- Хантыйский
- Русский
Ӆўӊа йиты пурайн юхӑтӆ па вәӆупсы така вєрӆӑӆэ
Ёмвошн лыпӑт тыӆӑщ оӆӑӊ хӑтӆӑн «Торум Маа» музей хуща Вурщӑк мӑӊхӑтӆ вәс – щит няврємӑт пӑта вєрум мӑӊхӑтӆ, кондинской вухаӆь ёх эвӑӆт мӑнты щир.
Увӑс мирев йис вәӆупсы щирн, вухаӆь ёх па хӑнтэт йис щирн, йис нумӑсн тухӆӑӊ войт вєра ар митра, ар пищ тӑйсӑт. Тӑм мўв мирев йис ясӊӑтн, йис путрӑтн, йис арӑтн иса пўш тухӆӑӊ войт пойкщуман тӑйсайт. Йис ёхӆўвн ӆыв «тухӆӑӊ войта», «тухӆӑӊ ар сота» аӆьщӑсыйт. Арӑт па моньщӑт хуща ӆыв «Тухӆӑӊ ар сот, кўрӑӊ ар сот», «Рӑхӆа шашпи тухӆӑӊ ар сот», «Хӑтӆ суй єтты пєлкиевна вәӆты тухӆӑӊ ари сот, нәмӑӆта ӆатты тухӆӑӊ ари сот» па па ар щира арисайт-путӑртсайт.
Вурщӑк мӑӊхӑтӆ «Торум Маа» музей хуща хуӆна тӑмхӑтӆ вєрӆӑт, щи кўш ин па щирашӑк мӑнты питӑс. Мўӊ єнумты няврємӆўва м пәмащипа ясӑӊ лупты мосӆ, тӑмӑщ мӑӊхӑтӆӑтн А.М. Конькова (Картина) щи оӆӑӊӑн путрӑт-моньщӑт хӑншӑс. Йис мӑӊ вєрӑт ки вантты, вурщӑк – щит щимӑщ митра тӑйты вой, ӆўв хўв шойтӑӆн ӊкӑт шўкатты вой. Хән вурщӑк ими Морты мўв эвӑӆт юхӑтӆ, имухты юхан ӊкӑт, ӆор ӊкӑт шойтӑӆн сєӊкты оӆӊитӆӑӆэ. Щит пӑта Увӑс мўв ӊкӑт шўкаӆӑӆӑт, ӆўв шойтӆ па щит пӑта иса пўш торийӆ, щи пӑта ӆўв щиты щи аӆьщӑӆы. Араӆ пєлӑк увӑс миревн вурщӑк имиен пойкщуман тӑйса.
Йис путӑр вәӆ: Кәрт хонӑӊӑн муй па хот хонӑӊӑн ар вурщăк ки ӆатман ӊхӆӑт, щи хотӑӊ ёх ар няврєм тӑйты питӆӑт па щи няврємӑт тӑӆаӊа, ма єнумты питӆӑт, вәлупсэӆ тўӊ пӑнт хўват мӑнты питӆ.
Касум мўв хӑнтэт щирн, вурщӑк имиен ай няврємӑта уӊӑӆ пўншты ясӑӊ мойӆӑӆ. Щит пӑта, хән вурщӑк имиен хошум мўв пєӆа мӑнӆ, мӑтты ими ай няврємӑӆ хуӆна ясӑӊ ки ӑн тӑйӆ, щирн ӑӊкеӆ вурщӑк пєӆа пойкщӑӆ: «Вурщӑк имие, вурщӑк имие, морты мўв пєӆа мӑнтэн еӆпийн ма пушхима, ма щущима ясӑӊ оӆӊие хӑе, ясӑӊ пўлые хӑе». Увӑс мўв хӑнтэтн па вухаӆь ёхн вурщӑк имиен аӆьщӑӆы «ис тәты вой». Йис щирн, хӑннєхә ӑнтәма йитаӆ пийн тӑм воиенӑн исӆ па тәрума щи тәӆы па тәрума мӑнты пӑнт ӆўв щи ванӆтӑӆ. Щи пӑта Ӆэв хуща вәӆты вухаӆь ёх па Касум мўв хӑнтэт вурщӑк хур иса пўш ёш хуща явӑтман тӑйса. Тӑм хӑтӆ вәнта щи мўв иметн вурщӑк хур тунты эвӑӆт вєрум йиӊӆӑтн, онтупӑтн хӑншман тӑйӆа.
Вах юхан хуща вәӆты хӑнтэт щирн, тӑм ай воие – щит уй тәты вой, вурщӑк хур – щит ӆыв мўвеӆн вәӆты Альвали нємуп тарум ӆәӊх мӑӊ хур. Ӆэв юхан хуща вәӆты вухаӆь ёх щирн, вурщӑк – щит Манья нємуп вош ӆавӑӆты ӆәӊхеӆ мӑӊ хур.
Е.И. Ромбандеева щирн, тӑм вой мӑӊ хурн кӑт ай няврємӊӑн ӊхӆӑӊӑн, ӆын Тәрум эвӑӆт щєӆ вух онтупн иӆӆы єсӆум кӑтӊӑн. Щит пӑта пўпи хотн ӆын нёмӑс хурн ванӆтӑӆыйӊӑн.
Арсыр мўв Увас ёхӆўвн вурщӑк вана тӑйты пӑта «Торум Маа» музей хуща рәпитты ими Р.Г. Решетникова нєпек хӑншӑс, муй вўрн тӑм йис вєрӑт и мӑӊхӑтӆа вєрты. Щиты щи тывӑс, «Вурщӑк хӑтӆ» кашӑӊ оӆ вєрла, щи хӑтӆ ин тӑм йисн Россия луваттыйн няврємӑт пӑта вєрум мӑӊхӑтӆ пиӆа иха тәсыйӊӑн, и хӑтӆӑн вєрты питсыйӊӑн.
Тӑм оӆ вурщӑк мӑӊхӑтӆ Ас-угорской театр «Хӑтӆ» ёх пўншсӑт.
мӑӊхӑтӆӑн сыр-сыр әмӑщ вєрӑт няврємӑт пӑта вєрсӑт. Щӑта няврємӑт нєпек эвӑӆт па сух эвӑӆт ай войт вєрсӑт. Пушхиет пӑта арсыр юнтты хӑрӑт вєрман вәсӑт: увӑс мир моньщуптэт уша вєрсӑт, йис юнтутӑтн юнтсӑт па арсыр вєрӑт вєрсӑт. Тәх тӑхетн ӆыв ёш апрӑӊа, кўр апрӑӊа навӑрсӑт, тәх тӑхетн па моньщуптэта хущийӆсайт. Щӑӆта па няврємӑт пӑта якты хӑр вєрӑнтса, ӆуӊӑӆтуп кан ванӆтупсэт, моньщӑт моньщсӑт, «Воньщумут» нємуп ущхўӆь пищӑт вєрӑнтсайт.
Хӑнты па вухаӆь ёх йис пищӑта ищи хущийӆсайт.Няврємӑт ӛхӑӆ эвӑӆт нёӆ єсӑӆсӑт, яксӑт па вәнт ӆәӊхӑт пєӆа пойкщӑсӑт. Щӑӆта па хур вўты сыр-сыр хурамӑӊа вєрум хӑрӑт вәсӑт.
Тӑм оӆн «Торум Маа» музей хуща рәпитты ёх вурщӑк мӑӊхӑтӆ пӑта ар вєр вєрсӑт, щӑӆта па тӑмӑщ мӑӊхӑтӆ Приобье па Нягань хуща вәс. Тӑмӑщ вєрӑт ӆэщӑтты пӑта ар мирев вәты питӆӑт, муйсӑр щимӑщ мӑӊхӑтӆ увӑс мирев тӑйӆ.
Щи пӑта щимӑщ вурщӑк мӑӊхӑтӆ щи вєрӆа йис нумсӑт, йис вєрӑт вана тӑйты пӑта, тӑта няврємӑт па ӆўв ащиӆаӆ-ӑнкиӆаӆ иха вәйтантӆӑт па еӆӆы и нумӑсн вәӆты питӆӑт. мӑӊхӑтӆ айӆат ёха уша вєрты нётӆ, муй вўрн мўӊ увӑс мирев йисн вәс.
Путӑр хӑншӑс:
Пётр Айев
Праздник Трясогузки: вестница лета и хранительница жизни
1 июня в городе Ханты-Мансийске, на территории музея под открытым небом «Торум Маа», в очередной раз прошёл традиционный праздник Трясогузки − событие, приуроченное ко Дню защиты детей и основанное на мифологических традициях кондинских манси.
В традиционном мировоззрении обских угров птицы занимают особое, сакральное место. Они широко представлены в различных аспектах культуры этих народов – в фольклоре, ритуалах, обрядах. Птиц называют «крылатыми животными», приписывая им особые силы и качества. В фольклоре используются поэтичные эпитеты: «Ногастые многочисленные сотни, крылатые многочисленные сотни», «С запретными спинами крылатые многие сотни», «В стороне рождающегося света живущие крылатые сотни». Эти образы подчёркивают, что птицы наделены магической силой, они могут быть связаны как с духами-охранителями, так и с духами лесного мира.
Праздник Трясогузки, который сегодня отмечается в музее «Торум Маа», уходит корнями в традицию кондинских манси. Эти предания были зафиксированы и переданы потомкам благодаря сказительнице Анне Митрофановне Коньковой (Картиной). Согласно мифологии, трясогузка − это особая птица, обладающая способностью ломать лёд своим длинным хвостиком. С приходом весны она прилетает с тёплых южных краёв и начинает стучать хвостом по льду на реках и озёрах, помогая весне прийти на Север. По этой причине её хвостик постоянно трясётся − отсюда и название птицы.
У других групп обских угров трясогузка связана прежде всего с детьми. Она почитается как подательница жизни. Существует поверье: чем больше трясогузок обитает рядом с домом, тем больше детей родится в семье и тем счастливее будет её жизнь. Особенно почитаема она была на реке Казым, где верили, что трясогузка дарит детям способность к речи. Если птица уже улетела в тёплые края, а ребёнок ещё не начал говорить, матери обращались к ней с мольбой: «Женщина-трясогузка, женщина-трясогузка, лети в свои тёплые края, но оставь моему ребёночку слова».
У северных обских угров трясогузку называют «душу несущей птицей». Считалось, что именно она сопровождает человека в иной мир. В связи с этим у манси Северной Сосьвы и ханты реки Казыма существовал обычай наносить изображение этой птицы в виде татуировки на руках − как защитный символ. В современном орнаментальном искусстве трясогузка также занимает видное место, особенно в изделиях из сакрально «чистых» материалов − таких как береста.
На реке Вах трясогузку считают приносящей счастье, поскольку она ассоциируется с культурным героем Альвали. Для северных манси она является духом-покровителем деревни Манья. По данным мансийской исследовательницы Е.И. Ромбандеевой, в образе этой птицы представлены два небесных младенца, спущенных с неба в серебряной люльке. Их образ воспроизводится на Медвежьих игрищах в виде близнецов − символа обновления и новой жизни.
Учитывая широкое почитание этой птицы у различных групп обских угров, научный сотрудник музея «Торум Маа», кандидат педагогических наук Р.Г. Решетникова разработала сценарий праздника «День трясогузки». Он стал ежегодной культурной традицией музея, проводимой 1 июня в рамках Международного дня защиты детей.
В этом году праздник открыл театр обско-угорских народов «Солнце».
В рамках праздника были организованы творческие мастерские. Дети создавали собственных трясогузок, пёрышки, браслеты из ткани, нитей и бумаги. Проходили как подвижные, так и спокойные игры: дети разгадывали головоломки, осваивали северные шахматы, участвовали в верёвочных играх, отвечали на загадки и решали ребусы. Кроме того, гостей ждали театрализованные представления, рассказы народных сказок, а также интерактивная программа «Ягодки».
Были проведены этно-старты, этно-разминки, состязания в стрельбе из лука, народные танцы. Для гостей работали яркие фотозоны, оформленные в традиционном стиле народов ханты и манси.
Кроме Ханты-Мансийска праздник прошёл в городах Приобье и Нягань. Всё это позволило большему числу жителей округа приобщиться к культурному наследию коренных народов.
Праздник Трясогузки не только сохраняет фольклорную и мифологическую традицию, но и становится ярким современным событием, объединяющим детей и взрослых, передающим духовные ценности и уважение к природе и культуре. Он помогает новому поколению лучше понять традиции предков и прочувствовать их живую связь с окружающим миром.
Пётр Молданов