- Хантыйский
- Русский
Шуши мир ими әмӑтсухӑт вантӑсыйт
Вән кєр тыӑщ 27-мит хӑтӑн «Торум Маа» йис пурмӑсӑт ӑкӑтты па шавиты тӑхийн «Шуши мир ими әмӑтсух» нємпи вантупсы пўншсы. Тӑм әмӑщ вєр нємасыя эщӑтсы, вантэ, кашӑң увӑс ими әмӑтсух ванттыйн кӑ, муйсӑр кәрт муй юхан эвӑт тӑм имие вә.
«Торум Маа» хуща рәпитты ёх нумӑсн, шуши мир әмӑтсух — щит нюр хӑннєхә паспорт иты вә. Тӑмхӑт Россия мўв уваттыйн «ДНК России» нємуп йиуп вєр эщӑты. Муй арат мирӑт мўвевн вәӑт, щи арат «ДНК» оӑңӑн уша вєрты рӑх. Щи кўтн арсыр мирӑт ыв әмӑтсуха тӑйӑт. Щит пӑты тӑм вєр ищиты «ДНК» щирн аьты рӑх.
«Шуши мир ими әмӑтсух» нємпи вантупсыйн Ас хӑнтэт, Сәрхан мўв хӑнтэт, Ивдельской мўвн вәты вухаят па Увӑс вухаят имет әмӑтсухӑт вантты вєритсўв.
Вәнтӑты вєрӑт тәты институт хуща рәпитты хӑнты нє, культурология наука вєрӑт кандидӑт Наталья Величко Сәрхан мўв хӑнтэт әмӑтсухӑт оӑңӑн айке тәс. Вантэ, рәпата щирн ўв округев хўват яңхӑ, рәт ясӑң па культура вєрӑт тәса вәты ёх пиа вәйтантый па арсыр вәнтӑты хӑрӑт па па әмӑщ вәйтантупсэт эщӑт. Наталья Ивановна ясңӑт щирн, хӑт єтты пєлӑк мўв хӑнты имет әмӑтсухӑт имухты шиваӑты рӑх. Вантэ, ыв ернаса вутӑң сӑкӑң пӑнтӑт щирн хурамтман вәӑт. Тром Ёхум хӑнтэт хуща щи сӑкӑң пӑнтэт вўтат хәс сантиметра ёнтӑт. Щимӑщ ернасӑт ўв Рынковӑт хоттє ёх эвӑт тәс. Ернасӑт Григорий Рынков име — Светлана ёнтӑс.
Сәрхан район Юхан ас хонаңӑн вәты хӑнтэт хуща ими ернас шєңк ӑн хурамтсы. Вантэ, йистєн щи ернасӑт иметн уты әмӑтсуха тӑйсыйт. Юн ыв щӑшкан сӑхн яңхсӑт. Щит пӑты ернӑсӑт ешайе хурамтсыйт, пӑнтӑт ищи ваща ёнтсыйт.
Увӑс сәрхан хӑнтэт хуща хӑт єтты пєлӑк мўв хӑнтэт па увӑс мўв хӑнтэт ёнтӑсты щирӑт ияха хойӑт. Сӑкӑң пӑнтӑт тумпийн тӑта щӑщкан пӑнтӑт ёнтыйт.
Вах хӑнтэт оӑңӑн путӑртты ки, йис пурайн тӑта вәты мир ернасӑт сӑкн ӑн хурамтсӑт, вантэ, тӑм мўвн яңхты-мӑнты вєрӑт авӑрта эщӑтман вәсӑт. Интӑм йиуп вәупсыйн вах хӑнтэт ванкўты ернасӑт сӑкн хурамтӑт. Мос ястӑты, Корлики кәртӑн итәх имет ернас шӑнш пєлкӑ хўвшӑка ёнтӑт. Тӑм ернасӑт пєа вантман имухты уша йи — щит Нижневартовской район Корлики кәртӑн вәты хӑнтэт.
Еы «Торум Маа» хуща рәпитты вухаь ими Светлана Астапович ясӑң вўс. ўв Ас вухаят әмӑтсухӑт оӑңӑн айке тәс. Грант нётупсы вух унтасн С.А. Астапович йис щирн Ас вухаь щӑшкан сӑх ёнтӑс. Йистєн Ас вухаят Ас хӑнтэт пўңӑн вәсӑт. Щит пӑты тәп тӑм вухаят щӑшкан сӑх ёнтсӑт. Әмӑщ, хуты вухаь щӑшкан сӑх ытңӑнӑн ищи пӑнтӑтн хурамтсыйт. Ернас тумпийн ёнтӑсты нє ютӑң вейт вантӑс. ўв ясңӑ щирн, тӑм вейт емӑңхӑта әмтыйсыйт, юн па сєвӑң вейн яңхсӑт.
Мос ястӑты, щӑшкан сӑх па ютӑң вей тумпийн тӑта ернас па ухшам вантты вєритсўв. Щи әмӑтсухңӑн Народной мастер России нєм тӑйты ими Зоя Лозямова ёнтӑс.
Щӑта Зоя Никифоровна ясӑң вўс. ўв увӑс хӑнтэт ими әмӑтсухӑт оӑңӑн путӑртӑс. «Тӑмхӑт шуши имет пєа вантман шєңк авӑрт уша вєрты, мӑта мўв эвӑт тӑм ими вә. Йис пурайн имухты шиваӑсўв, муйсӑр кәрт эвӑт тӑм ими юхтӑс. 1974-мит он ма округ уваттыйн эщӑтум ёнтӑсты вєра вәнтӑты хӑра яңхсум. Щӑта мўң кўтэвн путӑртсўв, хурамӑт вантсўв па вантӑсўв, муй щирн арсыр тӑхетн вәты шуши имет ернаса ёнтӑт. Ма щи пурайн ястӑсум, 20-30 о мӑн, уша ӑн па вєрўв, муйсӑр шуши мир эвӑт тӑм ими вә. Щиты щи тывӑс. Ма Касум юханӑн єнумсум. Ернасӑт мўң йис щирн ёнтсўв. Щӑта 1930-мит он ернас и тӑхен кӑпӑты питсы. 1950-мит он Касум хӑнтэт Манстӑр район Ай па Вән Аңкум вошңӑна касӑсӑт. Юхы рәт Касум мўва кєрӑтум юпийн уша йис, ернасн и тӑхи тумпийн мев морум вєрты питсы. Щӑта кӑпӑты пєа вантман имухты уша павӑтты рӑх — тӑм имие Помут, Вўт вош муй па Касум вош эвӑт. Вантэ, кашӑң тӑхийн хӑнты ернасн па сыра кӑпӑы. И тӑхийн хўвшӑк, кимит тӑхийн — айшӑк. Йис пурайн щӑшкан сӑх мўң хӑнтыўв ищи ӑн тӑйсӑт, щи вєра мўң Ас хӑнтэтн вәнтӑсыюв. Мєт оӑң щӑшкан сӑх ма 5-мит классӑн ёнтсум, кимит — 7-мит классӑн. Интӑм нәмӑсум, щи мурт ущхуь щӑшкан сӑхңӑн ёнтсум. Айкємн тәса ёнтӑсты вәнтӑсум, вантэ, шуши имиўв шєңк вєрӑңӑт, шўкщӑты вєр сӑмӑңа тӑйӑт».
Женский костюм обских угров
27 апреля в Этнографическом музее под открытым небом «Торум Маа» открылась выставка, посвящённая красоте и загадке женского костюма обских угров.
Традиционный костюм – это своего рода паспорт человека, паспорт народа и страны, в целом. Сегодня в России разрабатывается новый проект, который называется «ДНК России». «ДНК России», как ДНК человека, хранит в себе самую важную информационную память, своеобразие и тонкости. Женский костюм разных локальных групп обских угров – это то самое отдельно взятое ДНК, в котором каждый узор несёт в себе определённый смысл, собираемый веками.
Именно поэтому сотрудники музея «Торум Маа» постарались показать в одной экспозиции женские костюмы обских угров, проживающих на территориях Сургутского, Нижневартовского, Октябрьского, Белоярского, Берёзовского районов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ивдельского района Свердловской области. Так, нашему вниманию были представлены традиционные костюмы локальных групп северных ханты, обских, лозьвинских и северных манси. Сравнивая эти костюмы, невольно задумываешься о родстве народов ханты и манси а, сколько общего можно найти в их традиционных нарядах. Проживая на одной территории или соседствуя, в совершенно разных группах чувствуется взаимопроникновение. Это веяние касается и этнического костюма.
Доцент кафедры педагогики, психологии и управления образованием АУ «Институт развития образования», кандидат культурологии Наталья Величко рассказала об особенностях женского костюма восточных ханты Сургутского района. Так, одной из главных отличительных особенностей традиционного платья являются вышитые бисером широкие полоски. Например, у тром-аганских ханты полоски достигают 20 см. Представленное на выставке платье было привезено Н.И. Величко с реки Тром-Аган, где проживает семья Григория Рынкова, его супруга – Светлана, любезно предоставила платье музею. Говоря о юганских ханты, проживающих на юге Сургутского района, следует отметить, что у этой локальной группы нет ярких, орнаментированных платьев. Потому, как платье изначально являлось нательной одеждой, дома женщины носили халаты (по-хантыйски «щашкан сах»). Отметим, что у халатов более узкие полосы, а плетёная бисерная полоса пришита на подоле и на рукавах.
Интересно, что традиции восточных и северных ханты переплетаются. Видим, что к вышитым бисерным широким полосам добавляются именно наши узкие полосочки, по-другому – это аппликация «ткань по ткани». Такие вот особенности.
Говоря о восточных ханты и жителях реки Вах, кандидат культурологии отметила, что в далёкие времена традиция вышивки бисером там не существовала. Являясь труднодоступной территорией, жителям этой местности крайне сложно было приобрести бисер. В настоящее время восточные ханты активно используют бисер в своей одежде. Следует отметить, что сотрудниками института был замечен уникальный вид платья с хвостом. Хантыйские женщины посёлка Корлики Нижневартовского района носят такие платья и сегодня. Задняя часть платья за счёт сильно присборенного валана создает удлинённость платья. Отсюда и название – «Платье с хвостом».
Заместитель директора по административно-хозяйственной деятельности музея Светлана Астапович представила гостям авторский проект традиционной одежды северных манси. Обские манси – единственная локальная группа, которая проживала по среднему течению Оби. Издревле они соседствовали с представителями среднеобских ханты. Исходя из представленного костюма видно, что северные манси ровно, как и ханты, помимо платья, носили и орнаментированный халат. Представители этой локальной группы переняли у северных ханты пошив традиционного халата. Отличительной особенностью такого халата являются рукава, расшитые яркими полосами (аппликация «ткань по ткани»). Светлана Михайловна отметила также и другую особенность костюма, наличие праздничных чулков без носка – «ютланг вей», искусство таких чулков заключается в правильном сложении «гармошки». Следует отметить, что в быту женщины носили орнаментированные цельные гольфы – «сэванг вей».
Традиционный костюм был создан в соавторстве: Светлана Астапович сшила халат связала «сэванг вей», платок, и платье были сшиты «Народным мастером России» Зоей Лозямовой.
В продолжение темы З.Н. Лозямова рассказала о пошиве традиционной одежды северных ханты Белоярского района. В далёком 1974 году, находясь в очередной командировке, Зоя Лозямова всерьёз обеспокоилась техникой шитья традиционной женской одежды обских угров. Обратившись к участникам обучающегося семинара, она уже тогда была уверена, что через 20-30 лет все 33 научно-исследовательских института не смогут разобрать наряды разных локальных групп северных народов. «Я родилась и выросла на реке Казым Белоярского района. Испокон веков основным кроем нашего платья являлась трапеция. Судя по старинным фотографиям, в 30-е годы прошлого столетия, у наших платьев появляется нижняя «оборочка», а в конце 50-х годов мастерицы стали использовать кокетку. Её казымские ханты позаимствовали у коренных жителей Октябрьского района посёлков Малый и Большой Атлым. В то же время именно по платью, по высоте оборки можно было определить, откуда эта женщина – из деревни Помута, Юильска или Казыма. В Юильске – оборка нижней части хантыйского платья – высокая, у жительниц деревни Помут – низкая, а на Оби она и вовсе низенькая. Кроме того, изначально у нас не было хантыйских халатов, а пришли они к нам от жителей реки Оби. Наши люди выезжали на реку Обь, встречались, общались с обскими ханты. Однажды в знак уважения был подарен орнаментированный халат, красота которого не оставила равнодушным ни одну мастерицу. Так, каждая женщина сшила себе красивый нарядный орнаментированный халат. Лично я свой первый халат сшила в 5 классе, второй – в 7 классе. Конечно, это были немного забавные халаты, но постепенно стало получаться, я много времени проводила за шитьём, ведь мастерство приходит с годами», – подчеркнула «Народный мастер России» Зоя Лозямова.
Напомним, выставка «Женский костюм обских угров» продлится до 21 мая, она расположена по адресу: Ханты-Мансийск, Тобольский тракт 4, комплекс «Югорская долина», корпус «Президент», 2 этаж.