Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Ирина САМСОНОВА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Хӑнты вән учёной хә 80 оа йис
  • Арсыр мўвӑтн яңхсӑт
  • Эвет-пухӑт ешайн экзаменӑт мӑты питӑт
  • Сыстама пит, хән нӑң сыстама вәӑн
  • Вуӆаӊ ӆаӆь хӑтӆӑт оӆӑӊӑн путӑртсӑӊӑн
  • Нәмман тӑйэв
  • Рәт ясңӑт оӑңӑн путӑртсӑт
  • Няврємӑт пӑты кӑсупсы эщӑты
  • Югра мўв йис вәупсы оӑңӑн киника єтӑс
  • Тарту вошн айӆат ёх ӑктӑщийӆсӑт
  • А.А. Дунин-Горкавич нємпи научной мирхот
  • Вуаң емӑңхӑт

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Шуши ёх тӑм йис щўңкӑт тӑйӑт
  • Рәт ясңӑ сӑмӑн тӑйсӑэ (еы путӑр)
  • Ԯая яңхум Ваньщавӑт ёх
  • Каркама рәпитты айат эви
  • Матрёна Рещикова 80 о постӑс
  • Вухаь учёной ими 100 оа йис

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Вурңа тови тәс
  • Шєңк ям емӑңхӑт тӑйўв
  • Шуши мир ими әмӑтсухӑт вантӑсыйт

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)

Вы здесь

Главная » Шуши мир ими әмӑтсухӑт вантӑсыйт
Светлана Астапович
Светлана Астапович
  • Хантыйский
  • Русский

Шуши мир ими әмӑтсухӑт вантӑсыйт

Вән кєр тыӑщ 27-мит хӑтӑн «Торум Маа» йис пурмӑсӑт ӑкӑтты па шавиты тӑхийн «Шуши мир ими әмӑтсух» нємпи вантупсы пўншсы. Тӑм әмӑщ вєр нємасыя эщӑтсы, вантэ, кашӑң увӑс ими әмӑтсух ванттыйн кӑ, муйсӑр кәрт муй юхан эвӑт тӑм имие вә.

«Торум Маа» хуща рәпитты ёх нумӑсн, шуши мир әмӑтсух — щит нюр хӑннєхә паспорт иты вә. Тӑмхӑт Россия мўв уваттыйн «ДНК России» нємуп йиуп вєр эщӑты. Муй арат мирӑт мўвевн вәӑт, щи арат «ДНК» оӑңӑн уша вєрты рӑх. Щи кўтн арсыр мирӑт ыв әмӑтсуха тӑйӑт. Щит пӑты тӑм вєр ищиты «ДНК» щирн аьты рӑх.
«Шуши мир ими әмӑтсух» нємпи вантупсыйн Ас хӑнтэт, Сәрхан мўв хӑнтэт, Ивдельской мўвн вәты вухаят па Увӑс вухаят имет әмӑтсухӑт вантты вєритсўв.
Вәнтӑты вєрӑт тәты институт хуща рәпитты хӑнты нє, культурология наука вєрӑт кандидӑт Наталья Величко Сәрхан мўв хӑнтэт әмӑтсухӑт оӑңӑн айке тәс. Вантэ, рәпата щирн ўв округев хўват яңхӑ, рәт ясӑң па культура вєрӑт тәса вәты ёх пиа вәйтантый па арсыр вәнтӑты хӑрӑт па па әмӑщ вәйтантупсэт эщӑт. Наталья Ивановна ясңӑт щирн, хӑт єтты пєлӑк мўв хӑнты имет әмӑтсухӑт имухты шиваӑты рӑх. Вантэ, ыв ернаса вутӑң сӑкӑң пӑнтӑт щирн хурамтман вәӑт. Тром Ёхум хӑнтэт хуща щи сӑкӑң пӑнтэт вўтат хәс сантиметра ёнтӑт. Щимӑщ ернасӑт ўв Рынковӑт хоттє ёх эвӑт тәс. Ернасӑт Григорий Рынков име — Светлана ёнтӑс.
Сәрхан район Юхан ас хонаңӑн вәты хӑнтэт хуща ими ернас шєңк ӑн хурамтсы. Вантэ, йистєн щи ернасӑт иметн уты  әмӑтсуха тӑйсыйт. Юн ыв щӑшкан сӑхн яңхсӑт. Щит пӑты ернӑсӑт ешайе хурамтсыйт, пӑнтӑт ищи ваща ёнтсыйт.
Увӑс сәрхан хӑнтэт хуща хӑт єтты пєлӑк мўв хӑнтэт па увӑс мўв хӑнтэт ёнтӑсты щирӑт ияха хойӑт. Сӑкӑң пӑнтӑт тумпийн тӑта щӑщкан пӑнтӑт ёнтыйт.
Вах хӑнтэт оӑңӑн путӑртты ки, йис пурайн тӑта вәты мир ернасӑт сӑкн ӑн хурамтсӑт, вантэ, тӑм мўвн яңхты-мӑнты вєрӑт авӑрта эщӑтман вәсӑт. Интӑм йиуп вәупсыйн вах хӑнтэт ванкўты ернасӑт сӑкн хурамтӑт. Мос ястӑты, Корлики кәртӑн итәх имет ернас шӑнш пєлкӑ хўвшӑка ёнтӑт. Тӑм ернасӑт пєа вантман имухты уша йи — щит Нижневартовской район Корлики кәртӑн вәты хӑнтэт.
Еы «Торум Маа» хуща рәпитты вухаь ими Светлана Астапович ясӑң вўс. ўв Ас вухаят әмӑтсухӑт оӑңӑн айке тәс. Грант нётупсы вух унтасн С.А. Астапович йис щирн Ас вухаь щӑшкан сӑх ёнтӑс. Йистєн Ас вухаят Ас хӑнтэт пўңӑн вәсӑт. Щит пӑты тәп тӑм вухаят щӑшкан сӑх ёнтсӑт. Әмӑщ, хуты вухаь щӑшкан сӑх ытңӑнӑн ищи пӑнтӑтн хурамтсыйт. Ернас тумпийн ёнтӑсты нє ютӑң вейт вантӑс. ўв ясңӑ щирн, тӑм вейт емӑңхӑта әмтыйсыйт, юн па сєвӑң вейн яңхсӑт.
Мос ястӑты, щӑшкан сӑх па ютӑң вей тумпийн тӑта ернас па ухшам вантты вєритсўв. Щи әмӑтсухңӑн Народной мастер России нєм тӑйты ими Зоя Лозямова ёнтӑс.
Щӑта Зоя Никифоровна ясӑң вўс. ўв увӑс хӑнтэт ими әмӑтсухӑт оӑңӑн путӑртӑс. «Тӑмхӑт шуши имет пєа вантман шєңк авӑрт уша вєрты, мӑта мўв эвӑт тӑм ими вә. Йис пурайн имухты шиваӑсўв, муйсӑр кәрт эвӑт тӑм ими юхтӑс. 1974-мит он ма округ уваттыйн эщӑтум ёнтӑсты вєра вәнтӑты хӑра яңхсум. Щӑта мўң кўтэвн путӑртсўв, хурамӑт вантсўв па вантӑсўв, муй щирн арсыр тӑхетн вәты шуши имет ернаса ёнтӑт. Ма щи пурайн ястӑсум, 20-30 о мӑн, уша ӑн па вєрўв, муйсӑр шуши мир эвӑт тӑм ими вә. Щиты щи тывӑс. Ма Касум юханӑн єнумсум. Ернасӑт мўң йис щирн ёнтсўв. Щӑта 1930-мит он ернас и тӑхен кӑпӑты питсы. 1950-мит он Касум хӑнтэт Манстӑр район Ай па Вән Аңкум вошңӑна касӑсӑт. Юхы рәт Касум мўва кєрӑтум юпийн уша йис, ернасн и тӑхи тумпийн мев морум вєрты питсы. Щӑта кӑпӑты пєа вантман имухты уша павӑтты рӑх — тӑм имие Помут, Вўт вош муй па Касум вош эвӑт. Вантэ, кашӑң тӑхийн хӑнты ернасн па сыра кӑпӑы. И тӑхийн хўвшӑк, кимит тӑхийн — айшӑк. Йис пурайн щӑшкан сӑх мўң хӑнтыўв ищи ӑн тӑйсӑт, щи вєра мўң Ас хӑнтэтн вәнтӑсыюв. Мєт оӑң щӑшкан сӑх ма 5-мит классӑн ёнтсум, кимит — 7-мит классӑн. Интӑм нәмӑсум, щи мурт ущхуь щӑшкан сӑхңӑн ёнтсум. Айкємн тәса ёнтӑсты вәнтӑсум, вантэ, шуши имиўв шєңк вєрӑңӑт, шўкщӑты вєр сӑмӑңа тӑйӑт».

Женский костюм обских угров

27 апреля в Этнографическом музее под открытым небом «Торум Маа» открылась выставка, посвящённая красоте и загадке женского костюма обских угров.

 

Традиционный костюм – это своего рода паспорт человека, паспорт народа и страны, в целом. Сегодня в России разрабатывается новый проект, который называется «ДНК России». «ДНК России», как ДНК человека, хранит в себе самую важную информационную память, своеобразие и тонкости. Женский костюм разных локальных групп обских угров – это то самое отдельно взятое ДНК, в котором каждый узор несёт в себе определённый смысл, собираемый веками.

Именно поэтому сотрудники музея «Торум Маа» постарались показать в одной экспозиции женские костюмы обских угров, проживающих на территориях Сургутского, Нижневартовского, Октябрьского, Белоярского, Берёзовского районов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ивдельского района Свердловской области. Так, нашему вниманию были представлены традиционные костюмы локальных групп северных ханты, обских, лозьвинских и северных манси. Сравнивая эти костюмы, невольно задумываешься о родстве народов ханты и манси а, сколько общего можно найти в их традиционных нарядах. Проживая на одной территории или соседствуя, в совершенно разных группах чувствуется взаимопроникновение. Это веяние касается и этнического костюма.

Доцент кафедры педагогики, психологии и управления образованием АУ «Институт развития образования», кандидат культурологии Наталья Величко рассказала об особенностях женского костюма восточных ханты Сургутского района. Так, одной из главных отличительных особенностей традиционного платья являются вышитые бисером широкие полоски. Например, у тром-аганских ханты полоски достигают 20 см. Представленное на выставке платье было привезено Н.И. Величко с реки Тром-Аган, где проживает семья Григория Рынкова, его супруга – Светлана, любезно предоставила платье музею. Говоря о юганских ханты, проживающих на юге Сургутского района, следует отметить, что у этой локальной группы нет ярких, орнаментированных платьев. Потому, как платье изначально являлось нательной одеждой, дома женщины носили халаты (по-хантыйски «щашкан сах»). Отметим, что у халатов более узкие полосы, а плетёная бисерная полоса пришита на подоле и на рукавах.

Интересно, что традиции восточных и северных ханты переплетаются. Видим, что к вышитым бисерным широким полосам добавляются именно наши узкие полосочки, по-другому – это аппликация «ткань по ткани». Такие вот особенности.

Говоря о восточных ханты и жителях реки Вах, кандидат культурологии отметила, что в далёкие времена традиция вышивки бисером там не существовала. Являясь труднодоступной территорией, жителям этой местности крайне сложно было приобрести бисер. В настоящее время восточные ханты активно используют бисер в своей одежде. Следует отметить, что сотрудниками института был замечен уникальный вид платья с хвостом. Хантыйские женщины посёлка Корлики Нижневартовского района носят такие платья и сегодня. Задняя часть платья за счёт сильно присборенного валана создает удлинённость платья. Отсюда и название – «Платье с хвостом».

Заместитель директора по административно-хозяйственной деятельности музея Светлана Астапович представила гостям авторский проект традиционной одежды северных манси. Обские манси – единственная локальная группа, которая проживала по среднему течению Оби. Издревле они соседствовали с представителями среднеобских ханты. Исходя из представленного костюма видно, что северные манси ровно, как и ханты, помимо платья, носили и орнаментированный халат. Представители этой локальной группы переняли у северных ханты пошив традиционного халата. Отличительной особенностью такого халата являются рукава, расшитые яркими полосами (аппликация «ткань по ткани»). Светлана Михайловна отметила также и другую особенность костюма, наличие праздничных чулков без носка – «ютланг вей», искусство таких чулков заключается в правильном сложении «гармошки». Следует отметить, что в быту женщины носили орнаментированные цельные гольфы – «сэванг вей».

Традиционный костюм был создан в соавторстве: Светлана Астапович сшила халат связала «сэванг вей», платок, и платье были сшиты «Народным мастером России» Зоей Лозямовой.

В продолжение темы З.Н. Лозямова рассказала о пошиве традиционной одежды северных ханты Белоярского района. В далёком 1974 году, находясь в очередной командировке, Зоя Лозямова всерьёз обеспокоилась техникой шитья традиционной женской одежды обских угров. Обратившись к участникам обучающегося семинара, она уже тогда была уверена, что через 20-30 лет все 33 научно-исследовательских института не смогут разобрать наряды разных локальных групп северных народов. «Я родилась и выросла на реке Казым Белоярского района. Испокон веков основным кроем нашего платья являлась трапеция. Судя по старинным фотографиям, в 30-е годы прошлого столетия, у наших платьев появляется нижняя «оборочка», а в конце 50-х годов мастерицы стали использовать кокетку. Её казымские ханты позаимствовали у коренных жителей Октябрьского района посёлков Малый и Большой Атлым. В то же время именно по платью, по высоте оборки можно было определить, откуда эта женщина – из деревни Помута, Юильска или Казыма. В Юильске – оборка нижней части хантыйского платья – высокая, у жительниц деревни Помут – низкая, а на Оби она и вовсе низенькая. Кроме того, изначально у нас не было хантыйских халатов, а пришли они к нам от жителей реки Оби. Наши люди выезжали на реку Обь, встречались, общались с обскими ханты. Однажды в знак уважения был подарен орнаментированный халат, красота которого не оставила равнодушным ни одну мастерицу. Так, каждая женщина сшила себе красивый нарядный орнаментированный халат. Лично я свой первый халат сшила в 5 классе, второй – в 7 классе. Конечно, это были немного забавные халаты, но постепенно стало получаться, я много времени проводила за шитьём, ведь мастерство приходит с годами», – подчеркнула «Народный мастер России» Зоя Лозямова.

Напомним, выставка «Женский костюм обских угров» продлится до 21 мая, она расположена по адресу: Ханты-Мансийск, Тобольский тракт 4, комплекс «Югорская долина», корпус «Президент», 2 этаж.

Рубрика: 
Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
Номер Ханты Ясанг: 
№ 10 (3502)
23.05.2018

Главная

© 2012-2023 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Директор, главный редактор: Динисламова С. С.
Тел. (3467) 33-36-82

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-22-72

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-24-02

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52

gazeta@khanty-yasang.ru

© 2012-2023 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика