Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Реональда ОЛЬЗИНА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Хӑнты вән учёной хә 80 оа йис
  • Арсыр мўвӑтн яңхсӑт
  • Эвет-пухӑт ешайн экзаменӑт мӑты питӑт
  • Сыстама пит, хән нӑң сыстама вәӑн
  • Вуӆаӊ ӆаӆь хӑтӆӑт оӆӑӊӑн путӑртсӑӊӑн
  • Нәмман тӑйэв
  • Рәт ясңӑт оӑңӑн путӑртсӑт
  • Няврємӑт пӑты кӑсупсы эщӑты
  • Югра мўв йис вәупсы оӑңӑн киника єтӑс
  • Тарту вошн айӆат ёх ӑктӑщийӆсӑт
  • А.А. Дунин-Горкавич нємпи научной мирхот
  • Вуаң емӑңхӑт

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Шуши ёх тӑм йис щўңкӑт тӑйӑт
  • Рәт ясңӑ сӑмӑн тӑйсӑэ (еы путӑр)
  • Ԯая яңхум Ваньщавӑт ёх
  • Каркама рәпитты айат эви
  • Матрёна Рещикова 80 о постӑс
  • Вухаь учёной ими 100 оа йис

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Вурңа тови тәс
  • Шєңк ям емӑңхӑт тӑйўв
  • Шуши мир ими әмӑтсухӑт вантӑсыйт

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)

Вы здесь

Главная » Шуши ёх тӑм йис щўңкӑт тӑйӑт
Кўтупн К. Беляев, Когалым, 2016-мит оӆ
Кўтупн К. Беляев, Когалым, 2016-мит оӆ
  • Хантыйский
  • Русский

Шуши ёх тӑм йис щўңкӑт тӑйӑт

8-мит «Хӑнты ясӑң» нєпекӑн хӑншсум, хутысаты «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» рәпатнекӑт шуши мира нётӑт. Тӑм хӑт щи тӑхийн рәпитты хә Константин Беляев щи вєр оӑңӑн еы ай павӑт.

— Нӑң вўт кәртӑта яңхӑн. Муй щирн щӑта хӑнтэт вәӑт?
— Иатн шуши ёх вәупсы оӑңӑн нєпек хӑншсум: «Шуши хӑннєхә мўв ипи тащ хоумты тӑхийн тўтӑң әхан омӑс, ёшн путӑртты щўңк па ноутбук тӑй. Интум ыв арсыр тӑм йис пурмӑсӑт тӑйӑт». Сәрхан па Нижневартовской районңӑн хущи иса сотовой хушап хўват путӑртты щир вә. Итәх тӑхетн тәп путӑртты ӑн тывӑ. Нўм юхан хущи хӑннєхәйт, ән телепон хўват путӑртты, юха нух хәңхийӑт. Ма щирємн, хуйтат ям хушап тӑйӑт, щита мухӑая иса яма сащӑт. Итәх ёх тўтӑң әхӑаа антенна вєрӑт, ән щит унтасн путӑртты щўңк яма ат рәпитӑс.
Ипўш Ульт-Ягун хущи вәсум. Щив 40-50-кєм шуши ёх юхтыйсӑт. Щи мир эвӑт тәп и хуят «Буран» әхӑн юхтӑс, юхи хӑщум ёх хуыева па хон пєлӑк әхӑтн па мўң мўвев ям машинаятн вәсӑт. Щитӑт кўтн мєт «атум» әхӑ — щит УАЗ Патриот вәс. Мўң мўвевн нємхуят юрн хотн ӑн вә, хуыева тӑ, сўс па тови кәртӑт хущи павӑрт хотӑтн вәӑт. Вўтн вәты ёх хуыева каш вантты хушапӑт тӑйӑт. ЛЭП пўңӑн вәты мира нуви тўт мӑты кеӑт тасыйт. Хуйтат щи ут эвӑт хўвн вәӑт, тўт нух вўщитты щўңкӑт тӑйӑт. Вәнт кәртӑтн вәты мир эвӑт 70-80-кєм процент ёх Когалым, Лангепас, Покачи, Русскинская па Тәрум юхан хущи хотӑтн мӑсыйт. Щит пӑты ӑн рӑх лупты, хуты вәнтӑң ёх атма вәӑт. Хуйтат яма вәты ӑңхаӑт, щитӑт каркама рәпитӑт; хуйтат ӑн ӑңхаӑт — яньщӑт па нємӑт ӑн тӑйӑт.
— Хӑнтэт кўтн яньщты хуят ар?
— Ӑнтә. 1990-мит оӑтн ар хуят яньщты вуысӑт.
— Нӑң лупсӑн, шуши ёх рўтьщӑты па нух тўңматты тӑхета яңхийӑт. Щит вўт кәртӑтн муй вән кәртӑтн вәты ёх?
— Арсыр тӑхи хуятӑт. Итӑт Сочи па Анапая яңхӑт, щӑта Тюменской область санаторияйта. Хән мосты нєпекӑт мўңева мӑӑт, щи пурайн ывеа пєңкӑт лекщитты вух мӑўв. Щит вєртыя ыв Когалым, Лангепас па Покачи вошӑта яңхӑт.
— Муй арат айат хӑнты ЛУКОЙЛ вух унтасн вәнтыйӑт?
— О мӑр 5-7 хуят институтӑн вәнтыйӑт, колледжӑтн — 30 хуят.
— Ма вәєм, шуши ёх ЛУКОЙЛа рәпитты вўыйт. Муйсӑр рәпатая?
— Нєпекы ёх ӑн вўўв. Шуши хуята мєт сыры вәнтыйты мос, ән мўң хущева рәпитты. Щӑта рәпатая вўты епийн кашӑң хуят рәпата щирӑт оӑңӑн иньщӑсўв. Хуйтат ушӑңа щи оӑңӑн лупӑт, щитӑт питы вуй вўты оператора муй хотӑт хошмӑты тӑхия вўўв.
— Муй арат шуши ёх рәпит?
— Мўв ипи вуй вўты хуята нив-яңкєм хуят рәпит. Хотӑт хошмӑты тӑхетн яңкєм эви вә. Тӑаңтєн 25-30-кєм шуши хӑннєхә рәпит.
— Апа, ыв вән кәртӑтн вәӑт?
— Арсыр тӑхетн. И хуят Ульт-Ягун питӑрн вўт кәртӑн вә. ўв вахтовой щирн оператора рәпит. Хән рәпата пурайӆ етшӑ, юхи вәнта щи мӑн.
— 1990-мит оӑтн хӑнтэт хущи нўм мўв әңха эвӑты ёх юхтыйты питсӑт. Щи юпийн итәх хуятӑт вўна яньщты вуысӑт.
— Ма нәмӑсум, шуши ёха рәт мире әңхӑта эвӑты мос. Ма православной хӑннєхә, мӑнєма Тәрум хота яңхты мос, шуши ёха Тәрум ащия пойкщӑты мос. Вантэ, секта ёх тыв йисӑт, ән хӑнтэт вуха па пурмӑса ывеа ат мӑсӑт.
— Щи нўм мўв ёх хуятӑтн е вошитӆыйт? Мосӑң, кәща хотӑт рәпатнекӑтн муй полицияйн?
— Ӑн вәєм. Ипўш «Коренные народы. Нефть. Закон» нємуп мирхотн вәсум, щӑта «Спасение Югры» хущи рәпитты ёх лупсӑт, хуты сектайт атум вєрӑт хӑнтэта тәӑт. Ма щирємн, «Спасение Югры» па шуши мир Ассамблея рәпатнекӑта щи нўм мўв ёх е вошитты мос. Мўңева щит вєрты ӑн рӑх.
— Нын и тӑхийн питы вуй хоумтӑтн, ӛхӑт пасыр рәт мўвӑтн щит вєрты питӑтн. Щи вєр пӑты шуши ёх ванкўты па мўва касӑӑт?
— Рәт мўвӑт эвӑт мўң ит-нивкєм процент мўвн рәпитўв. Щит пӑты шуши ёх мосты арат мўв тӑйӑт, хута ыв йис щирн вәӑт. Мўв пуритум тӑхетн ывеа ищи вәты рӑх. Ма щирємн, питы вуй хоумты тӑхетн шуши ёха ищи щир вә вәты. Тӑм пўяң Правдинской месторожденияйн питы вуй нух таты вуысы па интум щӑта ўңӑн вўэт вәӑт.
— Итәх пурайн, апа, шуши ёх пулӑщ вєрӑт, хән нўм мўв хуятӑт ывеа турас вєрӑт?
— Вўт кәртӑт питӑра хў веты ёх юхтыйӑт. Мос лупты, па рәпата тӑхет киньщи мўң щимӑщ ёх рәт мўвӑта иса ӑн єсӑўв. Хән шуши ёх щимӑщ хуятӑт оӑңӑн мўңева лупӑт, щи пурайн щи вєр тўңматўв.
— ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь рәпитты тӑхетн мўвӑт па юханӑт сыстамӑт?
— ЛУКОЙЛ па ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь рәпатнекӑт мўвӑт-автӑт сыстама тӑйты щирн рәпитӑт. Росприроднадзор ёх лупӑт, мўң щи вєрн оӑң тӑхийн вәўв.
— Ищипа вә-вә ЛУКОЙЛ ёх питы вуй ким шошумӑт.
— Хән щиты питый, имухты мўв нух сыстамтўв па катра тўрпайт юкана йиуп утӑт таўв. Мўвӑт па юханӑт сыстама тӑйты вєрн мўң мєт сыстама рәпитўв.
— Хӑт єтты пєлӑк мўвн кашӑң 10-15 мєтрайн ӛшӑт вєрсыйт. Муй пӑты щи арат ӛш вә? Муя мосӑт?
— Ӛшӑт мосӑт, ән и тӑхи эвӑт па тӑхия мӑнты. Нӑртама ӛшӑт ӑн вєрӑнтыйт. Хотӑт па па утӑт омӑсты епийн мўң шуши ёх па кәртӑң мир иньщӑсўв, хута щитӑт вєрты рӑх. Щи юпийн щи оӑңӑн кәщайт иньщӑсўв. Хән мўвн мӑыюв, тәп щи пурайн щӑта рәпитты пиньщӑўв.
— 2007-мит о вўш эвӑт Когалымн Вўєң мир емӑңхӑт вєрӑнты. Щит тухӑпи «Стойбищные мотивы» нємуп хӑр вәя. Щи оӑңӑн ай павта.
— Щи ут ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь рәпатнекӑт эщӑтӑт. Вош хўыйн юрн хотӑт омӑсӑт, щӑта шуши ёх пурмӑс вєрӑт па щитӑт мира вантӑӑт па е тыныӑт. Щӑта ыв хӑнты єтут кавӑртӑт па щитн мойң мир апӑттӑӑт. Вошӑң ёх щи хӑр сӑмӑңа тӑйӑт.

Современные технологии вошли в жизнь коренных народов

В № 8 газеты «Ханты ясанг» мы писали о взаимодействии ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» с коренными жителями. Сегодня продолжаем беседу на эту тему с главным маркшейдером нефтяной компании Константином Беляевым, который, помимо прямых обязанностей, работает с местными жителями на территориях, где ведётся разведка и добыча углеводородов.

 

– Вы по различным поводам бываете на стойбищах. Как можете охарактеризовать быт его жителей.

– У меня есть доклад о коренных жителях. Я вам зачитаю отрывок, и вы сразу всё поймете: «Коренной житель на кустовой площадке в автомобиле, с мобильным телефоном и ноутбуком. Сегодня это неудивительный факт. Современные средства связи и технологии вошли в повседневную жизнь коренных народов». На территории Сургутского и Нижневартовского районов на сто процентов есть сотовое покрытие. Очень мало мест, где не работает сотовая связь. В некоторых местах, например, в Южном Ягуне, человек залезает на дерево. Но, по-моему, хорошая связь больше зависит от типа мобильного аппарата. Раньше были Siemens с антеннами. Там хоть на дереве, хоть под деревом – везде телефон работал. Сейчас, чтобы улучшить мобильную связь, например, в автомобиль ставится антенна.

Был я на встрече в Ульт-Ягуне. 40-50 коренных жителей съехалось. Те, с кем мы осуществляем взаимодействие. Из этого количества только один коренной житель приехал на снегоходе «Буран», все остальные приехали на иномарках и хороших отечественных машинах. Самая «плохая» из которых – это был УАЗ Патриот. У нас практически никто в чумах не живёт, у всех зимние, осенние и летние стойбища. Везде находятся избушки и карали. У всех имеется телевизионная связь. Кто находится рядом с ЛЭП, подключаем к электроэнергии. Кто не находится рядом, у тех есть электростанции. Чтобы где-то не было телевизора, я такого не видел. У большинства стойбищных жителей есть квартиры в Когалыме, Лангепасе, Покачах, Русскинской и Тром-Агане. Не скажу, что на сто процентов, но у 70-80 процентов есть жильё в городах. Поэтому нельзя говорить, что плохо живут. Как у всех: кто хочет – тот зарабатывает и живёт хорошо; кто не хочет – налегает на «зеленый змий», соответственно, у него ничего нет.

– Таких людей много?

– Нет. В 1990-е годы поветрие пошло, была повальная кодировка. Большинство людей держатся. Но бывают несчастные случаи из-за этого.

–То есть, массового алкоголизма среди ваших ханты нет?

– Нет.

– В разговоре вы упомянули, что коренные жители ездят в санатории. Это стойбищные люди или поселковые?

–  И стойбищные, и поселковые в том числе. Некоторые ездят в Сочи и Анапу, различные санатории Тюменской области. При предоставлении соответствующих документов мы оплачиваем полностью расходы на лечение и протезирование зубов. Для этого они ездят в близлежащие города Когалым, Лангепас и Покачи, где находятся лечебные учреждения. Просто в одно время столкнулись с тем, что из Сургута они привозили справки, где стоимость лечения была в два раза больше, чем в наших базовых городах. Провели анализ и объяснили коренным жителям, что мы должны платить адекватные деньги. Все всё поняли.

– Сколько молодых людей учится в сузах или вузах при финансовой поддержке «ЛУКОЙЛа»?

– В среднем в год в высших учебных заведениях 5-7 человек будет. Если брать колледжи, то на рабочих специальностях обучается до 30 человек в год.

– Знаю, что коренных жителей трудоустраивают в подразделения «ЛУКОЙЛа». На какую работу?

– Стараемся трудоустроить коренных жителей на специальности, которые есть на нашем предприятии. Без специального образования никого не устраиваем. Чтобы представители коренных малочисленных народов Севера были трудоустроены, значит, должны получить рабочую специальность, которая используется у нас на производстве. Прежде чем будут трудоустроены, они проходят собеседование, где определят уровень квалификации согласно обучению. Комиссия на каждом территориальном предприятии опрашивает на степень профпригодности и знание своей профессии. Если человек справляется с данной задачей, то трудоустраивается оператором по добыче нефти, оператором котельных или насосных установок. Специальности у нас есть различные. Вчера обращался автослесарь, но у нас таких рабочих мест нет. Рекомендовали транспортному предприятию, которое имеется в городе, чтобы тоже трудоустраивали коренных жителей.

– Сколько человек у вас работают?

– Операторов по добыче нефти человек восемь-десять. Операторов котельных, девушек, с десяток. В целом 25-30 человек.

– Раз работают операторами, видимо, живут в селе или городе.

– Они живут по-разному. Например, на территории традиционного природопользования № 6 Ульт-Ягунского сельского совета Сургутского района работает представитель коренного населения вахтовым методом оператором по добыче нефти. Вахту отработает и занимается традиционными занятиями. Когда едет на вахту, этим занимаются родственники.

– С девяностых годов на восток округа проникли секты. Среди стойбищных ханты теперь тоже есть сектанты. Что-то положительное есть в том, что они находятся в секте? Я знаю, что сектанты прекращают принимать алкоголь.

– Не вижу никаких положительных моментов вообще. Секта – это что-то привнесенное. По-моему, какое было у коренных жителей вероисповедание до них, такое и должно остаться. Если я православный, значит, должен ходить в церковь. Если язычник, значит, должен молиться Торуму. С чем связано появление сект? С тем, что денежные средства и материальные ценности несут туда. Секты просто обирают народ. Например, на одной ТТП, где есть секта, было предложение, чтобы денежные средства и товарно-материальные ценности отдавали не главам родовых угодий, а одному человеку, и он бы их распределял. Мы с этим не согласились. Потому что это нужно было, чтобы деньги уходили в секту, а народу давали минимальное количество или вообще ничего не давали. 

– Кто-то борется с сектами? Например, администрация или полиция?

– Не знаю. Я был на съезде «Коренные народы. Нефть. Закон». Общественная организация коренных малочисленных народов «Спасение Югры» с трибуны озвучила, что секты оказывают негативное воздействие на коренных жителей. На мой взгляд, противодействие сектам в большей степени – это задача общественных организаций, как «Спасение Югры» и Ассамблеи представителей коренных малочисленных народов Севера при Думе округа. Полиция, наверное, может только незаконные действия в рамках Уголовного Кодекса пресекать. Как мы, недропользователи, можем вмешаться? Верить или не верить, в кого верить – не можем рекомендовать.

– Часто ли жителям стойбищ приходится переселяться с насиженных мест? Ведь в одном месте пробурили, выкачали нефть и потом продвигаетесь на другую территорию.

– Наши объекты нефтедобычи и земельные отводы составляют от одного до восьми процентов от всей территории традиционного природопользования (ТТП). Поэтому такое количество земли в процентном соотношении позволяет вести традиционный образ жизни на ТТП и не переселяться в другие места. И использовать землю даже на тех территориях, где находятся нефтяные объекты. В частности, Правдинское месторождение, где кусты построены, и амбары уже выкачаны. Олени в летний период там спасаются от гнуса, никто этому не препятствует. Я не вижу препятствий для ведения традиционного образа жизни на месторождениях. К тому же работники предприятия предупреждены, как вести себя на ТТП.

– И все равно, наверно, бывают жалобы со стороны коренных жителей?

– Регулируем процесс. Если возникают какие-то нюансы, устраняем их, чтобы всё было хорошо. Жизнь такая штука, что просто так всё хорошо не бывает. Люди разные, соответственно, бывают и жалобы, и заявления. В основном на то, что на родовые угодья территорию традиционного природопользования приезжают рыбаки. В отличие от других предприятий, в которых с этим вопросом немножко по-иному, мы не допускаем посторонних лиц на родовые угодья.

– Как вы можете охарактеризовать экологическую ситуацию на месторождениях «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь»?

– Экологическая ситуация у нас нормальная. «ЛУКОЙЛ» и «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» работают по программе экологической безопасности предприятий. По данному направлению у нас есть сертификаты качества вплоть до международного образца. По данным Росприроднадзора и Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений, в этом плане мы всегда на первых местах.

– И всё равно у «ЛУКОЙЛА» бывает порывы и разливы нефти.

– Мы работаем не в вакууме, а на земле. Соответственно, бывают и порывы, и разливы. Но всё построено таким образом: идёт локализация порыва, откачка жидкой фракции и замена трубопровода. Конечно, стараемся опережать аварию, чаще делать замену трубопроводов. По экологической ситуации среди недропользователей округа мы – одни из лучших. И по замазученности у нас одно из лучших мест.

– Когда езжу по востоку округа, невольно обращаю внимание, что через каждые 10-15 метров грунтовые или бетонные дороги. Не понимаю, зачем нужно столько дорог? Есть ли в этом производственная необходимость?

– Не знаю, мне трудно ответить. Дороги нужны, чтобы из точки А проехать в точку Б. Если есть действующая дорога, значит, она связана с объектом, который необходим. Хаотичного ничего не бывает. До того, как начнем осуществлять строительство, схему размещения объектов, включая дороги, согласовываем с коренными малочисленными народами Севера. Когда это согласуем, после этого даётся задание на проектирование. Дальше проект проходит государственную экспертизу, утверждается и происходит землеотвод. Землеотвод проходит согласование со всеми заинтересованными лицами, включая исполнительные органы власти, которые тоже согласовывают расположение данных объектов. Когда дело подходит к строительству, со стороны государственных органов и общественных или иных организаций, размещение объектов уже согласовано. Кроме того, забыл упомянуть, проводятся общественные слушания по строительству тех или иных объектов. Общественность, которая проживает на данной территории, и которая заинтересована в её развитии, тоже высказывает своё мнение. То есть просто так ничего в нашей стране не построишь.

Рубрика: 
Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
Номер Ханты Ясанг: 
№ 10 (3502)
23.05.2018

Главная

© 2012-2023 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Директор, главный редактор: Динисламова С. С.
Тел. (3467) 33-36-82

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-22-72

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-24-02

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52

gazeta@khanty-yasang.ru

© 2012-2023 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика