- Хантыйский
- Русский
Няврємӑт вән ёх эвӑӆт вәнӆтыйӆӆӑт
Щи оӆӑӊӑн Ас-угорской научной институтн «Шуши мир няврємӑт пӑта ӑшкола-интернат хуща тәса вәнӆтӑты вєр ӆэщӑтты» нємпи научно-практической мирхот пурайн ӑкмум ёх путӑртсӑт. Щит вән кєр тыӆӑщ 15-мит хӑтӆӑн щӑта мӑнӑс.
Мирхотн путӑртсы, муй щирн ӑшкола-интернат хуща няврємӑт айтєӆн рәпатая вәнӆтӑты мосӆ.
Ас-угорской научной институт кәща нє Виктория Сподина вўща вєрман лупӑс, шуши мир щемья хуща эвет-пухӑт айтєӆн хот рәпата муй па хўӆ па вой веӆпӑсӆӑты вєрн нётты вәнӆтыйӆӆӑт. Щи тумпи рәпата оӆӑӊӑн ар мир путӑр па так ясӑӊ вәӆ. Ёмвошӑӊ няврємӑт шуши мир вєрӑта вәнӆтӑты тӑхи эвӑӆт нарӑсты вєра вәнӆтӑты хә Владимир Меров ӆўв вәнӆтум Санжар Нурксымов пух пиӆа саӊквылтапн «Миснэ» сўв нарӑссӑӊӑн.
Мєт сыры семинар хуща теоретической лекцияйт ӆўӊӑтсыйт. Психологической наукайт кандидат нє Нина Айварова лекция ӆўӊтӑс, муй щирн шуши мир няврємӑт интернат хуща айтєӆн рәпитты вәнӆтыйӆӆӑт. Щи тумпи шуши мир эвет-пухӑт юӆн айтєӆн ищи ӑӊкета-ащета нётӆӑт.
Институт научной рәпатнек Наталья Ткачук ай тәс, хутыса ӆыв ӑӊкет-ащет эвӑӆт иньщӑссӑт, муй щирн еӆӆы ӆыв ӆӑӊхаӆӑт, ӆәӆн няврємӆаӆ ат вәнӆтӑсыйт? Лупӆ:
- Югра мўвевн 17 ӑшкола-интернат рәпитӆ, щӑта 1500 муӆтас хӑнты, вухаӆь па юрн мирӑт няврємӑт вәнӆтыйӆӆӑт па вәӆӆӑт. 2023-мит оӆн мўӊ 11 ӑшкола-интернат хуща рәпитсўв па ӑӊкет-ащет арсыр вєрӑт оӆӑӊӑн иньщӑссўв, муй ӆыв ӆӑӊхаӆӑт, ӆәӆн няврємӆаӆ еӆӆы ма ат вәнӆтӑсыйт. Щиты 177 ӑӊки-ащи па няврєм иньщӑсупсэт юхӆы ясӊӑт хӑншсӑт. Ар пєлӑк хуят ӑшкола рәпатайт оӆӑӊӑн м ясӊӑт хӑншсӑт. Щиты Касум кәртӑӊ ӑшколайн юхи хӑщум оӆӑтн «Әмӑщ хӑннєхә» нємпи вәйтантупсы ӆэщӑтты питсы. Щиты няврємӑт вєрӑнтты, йис путрӑт-моньщӑт вәты, ариты-якты ёх пиӆа вәйтантыйӆӆӑт. Итәх ӑшколайт хуща няврємӑт шуши мир пурмӑсӑт вєрты вәнӆтӑӆыйт. Иньщӑсупсэта юхи хӑншум ясӊӑт эвӑӆт уша йис, хуты ӑӊкет-ащет шєӊк ӆӑӊхаӆӑт, ӆәӆн ӛрӑӊа-щомӑӊа йиты пӑта аршӑк урок ат вәс, вантэ, няврємӑт ар щос телефон вантман омӑсӆӑт, щит вєр хән? Щи тумпи нарӑсты, ариты па якты вєрӑта вәнӆтӑты мосӆ. «Труд» урок, па ёнтӑсты, тыйты, сӑк кӑрӑтты вєрӑта вәнӆтӑты щира кружокӑт ат тәӆыйт. Щи тухӑӆпи инженерной па еӆ рәпатайт пириты вєр ӆэщӑтты мосӆ. Мєт вуӆаӊ – щит рәт ясӑӊ па литература урокӊӑн тәты мосӆ. Ӑӊкет-ащет шєӊк ӆӑӊхаӆӑт, ӆәӆн ӆыв интерната мойӊа ат вохсыйт.
Щи пийн няврємӑт вәнӆтӑты ёх, воспитателят па культура рәпатнекӑт ӆыв рәпатайӆаӆ оӆӑӊӑн путӑртсӑт. Щиты Касум кәрт интернат хуща рәпитты воспитатель нє Елена Молданова путӑртӑс, муй щирн ӆыв интернӑт хуща няврємӑт хот рәпата вєрӑта вәнӆтӑӆӑт.
Ямал мўв Ямальской район Сё-Яха кәртӑӊ интернат хуща рәпитты воспитатель нє Клавдия Салиндер лупӑс, муй щирн ӆыв юрн мир няврємӑт интернат хуща айтєӆн арсыр вєрӑтн нётты вәнӆтӑӆӑт.
Русскинской кәртӑӊ ӑшколайн няврємӑт хӑнты ясӑӊа вәнӆтӑты нє Анжелика Орехова па Ным Няръёх кәртӑӊ ӑшколайн няврємӑт вухаӆь ясӑӊа вәнӆтӑты нє Лариса Карпенко ай тәсӊӑн, муй щирн ӆын рәт ясӑӊ па литература урокӊӑн тумпи эвет-пухӑт шуши мир арсыр вєрӑта вәнӆтӑӆӊӑн.
«Касум ёх» нємпи йис пурмӑсӑт ӆавӑӆты тӑхи кәща нє Елена Федотова путӑртӑс, муй щирн ӆыв «Вўӆы тащ ӆавӑӆты ӑшкола» нємпи вєр тәӆӑт, щӑта ар пєлӑк интернат хуща вәӆты пухӑт вәнӆтыйӆӆӑт.
Тӑм научной мирхот юхи хӑщум артӑн «Югра мўв воньщумутӑт» нємпи тӑхи кәща нє Наталья-Тэлинэ Чайникова-Вахрушева няврємӑт мӑӆты пӑта арсыр турн шайт оӆӑӊӑн ай тәс.
Щи тумпи мирхот пурайн йис вәӆупсы ӆєрамтты нє Раиса Бардина шуши мир йис хурӑт ванӆтӑс.
Иха ӆўӊӑтты ки, тӑм семинар хуща онлайн па очной щирн 80-кєм хуят рәпитсӑт – щит Югра па Ямал мўвӊӑн няврємӑт вәнӆтӑты ёх, воспитателят па культура рәпатнекӑт.
Путӑр хӑншӑс:
Людмила Шульгина
Дети учатся на примерах
Об этом не раз говорили участники семинара «Организация работы по комфортному пребыванию детей из числа коренных малочисленных народов Севера в образовательных организациях, имеющих интернат и реализующих этнокультурный компонент», который состоялся в Обско-угорском институте прикладных исследований и разработок 15 апреля.
Семинар был посвящён теме формирования и развития трудовых навыков у учащихся из числа коренных малочисленных народов Севера в школах-интернатах.
Участников семинара поприветствовала директор института Виктория Ивановна Сподина, она отметила большую значимость понятия «труд» в традиционном воспитании, а также в фольклоре, который изобилует пословицами и поговорками на эту тему.
Педагог городского детского этнокультурно-образовательного центра Владимир Савельевич Меров со своим учеником Санжаром Нуркасымовым на санквылтапах исполнили композицию «Миснэ».
Работа семинара началась с теоретической части. Кандидат психологических наук Нина Геннадьевна Айварова в своей лекции о социально-психологических особенностях трудового воспитания детей из числа коренных малочисленных народов Севера в условиях пришкольных интернатов привела примеры из жизни, при этом подчеркнув важность раннего приобщения к труду, что есть в традиционном воспитании.
Научный сотрудник института Наталья Ткачук рассказала о запросах родителей школьников из числа коренных малочисленных народов Севера к организации учебно-воспитательного процесса в школах-интернатах автономного округа: «В Югре функционирует 17 интернатов при школах, в них проживают и получают образование свыше 1 500 детей ханты, манси и ненцы. В 2023 году мы в 11 школах-интернатах провели мониторинг среди родителей об их запросах к школам. В опросе приняли участие 177 респондентов-родителей и школьников. В большинстве респондентов положительно относятся к работе школ по введению энтокультурно-образовательного компонента. Например, в Казымской школе-интернате стали традиционными встречи под названием «Удивительные люди». Дети знакомятся с мастерами традиционных ремёсел и промыслов, а также со знатоками танцевально-песенного фольклора на родном языке, которые делятся своим опытом с детьми. Во многих школах-интернатах во внеурочной деятельности дети знакомятся с основами традиционных ремёсел и промыслов.
Анализ запросов о дополнении учебно-воспитательного процесса в школах-интернатах показал, что родители наиболее заинтересованы в развитии физкультурно-спортивного направления. Также есть интерес к творческим направлениям, в частности, к вокально-инструментальным, хореографическим. Также родители акцентируют внимание к обязательному введению уроков труда. Кроме этого, они отметили, что нужно развивать инженерные направления, раннюю профориентацию. Также есть потребность в кулинарных кружках, кружках по декоративно-прикладному творчеству. Родители хотят, чтобы их дети участвовали в кружках и секциях, отражающих этнокультурные традиции коренных народов, включая изучение родного языка, литературы и традиционной культуры. Также респонденты отметили потребность в проведении совместных мероприятий с родителями».
Затем состоялась практическая часть семинара, на которой учителя, воспитатели и работники культуры делились опытом педагогической, воспитательной и культурно-просветительской работы. Так, воспитатель Казымского пришкольного интерната Елена Степановна Молданова рассказала о формировании хозяйственно-бытовых навыков учащихся школы-интерната.
Воспитатель школы-интерната из посёлка Сё-Яхи Ямальского района ЯНАО Клавдия Юрьевна Салиндер рассказала о трудовом воспитании в условиях школы-интерната как средство социализации детей из числа коренных малочисленных народов Севера.
Учителя родных языков Анжелика Николаевна Орехова (д. Русскинская) и Лариса Николаевна Карпенко (д. Нижние Нарыкары) поделились опытом по приобщению детей к традиционному ремеслу и практикам народов ханты и манси.
Директор Центра историко-культурного наследия «Касум ёх» («Люди Казыма») Елена Терентьевна Федотова рассказала о реализации проекта «Школа начинающего оленевода», главные участники которого – воспитанники интерната.
В завершение практической части семинара состоялась Чайная мастерская, хозяйка которой директор ООО «Ягоды Югры» Наталья-Тэлинэ Николаевна Чайникова-Вахрушева выступила с сообщением о травяных чаях из органического сырья для оздоровления детей.
В рамках семинара была представлена выставка «Фоторетроспектива. Интернет» из коллекции кандидата исторических наук Раисы Калистратовны Бардиной.
В семинаре в очном и онлайн формате приняли участие около 80 человек – это учителя, воспитатели и работники культуры Югры и Ямала.
По итогам семинара будут подготовлены рекомендации.
Людмила Гурьева