- Хантыйский
- Русский
Хоттєӆ ёхӆам йис вєрӑт – ма мирєм вәӆупсы
Ма хоттєӆ ёхӆам Кӑсум мўвн вәӆӆӑт. Хӑнтэт тӑта йистєӆн вәсӑт. Ӆыв ма вәӆӑт, муй иты йис щирн тәса мӑӊхӑтӆӑт: «Пўпи як хот», «Хутңа па м вәум вєрты» ӆэщӑтты мосӆ.
Мўӊ ӑшколаевн «Хӑнты ясӑӊ» урок Софья Максимовна Каксина тәӆ. Шуши мир йис вәӆупсы ӆўв ма вәӆӆэ, щи вєра мўӊев вәнӆтӑӆӆэ.
- Йис пура вўш эвӑт товия йитыйн Вўрӊа имев мӑӊхӑтӆ постӑсы. Тӑм хӑтӑн рәт ёхўв мойңа ңхсӑт, Тәрума поры вєрӑнтсӑт, ха сух шәпӑт йирсӑт па Тәрум эвӑт вохсӑт, ән мир хоттє ёха пиа тӑаңа па уяңа ат вәсӑт, йиңкӑн па вәнтӑн ар вой-хў ат вәс. Рәпитты тӑм хӑтӆӑтн иса ӑн рӑхӑс, тўтъюх сопаса ӆэщӑтты па ёнтӑсты ӑн єсӑӆсы», – лупӑс Софья Максимовна.
Щӑӆта ӆўӊ пурайн ай хопӑң кӑсупсы вєрӑнтсы, интӑм кәртӑӊ мир хў вепӑс мӑӊхӑтӆа ӑктӑщийӆӆӑт.
Шуши мир хоттєӆ ёх хуща сєма питум пушхие йис вєрӑт оӆӑӊӑн айтєӆн уша павӑтӆ.
Хурамӑӊа ёнтум хә па нє ӆәмӑтсух пєӆа вантты амтӑӊ! Хӑнты мир ӆәмӑтсух, шуши мир пурмӑс, ан-сән, вой-хўӆ веӆпӑс мўӊ хотєвн па хӑнты хоттєӆ ёх иты ин вәнты вәӆ.
Тӑмхӑтӆ вәнты вўӆэт ӆавӑӆӆӑт, вой-хўӆ веӆпӑсӆӑӆӑт, воньщумўтӑт ӑкӑтӆӑт. Ӑӊкєм-ащєм эвӑӆт ма уша вєрсум, хуты щатьщащєм ар оӆ мӑр «Пўпи якты хот» арӑт па якӑт ма вәӆ.
Ма рәтӆам шуши мир мӑӊхӑтӆӑт сӑмӑӊа тӑйӆӑт. Кашӑӊ оӆ вўӆєӊ ёх кӑсупсыйн кӑсӆӑт. Ма щирємн, мєт әмӑщ «Пўпи якты хот». Вән ёхӆам лупийӆсӑт, катра пурайн тӑм мӑӊхӑтӆ вєрты ӑн єсӑӆсы, ёхӆўв хӑняя ӑктӑщийӆсӑт. Щӑӆта 1990-мит оӆӑт вўш эвӑӆт айӆтыева хӑнты мир пўпи якхот йиӆпа ӆэщӑтты питсы. Кашӑң тӑхийн атэӆта щит вєрты мосӆ. Вантэ, Пўпи кашӑң тӑхи кан нєм тӑй. Щи пӑта ин йис вєрӑт нух нәмӑмӑты мос па йипа єнумты ай ёхӆўв вәнтӑты.
«Пўпи якты хот» оӆӑӊӑн ма упиӆам Валерия па Вероника м арат нєпек вәнӆтӑсӊӑн. Ма ищи ӆӑӊхасум щи мӑӊ вєр оӆӑӊӑн уша павӑтты. Вантэ, рәтӆам Пўпи якты хот пурайн мӑң арӑт па якӑт ванӆтӑӆӑт.
Ӑӊкєм – Светлана Алексеевна Кантерова, ащєм – Алексей Семёнович Тарлин – ӆын саттєӆа вєр тәты кӑтӊӑн. Ащєм вўӆэт ӆавӑӆман вәӆ, ӑӊкєм вўы сух эвӑӆт хурамӑң әмӑтсухӑт ёнтӑӆ, сӑк кӑрӑтты вєр ищи сӑмӑңа тӑй: тўрлопсӑт, тўтхотӑт, арсыр хурамӑт сӑк эвӑт вєр, ӑнтуп кеӑт сэв, хә па нє рнасӑт, нәй сӑхӑт иса тәса ӆэщӑтӆ. Рәт хӑнты ясӊев ищи така тӑйӆӑӊӑн. Алексей Семёнович ащєм па Семён Егорович щатьщащєм «Пўпи якты хот» арӑт, якӑт вәты хуятӊӑн. Щатьщащєм йис вєрӑт тәса тӑйс – 60 муӆтас мӑӊ ар вәсӆэ.
Интӑм Нуви сӑӊхум мўвн вәнӆат ёх эвӑӆт тәп Андрей Александрович хӑщӑс.
Щиты ма уша вєрсум, хуты «Вўрӊа хӑтӆ» па «Пўпи якты хот» щит мӑӊ хӑтӑӆӊӑн. Вантэ, щитӊӑн вой-хўӆ веӆпӑсӆӑты па йис вєрӑт тәса вәты ёх хуща постӑсы па Тәрума пойкщӑсы.
Йиӆуп мӑӊхӑтӆӑт – щит «Вўӆыйн кӑсты ёх мӑӊхӑтӆ», «Хў вепӑс хӑтӆ» ищиты мира әмща йисӊӑн.
В.М. Куриков хӑншум киника щирн «Пўпи якты хот» щит мєт йис мӑӊхӑтӆ. Вой веӆты хуят Нёрум вой мущатӑс ки, ӆўв хотєӆн як хот эщӑтыйса. Советской лащ пурайн тӑм мӑӊ вєр ӑн рӑхӑс ӆэщӑтты, щит пӑта хӑняя па шитама пойкщӑсы. Тәп 1991-мит он Нуви сӑңхум районӑн Вўт вошн «Пўпи якты хот» вєрӑнтсы. Щи оӑтн арӑң-моньщӑң хуят ар вәс.
Вән ёхӆам ясӊӑт щирн, ӆуӊӑӆтуп ӆэщӑтты хӑтӆӑтн, вантэ, пўпи якӑӊ щирӑт, вой арӑт па сыр-сыр ӑӆ хӑннєхә вәӆты-хоӆты щирӑт муй вєрӑт иса итӑӆн-итӑӆн айӆтые иӆєм вєр пийн имухты кимит вєрӑт мсыева ванӆтӑӆыйт, нємасыя такӑн няхӆыйт муй ар щирн хурасӑӊа аӆьӆыйт. Щи тумпийн мсыева ёнтум мӑӊ ӆәмӑтсухӑт, милӑт па посӑт, сўвӑт муйт ищиты якты хуятӑта тӑйты па мосӆ. Щӑӆта кашӑӊ пўпи якты хӑннєхәя ищи ма вәйтты мосӆ щимӑщ як вєрты хурасӑт.
Пўпие хота уңӑты пийн иньщӑсӆа, муй иты якхот тәты, муй арат хӑта, па мўв эвӑт юхтум ёха рӑх муй ӑнтә мӑңхӑтӑн ариты, уңӑтупӑт вєрты. Ӛхӑт уша йиӆ, нӛрум вой пухие – вет, муй эвие – няӆ хӑт мӑр мӑңхӑтӑ вєрты мосӆ. Имет «пўпи як» хотн әмтыйты кєша әңх сухӑт, посӑт па милӑт ёнтӑт. Хә хуятӑт вой якӑт вантӑӑт. Кашӑң хӑт мєт сыры вән икет айат хәйт пиа «Аӑң ар», щӑта «Вой ар», «Мӑӑң вори ар» па етн «Вәӆтӑты ар» ариӆӑт.
Ёмвошн вәӆты хӑнты учёной па йис вәупсы єрамтты хә Тимофей Молданов вәупсэ мӑр «Пўпи якты хот» оӑңӑн уша вєрӑс, вән научной нєпек хӑншӑс. Вантэ, тарнӑң йис вўш эвӑт хӑнты па вухаь мир «Пўпи якты хот» мӑңхӑт тӑйӑт. Щиты Тимофей Молданов ӛрӑӆн Ёмвошн округ творчества хотн щи вєр вәнтӑты щира нємасыя ӑшкола пўншсы. Рўтьщӑты хӑтӑтн няврємӑт уңӑтупӑт, арӑт вәнтӑты юхтыйӑт.
Андрей Александрович Ерныхов ая вәӆмаӆн ванкўтӆы «Пўпи якты хот» пурайн вән ёхӆаӆ пєӆа вантман шитама вәнӆтӑс, мӑӊ арӑт хәӆӑнтӑс па нумса йис вєрӆаӆ пунӑс. Вәна вмаӆн айтєӆн вантум мӑӊ вєрӑт «Пўпи якты хотӑт» ванӆтӑты питӑс.
Интӑм Касумн тәп кӑт ики пўпи якхот ӆэщӑтты хошӆӑңӑн, щит Андрей Александрович Ерныхов па Тимофей Алексеевич Молданов. Ма щатьщащєм Семён Егорович Тарлин ищи ма вәсӆэ, хутыса щи хот тәса ӆэщӑтты мосӆ, тәп ин ӆўв хўв пӑнта мӑнӑс.
«Пўпи якты хот» оӆӑӊӑн ма м арат нєпек ӆўӊӑтсум па нумӑса юхӑтсум – «Пўпи якты хот» – щит вән мӑӊ пойкщӑты вєр. Ӑӆ хӑннєхәя тыв кєтумты ӑн рӑхӆ.
Татьяна Тарлина, Касум ӑшколайн 9-мит классӑн вәнӆтыӆум эви
Хӑнты ясӑӊа тулмащтӑс
Ирина Самсонова
Традиции моей семьи - это традиции моего народа
Моя семья живёт в селе Казыме, которое считается местом компактного расселения народа ханты. Традиционно у ханты проводились праздники, связанные с культом животных: «Медвежьи игрища», «Проводы Лебедя», «праздник Лося», «Вороний День» и другие.На уроках родного языка мы вместе с учителем Софьей Максимовной Каксиной погружались в культуру нашего народа, рассказывая нам о праздниках ханты: «Раньше с приходом весны проводился «Вороний день». На ветки деревьев привязывали полоски ткани, в этот день не разрешалось заготавливать дрова в лесу, женщинам нельзя было заниматься шитьём». В середине лета у ханты раньше проводился Праздник обласа. Но мне неизвестно, проводился ли в Казыме в советское время такой праздник, в настоящее время проводится «День рыбака».
Но первое знакомство ребёнка с культурой происходит в семье. Именно в семье на взрослых мы увидели традиционную одежду, да и у нас она есть. Мы используем посуду, вещи, инструменты и другие бытовые предметы, которые есть во многих семьях села Казыма, где члены семьи занимаются оленеводством, охотой и другими традиционными занятиями. От родителей я узнала, что мой дедушка исполняет уже много лет песни на «Медвежьем празднике».
У нас в селе проводятся праздники, в которых участвуют и члены моей семьи: «День оленевода», «День рыбака», «Вороний день», «Медвежьи игрища». Самый популярный из них, это – «День оленевода». А первая олимпиада оленеводов в посёлке Казыме была проведена в далеком
Но самый загадочный, это – праздник в честь медведя. Мои родные рассказывали о том, что несколько десятков лет праздник «Медвежьи игрища» был запрещён. С 90-х годов 20 века его снова стали проводить открыто. В настоящее время его проводят на стойбищах, в сёлах, чтобы сохранить и передавать молодому поколению репертуар «Медвежьих игрищ».
Изучением праздника занимались мои старшие сёстры Валерия и Вероника, мне тоже захотелось узнать о нём поподробнее, чем же он их так заинтересовал. Да и члены моей семьи имеют прямое отношение к празднику: они не только владеют информацией о нём, но и сами принимают в участие в обрядовом празднике.
Мои родители: Светлана Алексеевна Кантерова, Алексей Семенович Тарлин – индивидуальные предприниматели. Папа занимается оленеводством, мама шьёт традиционную одежду и обувь, владеет мастерством бисероплетения. Они свободно говорят на родном языке ханты, владеют многими навыками, которые им передали когда-то их родители. Алексей Семенович мой папа и Семён Егорович мой дедушка – участники «Медвежьих игрищ». Дедушка Семён Егорович занимался охотой и рыболовством, хорошо знает традиции и обычаи народа ханты. Он – исполнитель более 60 песен на празднике. Дедушка и в советское время участвовал в игрищах, исполнял песни, танцы.
А из носителей древней традиции исполнения священных песен в Белоярском районе, на данный момент являются лишь Андрей Александрович Ерныхов (он старожил нашего села) и мой дедушка.
Итак, я узнала, что «Медвежьи игрища» и «Вороний день» – это обрядовые праздники, т.к. они: 1) проводятся у ханты, занимающихся охотой, рыболовством или др. традиционными занятиями; 2) элементы праздника передавались от поколения к поколению; 3) праздник сопровождался определёнными действиями: песнями, танцами.
Новые праздники: «День оленевода», «День рыбака» – за несколько десятилетий стали традиционными, в них отражается связь народа ханты с природой, с промыслами, которыми они издавна занимались.
Из книги Курикова В.М. я узнала, что «Медвежьи игрища» – праздник очень древний. Свидетельства почитания медведя найдены в бронзовых украшениях в 1 тыс. до н.э. [1, с.31]. Праздник проводился в доме охотника, добывшего медведя. Большинство учёных считает, что смысл праздника – помирить душу медведя с добывшим его охотником.
Этот праздник запрещался советской властью, и проводился в то время тайно. Только в 1991 году в деревне Юильск Белоярского района праздник был организован и проведён открыто.
Из рассказов родных мне стало известно, что праздник длится несколько дней. Если добыли на охоте медведицу, то празднуют 4 дня, а если медведя, то 5 дней. Но сейчас праздник может продолжаться и 3-7 дней. К этому празднику нужна подготовка: сшить специальные костюмы для сценок, сделать берестяные маски и ещё многое другое.
На праздник приглашаются: охотники (мужчины), жители стойбищ (мужчины, женщины, дети), они приходят в нарядной одежде. Роли участников в празднике разные. Женщины могут исполнять танцы, но песни – только мужчины. Женщинам даже запрещается присутствовать во время проведения некоторых обрядов. Праздник проводится по определенному порядку, который включает: обряды, песни, танцы, сценки. Обряды, например, такие: подношение даров медвежьей голове, окуривание предметов чагой, очищение людей снегом, водой от злых духов. Здесь нет сценария, но есть правила, которые нужно соблюдать: как разделывать тушу медведя, какие песни и когда надо петь, каким богам читать молитвы и т.д.
Наш земляк, ученый Молданов Т.А. в книге «Общая характеристика медвежьих игр» подробно описывает, как проходят Медвежьи игрища[3]. Первая часть – это разделка животного по определённым правилам: кости разрезаются по суставам, а голову отделяют вместе со шкурой и лапами. Проводят обряд очищения, чтобы злые духи, которые приходят на место смерти человека или медведя, не навредили. Затем проводят ритуал: медведя везут через священные места в поселение или стойбище. На святых местах духам приносят дары. После приезда на место окуривают чагой медведя, и охотников. После обрызгивания водой проводят гадание, во время которого узнают у медведя о его согласии на праздник. Гости привозят угощение, жертвы богам. Перед этим шаман произносит молитвы. Медвежью голову помещают в доме в священный угол, на нос кладут монеты. Перед головой ставят чашу с украшениями, угощение. Каждый входящий человек должен пройти обряд очищения, потом поцеловать медведя.
Организацией праздника занимаются специальные люди, их называют повара. Начинается праздник днём, заканчивается на следующий день утром. Утром перед головой медведя поют песню пробуждения, ставят чашу с чагой, чашу с угощениями. Затем поют специальные песни «медвежьего цикла» (мифы о том, как медведь спускается на землю, о встрече его с человеком, вознесении души медведя на небо). После этого исполняются мужские, женские танцы. В танцах участвуют не только пожилые, но и молодые люди. Таким образом, передаются традиции, усваиваются обычаи.
Следующая часть праздника – песни духов Миш, которые посвящаются духам родов, леса и других природных объектов. Изображая духов и богов, участники должны быть одеты в одежду разных цветов. Обязательная часть «Медвежьего праздника» – «смешливые песни», во время которых показывают сценки из жизни охотников.
Во время следующей части – «песни Менков», исполнители также в берестяных масках показывают сцены неправильного поведения в лесу и наказание за это. За всем происходящим наблюдают зрители. В последний день приходят на праздник Великие духи-покровители оленьих стад, дух подземного царства и другие, люди, изображающие птиц, животных. Одна из последних частей праздника (на ней бывают только мужчины) завершается гаданием и песней для последней души медведя. После окончания праздника снова проводится обряд очищения.
Самые первые сведения о «Медвежьих игрищах» я получила в семье от родных. Тексты песен, которые исполняются на празднике, описание праздника представлены в книгах ученых Молдановых Т.А. и Т.А. [3, 4], Кравченко О.А. [1] и др.
Мои отец и дедушка – участники Медвежьих игрищ. Дедушка, Семён Егорович Тарлин, занимался охотой и рыболовством. Знаток традиций и обычаев казымских ханты, является – исполнителем более 60 песен на празднике. Он и в советское время участвовал в игрищах, исполнял песни, танцы. А папа, Алексей Семенович на празднике обычно исполняет танцы.
Другой исполнитель песен Андрей Александрович Ерныхов, в детстве сначала был просто зрителем, а со временем перенял искусство исполнения священных песен от своих родителей. В 60 – 70-е годы, когда такие мероприятия были под запретом, их проводили в отдалённых деревнях. После проведения в 90-е гг. первых игрищ, Ерныхов А.А. стал прослушивать аудиозаписи. И ему самому захотелось исполнять песни. И только через много лет он стал принимать участие в священных песнях и танцах. В настоящее время Андрей Александрович является исполнителем главной заключительной священной песни, которая длится более трёх часов.
После сбора информации о празднике я поняла, что «Медвежьи игрища» – это не простой праздник. Это обрядовый праздник, который нужно проводить, потому что в нём частица души моего народа. И знания о нём мы должны передавать своим детям. И это то, что связывает нас одновременно с предками и потомками…
Тарлина Татьяна, ученица 9 класса СОШ с.Казым.
Руководители: Шевелева М.М.
Перевод на хантыйский язык Ирины Самсоновой