переводе «ветка», ранее использовали сакральное «кавр». Говорили, например, кавр снизу идёт, кавр сверху идёт. Если мужчины верхний кавр делают, значит, они верхним духам молятся, если нижний кавр делают, нижним духам молятся. А у женщин это связано со сбором ягод».
Занятия по традиционным хантыйским танцам былы насыщенными. Ребята с интересом вникали в азы танцевальной культуры. В дальнейшем полученные ими знания и навыки могут быть использованы в различных постановках.
Пётр Молданов