Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Людмила ГУРЬЕВА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Шуши мирӑт пӑта миюм округ вухӑт оӆӑӊӑн путӑртсӑт
  • Ӆєтутӑӊ-пурмӑсӑӊ мӑӊхӑтӆ
  • Айӆат ёх еӆӆы вәнӆтыйӆты щира вохты нєпек мӑты пура
  • Няврємӑт вән ёх эвӑӆт вәнӆтыйӆӆӑт
  • Хутыса Ленинград вошн Увӑс мирӑт вәнӆтӑты вән нєпекӑӊ тӑхи тывӑс
  • Финно-угорской мўв писателят хәӆмит пўш иха вәйтантыйӆсӑт

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Кашӑӊ хие ӛр – ӆєрн, хӑннєхә ӛр – вєрн
  • Рәпатайӆ ӆўвеӆа амӑт тәӆ
  • Хўӆ веӆпӑсӆӑты ёхӆам
  • Коммунист
  • Анфиса Дорофеевна Киселёва

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Ӆўӊа йиты пурайн юхӑтӆ па вәӆупсы така вєрӆӑӆэ
  • Онтуп оӆӑӊӑн путӑр
  • Касум мўвн няврємӑт щиты рўтьщӑӆӑт

Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык

  • Касум вошн няврємӑт хӑнты мир йис вєрӑт уша павӑтӆӑт

Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы

  • Ими хиӆы па мєт ӛр Мєӊк

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)
  • № 22 (3658)
  • № 21 (3657)
  • № 20 (3656)
  • № 19 (3655)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 16 (3652)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 11 (3647)
  • № 12 (3648)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)

2025 год

  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 8 (3668)
  • № 7 (3667)
  • № 6 (3666)
  • № 5 (3665)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 2 (3662)
  • № 1 (3661)
  • № 11 (3671)

Вы здесь

Главная » Няврємӑт вән ёх эвӑӆт вәнӆтыйӆӆӑт
  • Хантыйский
  • Русский

Няврємӑт вән ёх эвӑӆт вәнӆтыйӆӆӑт

Щи оӆӑӊӑн Ас-угорской научной институтн «Шуши мир няврємӑт пӑта ӑшкола-интернат хуща тәса вәнӆтӑты вєр ӆэщӑтты» нємпи научно-практической мирхот пурайн ӑкмум ёх путӑртсӑт. Щит вән кєр тыӆӑщ 15-мит хӑтӆӑн щӑта мӑнӑс.

Мирхотн путӑртсы, муй щирн ӑшкола-интернат хуща няврємӑт айтєӆн рәпатая вәнӆтӑты мосӆ.
Ас-угорской научной институт кәща нє Викто­рия Сподина вўща вєр­ман лупӑс, шуши мир щемья хуща эвет-пухӑт айтєӆн хот рәпата муй па хўӆ па вой веӆпӑсӆӑты вєрн нётты вәнӆтыйӆӆӑт. Щи тумпи рәпата оӆӑӊӑн ар мир путӑр па так ясӑӊ вәӆ. Ёмвошӑӊ няврємӑт шу­ши мир вєрӑта вәнӆтӑ­ты тӑхи эвӑӆт нарӑсты вє­ра вәнӆтӑты хә Владимир Меров ӆўв вәнӆтум Сан­жар Нурксымов пух пиӆа саӊквылтапн «Миснэ» сўв нарӑссӑӊӑн.

Мєт сыры семинар хуща теоретической лекцияйт ӆўӊӑтсыйт. Психологической нау­кайт кандидат нє Нина Айварова лекция ӆўӊтӑс, муй щирн шуши мир няврємӑт интернат ху­ща айтєӆн рәпитты вәнӆ­тыйӆӆӑт. Щи тумпи шуши мир эвет-пухӑт юӆн айтєӆн ищи ӑӊкета-ащета нётӆӑт.
Институт научной рә­патнек Наталья Ткачук ай тәс, хутыса ӆыв ӑӊкет-ащет эвӑӆт иньщӑссӑт, муй щирн еӆӆы ӆыв ӆӑӊхаӆӑт, ӆәӆн няврємӆаӆ ат вәнӆ­тӑсыйт? Лупӆ: 

- Югра мўвевн 17 ӑш­кола-интернат рәпитӆ, щӑта 1500 муӆтас хӑнты, вухаӆь па юрн мирӑт няврємӑт вәнӆтыйӆӆӑт па вәӆӆӑт. 2023-мит оӆн мўӊ 11 ӑшкола-интернат хуща рәпитсўв па ӑӊкет-ащет арсыр вєрӑт оӆӑӊӑн иньщӑссўв, муй ӆыв ӆӑӊ­хаӆӑт, ӆәӆн няврємӆаӆ еӆӆы ма ат вәнӆтӑсыйт. Щиты 177 ӑӊки-ащи па няв­рєм иньщӑсупсэт юх­ӆы ясӊӑт хӑншсӑт. Ар пє­лӑк хуят ӑшкола рәпатайт оӆӑӊӑн м ясӊӑт хӑншсӑт. Щиты Касум кәртӑӊ ӑш­колайн юхи хӑщум оӆӑтн «Әмӑщ хӑннєхә» нєм­пи вәйтантупсы ӆэ­щӑтты питсы. Щиты няв­рємӑт вєрӑнтты, йис пут­рӑт-моньщӑт вәты, ари­ты-якты ёх пиӆа вәй­тантыйӆӆӑт. Итәх ӑш­ко­лайт хуща няврємӑт шуши мир пурмӑсӑт вєрты вәнӆтӑӆыйт. Иньщӑсуп­сэ­та юхи хӑншум ясӊӑт эвӑӆт уша йис, хуты ӑӊкет-ащет шєӊк ӆӑӊхаӆӑт, ӆәӆн ӛрӑӊа-щомӑӊа йиты пӑта аршӑк урок ат вәс, вантэ, няврємӑт ар щос телефон вантман омӑсӆӑт, щит вєр хән? Щи тумпи нарӑсты, ариты па якты вєрӑта вәнӆ­тӑты мосӆ. «Труд» урок, па ёнтӑсты, тыйты, сӑк кӑ­рӑтты вєрӑта вәнӆтӑты щира кружокӑт ат тәӆыйт. Щи тухӑӆпи инженерной па еӆ рәпатайт пириты вєр ӆэщӑтты мосӆ. Мєт вуӆаӊ – щит рәт ясӑӊ па литература урокӊӑн тәты мосӆ. Ӑӊкет-ащет шєӊк ӆӑӊхаӆӑт, ӆәӆн ӆыв интерната мойӊа ат вохсыйт.

Щи пийн няврємӑт вәнӆтӑты ёх, воспитателят па культура рәпатнекӑт ӆыв рәпатайӆаӆ оӆӑӊӑн путӑртсӑт. Щиты Касум кәрт интернат хуща рәпитты воспитатель нє Елена Мол­данова путӑртӑс, муй щирн ӆыв ин­тер­нӑт хуща няврємӑт хот рәпата вєрӑ­та вәнӆтӑӆӑт. 

Ямал мўв Ямальской район Сё-Яха кәртӑӊ интернат хуща рәпитты воспитатель нє Клавдия Салиндер лупӑс, муй щирн ӆыв юрн мир няврємӑт интернат хуща айтєӆн арсыр вєрӑтн нётты вәнӆтӑӆӑт. 

Русскинской кәртӑӊ ӑшколайн няврємӑт хӑнты ясӑӊа вәнӆтӑты нє Анжелика Орехова па Ным Няръёх кәртӑӊ ӑшколайн няврємӑт вухаӆь ясӑӊа вәнӆтӑты нє Лариса Карпенко ай тәсӊӑн, муй щирн ӆын рәт ясӑӊ па литература урокӊӑн тумпи эвет-пухӑт шуши мир арсыр вєрӑта вәнӆтӑӆӊӑн.

«Касум ёх» нємпи йис пурмӑсӑт ӆавӑӆты тӑхи кәща нє Елена Фе­до­това путӑртӑс, муй щирн ӆыв «Вўӆы тащ ӆа­вӑӆты ӑшкола» нємпи вєр тәӆӑт, щӑта ар пєлӑк ин­тернат хуща вәӆты пухӑт вәнӆтыйӆӆӑт. 

Тӑм научной мирхот юхи хӑщум артӑн «Югра мўв воньщумутӑт» нємпи тӑхи кәща нє Наталья-Тэлинэ Чайникова-Вахрушева няврємӑт мӑӆты пӑта арсыр турн шайт оӆӑӊӑн ай тәс. 

Щи тумпи мирхот пу­райн йис вәӆупсы ӆєрамтты нє Раиса Бардина шуши мир йис хурӑт ванӆтӑс. 

Иха ӆўӊӑтты ки, тӑм семинар хуща онлайн па очной щирн 80-кєм хуят рәпитсӑт – щит Югра па Ямал мўвӊӑн няврємӑт вәнӆтӑты ёх, воспитателят па культура рәпатнекӑт. 

Путӑр хӑншӑс: 
Людмила Шульгина
 

Дети учатся на примерах

Об этом не раз говорили участники семинара «Организация работы по комфортному пребыванию детей из числа коренных малочисленных народов Севера в образовательных организациях, имеющих интернат и реализующих этнокультурный компонент», который состоялся в Обско-угорском институте прикладных исследований и разработок 15 апреля.

 

Семинар был посвящён теме формирования и развития трудовых навыков у учащихся из числа коренных малочисленных народов Севера в школах-интернатах.

Участников семинара поприветствовала директор института Виктория Ивановна Сподина, она отметила большую значимость понятия «труд» в традиционном воспитании, а также в фольклоре, который изобилует пословицами и поговорками на эту тему.

Педагог городского детского этнокультурно-образовательного центра Владимир Савельевич Меров со своим учеником Санжаром Нуркасымовым на санквылтапах исполнили композицию «Миснэ».

Работа семинара началась с теоретической части. Кандидат психологических наук Нина Геннадьевна Айварова в своей лекции о социально-психологических особенностях трудового воспитания детей из числа коренных малочисленных народов Севера в условиях пришкольных интернатов привела примеры из жизни, при этом подчеркнув важность раннего приобщения к труду, что есть в традиционном воспитании.

Научный сотрудник института Наталья Ткачук рассказала о запросах родителей школьников из числа коренных малочисленных народов Севера к организации учебно-воспитательного процесса в школах-интернатах автономного округа: «В Югре функционирует 17 интернатов при школах, в них проживают и получают образование свыше 1 500 детей ханты, манси и ненцы. В 2023 году мы в 11 школах-интернатах провели мониторинг среди родителей об их запросах к школам. В опросе приняли участие 177 респондентов-родителей и школьников. В большинстве респондентов положительно относятся к работе школ по введению энтокультурно-образовательного компонента. Например, в Казымской школе-интернате стали традиционными встречи под названием «Удивительные люди». Дети знакомятся с мастерами традиционных ремёсел и промыслов, а также со знатоками танцевально-песенного фольклора на родном языке, которые делятся своим опытом с детьми. Во многих школах-интернатах во внеурочной деятельности дети знакомятся с основами традиционных ремёсел и промыслов.

Анализ запросов о дополнении учебно-воспитательного процесса в школах-интернатах показал, что родители наиболее заинтересованы в развитии физкультурно-спортивного направления. Также есть интерес к творческим направлениям, в частности, к вокально-инструментальным, хореографическим. Также родители акцентируют внимание к обязательному введению уроков труда. Кроме этого, они отметили, что нужно развивать инженерные направления, раннюю профориентацию. Также есть потребность в кулинарных кружках, кружках по декоративно-прикладному творчеству. Родители хотят, чтобы их дети участвовали в кружках и секциях, отражающих этнокультурные традиции коренных народов, включая изучение родного языка, литературы и традиционной культуры. Также респонденты отметили потребность в проведении совместных мероприятий с родителями».

Затем состоялась практическая часть семинара, на которой учителя, воспитатели и работники культуры делились опытом педагогической, воспитательной и культурно-просветительской работы. Так, воспитатель Казымского пришкольного интерната Елена Степановна Молданова  рассказала о формировании хозяйственно-бытовых навыков учащихся школы-интерната.

Воспитатель школы-интерната из посёлка Сё-Яхи Ямальского района ЯНАО Клавдия Юрьевна Салиндер рассказала о трудовом воспитании в условиях школы-интерната как средство социализации детей из числа коренных малочисленных народов Севера.

Учителя родных языков Анжелика Николаевна Орехова (д. Русскинская) и Лариса Николаевна Карпенко (д. Нижние Нарыкары) поделились опытом по приобщению детей к традиционному ремеслу и практикам народов ханты и манси.

Директор Центра историко-культурного наследия «Касум ёх» («Люди Казыма») Елена Терентьевна Федотова рассказала о реализации проекта «Школа начинающего оленевода», главные участники которого – воспитанники интерната.

В завершение практической части семинара состоялась Чайная мастерская, хозяйка которой директор ООО «Ягоды Югры» Наталья-Тэлинэ Николаевна Чайникова-Вахрушева выступила с сообщением о травяных чаях из органического сырья для оздоровления детей.

В рамках семинара была представлена выставка «Фоторетроспектива. Интернет» из коллекции кандидата исторических наук Раисы Калистратовны Бардиной.

В семинаре в очном и онлайн формате приняли участие около 80 человек – это учителя, воспитатели и работники культуры Югры и Ямала.

По итогам семинара будут подготовлены рекомендации.  

Людмила Гурьева

Рубрика: 
Айкеԯӑт - Новости
Номер Ханты Ясанг: 
№ 11 (3671)
10.06.2025

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика