Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Реональда ОЛЬЗИНА

Содержание номера

  • Вўєң ёх хущи яңхсӑт
  • Вуаң кәщайңӑн увӑс ёхўв пиа вәйтантыйсӑңӑн
  • Кӑсупсы няврємӑт кєша
  • Йис пурмӑсӑт кӑншты вєр оӑңӑн
  • «Таксар Махум» — «Так хуятӑт»
  • Сурӑх хў нялкӑт єнмӑат
  • Пәьницайн рәпитты айат нє
  • Вўтвошӑң мир
  • Ай хопӑң кӑсупсы яма мӑнӑс
  • Хутыса рәт ясӑң авӑты?
  • Сорни сэй
  • Муй щирн Силава кәртӑн ёх рўтьщӑсӑт

Айкеԯӑт - Новости

  • Нәмӑсты мос, хуты тӑаңа вәты

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Вухаь пурмӑсӑт якты-ариты хӑрн

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • «Торум Маа» тӑхийн шуши мирӑт вуӆаӊ емӑӊхӑтӆ вәс
  • Тэк куртэвӑн ӑктӑщийԯсўв
  • Ай пушхӑт емӑңхӑт ищи постӑсӑт

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 12 (3648)
  • № 11 (3647)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 21 (3657)
  • № 22 (3658)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 5 (3665)
  • № 6 (3666)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 14 (3674)
  • № 13 (3673)
  • № 15 (3675)
  • № 16 (3676)
  • № 17 (3677)
  • № 18 (3678)
  • № 20 (3680)
  • № 19 (3679)
  • № 21 (3681)
  • № 22 (3682)
  • № 23 (3683)

Вы здесь

Главная » Вухаь пурмӑсӑт якты-ариты хӑрн
  • Хантыйский
  • Русский

Вухаь пурмӑсӑт якты-ариты хӑрн

«Хӑнты ясӑң» 5-мит нєпекӑн хӑншсум няврємӑт вәнтӑты нє, вєрӑң па якты-ариты ими Клавдия Ксенофонтовна Шадрина оӑңӑн. Путӑртмємн пурайн ўв вәупсэ тухӑпи рәта оӑңӑн па пурмӑс вєрты әхтыйн ай павтӑс. Тӑм хӑт щи путӑр еы тәэв.  

Савинӑт па Шадринӑт рәт эвӑт

Юращум — ма колхозникӑт, хў вепӑсӑты па вәнтыты ёх хотн сєма питсум. Ӑңкєм Елена Николаевна Савина (ўв ӑңке-аще Николай Филиппович Савин па Марина Григорьевна Костина) Комудваны кәртӑн сєма питӑс. Ӑңкєм ӑңки — щит Тарас Григорьевич Костин апщи, ыв семьяен ихущъяң няврєм вәс. Ащєм Ксенофонт Филиппович Шадрин Проточной кәрт эвӑт. Вәме нәпӑт ӑңкєм-ащєм рәпитсӑңӑн. Ӑңкєм вухсарӑт па ай мисӑт єнмӑтӑс, мис пәсӑс. Ащєм айат хәя вәман ӑнтәма йис, щи юпийн ӑңкєм мӑнєм, Геннадий па Светлана Филиппова (Шадрина) апщеңӑам атэт єнмӑтӑс. Интум мўң хуыева Нягань хущи вәўв па рўтьщӑўв. 
Ай пурайн ӑңкев-ащев иса рәпатайн вәсңӑн, мўң юн атэт хӑщийсўв. Иатн Тэкӑн вәсўв, нәмєм, тыӑщ мӑр тәп ипўш кәртэва газетайт па «Мурзилка» нєпек тәтьясы. Щӑта Варвара щащев мўңева сас нёл вари (тунты нюы) юнттыя вєр, вән ёх мўңев мєңкӑтн пӑтаптӑсӑт. Щит пӑты ай вўш эвӑт компонел, мєңкӑт, пўпи апщет па па утӑт моньщӑт эвӑт вәўв. Щи йис вўш эвӑт ар о мӑнӑс, ин щи пура тәп нумӑсн хӑщӑс. Интум ӑңкиўв-ащиўв ыӑңа ки вәсӑт, ән ыве ӑпӑмӑсԯўв па арсыр вєрӑт оӑңӑн иньщӑссӑԯўв. Ай пурайн яма вәсўв, ӑңкевн-ащевн па рәтўвн сӑмӑңа тӑйсыюв. Ӑңкєм упи Прасковья Николаевна Торочева (Савина) па щащєм Варвара Михайловна ищи мўңев яма тӑйсӑңӑн. 

Мўвев сӑмӑңа тӑйэв па рәтўв нәмўв

Ӑңкєм кӑт яй тӑйс: Семён па Михаил Савинӑт. Михаил аь юпийн Дальний Восток мўва китсы, тәп 1948-мит он юхи юхтӑс. Ӛхӑт ўв Ным Няръёхн кәртӑң кәщая вәс, щи юпийн Сўмӑтвошн райком партияйн па окружком партияйн рәпитӑс. Ищи окружкомӑн Иван Герасимович Костин рәпитӑс. Интум Ёмвошн ўв эве Любовь Ивановна Замятина вә. Ванзетурн Михаил па Иван Савин рәтам вәсңӑн. Иван райисполком кәщая Сўмӑтвошн, рәпитӑс. Михаил 1939-мит он армияя вўсы па Белоруссияйн служитӑс. Хән Вуаң Отечественной аь питӑс, ўв Илья Гришкин (Тўкъякӑң эвӑт вәс) пиа бомбежка вәум пурайн мәшмӑтсыйңӑн. Ӛхӑт ын йипа вәйтантыйсӑңӑн, хән аь юпийн юхи мӑнсӑңӑн. Щи юпийн Илья Латвияйн вәс, Михаил Николаевич ўв хущеа яңхӑс. Мўң рәтўв хуыева нәмўв, интум рәт ёхўв пиа ищи вәйтантыйўв. Ванкўты рәтўв мўң хущева Кев авӑт, Шамаш, Няръёх па  Игрим эвӑт юхтыйӑт. Щирн, мўвев сӑмӑңа тӑйэв па рәтўв ӑн юрємӑўв.
 
Тәса пурмӑс вєрты ёх

Мӑнєма, ән йис щирн пурмӑс ёнтты, тәп ӑңкєм пурмӑсӑт вантты мос. Апа, сыры имет па хуят пурмӑс пєы вантсӑт па ӛхӑт ищиты ёнтсӑт. Вухаь нєңӑт щиты ёнтсӑт, ән сух шўк иса ӑн хӑщӑс, ващ пӑнтӑт вєрсӑт, ән и пӑнт юкана кӑт пӑнт ат тывӑс. Шєңк хурамӑңа ыв әмӑтсух ёнтсӑт! Вантэ, щи вєра кўш нємхута ӑн вәнтыйсӑт, моьщаң, сӑх па па пурмӑс тәса ёнтсӑт. Ма щиты ёнтты ӑн хошум. Мўңева ернас ёнтты епийн така нәмӑсты мос, муй щирн щит вєрты. Ӑңкиўв па аңкаңкиўв хўв ӑн нәмӑссӑт, ваньщсӑт па ёнтсӑт. 
Ӑңкєм кўш авӑрт рәпатайн рәпитӑс, ищи-па нәам ёнтӑссӑс. ўв эвӑтэа тўропс хӑщӑс, щи ут Марина Григорьевна Костина аңкаңкєм вєрӑс. Ма ўв пурмӑса ин вәнты тӑйӑам. Ай пурайн ма нәам вантсум, муй щирн ӑңкєм хурамӑң нирӑт ёнтӑс. Ленинградӑн «Северное сияние» нємуп якты-ариты тӑхия яңхсум. Щи пурайн арсыр хотӑтн арисўв па яксўв. Щи каш хӑрӑта ӑңкєм нирӑт әмтыйсум. ўв ёнтум тунты анӑ ищи щи воша тәтьясєм. 

Па хуятӑта ям вєрты

Ма интум няврємӑт тӑйты пурмӑсӑт ёнтты вўянтсум. Мосӑң, хәнты щитӑт эвӑт вантупсы эщӑтум. Щӑта сэвӑң вей тыйум па аканят ёнтум. Интум ма ёнтты ернасам яма тывты питсӑт. О мӑр ар ернас ёнтсум па Наташа Гилева, Люба Макарова па Тамара Клименова рәтама мойӑсам. Юн интум тәп хәум ернас хӑщӑс. 
Тәня Нягань хущи мәшӑң ёха емӑңхӑт вєрӑнтсы. Щӑта вантупсы вәс, ма щив хә па нє ернасңӑн мийясум. Интум ня әмӑтсухам «Геолог» нємуп хотн вантупсыйн вәӑт. Тӑм ванӑн мира вантӑты питсум, муйсӑр сэвӑт вухаь имет катра йисн тӑйсӑт. Ма ищимӑщ сэвӑт вєрты питсум. Вантэ, ай пурайн вантсум, муй щирн ӑңкєм па аңкаңкєм щит вєрӑнтсӑңӑн. 

 

Мансийские вещи на ленинградской сцене

В № 5 газеты «Ханты ясанг» мы писали о бывшей учительнице, рукодельнице, плясунье и певунье Клавдии Ксенофонтовне Шадриной. Она рассказала не только о себе, но и о своих родственниках, благодаря которым с детства занимается рукоделием и передает свои знания детям и молодежи. Сегодня мы продолжим этот разговор.

 

Из рода Савиных и Шадриных

 

Я горжусь, что родилась в семье колхозников, рыбака и охотника. Мама Елена Николаевна Савина (ее родители Николай Филиппович Савин и Марина Григорьевна Костина) родилась в деревне Комудваны. Мамина мать – родная сестра Тараса Григорьевича Костина. В их семье было двенадцать детей, одна из сестер была Марина. Папа Ксенофонт Филиппович Шадрин родился в деревне Проточное, это ближе к границе Березовского района. Всю жизнь родители трудились. Мама работала в сельском хозяйстве: выращивала лис, кормила и ухаживала за телятами, доила коров. Отец умер очень рано, у мамы остались я – старшая, брат Геннадий и младшая сестрёнка Светлана Филиппова (Шадрина). Родители всегда были на работе, нам было скучно без них. Мы в Тегах жили, помню, раз в месяц привезут газеты и журнал «Мурзилка», и больше ничего нет. Бабушка Варвара сас нёл вари (берестяной нос) нам для игр сделает, старшие нас менквами пугали. Поэтому с детства знаем компонела, менквов, пупи апщиков и прочих персонажей из сказок. Прошло время. Если бы они сейчас здесь были, как бы обнял их, о многом-многом бы расспросил. А как когда-то мы хотели быстрее вырасти и уехать из деревни. Но всё это в прошлом, история. Ну а теперь у нас только слезиночки о прошлом. Но не жалею, у нас было очень хорошее детство, любящие родители, бабушки и тети. Всегда рядом с нами была мамина сестра Прасковья Николаевна Торочева (Савина) и бабушка Варвара Михайловна. Сейчас живём в городе Нягани. Мы – пенсионеры. Младшая сестра ещё работает в школе учителем начальных классов. Брат инвалид, не работает. Его дочь Юлия работает экологом. Наши родители жили на природе, косили сено и держали скотину, тоже были экологами. И внуки выбрали эту профессию, чтобы сберечь нашу родную планету и землю.

 

Родину любим и не теряем связь с родней

 

У мамы было два брата, прошедших войну и вернувшихся домой: Семен и Михаил Савины. После войны Михаила отправили на Дальний Восток, и только в 1948 году приехал домой. Потом в Верхних Нарыкарах он был председателем сельского совета, затем работал в Березово в райкоме партии, после этого перевели в окружком партии. Там же работал манси Иван Герасимович Костин. Сейчас в Ханты-Мансийске живет его дочь Любовь Ивановна Замятина, она тоже работала в правительстве округа. В Ванзетуре жили родственники моего деда Михаил и Иван Савины. Иван был председателем райисполкома в Березово. Михаила забрали в армию в 1939 году, он служил в Белоруссии. По рассказам, когда началась Великая Отечественная война дядю Мишу с Ильей Гришкиным (из деревни Тугияны) при бомбежке ранило, и они потеряли друг друга. Потом снова встретились, когда демобилизованные поехали домой. Илья после войны жил в Латвии, Михаил Николаевич потом ездил к нему в гости. Мы всех родственников помним. И сейчас связь с ними не теряем, к нам всегда приезжают родственники из Перегребного, Чемаш, Нарыкар и Игрима. То есть свой округ любим, свою родину любим и не теряем связь со своей родней.

 

Прирожденные закройщики и дизайнеры

 

Мне, чтобы восстановить старинные мансийские вещи, остается только взглянуть на сохранившиеся мамины вещи и воспроизвести. Пусть мама была меньше ростом, я сделаю размер побольше. Наверно, раньше женщины также смотрели, как другие шили. Покрой платьев не изменился. Мансийские женщины каждый квадратный сантиметр ткани использовали экономно, по назначению, чтобы ничего не шло в отходы. Полоски делали узенькие, чтобы сшить не одну полоску, а две. Просто приятно смотреть на их вещи, какие были красочные! У одежды тон и цвет соразмерный – полная гармония. Ничего лишнего ни вставить, ни убавить. А как рука была набита! Ведь на всю семью нужно было меховую, суконную и ситцевую одежду сшить. Они ведь не заканчивали учебные заведения по швейному делу, а были прирожденными раскройщиками. И малицу могли сшить, и лебяжью шубу и прочее. Удивляешься, какой у них был богатый внутренний мир и эстетическое чутье. Они так колоритно, как настоящий дизайнер украшали одежду и свой быт удивительными предметами. Мне остается только смотреть и удивляться. Сил и умений самой так сделать нет. Нам сейчас, чтобы из 2,5 метров сшить платье или рубашку, надо приглядеться, что пойдет на кокетку, ластовицу и воротник. То есть подумать. А наши мамы и бабушки уверенной рукой кроили и затем шили. И с наслаждением носили. Это гордость. Наверно, каждый человек мысленно говорил: «Я горд и красив». Но вслух не говорил. То есть у них была внутренняя культура. Я ни одного хвастуна не видела среди северян. Все, кого я помню, были внутренне интеллигентны, хотя не знали букв и не умели читать. Они были прекрасные певцы и рассказчики, никогда никого не стукнули, не одернули, не крикнули, были настоящими этнопедагогами. Думаю, очень много хорошего можно было у них почерпнуть.

Я в детстве видела, как мама шила великолепную, красивую обувь – няры (чирки). Я сохранила мамины вещи. До сих пор ее кожаные изделия у меня есть. В Ленинграде я была участницей ансамбля «Северное сияние» под руководством Т.П. Петровой-Бытовой. Мы выступали на разных сценах города. Нас даже приглашали на юбилей космонавтики, мы исполнили мансийскую сюиту и няры, сшитые мамой, тогда побывали на сцене. Мама хоть и работала на тяжелой работе, всегда рукодельничала, шила обувь и для души делала берестяные изделия. Ее коробка тоже в 1979 году побывала в Ленинграде. Ещё в наследство от мамы мне осталось нагрудное украшение, его сплела моя бабушка Марина Григорьевна Костина. Замечу, нагрудники обских манси отличаются от сосьвинских. У обских манси орнаменты расположены вертикально, а у сосьвинцев - горизонтальное расположение.

 

Главное сделать приятное другим

 

Я сейчас больше душой тянусь к изготовлению детского ассортимента, быстрее получается его делать. Может, когда-нибудь из него выставку сделаем. Чулки вяжу, шерсть пряду и куклы шью. Я начинала с кукол. Теперь смотрю, все-все их делают. И у всех почерк разный. Мои куклы отметили на выставке в Тюмени, потому что они совершенно другие - двусторонние. Сейчас у меня стало лучше получаться шить платья. Меньше чем за год сшила несколько платьев, а до этого родственницам Наташе Гилевой, Любе Макаровой и Тамаре Клименовой платья раздала. У меня только три осталось. Свой кошелек вроде бы надо наполнить, но у северян нет потребности в большом кошельке. Главное доставить приятность другим. Деньги деньгами, а внутренний дух нельзя продать или купить. Потому что люди на мероприятиях в моей одежде выступят, про Север расскажут, как он богат и красив, и что есть вот такая мансийская одежда.

В прошлом году в Нягани был праздник инвалидов, на выставку я дала хантыйскую рубашку и хантыйское платье. Нынче четыре вещи выставила во Всероссийском обществе инвалидов в Центре спортивной подготовки «Геолог». Сейчас пропагандирую, не поверите, мансийские прически. Можете сфотографировать, какая у меня прическа. Она необычная. Мне не нужны яркие красивые бантики и веревочки, а нужны лишь свои волосы. Все думают: «Ух, какие у неё густые черные волосы». А у меня они совсем не густые. Просто сделаю накосники, сплету искусственные косички, и все видят, какие у меня богатые волосы и чёлка. Я не выдумала такую прическу, все это видела в детстве. Мама ходила с такой прической, и бабушка была с косичками. Это северная прическа. Это достояние нашего Севера.

Клавдия Шадрина. Нягань, 2013-мит оԯ
Рубрика: 
Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
Номер Ханты Ясанг: 
№ 16 (3508)
22.08.2018

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика