- Хантыйский
- Русский
Шуши ёх тӑм йис щўңкӑт тӑйӑт
8-мит «Хӑнты ясӑң» нєпекӑн хӑншсум, хутысаты «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» рәпатнекӑт шуши мира нётӑт. Тӑм хӑт щи тӑхийн рәпитты хә Константин Беляев щи вєр оӑңӑн еы ай павӑт.
— Нӑң вўт кәртӑта яңхӑн. Муй щирн щӑта хӑнтэт вәӑт?
— Иатн шуши ёх вәупсы оӑңӑн нєпек хӑншсум: «Шуши хӑннєхә мўв ипи тащ хоумты тӑхийн тўтӑң әхан омӑс, ёшн путӑртты щўңк па ноутбук тӑй. Интум ыв арсыр тӑм йис пурмӑсӑт тӑйӑт». Сәрхан па Нижневартовской районңӑн хущи иса сотовой хушап хўват путӑртты щир вә. Итәх тӑхетн тәп путӑртты ӑн тывӑ. Нўм юхан хущи хӑннєхәйт, ән телепон хўват путӑртты, юха нух хәңхийӑт. Ма щирємн, хуйтат ям хушап тӑйӑт, щита мухӑая иса яма сащӑт. Итәх ёх тўтӑң әхӑаа антенна вєрӑт, ән щит унтасн путӑртты щўңк яма ат рәпитӑс.
Ипўш Ульт-Ягун хущи вәсум. Щив 40-50-кєм шуши ёх юхтыйсӑт. Щи мир эвӑт тәп и хуят «Буран» әхӑн юхтӑс, юхи хӑщум ёх хуыева па хон пєлӑк әхӑтн па мўң мўвев ям машинаятн вәсӑт. Щитӑт кўтн мєт «атум» әхӑ — щит УАЗ Патриот вәс. Мўң мўвевн нємхуят юрн хотн ӑн вә, хуыева тӑ, сўс па тови кәртӑт хущи павӑрт хотӑтн вәӑт. Вўтн вәты ёх хуыева каш вантты хушапӑт тӑйӑт. ЛЭП пўңӑн вәты мира нуви тўт мӑты кеӑт тасыйт. Хуйтат щи ут эвӑт хўвн вәӑт, тўт нух вўщитты щўңкӑт тӑйӑт. Вәнт кәртӑтн вәты мир эвӑт 70-80-кєм процент ёх Когалым, Лангепас, Покачи, Русскинская па Тәрум юхан хущи хотӑтн мӑсыйт. Щит пӑты ӑн рӑх лупты, хуты вәнтӑң ёх атма вәӑт. Хуйтат яма вәты ӑңхаӑт, щитӑт каркама рәпитӑт; хуйтат ӑн ӑңхаӑт — яньщӑт па нємӑт ӑн тӑйӑт.
— Хӑнтэт кўтн яньщты хуят ар?
— Ӑнтә. 1990-мит оӑтн ар хуят яньщты вуысӑт.
— Нӑң лупсӑн, шуши ёх рўтьщӑты па нух тўңматты тӑхета яңхийӑт. Щит вўт кәртӑтн муй вән кәртӑтн вәты ёх?
— Арсыр тӑхи хуятӑт. Итӑт Сочи па Анапая яңхӑт, щӑта Тюменской область санаторияйта. Хән мосты нєпекӑт мўңева мӑӑт, щи пурайн ывеа пєңкӑт лекщитты вух мӑўв. Щит вєртыя ыв Когалым, Лангепас па Покачи вошӑта яңхӑт.
— Муй арат айат хӑнты ЛУКОЙЛ вух унтасн вәнтыйӑт?
— О мӑр 5-7 хуят институтӑн вәнтыйӑт, колледжӑтн — 30 хуят.
— Ма вәєм, шуши ёх ЛУКОЙЛа рәпитты вўыйт. Муйсӑр рәпатая?
— Нєпекы ёх ӑн вўўв. Шуши хуята мєт сыры вәнтыйты мос, ән мўң хущева рәпитты. Щӑта рәпатая вўты епийн кашӑң хуят рәпата щирӑт оӑңӑн иньщӑсўв. Хуйтат ушӑңа щи оӑңӑн лупӑт, щитӑт питы вуй вўты оператора муй хотӑт хошмӑты тӑхия вўўв.
— Муй арат шуши ёх рәпит?
— Мўв ипи вуй вўты хуята нив-яңкєм хуят рәпит. Хотӑт хошмӑты тӑхетн яңкєм эви вә. Тӑаңтєн 25-30-кєм шуши хӑннєхә рәпит.
— Апа, ыв вән кәртӑтн вәӑт?
— Арсыр тӑхетн. И хуят Ульт-Ягун питӑрн вўт кәртӑн вә. ўв вахтовой щирн оператора рәпит. Хән рәпата пурайӆ етшӑ, юхи вәнта щи мӑн.
— 1990-мит оӑтн хӑнтэт хущи нўм мўв әңха эвӑты ёх юхтыйты питсӑт. Щи юпийн итәх хуятӑт вўна яньщты вуысӑт.
— Ма нәмӑсум, шуши ёха рәт мире әңхӑта эвӑты мос. Ма православной хӑннєхә, мӑнєма Тәрум хота яңхты мос, шуши ёха Тәрум ащия пойкщӑты мос. Вантэ, секта ёх тыв йисӑт, ән хӑнтэт вуха па пурмӑса ывеа ат мӑсӑт.
— Щи нўм мўв ёх хуятӑтн е вошитӆыйт? Мосӑң, кәща хотӑт рәпатнекӑтн муй полицияйн?
— Ӑн вәєм. Ипўш «Коренные народы. Нефть. Закон» нємуп мирхотн вәсум, щӑта «Спасение Югры» хущи рәпитты ёх лупсӑт, хуты сектайт атум вєрӑт хӑнтэта тәӑт. Ма щирємн, «Спасение Югры» па шуши мир Ассамблея рәпатнекӑта щи нўм мўв ёх е вошитты мос. Мўңева щит вєрты ӑн рӑх.
— Нын и тӑхийн питы вуй хоумтӑтн, ӛхӑт пасыр рәт мўвӑтн щит вєрты питӑтн. Щи вєр пӑты шуши ёх ванкўты па мўва касӑӑт?
— Рәт мўвӑт эвӑт мўң ит-нивкєм процент мўвн рәпитўв. Щит пӑты шуши ёх мосты арат мўв тӑйӑт, хута ыв йис щирн вәӑт. Мўв пуритум тӑхетн ывеа ищи вәты рӑх. Ма щирємн, питы вуй хоумты тӑхетн шуши ёха ищи щир вә вәты. Тӑм пўяң Правдинской месторожденияйн питы вуй нух таты вуысы па интум щӑта ўңӑн вўэт вәӑт.
— Итәх пурайн, апа, шуши ёх пулӑщ вєрӑт, хән нўм мўв хуятӑт ывеа турас вєрӑт?
— Вўт кәртӑт питӑра хў веты ёх юхтыйӑт. Мос лупты, па рәпата тӑхет киньщи мўң щимӑщ ёх рәт мўвӑта иса ӑн єсӑўв. Хән шуши ёх щимӑщ хуятӑт оӑңӑн мўңева лупӑт, щи пурайн щи вєр тўңматўв.
— ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь рәпитты тӑхетн мўвӑт па юханӑт сыстамӑт?
— ЛУКОЙЛ па ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь рәпатнекӑт мўвӑт-автӑт сыстама тӑйты щирн рәпитӑт. Росприроднадзор ёх лупӑт, мўң щи вєрн оӑң тӑхийн вәўв.
— Ищипа вә-вә ЛУКОЙЛ ёх питы вуй ким шошумӑт.
— Хән щиты питый, имухты мўв нух сыстамтўв па катра тўрпайт юкана йиуп утӑт таўв. Мўвӑт па юханӑт сыстама тӑйты вєрн мўң мєт сыстама рәпитўв.
— Хӑт єтты пєлӑк мўвн кашӑң 10-15 мєтрайн ӛшӑт вєрсыйт. Муй пӑты щи арат ӛш вә? Муя мосӑт?
— Ӛшӑт мосӑт, ән и тӑхи эвӑт па тӑхия мӑнты. Нӑртама ӛшӑт ӑн вєрӑнтыйт. Хотӑт па па утӑт омӑсты епийн мўң шуши ёх па кәртӑң мир иньщӑсўв, хута щитӑт вєрты рӑх. Щи юпийн щи оӑңӑн кәщайт иньщӑсўв. Хән мўвн мӑыюв, тәп щи пурайн щӑта рәпитты пиньщӑўв.
— 2007-мит о вўш эвӑт Когалымн Вўєң мир емӑңхӑт вєрӑнты. Щит тухӑпи «Стойбищные мотивы» нємуп хӑр вәя. Щи оӑңӑн ай павта.
— Щи ут ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь рәпатнекӑт эщӑтӑт. Вош хўыйн юрн хотӑт омӑсӑт, щӑта шуши ёх пурмӑс вєрӑт па щитӑт мира вантӑӑт па е тыныӑт. Щӑта ыв хӑнты єтут кавӑртӑт па щитн мойң мир апӑттӑӑт. Вошӑң ёх щи хӑр сӑмӑңа тӑйӑт.
Современные технологии вошли в жизнь коренных народов
В № 8 газеты «Ханты ясанг» мы писали о взаимодействии ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» с коренными жителями. Сегодня продолжаем беседу на эту тему с главным маркшейдером нефтяной компании Константином Беляевым, который, помимо прямых обязанностей, работает с местными жителями на территориях, где ведётся разведка и добыча углеводородов.
– Вы по различным поводам бываете на стойбищах. Как можете охарактеризовать быт его жителей.
– У меня есть доклад о коренных жителях. Я вам зачитаю отрывок, и вы сразу всё поймете: «Коренной житель на кустовой площадке в автомобиле, с мобильным телефоном и ноутбуком. Сегодня это неудивительный факт. Современные средства связи и технологии вошли в повседневную жизнь коренных народов». На территории Сургутского и Нижневартовского районов на сто процентов есть сотовое покрытие. Очень мало мест, где не работает сотовая связь. В некоторых местах, например, в Южном Ягуне, человек залезает на дерево. Но, по-моему, хорошая связь больше зависит от типа мобильного аппарата. Раньше были Siemens с антеннами. Там хоть на дереве, хоть под деревом – везде телефон работал. Сейчас, чтобы улучшить мобильную связь, например, в автомобиль ставится антенна.
Был я на встрече в Ульт-Ягуне. 40-50 коренных жителей съехалось. Те, с кем мы осуществляем взаимодействие. Из этого количества только один коренной житель приехал на снегоходе «Буран», все остальные приехали на иномарках и хороших отечественных машинах. Самая «плохая» из которых – это был УАЗ Патриот. У нас практически никто в чумах не живёт, у всех зимние, осенние и летние стойбища. Везде находятся избушки и карали. У всех имеется телевизионная связь. Кто находится рядом с ЛЭП, подключаем к электроэнергии. Кто не находится рядом, у тех есть электростанции. Чтобы где-то не было телевизора, я такого не видел. У большинства стойбищных жителей есть квартиры в Когалыме, Лангепасе, Покачах, Русскинской и Тром-Агане. Не скажу, что на сто процентов, но у 70-80 процентов есть жильё в городах. Поэтому нельзя говорить, что плохо живут. Как у всех: кто хочет – тот зарабатывает и живёт хорошо; кто не хочет – налегает на «зеленый змий», соответственно, у него ничего нет.
– Таких людей много?
– Нет. В 1990-е годы поветрие пошло, была повальная кодировка. Большинство людей держатся. Но бывают несчастные случаи из-за этого.
–То есть, массового алкоголизма среди ваших ханты нет?
– Нет.
– В разговоре вы упомянули, что коренные жители ездят в санатории. Это стойбищные люди или поселковые?
– И стойбищные, и поселковые в том числе. Некоторые ездят в Сочи и Анапу, различные санатории Тюменской области. При предоставлении соответствующих документов мы оплачиваем полностью расходы на лечение и протезирование зубов. Для этого они ездят в близлежащие города Когалым, Лангепас и Покачи, где находятся лечебные учреждения. Просто в одно время столкнулись с тем, что из Сургута они привозили справки, где стоимость лечения была в два раза больше, чем в наших базовых городах. Провели анализ и объяснили коренным жителям, что мы должны платить адекватные деньги. Все всё поняли.
– Сколько молодых людей учится в сузах или вузах при финансовой поддержке «ЛУКОЙЛа»?
– В среднем в год в высших учебных заведениях 5-7 человек будет. Если брать колледжи, то на рабочих специальностях обучается до 30 человек в год.
– Знаю, что коренных жителей трудоустраивают в подразделения «ЛУКОЙЛа». На какую работу?
– Стараемся трудоустроить коренных жителей на специальности, которые есть на нашем предприятии. Без специального образования никого не устраиваем. Чтобы представители коренных малочисленных народов Севера были трудоустроены, значит, должны получить рабочую специальность, которая используется у нас на производстве. Прежде чем будут трудоустроены, они проходят собеседование, где определят уровень квалификации согласно обучению. Комиссия на каждом территориальном предприятии опрашивает на степень профпригодности и знание своей профессии. Если человек справляется с данной задачей, то трудоустраивается оператором по добыче нефти, оператором котельных или насосных установок. Специальности у нас есть различные. Вчера обращался автослесарь, но у нас таких рабочих мест нет. Рекомендовали транспортному предприятию, которое имеется в городе, чтобы тоже трудоустраивали коренных жителей.
– Сколько человек у вас работают?
– Операторов по добыче нефти человек восемь-десять. Операторов котельных, девушек, с десяток. В целом 25-30 человек.
– Раз работают операторами, видимо, живут в селе или городе.
– Они живут по-разному. Например, на территории традиционного природопользования № 6 Ульт-Ягунского сельского совета Сургутского района работает представитель коренного населения вахтовым методом оператором по добыче нефти. Вахту отработает и занимается традиционными занятиями. Когда едет на вахту, этим занимаются родственники.
– С девяностых годов на восток округа проникли секты. Среди стойбищных ханты теперь тоже есть сектанты. Что-то положительное есть в том, что они находятся в секте? Я знаю, что сектанты прекращают принимать алкоголь.
– Не вижу никаких положительных моментов вообще. Секта – это что-то привнесенное. По-моему, какое было у коренных жителей вероисповедание до них, такое и должно остаться. Если я православный, значит, должен ходить в церковь. Если язычник, значит, должен молиться Торуму. С чем связано появление сект? С тем, что денежные средства и материальные ценности несут туда. Секты просто обирают народ. Например, на одной ТТП, где есть секта, было предложение, чтобы денежные средства и товарно-материальные ценности отдавали не главам родовых угодий, а одному человеку, и он бы их распределял. Мы с этим не согласились. Потому что это нужно было, чтобы деньги уходили в секту, а народу давали минимальное количество или вообще ничего не давали.
– Кто-то борется с сектами? Например, администрация или полиция?
– Не знаю. Я был на съезде «Коренные народы. Нефть. Закон». Общественная организация коренных малочисленных народов «Спасение Югры» с трибуны озвучила, что секты оказывают негативное воздействие на коренных жителей. На мой взгляд, противодействие сектам в большей степени – это задача общественных организаций, как «Спасение Югры» и Ассамблеи представителей коренных малочисленных народов Севера при Думе округа. Полиция, наверное, может только незаконные действия в рамках Уголовного Кодекса пресекать. Как мы, недропользователи, можем вмешаться? Верить или не верить, в кого верить – не можем рекомендовать.
– Часто ли жителям стойбищ приходится переселяться с насиженных мест? Ведь в одном месте пробурили, выкачали нефть и потом продвигаетесь на другую территорию.
– Наши объекты нефтедобычи и земельные отводы составляют от одного до восьми процентов от всей территории традиционного природопользования (ТТП). Поэтому такое количество земли в процентном соотношении позволяет вести традиционный образ жизни на ТТП и не переселяться в другие места. И использовать землю даже на тех территориях, где находятся нефтяные объекты. В частности, Правдинское месторождение, где кусты построены, и амбары уже выкачаны. Олени в летний период там спасаются от гнуса, никто этому не препятствует. Я не вижу препятствий для ведения традиционного образа жизни на месторождениях. К тому же работники предприятия предупреждены, как вести себя на ТТП.
– И все равно, наверно, бывают жалобы со стороны коренных жителей?
– Регулируем процесс. Если возникают какие-то нюансы, устраняем их, чтобы всё было хорошо. Жизнь такая штука, что просто так всё хорошо не бывает. Люди разные, соответственно, бывают и жалобы, и заявления. В основном на то, что на родовые угодья территорию традиционного природопользования приезжают рыбаки. В отличие от других предприятий, в которых с этим вопросом немножко по-иному, мы не допускаем посторонних лиц на родовые угодья.
– Как вы можете охарактеризовать экологическую ситуацию на месторождениях «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь»?
– Экологическая ситуация у нас нормальная. «ЛУКОЙЛ» и «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» работают по программе экологической безопасности предприятий. По данному направлению у нас есть сертификаты качества вплоть до международного образца. По данным Росприроднадзора и Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений, в этом плане мы всегда на первых местах.
– И всё равно у «ЛУКОЙЛА» бывает порывы и разливы нефти.
– Мы работаем не в вакууме, а на земле. Соответственно, бывают и порывы, и разливы. Но всё построено таким образом: идёт локализация порыва, откачка жидкой фракции и замена трубопровода. Конечно, стараемся опережать аварию, чаще делать замену трубопроводов. По экологической ситуации среди недропользователей округа мы – одни из лучших. И по замазученности у нас одно из лучших мест.
– Когда езжу по востоку округа, невольно обращаю внимание, что через каждые 10-15 метров грунтовые или бетонные дороги. Не понимаю, зачем нужно столько дорог? Есть ли в этом производственная необходимость?
– Не знаю, мне трудно ответить. Дороги нужны, чтобы из точки А проехать в точку Б. Если есть действующая дорога, значит, она связана с объектом, который необходим. Хаотичного ничего не бывает. До того, как начнем осуществлять строительство, схему размещения объектов, включая дороги, согласовываем с коренными малочисленными народами Севера. Когда это согласуем, после этого даётся задание на проектирование. Дальше проект проходит государственную экспертизу, утверждается и происходит землеотвод. Землеотвод проходит согласование со всеми заинтересованными лицами, включая исполнительные органы власти, которые тоже согласовывают расположение данных объектов. Когда дело подходит к строительству, со стороны государственных органов и общественных или иных организаций, размещение объектов уже согласовано. Кроме того, забыл упомянуть, проводятся общественные слушания по строительству тех или иных объектов. Общественность, которая проживает на данной территории, и которая заинтересована в её развитии, тоже высказывает своё мнение. То есть просто так ничего в нашей стране не построишь.