- Хантыйский
- Русский
Вухаь пурмӑсӑт якты-ариты хӑрн
«Хӑнты ясӑң» 5-мит нєпекӑн хӑншсум няврємӑт вәнтӑты нє, вєрӑң па якты-ариты ими Клавдия Ксенофонтовна Шадрина оӑңӑн. Путӑртмємн пурайн ўв вәупсэ тухӑпи рәта оӑңӑн па пурмӑс вєрты әхтыйн ай павтӑс. Тӑм хӑт щи путӑр еы тәэв.
Савинӑт па Шадринӑт рәт эвӑт
Юращум — ма колхозникӑт, хў вепӑсӑты па вәнтыты ёх хотн сєма питсум. Ӑңкєм Елена Николаевна Савина (ўв ӑңке-аще Николай Филиппович Савин па Марина Григорьевна Костина) Комудваны кәртӑн сєма питӑс. Ӑңкєм ӑңки — щит Тарас Григорьевич Костин апщи, ыв семьяен ихущъяң няврєм вәс. Ащєм Ксенофонт Филиппович Шадрин Проточной кәрт эвӑт. Вәме нәпӑт ӑңкєм-ащєм рәпитсӑңӑн. Ӑңкєм вухсарӑт па ай мисӑт єнмӑтӑс, мис пәсӑс. Ащєм айат хәя вәман ӑнтәма йис, щи юпийн ӑңкєм мӑнєм, Геннадий па Светлана Филиппова (Шадрина) апщеңӑам атэт єнмӑтӑс. Интум мўң хуыева Нягань хущи вәўв па рўтьщӑўв.
Ай пурайн ӑңкев-ащев иса рәпатайн вәсңӑн, мўң юн атэт хӑщийсўв. Иатн Тэкӑн вәсўв, нәмєм, тыӑщ мӑр тәп ипўш кәртэва газетайт па «Мурзилка» нєпек тәтьясы. Щӑта Варвара щащев мўңева сас нёл вари (тунты нюы) юнттыя вєр, вән ёх мўңев мєңкӑтн пӑтаптӑсӑт. Щит пӑты ай вўш эвӑт компонел, мєңкӑт, пўпи апщет па па утӑт моньщӑт эвӑт вәўв. Щи йис вўш эвӑт ар о мӑнӑс, ин щи пура тәп нумӑсн хӑщӑс. Интум ӑңкиўв-ащиўв ыӑңа ки вәсӑт, ән ыве ӑпӑмӑсԯўв па арсыр вєрӑт оӑңӑн иньщӑссӑԯўв. Ай пурайн яма вәсўв, ӑңкевн-ащевн па рәтўвн сӑмӑңа тӑйсыюв. Ӑңкєм упи Прасковья Николаевна Торочева (Савина) па щащєм Варвара Михайловна ищи мўңев яма тӑйсӑңӑн.
Мўвев сӑмӑңа тӑйэв па рәтўв нәмўв
Ӑңкєм кӑт яй тӑйс: Семён па Михаил Савинӑт. Михаил аь юпийн Дальний Восток мўва китсы, тәп 1948-мит он юхи юхтӑс. Ӛхӑт ўв Ным Няръёхн кәртӑң кәщая вәс, щи юпийн Сўмӑтвошн райком партияйн па окружком партияйн рәпитӑс. Ищи окружкомӑн Иван Герасимович Костин рәпитӑс. Интум Ёмвошн ўв эве Любовь Ивановна Замятина вә. Ванзетурн Михаил па Иван Савин рәтам вәсңӑн. Иван райисполком кәщая Сўмӑтвошн, рәпитӑс. Михаил 1939-мит он армияя вўсы па Белоруссияйн служитӑс. Хән Вуаң Отечественной аь питӑс, ўв Илья Гришкин (Тўкъякӑң эвӑт вәс) пиа бомбежка вәум пурайн мәшмӑтсыйңӑн. Ӛхӑт ын йипа вәйтантыйсӑңӑн, хән аь юпийн юхи мӑнсӑңӑн. Щи юпийн Илья Латвияйн вәс, Михаил Николаевич ўв хущеа яңхӑс. Мўң рәтўв хуыева нәмўв, интум рәт ёхўв пиа ищи вәйтантыйўв. Ванкўты рәтўв мўң хущева Кев авӑт, Шамаш, Няръёх па Игрим эвӑт юхтыйӑт. Щирн, мўвев сӑмӑңа тӑйэв па рәтўв ӑн юрємӑўв.
Тәса пурмӑс вєрты ёх
Мӑнєма, ән йис щирн пурмӑс ёнтты, тәп ӑңкєм пурмӑсӑт вантты мос. Апа, сыры имет па хуят пурмӑс пєы вантсӑт па ӛхӑт ищиты ёнтсӑт. Вухаь нєңӑт щиты ёнтсӑт, ән сух шўк иса ӑн хӑщӑс, ващ пӑнтӑт вєрсӑт, ән и пӑнт юкана кӑт пӑнт ат тывӑс. Шєңк хурамӑңа ыв әмӑтсух ёнтсӑт! Вантэ, щи вєра кўш нємхута ӑн вәнтыйсӑт, моьщаң, сӑх па па пурмӑс тәса ёнтсӑт. Ма щиты ёнтты ӑн хошум. Мўңева ернас ёнтты епийн така нәмӑсты мос, муй щирн щит вєрты. Ӑңкиўв па аңкаңкиўв хўв ӑн нәмӑссӑт, ваньщсӑт па ёнтсӑт.
Ӑңкєм кўш авӑрт рәпатайн рәпитӑс, ищи-па нәам ёнтӑссӑс. ўв эвӑтэа тўропс хӑщӑс, щи ут Марина Григорьевна Костина аңкаңкєм вєрӑс. Ма ўв пурмӑса ин вәнты тӑйӑам. Ай пурайн ма нәам вантсум, муй щирн ӑңкєм хурамӑң нирӑт ёнтӑс. Ленинградӑн «Северное сияние» нємуп якты-ариты тӑхия яңхсум. Щи пурайн арсыр хотӑтн арисўв па яксўв. Щи каш хӑрӑта ӑңкєм нирӑт әмтыйсум. ўв ёнтум тунты анӑ ищи щи воша тәтьясєм.
Па хуятӑта ям вєрты
Ма интум няврємӑт тӑйты пурмӑсӑт ёнтты вўянтсум. Мосӑң, хәнты щитӑт эвӑт вантупсы эщӑтум. Щӑта сэвӑң вей тыйум па аканят ёнтум. Интум ма ёнтты ернасам яма тывты питсӑт. О мӑр ар ернас ёнтсум па Наташа Гилева, Люба Макарова па Тамара Клименова рәтама мойӑсам. Юн интум тәп хәум ернас хӑщӑс.
Тәня Нягань хущи мәшӑң ёха емӑңхӑт вєрӑнтсы. Щӑта вантупсы вәс, ма щив хә па нє ернасңӑн мийясум. Интум ня әмӑтсухам «Геолог» нємуп хотн вантупсыйн вәӑт. Тӑм ванӑн мира вантӑты питсум, муйсӑр сэвӑт вухаь имет катра йисн тӑйсӑт. Ма ищимӑщ сэвӑт вєрты питсум. Вантэ, ай пурайн вантсум, муй щирн ӑңкєм па аңкаңкєм щит вєрӑнтсӑңӑн.
Мансийские вещи на ленинградской сцене
В № 5 газеты «Ханты ясанг» мы писали о бывшей учительнице, рукодельнице, плясунье и певунье Клавдии Ксенофонтовне Шадриной. Она рассказала не только о себе, но и о своих родственниках, благодаря которым с детства занимается рукоделием и передает свои знания детям и молодежи. Сегодня мы продолжим этот разговор.
Из рода Савиных и Шадриных
Я горжусь, что родилась в семье колхозников, рыбака и охотника. Мама Елена Николаевна Савина (ее родители Николай Филиппович Савин и Марина Григорьевна Костина) родилась в деревне Комудваны. Мамина мать – родная сестра Тараса Григорьевича Костина. В их семье было двенадцать детей, одна из сестер была Марина. Папа Ксенофонт Филиппович Шадрин родился в деревне Проточное, это ближе к границе Березовского района. Всю жизнь родители трудились. Мама работала в сельском хозяйстве: выращивала лис, кормила и ухаживала за телятами, доила коров. Отец умер очень рано, у мамы остались я – старшая, брат Геннадий и младшая сестрёнка Светлана Филиппова (Шадрина). Родители всегда были на работе, нам было скучно без них. Мы в Тегах жили, помню, раз в месяц привезут газеты и журнал «Мурзилка», и больше ничего нет. Бабушка Варвара сас нёл вари (берестяной нос) нам для игр сделает, старшие нас менквами пугали. Поэтому с детства знаем компонела, менквов, пупи апщиков и прочих персонажей из сказок. Прошло время. Если бы они сейчас здесь были, как бы обнял их, о многом-многом бы расспросил. А как когда-то мы хотели быстрее вырасти и уехать из деревни. Но всё это в прошлом, история. Ну а теперь у нас только слезиночки о прошлом. Но не жалею, у нас было очень хорошее детство, любящие родители, бабушки и тети. Всегда рядом с нами была мамина сестра Прасковья Николаевна Торочева (Савина) и бабушка Варвара Михайловна. Сейчас живём в городе Нягани. Мы – пенсионеры. Младшая сестра ещё работает в школе учителем начальных классов. Брат инвалид, не работает. Его дочь Юлия работает экологом. Наши родители жили на природе, косили сено и держали скотину, тоже были экологами. И внуки выбрали эту профессию, чтобы сберечь нашу родную планету и землю.
Родину любим и не теряем связь с родней
У мамы было два брата, прошедших войну и вернувшихся домой: Семен и Михаил Савины. После войны Михаила отправили на Дальний Восток, и только в 1948 году приехал домой. Потом в Верхних Нарыкарах он был председателем сельского совета, затем работал в Березово в райкоме партии, после этого перевели в окружком партии. Там же работал манси Иван Герасимович Костин. Сейчас в Ханты-Мансийске живет его дочь Любовь Ивановна Замятина, она тоже работала в правительстве округа. В Ванзетуре жили родственники моего деда Михаил и Иван Савины. Иван был председателем райисполкома в Березово. Михаила забрали в армию в 1939 году, он служил в Белоруссии. По рассказам, когда началась Великая Отечественная война дядю Мишу с Ильей Гришкиным (из деревни Тугияны) при бомбежке ранило, и они потеряли друг друга. Потом снова встретились, когда демобилизованные поехали домой. Илья после войны жил в Латвии, Михаил Николаевич потом ездил к нему в гости. Мы всех родственников помним. И сейчас связь с ними не теряем, к нам всегда приезжают родственники из Перегребного, Чемаш, Нарыкар и Игрима. То есть свой округ любим, свою родину любим и не теряем связь со своей родней.
Прирожденные закройщики и дизайнеры
Мне, чтобы восстановить старинные мансийские вещи, остается только взглянуть на сохранившиеся мамины вещи и воспроизвести. Пусть мама была меньше ростом, я сделаю размер побольше. Наверно, раньше женщины также смотрели, как другие шили. Покрой платьев не изменился. Мансийские женщины каждый квадратный сантиметр ткани использовали экономно, по назначению, чтобы ничего не шло в отходы. Полоски делали узенькие, чтобы сшить не одну полоску, а две. Просто приятно смотреть на их вещи, какие были красочные! У одежды тон и цвет соразмерный – полная гармония. Ничего лишнего ни вставить, ни убавить. А как рука была набита! Ведь на всю семью нужно было меховую, суконную и ситцевую одежду сшить. Они ведь не заканчивали учебные заведения по швейному делу, а были прирожденными раскройщиками. И малицу могли сшить, и лебяжью шубу и прочее. Удивляешься, какой у них был богатый внутренний мир и эстетическое чутье. Они так колоритно, как настоящий дизайнер украшали одежду и свой быт удивительными предметами. Мне остается только смотреть и удивляться. Сил и умений самой так сделать нет. Нам сейчас, чтобы из 2,5 метров сшить платье или рубашку, надо приглядеться, что пойдет на кокетку, ластовицу и воротник. То есть подумать. А наши мамы и бабушки уверенной рукой кроили и затем шили. И с наслаждением носили. Это гордость. Наверно, каждый человек мысленно говорил: «Я горд и красив». Но вслух не говорил. То есть у них была внутренняя культура. Я ни одного хвастуна не видела среди северян. Все, кого я помню, были внутренне интеллигентны, хотя не знали букв и не умели читать. Они были прекрасные певцы и рассказчики, никогда никого не стукнули, не одернули, не крикнули, были настоящими этнопедагогами. Думаю, очень много хорошего можно было у них почерпнуть.
Я в детстве видела, как мама шила великолепную, красивую обувь – няры (чирки). Я сохранила мамины вещи. До сих пор ее кожаные изделия у меня есть. В Ленинграде я была участницей ансамбля «Северное сияние» под руководством Т.П. Петровой-Бытовой. Мы выступали на разных сценах города. Нас даже приглашали на юбилей космонавтики, мы исполнили мансийскую сюиту и няры, сшитые мамой, тогда побывали на сцене. Мама хоть и работала на тяжелой работе, всегда рукодельничала, шила обувь и для души делала берестяные изделия. Ее коробка тоже в 1979 году побывала в Ленинграде. Ещё в наследство от мамы мне осталось нагрудное украшение, его сплела моя бабушка Марина Григорьевна Костина. Замечу, нагрудники обских манси отличаются от сосьвинских. У обских манси орнаменты расположены вертикально, а у сосьвинцев - горизонтальное расположение.
Главное сделать приятное другим
Я сейчас больше душой тянусь к изготовлению детского ассортимента, быстрее получается его делать. Может, когда-нибудь из него выставку сделаем. Чулки вяжу, шерсть пряду и куклы шью. Я начинала с кукол. Теперь смотрю, все-все их делают. И у всех почерк разный. Мои куклы отметили на выставке в Тюмени, потому что они совершенно другие - двусторонние. Сейчас у меня стало лучше получаться шить платья. Меньше чем за год сшила несколько платьев, а до этого родственницам Наташе Гилевой, Любе Макаровой и Тамаре Клименовой платья раздала. У меня только три осталось. Свой кошелек вроде бы надо наполнить, но у северян нет потребности в большом кошельке. Главное доставить приятность другим. Деньги деньгами, а внутренний дух нельзя продать или купить. Потому что люди на мероприятиях в моей одежде выступят, про Север расскажут, как он богат и красив, и что есть вот такая мансийская одежда.
В прошлом году в Нягани был праздник инвалидов, на выставку я дала хантыйскую рубашку и хантыйское платье. Нынче четыре вещи выставила во Всероссийском обществе инвалидов в Центре спортивной подготовки «Геолог». Сейчас пропагандирую, не поверите, мансийские прически. Можете сфотографировать, какая у меня прическа. Она необычная. Мне не нужны яркие красивые бантики и веревочки, а нужны лишь свои волосы. Все думают: «Ух, какие у неё густые черные волосы». А у меня они совсем не густые. Просто сделаю накосники, сплету искусственные косички, и все видят, какие у меня богатые волосы и чёлка. Я не выдумала такую прическу, все это видела в детстве. Мама ходила с такой прической, и бабушка была с косичками. Это северная прическа. Это достояние нашего Севера.