Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Николай МЕРОВ

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Нврамыт ӯщлахтын мт уральтавсыт
  • Пвлыт ос ӯсыт олныл тставет
  • Тнанылн акваг нтуӈкв ри
  • Хӯл алыщлан мхум янытлан хтал
  • Мт мирыт урыл с ёмащакв вос хансгыт

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Колтглыт янытлавсыт

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Ам рнколт самын патсум
  • Враяӈкве хснэ н
  • Соссаӈ хум хтпаг
  • Пс йис врмаль лаль тотаве
  • Нх-патум мньлат пыг

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Тав нсхатуӈкве ос враяӈкве хсы
  • Нягань ӯст лнэ мщтыр йка
  • Сӈквылтан утыт врнэ рущ хум

Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница

  • Сымри сове хумус слмыӈыг мтыс
  • Хумус ам омамн нтсум
  • Мньщи мйтыт ос потрыт хансум ква

Нврамыт мгсыл - Детская страничка

  • Ам тям нй харыгтан хум
  • Ам щнюм-щум лккарыг

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)
  • № 14 (1344)
  • № 15 (1345)
  • № 16 (1346)
  • № 17 (1347)
  • № 18 (1348)
  • № 19 (1349)
  • № 20 (1350)
  • № 21 (1351)
  • № 22 (1352)
  • № 23 (1353)

Вы здесь

Главная » Нягань ӯст лнэ мщтыр йка
  • Мансийский
  • Русский

Нягань ӯст лнэ мщтыр йка

Александр Иванович Синицын Нягань ӯст лы. Тав Кировский областит Николаевский пвылт самын патыс. Тот яныгмас, школа стлас. Ётылнув училищат механизаторыг ханищтахтас ос рӯпататэ щирыл лӯимн ёхтыс. Ты м тавн сака мӯстыс. Ювле такви мтн луӈкве воссыг ат минас, тыт хультыс.
Ань нврамыт нилахуйплов тланыл твлын порат ущ касаил матыр ёргуӈкве тртавет. Ты хум йӣвныл сгырхатуӈкв ос ёрыгхатуӈкв таквинтэ номнэ псныл ханьщувлас. Школат ханищтахтаме порат мт пыгыт ёт йӣвныл телескоп ос мт свсыр рнэ утыт тнки врсыт. Нёлоловит классыт ос ниӈтуйт такви ёргыс.
Тав ще яныг хнтыт хнтлыс. Таимгыс та порат яныгмам пыгыт йӣвныл свсыр писалит врсыт. Ты кркам пыг писалит с ёргыс. Мщтырыг ёрыгхатнтэ мгыс, юртанэ тавн акваг писаль врылтасыт.
Ётылнув, хунь мощ яныгнувег мтыс, тнут пиннэ ныт, нлыт, уласыт, принат, матыр-ти пуссын вруӈкве патыс. Тнт тав Нягань ӯст лнэ ялпыӈкол мгыс хорамыл яктым пӯсас ви врыс.
1990 тлыт трвитыӈ лупса лыс. Свыӈплэ мхум рӯпаттл хультсыт. йка йӣв нлыт вруӈкве номылматас. Ты нлыт лпкан тыналан мгыс мисанэ, мхум тра ёвтуӈкве патсаныл. Тох ты ны-сныт вруӈкве патыс.
Тувыл соссаӈ мирыт пормасыт ханищтаӈкве патыс. Ты пормасыт тавн вруӈкве сака мӯстыс. Хум мньщи хтпат халт лыс, маныр тн ёргысыт, ёмщакв сунсыс. Тувыл ос такви матыр вруӈкве рталахтас. Пормасанэ ёмщакв тлуӈкве та патсыт.
Тыимгыс мщтыр хумкве Нягань ӯс соссаӈ мир ремёсла Центр кол кӯщаин рӯпитаӈкве вввес. Пс порат мхум йӣвныл манырсыр пормасыт врсыт, тав ос акв тамле пормасыт тот вруӈкве лввес. Та мщтыр колт хум соссаӈ мирыт пормасыт ёргуӈкве та овылтахтас. Ты врмаль сымн патыс, ань тыг мус пс йис щирыл пормасыт ври.
Аквматнакт Вологда ӯст Россия янытыл ктыл мщтырлан хтпат мгыс суссылтап щпитавес. Александр Иванович врум утанэ с тув тотвсыт. Тнт ты выл щёс тав врум утанэ тамле яныг суссылтапн ликмысыт. Та псныл акваг свсыр суссылтапытн ввиньтлаве. Мхум тав врум нтнэ пормасантыл сака пӯмщалахтгыт.
Млты тл вртур тпост Россия янытыл мщтыр хтпат халт касыл щпитлвес. Тнт Александр Иванович округ мгыс касыс ос выл места вис. Тыимгыс тав мньщи поэтув Юван Шесталов намыӈ премия-олныл майвес. Тнт тав ӯльпа йӣвныл хӯл ос нвыль хӯннэ соссаӈ мхум таи ёргыс. Кт пувнутэ лаль акволпаг хӯрум лквыг ёргыстэ. Ты рӯпататэ мгыс сака янытлавес.
Ань хум пенсият лы. Ос ты ти, матыр фестиваль, суссылтап манос мт врмалит лыгланныл порат, тав акваг тув ввиньтлаве. Ань лӯпта тпост Урай ӯст мщтыр мхум фестивальн акван-атхатыгламаныл порат тав йӣвныл мньщи хоса ны врыс. Пс порат рущ мхум тамле нын ннь пинтласыт. Ты врум утэ мгыс тав янытлан нпакыл майвес. Тамле ты ёмас мщтыр рущ йка Нягань ӯст лы.

Мастер по художественной обработке дерева из Нягани

В Нягани проживает Александр Иванович Синицын, мастер по художественной обработке дерева. Сам он родом из деревни Николаевское, что находится в Кировской области, там он по окончании школы поступил в училище, выучился на механизатора и по направлению поехал работать на Север. Здешние места ему очень понравились, поэтому он навсегда остался тут жить.
Сейчас подросткам разрешают пользоваться ножами только по исполнению четырнадцати лет, а Александр уже с малых лет всё время что-то мастерил. В школьную обсерваторию они с ребятами сделали телескоп. Всё, что нужно было для занятий, делали сами своими руками из дерева. А в восьмом классе он самостоятельно вырезал ножом макет паровоза. Его работа понравилась всем сверстникам.
Затем увлёкся макетами оружия. Строгал разные винтовки и пулемёты времён войны, современные автоматы, которые почти не отличались от настоящего. Сверстники часто обращались к нему с просьбой, чтоб он смастерил им какое-нибудь оружие.
Потом, когда стал чуть постарше, переключился на мебель и разную посуду. Своими руками делал диваны, стулья, столы, чашки, ложки и другую утварь. Даже царские врата для Няганьского храма сделали сами с друзьями.
В 1990 годы наступил голод, работы не было, зарплаты не платили, люди выживали, как могли. И тогда мастер увлёкся ложками и чашками. Сделанную посуду сдавал в магазин на продажу. Деревянные изделия у населения стали пользоваться большим спросом, так и начал по-настоящему заниматься посудой. Сейчас, кроме посуды, практически ничего не делает.
Затем стал изучать деревянные изделия коренных народов ханты и манси. Он достаточно много лет прожил бок о бок с ними. Наблюдал, как они мастерят посуду, из какого дерева делают, смотрел старинные фотографии и всё это запомнил. Однажды решил попробовать сам смастерить, получалось очень даже неплохо. Так и втянулся потихоньку к этому ремеслу.
После этого мастера пригласили в Няганьский центр ремёсел на постоянную работу. Сразу предложили программу воссоздания утраченного. Делал разные старинные поделки из дерева. Работа его очень заинтересовала. Он сделал серию посуды ханты и манси, которая в дальнейшем попала на всероссийскую выставку.
Выставка проходила в городе Вологда, там выставлялись работы мастеров резьбы по дереву со всей России. Тогда впервые работы Александра Ивановича попали на такую большую выставку. После чего его работа по-настоящему закипела, стали приглашать на семинары, фестивали и выставки по декоративно-прикладному искусству. Его работы до точности похожие на старинные изделия, потому и привлекают особое внимание. Главная его формула заключается в том, чтобы воссоздать и передать национальный колорит.
В августе прошлого года Александр Иванович выступал во всероссийском конкурсе мастерства за округ и занял второе место. Тогда он из кедра вырезал мансийский женский черпак для рыбы с неразъёмной цепью в три кольца. Толщина деревянного провода в диаметре была три миллиметра, это очень тонкая и ювелирная работа. За эту работу мастер получил премию имени мансийского поэта Ювана Шесталова.
Сейчас Александр Иванович находится на заслуженном отдыхе. Всё своё свободное время уделяет изготовлению различных изделий из дерева. Его часто приглашают на окружные и всероссийские фестивали и выставки. Этим летом в июне он очередной раз побывал на фестивале мастеров в городе Урай. На конкурсе попросили исполнить традиционное мансийское изделие «аны» - чаша. В нём подавали к столу варёную рыбу, мясо и другие блюда. По итогам работы жюри ему присудило второе место. Вот такой замечательный мастер с золотыми руками проживает в Нягани.

Рубрика: 
Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 14 (1128)
21.07.2016

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика