- Хантыйский
- Русский
Сӑран мир катра хот
Ӆорвош район Муши вуӆаӊ воша «Ван рәтӑт» фестиваля ӊхмємн ма мойӊ ёх пиӆа «Сӑран-хот» нємпи катра пурмӑсӑт ӆавӑӆты хотн вәсум.
Щӑта кәща нє Татьяна Васильевна Ануфриева мўӊева иса аӆьман путӑртӑс, хән тӑм музей хот тывӑс, муйсӑр ванӆтупсэт ӆэщӑтӆыйт па па вєрӑт оӆӑӊӑн.
Щи хот Ямало-Ненецкой автономной округ па Ӆорвош район сєма питум хӑтӆӑн, щит 2006-мит оӆн ван хӑтӆуп тыӆӑщ 10-мит пўншман вәс.
Оӆӑӊмит кәщая Анна Александровна Худалей йис.
- Хот омӑсты пӑта нємасыя Тәрум хот пўӊӑӆн, вош кўтн тӑхи вәйтсы. Щӑӆта сӑран икет нємасыя Ижемской районӑн 19-20-мит нәпӑтн вєрум хот омӑссӑт. Тӑм хотн хәт ишни вәӆ. Кӑт хот йит, и хот йитн иса щиты ӆэщӑтман, хуты сӑран хоттєӆ ёх вәс, тӑта рўщ кирмӑщ кәр, нуры, ӑшкап, пӑсан па па мосты пурмӑсӑт. И хот йитн хоттєӆ ёх ӊ хуят уӆты вєритсӑт, щит пӑта етн уӆты хирӑт хотхӑрыя пунсыйт, аӆӑӊ сахӑт нух киӆсӑт па иха и тӑхия пунсыйт. Тӑта арсыр онтупӑт вәӆӆӑт, – путӑртӑс Татьяна Ануфриева.
Кимит хот йитн арсыр йиӆуп ванӆтупсэт ӆэщӑтӆыйт. Мойӊ па кәртӑӊ мир вәтаӊ сӑран мир оӆӑӊӑн, щи мир ӆәмӑтсухӑт, ан-сәнӑт па па оӆӑӊӑн уша вєрты вєритӆӑт. Тӑта тащӑӊ ими сӑх шиваӆӑсўв, сӑран ясӑӊ щирн «шубок пась». Щит ёнтты пӑта 100-150 ӆаӊки сух мосӆ. Щимӑщ сӑхӑт тәп тащӑӊ имет тӑйсӑт.
Ванкўтӆы сӑран мир писатель Иван Истомин оӆӑӊӑн ванӆтупсэт ӆэщтыйӆӆыйт. Щи тумпийн тӑта арсыр әмӑщ етнхотӑт вәӆӆяӆӑт, имет сӑран арӑт ариман, якман мӑӊхӑтӆӑт постӑӆӑт, мой вєр аӆьӆӑт, няврємӑт тӑта сӑран мир юнтут вєрты, эвет аканят вєрты вәнӆтыйӆӆӑт.
Ӆорвош районӑн вәӆты сӑран мир тыв арсыр катра пурмӑсӑт тәсӑт, интӑм 300-кєм катра пурмӑс тӑта вәӆ.
- Щит киш эвӑӆт вєрум арсыр анӑт. И ан 150-кєм оӆ юхӆы вєрман вәс, щит Екатерина Чупрова мойӆӑс. Тӑта 1876-мит оӆн вєрум вән кев пўт, щит Ӆорвош эвӑӆт Рочевӑт мойӆӑсӑт. Пуӆӊавӑт вошӑӊ ими мўӊева вән пунӑӊ ухшам мойӆӑс. Тӑта арсыр мосты пурмӑсӑт шиваӆӑты вєритӆӑты – шарӑң хир, ваньщӑсты сохӑӆ, сух тўңа вєрты хӑӊ ут, вой сух тӑнӑӆты ут, амп, ош пўн эвӑӆт сухум вєрты пурмӑсӑт, и ут 1909-мит оӆн вєрман вәс, воньщпӑт, хинтӑт, йиӊӆӑт па па пурмӑсӑт, – путӑртӑӆ тӑм хот кәща нє Т.В. Ануфриева.
Еӆӆы сӑран хот хўват ӊхман мўӊ нурыйн арсыр хурамӑӊ сӑран аканят шиваӆӑсўв. Ипўш Муши вошӑӊ ими хиӆнєӊие эвӑӆт хӑщум ай сӑран рнас тәс, щиты айӆтыева аканят сӑран ими ӆәмӑтсухӑтн ӆәмӑтты питсыйт. Ин щӑта акань пӑта Галина Фёдоровна Урукова нємасыя арсыр хурамӑӊ ӆәмӑтсухӑт ёнтӑӆ. Интӑм щӑта хәс хурамӑӊ акань вәӆ. Ипўш сӑран мир арӑт ариты мӑӊхӑтӆа Коми мўв Ижемской район Усть-Цильма, Ижма кәртӊӑн эвӑӆт имет юхтыйӆсӑт, ӆыв ищи ӆәмӑтсуха ӆәмӑӆтум аканят мойӆӑсӑт.
Щи сӑран хота ванкўтӆы мойӊ ёх юхтыйӆӆӑт, ипўш па хон пєлӑк Венгрия мўв эвӑӆт айӆат нєӊӑт юхтыйӆсӑт.
И хӑтӆӑн амп, ош пун эвӑӆт сухум вєрты вәнӆтыйӆсӑт, щӑӆта етн мойӊ нєӊӑт кәртӑӊ имет пиӆа кӑссӑт, хуйтат сора пунӑӊ сухум вєрӆӑт. Шєӊк әмща йис, хуты кәртӑӊ пирӑщ сӑран имет сора пунӑӊ сухум вєрты хошӆӑт.
Ӛхӑт мўӊ Сергей Попов вєрум хурӑт вантсўв, щит эвӑӆт сӑран мир вәӆупсы, кәртӑт, мӑӊхӑтӆӑт оӆӑӊӑн уша вєрты рӑхӆ.
Путӑр хӑншӑс:
Людмила Шульгина
История ижемских коми-зырян
Во время фольклорного фестиваля «Ван рутат» («Близкие родственники»), который проходил в селе Мужи Шурышкарского района, нас, гостей повели в Дом-музей «Коми-изба». Заведующая музеем Татьяна Васильевна Ануфриева провела экскурсию.
Дом-музей «Коми-изба» был открыт 10 декабря 2006 года и был приурочен ко Дню образования Ямало-Ненецкого автономного округа и Шурышкарского района. Идейным вдохновителем и первым заведующим музеем был потомок одной из мужевских династий Анна Александровна Худалей.
«Место для возведения дома-музея выбрали специально недалеко от храма, который был возведён ранее. Это здание хоть и представляет традиционную коми избу, но оно было специально спроектировано для музея. Изба была построена согласно строительным традициям постройки домов в Ижемском районе республики Коми. Изба бревенчатая, шесть окон, выходящие на центральную улицу. Действительно раньше наши предки жили в таких домах. В селе Мужи были и двухэтажные дома, которые построили семьи Шаховых и Филипповых. Здесь в музее два зала, один для постоянных экспозиций, здесь как раз и представлен интерьер традиционной коми избы конца XIX – начала XX веков. Вот, например, русская печь, кровать, сундук, шкаф, стол. Раньше у коми-зырян были большие семьи, в одной комнате запросто могли разместиться 10 человек. У деточек были маленькие зыбки, которые подвешивались к кольцу в потолке. А взрослые располагались кто, где мог, кто-то спал на сундуке, на ночь вся комната устилалась перинами, которые на утро убирали, складывали друг на друга, поэтому казалось, как же тут все могли разместиться, ведь всего одна кровать. А вообще изначально коми-ижемцы были каслающими оленеводами, деревянные кровати у них появились позже, когда они стали строить дома в сёлах. Тогда они начали покупать на пароходах у купцов различную мебель, в том числе и деревянные резные кровати», – рассказывает Татьяна Ануфриева.
Второй зал для временных выставок, в которой демонстрируется экспозиции, посвящённые отдельным элементам традиционной культуры коми-зырян, традиционной посуде, одежде, страницам истории, выдающимся представителям этого народа. Ежегодно здесь проводится мероприятия, посвящённые памяти коми-ненецкого писателя Ивана Григорьевича Истомина, встречи с интересными людьми, представителями коми-зырян. Выставки меняются каждые два-три месяца. Поскольку музей расположился рядом со школой, то он является местом притяжения детей: сюда они регулярно приходят на экскурсии и музейные уроки, на зырянские вечерки и качели, которые устанавливают в Пасху.
В 2009 году сотрудниками Дома-музея совместно с окружными телекомпаниями провели реконструкцию свадебного обряда коми-зырян. Результат мероприятий – серия телепрограмм, которая стала призёром Всероссийских телевизионных конкурсов.
Открывая музей, А.А. Худалей обратилась к коми-зырянам Шурышкарского района, и они стали приносить, а кто-то и привозить семейные старинные предметы быта. Поскольку дом-музей «Коми-изба» является филиалом Шурышкарского районного историко-краеведческого музея, то фонды считаются вместе. Но можно посчитать и отдельно. За время существования музея «Коми-изба» фонды значительно пополнились, сегодня он состоит из 300 предметов быта.
«Сельчане приносят дорогие сердцу предметы, вот, например, такие чаши разных размеров, сделанные из капа – нароста берёзы, одной из чаш более 150 лет. Её нам подарила Екатерина Андреевна Чупрова, ей самой уже за 60 лет, она принадлежала её бабушке. Эта посуда очень удобна при каслании, потому что не разобьётся. Сейчас, к сожалению, у нас в Шурышкарском районе перестали делать посуду из капа, в то время как за границей, например, в Финляндии наладили целое производство по изготовлению посуды из капа.
Один из старинных предметов – это бак для хранения воды, 1876 года выпуска. Он принадлежал семьей Рочевых, а именно Виталию Михайловичу из села Шурышкары. Жительница города Салехарда привезла нам огромную старинную, шерстяную шаль, которая осталась ей от мамы, а маме от бабушки. А вот старинный самовар, который достался в дар музею от нашего именитого земляка – писателя Павла Черкашина. Их семье он остался от деда.
Вот вы видите инструменты для выделки шкуры, вот, например, односторонние и двусторонние скребки, а здесь представлен процесс выделки шкуры росомахи.
Вот прялка, угольный утюг, вес при загрузки углём которого иной раз составлял 10 килограмм. А вот другая разновидность утюгов – доски-каталки. На них наматывали слегка влажные вещи, а затем катали по столу.
Тут же представлены всевозможные берестяные короба, туеса. А вот короб из корня кедра – корневатик, благодаря красивому плетению, держится форма. Возле русской печи расположились глиняные горшки, ухваты разных размеров.
У нас несколько штук веретён и прялок, одна из прялок 1909 года изготовления, это мы видим по дате, выцарапанной на ней. Но прежде чем получить шерсть, мы берём чесалку, хорошо вычёсываем шерсть до такой степени, чтобы она стала гладкой, пушистой, без комочек, потом вытягивается и скручивается на веретенце. Однажды у нас проходила выставка, посвящённая веретену. Как раз в это время приезжали гости из Венгрии, мы учили молодых венгерок прясть, потом устроили конкурс. Оказалось, что наши бабушки ещё как хорошо прядут, одна из них за одну минуту спряла более метра», – рассказывает Т.В. Ануфриева.
В музее представлена большая коллекция кукол в традиционных нарядах коми-зырян. По словам экскурсовода, всё началось с одной куклы в нарядной коми-зырянской одежде, на которую обратила внимание одна из сельчанок. Она принесла одежду своей внучки, которая уже выросла из неё. Благодаря её нарядам коллекция значительно пополнилась. Теперь в музее работает штатная швея Галина Фёдоровна Урукова, которая шьёт коми-зырянские наряды. Несколько кукол нам привезли гости из сёл Усть-Цильма, Ижма республики Коми, которые приезжали на фестиваль коми песни.
Сотрудники музея проводят мастер-классы по пошиву традиционных кукол и одежды коми-зырянского покроя. «У традиционной коми куклы-акань не изображаются лица, чтобы, по народному поверью, в куклы не вселился злой дух. Дети шьют кукол из тряпочек, у некоторых из девочек уже виден тонкий шов, стараются. За такими занятиями у них вырабатывается усидчивость. Однажды к нам в гости приходила наша сельчанка Агафья Ивановна Семяшкина, мы попили чай с конфетами, а она фантик не скомкала и не выкинула, а сделала из неё нарядную куколку коми-зыряночку. С тех пор на примузейной детской площадке мы с детьми изготовляем и таких кукол, а затем устраиваем выставки», – рассказывает заведующая музеем.
На выставке, где представлена женская и мужская одежда. Женщинам особенно приглянулась богатая шуба «шубок пась», слово пась в переводе с коми языка означает ‘мех, ткань’. Гостям хотелось примерить и сфотографироваться на память в этой шубе. По словам Татьяны Васильевны, такую шубу в XVIII-XIX веках могла себе позволить знатная и зажиточная дама. На пошив одной шубы уходило до 150 шкурок белки. Такая же шуба есть в Овгортском краеведческом музее.
Коми в XIV веке были покрещены, поэтому в любой семье были иконы. В музее также представлены различные иконы, подаренные жителями Шурышкарского района.
По словам Т.В. Ануфриевой, на базе Дома-музея был создан общественный совет «Мыжы саяс», состоящий из актива жителей села, которые поднимают и решают вопросы сохранения традиций и языка коми-зырян. Они же поддерживают все музейные начинания.
Завершая экскурсию, Татьяна Васильевна Ануфриева предложила полистать фотоальбом фотографа Сергея Попова, в котором представлены зарисовки природы, различные мероприятия, в том числе и фольклорный фестиваль народа ханты «Ван рутат», а также фестиваль коми народной песни.
Людмила Гурьева