- Хантыйский
- Русский
Хутыса Ленинград вошн Увӑс мирӑт вәнӆтӑты вән нєпекӑӊ тӑхи тывӑс
Тӑм вєр сот оӆ юхӆы ӆэщӑтты питсы. Тӑм оӆӑт мӑр Россия мўвевн вәӆты арсыр мирӑт ясӊӑт ӆавӑӆты па тәты вєр айӆтыева нух аӆумсы. Тӑм вєра государстваев хущи ар ӛр пунсы.
Щи оӆӑӊӑн Педагогической Ассамблея мӑнты пурайн, мӑта ут Увӑс мир институт 95 оӆа вум пӑта вєрсы, институт кәща нє Софья Урун ай тәс.
1918-мит оӆн Советской лащ хуятӑт рәт ясӊӑт вәнӆтӑты оӆӑӊӑн нәмӑсты питсӑт. Щит пӑта рәт ясӊӑт тәты учителят ӆэщӑтты па нємасыя вәнӆтӑты нєпекӑт хӑншты мосӑс. 1925-мит оӆн «О подготовке преподавателей для школ национальностей нерусского языка» нємасыя поступсы єсӑӆсы. Институтӑтн шуши мирӑт пӑта рәт ясӊӑт вәнӆтӑты тӑхет пўншӆыйт. 1925-мит оӆн Ленинградской государственной университетн «северный рабфак» тӑхи вєрсы. 1926-мит оӆн щи тӑхи «Институт живых восточных языков» тӑхия увӑс отделения щирн ӆуӊӑс. 1927-мит оӆн щи увӑс тӑхи факультета вєрсы. 1930-мит оӆн щӑта 24 увӑс мир эвӑӆт 350 хуят вәнӆтыӆӑс. Ищи оӆ щи увӑс факультет увӑс мирӑт института вєрсы, хута партийной па научной рәпатнекӑт ӆэщӑтсыйт.
Щи институтн мєт оӆӑӊ пўш увӑс мирӑт пӑта хӑншты вєр тәты оӆӊитсы. Йиӆуп алфавит вўты пӑта нємасыя Комитет пўншсӑт, щив аспирант юрн хә А. Пырерка па вәнӆтыйӆты айӆат эвенк хә Н. Салаткин ӆуӊсӑӊӑн. Увӑс мирӑт студентӑт научной па киникайт ӆэщӑтты па єсӑӆты щира ищи вўйӆясыйт. Ӆыв ар научно-методической нєпек хӑншсӑт.
Увӑс хуятӑт, мӑта ёх вән нєпекӑӊа йисӑт, еӆӆы аспирантурайн вәнӆтыйӆты щир тӑйсӑт. Увӑс шуши мирӑт кўтн мєт оӆӑӊ вән нєпекӑӊа Николай Иванович Спиридонов йис, ӆўв юкагир мир эвӑӆт вәӆ, 1934-мит оӆн кандидатской диссертация етшуптӑс па наукайт кандидата йис. Ӆўв Тэки Одулок нєм щирн путрупсэт хӑншӑс па єсӆӑс. Анто́н Петро́вич Пыре́рка юрн хә, рўщ па юрн ясӑӊӊӑнӑн словарят ӆэщӑтӑс па юрн ясӑӊ вәнӆтӑты пӑта киникайт хӑншӑс. Увӑс мирӑт институт етшуптум хуятӑт эвӑӆт ар хуят учёнойта, писателята, вәнӆтыйӆты нєпекӑт хӑншты на няврємӑт вәнӆтӑты ёха йисӑт.
1929/30-мит вәнӆтыйӆты оӆн А.И. Герцен нємпи институтн рәт ясӊӑт па культура вєрӑт вәнӆтӑты Увӑс мирӑт отделения тӑхи пўншсы, щӑта нємасыя учителят ӆэщӑтты питсыйт. Щӑта кӑт щирн айӆат ёх вәнӆтӑсыйт: увӑс ясӊӑт па рўщ ясӊӑт па литература; увӑс ясӊӑт па история.
Юхи хӑщум 1930-мит оӆӑтн Увӑс мирӑт институт РСФСР Наркомпрос тӑхия павӑтсы, студентӑт Герцен нємпи института мӑсыйт. Тәп еша вәс Вуӆаӊ Отечественной ӆаӆь оӆӊитсы, увӑс айӆат хуятӑт муӆтыкєм ӆаӆясты мӑнсӑт.
Вуӆаӊ ӆаӆь пийн Увӑс мўв пӑта еӆӆы нєпекӑӊ ёх ӆэщӑтты питсыйт. А.И. Герцен нємпи институтн 1953-мит оӆн Увӑс мирӑт отделения тӑхи факультет щирн вєрсы.
1960-1980-мит оӆӑтн хәӆум кафедра пўншсы: тунгусо-маньчжурской, палеоазиатской па угро-самодийской ясӊӑт вәнӆтӑты тӑхет. Тӑмхӑтӆ щит алтайской, палеоазиатской па уральской ясӊӑт, фольклор па литература щирн айӆат ёх вәнӆтӑӆыйт. Ищиты увӑс мирӑт культура кафедра вәс.
Советской лащ тўӊщирӑӊ па нумсӑӊ политика унтасн шуши мирӑт пӑта вәнӆтӑты вєрӑт мосты щирн ӆэщӑтман вәсӑт. Шуши мирӑт пӑта рәт ясӊӑт хӑншты вєр ӆэщӑтсы, вәнӆтӑты нєпекӑт, словарят хӑншсыйт па єсӑӆсыйт, национальной интеллигенция ёх тывӑс, увӑс мир хӑннєхуятӑт вән нєпекӑӊа йиты питсӑт.
Щи оӆӑтн Герценовской университетн Увӑс мўвӑт пӑта мосты арат вәнӆтӑты ёх ӆэщӑтсыйт, щи тумпи щӑта вәнӆтыӆум ёх няврємӆаӆ ищи щив китты питсӑт, щиты учитель династияйт тывты питсӑт. Увӑс мирӑт факультетн щи пурайн 20-кєм арсыр шуши ясӑӊ тәсы.
1970-1980-мит оӆӑтн увӑс мирӑт студентӑт рәт ясӑӊӆаӆ тумпи па факультетӑтн вәнӆтыйӆты щир тӑйсӑт. Щит худграф, географической, математической па па арсыр факультетӑтн па ипуӆяӊ рәт ясӑӊӆаӆ вәнӆтӑты. 1980-мит юхи хӑщум оӆӑтн айӆат вәнӆтӑты ёх хуӆыева Санкт-Петербург вошн вәӆты хотӑтн мӑсыйт, ӆәӆн ӆыв еӆӆы рәт ясӑӊӆаӆ ат тәсӑт, щит 20 муӆтас увӑс мир ясӑӊ.
Перестройка оӆӊитум оӆӑтн увӑс мирӑт факультет еӆӆы рәпатайӆ тәсӆэ. Щи пурайн щӑта 300 хуят вәнӆтыӆӑс. Щиты ӆыв вет оӆ мӑр ай классӑт учителята, рәт ясӊӑт тәты ёха, рўщ ясӑӊ тәты хуятӑта, культурология па история тәты учителята вәнӆтӑсыйт. Тәп ӆыв хуӆыева ипуӆяӊ рәт ясӑӊӆаӆ вәнӆтӑсӑт.
2001-мит оӆн лыпӑт хойты тыӆӑщ оӆӑӊмит хӑтӆӑн Увӑс мирӑт факультет института вєрсы, мӑта ут А.И. Герцен нємпи университета ӆуӊман вәӆ. Ин тӑм вәнты Увӑс мирӑт институтн 20 муӆтас увӑс мир ясӑӊ вәнӆтӑты щир вәӆ. Тӑмхӑтӆ щӑта бакалавриат, магистратура па аспирантура щирн 253 айӆат ёх вәнӆтыйӆ. Щит 156 хуят 22 увӑс мирӑт эвӑӆт, 86 хуят целевой обучение кашащты нєпек щирн вәнӆтыйӆ. Кашӑӊ оӆ института 50 бюджетной тӑхи мӑӆы, щит эвӑӆт 30 – целевой щирн.
Софья Урун айкеӆ щирн
хӑнты ясӑӊӑн хӑншӑс: Надежда Вах
История Института народов Севера РГПУ
Более ста лет выстраивалась и развивалась стратегия Российского государства в области поддержки родных языков народов России, в том числе народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Данному направлению национальной политики всегда уделялось особое внимание.
Об этом рассказала в своём докладе на Педагогической Ассамблее, которая была посвящена 95-летию создания Института народов Севера, директор института Софья Урун.
В 1918 году Советское государство поставило вопрос о родных языках и их преподавании для национальных меньшинств. Для этого нужны были педагогические кадры, владеющие языком и методикой его преподавания. В 1925 году выходит Декрет «О подготовке преподавателей для школ национальностей нерусского языка». В ВУЗах открываются лингвистические национальные отделения. В 1925 году в Ленинградском государственном университете было открыто Северное отделение (северный рабфак). В 1926 году он был включен в состав нового вуза – Института живых восточных языков в качестве его Северного отделения. В 1927 году Северное отделение было преобразовано в северный факультет, который готовил специалистов для северных окраин СССР. В 1929-1930 учебном году численность студентов составляла 350 человек, представляющих 24 народа Севера. Затем Северный факультет был реорганизован в самостоятельный Институт народов Севера, который готовил партийные и научные кадры.
В Институте впервые была разработана письменность для народов Крайнего Севера. Был создан Комитет нового алфавита, в состав которого наряду с профессорами, вошли аспирант ненец А. Пырерка и студент эвенк Н. Салаткин. Студенты-северяне привлекались также к научной и издательской работе. Было опубликовано большое количество программно-методических материалов «В помощь учителю северной национальной школы Крайнего Севера».
Северяне, получившие высшее образование (в разных ВУЗах), могли учиться в аспирантуре Института народов Севера (далее ИНС). Юкагир Николай Иванович Спиридонов стал первым представителем народов Севера, получившим высшее образование, в 1934 году защитил кандидатскую диссертацию и стал первым кандидатом наук из коренных жителей Севера. Под псевдонимом Тэки Одулок он выпустил несколько повестей, высоко оценённых современниками, в том числе Максимом Горьким. Антон Петрович Пырерка участвовал в создании «Ненецко-русского словаря» и первых учебников для ненецких школ. Многие выпускники ИНСа стали писателями – зачинателями национальной литературы, учёными-лингвистами, авторами учебников и словарей по родным языкам, учителями родных языков.
Институт народов Севера был учреждён Комитетом Севера. Одновременно в 1929-1930 учебном году Наркомпрос открывает при ЛГПИ им. А.И. Герцена отделение языка и культуры народов Севера. Деятельность отделения была сосредоточена на общеобразовательной и педагогической подготовке.
Отделение осуществляло двухпрофильную подготовку, выпуская преподавателей по двум двойным специальностям: 1) северного языка и русского языка и литературы; и 2) северного языка и истории.
В конце 30-х годов ИНС был переподчинён Наркомпросу РСФСР, студенты были переданы в ЛГПИ. Но началась война. Находившиеся в Ленинграде северяне ушли добровольцами на фронт.
После Великой Отечественной войны подготовка кадров для Крайнего Севера возобновилась. При Ленинградском педагогическом институте им. А.И. Герцена отделение народов Севера в 1953 году было реорганизовано в факультет народов Крайнего Севера.
В 1960 – 1980-е годы были организованы три языковые кафедры: тунгусо–маньчжурских языков, палеоазиатских языков, угро-самодийских языков. Сегодня это кафедры алтайских, палеоазиатских и уральских языков, фольклора и литературы. Также была кафедра культуры народов Крайнего Севера.
Благодаря продуманной национальной политике в советский период в нашей стране была создана система всеобщего образования для коренных народов, разработана письменность на родных языках, изданы учебники и словари, сформирована национальная интеллигенция, заложены традиции получения высшего образования представителями коренных малочисленных народов.
В этот исторический отрезок времени Герценовский университет планово готовил необходимые тогда педагогические кадры для Севера, прежде всего, учителей школ, из числа которых выросли целые династии. На факультете преподавалось более 20 языков коренных малочисленных народов.
В 1970-1980-е годы студенты-северяне, относясь формально к факультету народов Севера, могли обучаться на всех факультетах ЛГПИ, например, худграфе, географическом или математическом, при этом получая подготовку и по родному языку.
В конце 1980-х годов в соответствии со специальным постановлением с целью поддержки преподавания языков народов Севера в ВУЗе все молодые преподаватели родных языков – представители коренных малочисленных народов получили жильё в Санкт-Петербурге. Эти меры позволили сохранить преподавание в Герценовском университете более 20 родных языков.
В годы перестройки ФНКС продолжал свою работу. Контингент факультета составлял в среднем 300 человек, обучавшихся по 5-летним программам специалитета. Специальности были разные – учитель начальных классов, учитель родного языка, учитель русского языка, учитель культурологии и истории. Но по всем направлениям подготовки в учебных планах предполагалось изучение родного языка.
1 сентября 2001 года факультет народов Крайнего Севера реорганизован в Институт народов Севера в составе Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
Институт народов Севера остаётся единственным образовательным учреждением в системе высшего образования, где есть возможность изучения более 20 языков народов Севера.
На сегодняшний день в ИНС обучается 253 студента бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Это 156 представителей 22 коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, 86 человек учится по договорам о целевом обучении. Ежегодно институту выделяется 50 бюджетных мест для приёма абитуриентов, из них 30 – целевые.
Софья Урун
Перевод на хантыйский язык Надежды Вах