Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Ирина САМСОНОВА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Муй вўрн вәнт кәртӑтн увӑс ёх няврємӑт вәнӆтӑты питӆайт
  • Росгвардия тӑхи ёх оӆӑӊӑн уша вєрсўв
  • Шуши мир йиԯуп щирӑт уша вєрԯӑт
  • Муй щирн интӑм МФЦ рәпитӑӆ

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Россия мўв мир нух ӆўӊӑтӆайт
  • Шуши мир вән кәща пиӆа интернет хўват путӑртсӑт

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Вуӆаӊ ӆаӆьн ухԯаԯ пунум Ваньщавӑт кәртӑӊ ёх
  • Кондин рәт эвӑӆт вәӆум хә
  • Воньщумутӑт ай няврємӑт пӑта
  • Мухӑԯ мәш оӆӑӊӑн
  • м, єпӆӑӊ ӆєтут па итәх пурайн вевтам
  • Ащеӆ щирн рәтӆаӆ оԯӑңӑн уша вєрты ӆӑӊхаӆ

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Вухаӆь мир якты-ариты тӑхи
  • Йис арӑт кӑншӆўв
  • Хоттєӆ ёхӆам йис вєрӑт – ма мирєм вәӆупсы
  • Сӑран мир катра хот
  • Ар сувӑт сатьӆят

Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы

  • Шовӑр (моньщ)

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 12 (3648)
  • № 11 (3647)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 21 (3657)
  • № 22 (3658)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 5 (3665)
  • № 6 (3666)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 14 (3674)
  • № 13 (3673)
  • № 15 (3675)
  • № 16 (3676)
  • № 17 (3677)
  • № 18 (3678)
  • № 20 (3680)
  • № 19 (3679)
  • № 21 (3681)
  • № 22 (3682)
  • № 23 (3683)

Вы здесь

Главная » Хоттєӆ ёхӆам йис вєрӑт – ма мирєм вәӆупсы
  • Хантыйский
  • Русский

Хоттєӆ ёхӆам йис вєрӑт – ма мирєм вәӆупсы

Ма хоттєӆ ёхӆам Кӑсум мўвн вәӆӆӑт. Хӑнтэт тӑта йистєӆн вәсӑт. Ӆыв ма вәӆӑт, муй иты йис щирн тәса мӑӊхӑтӆӑт: «Пў­пи як хот», «Хутңа па м вәум вєрты» ӆэщӑтты мосӆ. 

Мўӊ ӑшколаевн «Хӑнты ясӑӊ» урок Софья Максимовна Каксина тәӆ. Шуши мир йис вәӆупсы ӆўв ма вәӆ­­ӆэ, щи вєра мўӊев вәнӆтӑӆӆэ. 

- Йис пура вўш эвӑт товия йитыйн Вўрӊа имев мӑӊхӑтӆ постӑсы. Тӑм хӑтӑн рәт ёхўв мойңа ңхсӑт, Тә­рума поры вєрӑнтсӑт, ха сух шәпӑт йирсӑт па Тәрум эвӑт вохсӑт, ән мир хоттє ёха пиа тӑаңа па уяңа ат вәсӑт, йиңкӑн па вән­тӑн ар вой-хў ат вәс. Рә­пит­ты тӑм хӑтӆӑтн иса ӑн рӑхӑс, тўтъюх сопа­са ӆэщӑтты па ёнтӑс­ты ӑн єсӑӆсы», – лупӑс Со­фья Максимовна. 

Щӑӆта ӆўӊ пурайн ай хопӑң кӑсупсы вє­рӑнтсы, интӑм кәртӑӊ мир хў вепӑс мӑӊ­хӑтӆа ӑктӑщийӆӆӑт.
Шуши мир хоттєӆ ёх хуща сєма питум пуш­­хие йис вєрӑт оӆӑ­ӊӑн айтєӆн уша павӑтӆ. 

Хурамӑӊа ёнтум хә па нє ӆәмӑтсух пєӆа вантты амтӑӊ! Хӑнты мир ӆәмӑтсух, шуши мир пурмӑс, ан-сән, вой-хўӆ веӆпӑс мўӊ хотєвн па хӑнты хоттєӆ ёх иты ин вәнты вәӆ. 

Тӑмхӑтӆ вәнты вў­ӆэт ӆавӑӆӆӑт, вой-хўӆ веӆпӑсӆӑӆӑт, вонь­щу­мўтӑт ӑкӑтӆӑт. Ӑӊкєм-ащєм эвӑӆт ма уша вєр­сум, хуты щать­щащєм ар оӆ мӑр «Пўпи якты хот» арӑт па якӑт ма вәӆ.
Ма рәтӆам шуши мир мӑӊхӑтӆӑт сӑмӑӊа тӑйӆӑт. Кашӑӊ оӆ вўӆєӊ ёх кӑсупсыйн кӑсӆӑт. Ма щирємн, мєт әмӑщ «Пўпи якты хот». Вән ёх­ӆам лупийӆсӑт, катра пурайн тӑм мӑӊхӑтӆ вєрты ӑн єсӑӆсы, ёхӆўв хӑняя ӑктӑщийӆсӑт. Щӑӆта 1990-мит оӆӑт вўш эвӑӆт айӆтыева хӑн­ты мир пўпи якхот йиӆпа ӆэщӑтты питсы. Ка­шӑң тӑхийн атэӆта щит вєрты мосӆ. Вантэ, Пўпи кашӑң тӑхи кан нєм тӑй. Щи пӑта ин йис вєрӑт нух нәмӑмӑты мос па йи­па єнумты ай ёхӆўв вәнтӑты.
«Пўпи якты хот» оӆӑ­ӊӑн ма упиӆам Валерия па Вероника м арат нєпек вәнӆтӑсӊӑн. Ма ищи ӆӑӊхасум щи мӑӊ вєр оӆӑӊӑн уша павӑтты. Вантэ, рәтӆам Пўпи якты хот пурайн мӑң арӑт па якӑт ванӆтӑӆӑт.


Ӑӊкєм – Светлана Алексеевна Кантерова, ащєм – Алексей Се­мё­нович Тарлин – ӆын сат­тєӆа вєр тәты кӑтӊӑн. Ащєм вўӆэт ӆавӑӆман вәӆ, ӑӊкєм вўы сух эвӑӆт хурамӑң әмӑтсухӑт ёнтӑӆ, сӑк кӑрӑтты вєр ищи сӑмӑңа тӑй: тўр­лопсӑт, тўтхотӑт, арсыр хурамӑт сӑк эвӑт вєр, ӑнтуп кеӑт сэв, хә па нє рнасӑт, нәй сӑхӑт иса тәса ӆэщӑтӆ. Рәт хӑнты ясӊев ищи така тӑйӆӑ­ӊӑн. Алексей Семёнович ащєм па Семён Егорович щатьщащєм «Пўпи якты хот» арӑт, якӑт вәты хуятӊӑн. Щатьщащєм йис вєрӑт тәса тӑйс – 60 муӆтас мӑӊ ар вәсӆэ. 


Интӑм Нуви сӑӊхум мўвн вәнӆат ёх эвӑӆт тәп Андрей Александрович хӑщӑс.
Щиты ма уша вєрсум, хуты «Вўрӊа хӑтӆ» па «Пўпи якты хот» щит мӑӊ хӑтӑӆӊӑн. Ван­тэ, щитӊӑн вой-хўӆ веӆ­пӑсӆӑты па йис вєрӑт тәса вәты ёх хуща постӑсы па Тәрума пойкщӑсы.
Йиӆуп мӑӊхӑтӆӑт – щит «Вўӆыйн кӑсты ёх мӑӊхӑтӆ», «Хў вепӑс хӑтӆ» ищиты мира әмща йисӊӑн.
В.М. Куриков хӑншум киника щирн «Пўпи як­ты хот» щит мєт йис мӑӊхӑтӆ. Вой веӆты хуят Нёрум вой муща­тӑс ки, ӆўв хотєӆн як хот эщӑтыйса. Советской лащ пурайн тӑм мӑӊ вєр ӑн рӑхӑс ӆэщӑтты, щит пӑта хӑняя па шитама пойкщӑсы. Тәп 1991-мит он Нуви сӑңхум рай­о­нӑн Вўт вошн «Пўпи якты хот» вєрӑнтсы. Щи оӑтн арӑң-моньщӑң хуят ар вәс.

Вән ёхӆам ясӊӑт щирн, ӆуӊӑӆтуп ӆэщӑтты хӑт­ӆӑтн, вантэ, пўпи якӑӊ щирӑт, вой арӑт па сыр-сыр ӑӆ хӑннєхә вәӆ­ты-хоӆты щирӑт муй вє­рӑт иса итӑӆн-итӑӆн айӆ­тые иӆєм вєр пийн имухты кимит вєрӑт м­сыева ванӆтӑӆыйт, нємасыя  такӑн няхӆыйт муй ар щирн хурасӑӊа аӆьӆыйт. Щи тумпийн мсыева ёнтум мӑӊ ӆәмӑтсухӑт, милӑт па посӑт, сўвӑт муйт ищиты якты хуятӑта тӑйты па мосӆ. Щӑӆта кашӑӊ пўпи якты хӑннєхәя ищи ма вәйтты мосӆ щимӑщ як вєрты хурасӑт.

Пўпие хота уңӑты пийн иньщӑсӆа, муй иты якхот тәты, муй арат хӑта, па мўв эвӑт юхтум ёха рӑх муй ӑн­тә мӑңхӑтӑн ариты, уңӑтупӑт вєрты. Ӛхӑт уша йиӆ, нӛрум вой пу­хие – вет, муй эвие – няӆ хӑт мӑр мӑңхӑтӑ вєрты мосӆ. Имет «пўпи як» хотн әмтыйты кє­ша әңх сухӑт, посӑт па милӑт ёнтӑт. Хә хуятӑт вой якӑт вантӑӑт. Ка­шӑң хӑт мєт сыры вән икет айат хәйт пиа «Аӑң ар», щӑта «Вой ар», «Мӑӑң вори ар» па етн «Вәӆтӑты ар» ариӆӑт.


Ёмвошн вәӆты хӑнты учёной па йис вәупсы єрамтты хә Тимофей Молданов вәупсэ мӑр «Пўпи якты хот» оӑ­ңӑн уша вєрӑс, вән научной нєпек хӑншӑс. Вантэ, тарнӑң йис вўш эвӑт хӑнты па вухаь мир «Пўпи якты хот» мӑңхӑт тӑйӑт. Щи­ты Тимофей Молданов ӛрӑӆн Ёмвошн округ творчества хотн щи вєр вәнтӑты щира нєма­сыя ӑшкола пўншсы. Рўтьщӑты хӑтӑтн няв­рємӑт уңӑтупӑт, арӑт вәнтӑты юхтыйӑт. 


Андрей Александро­вич Ерныхов ая вәӆмаӆн ванкўтӆы «Пўпи якты хот» пурайн вән ёхӆаӆ пєӆа вантман шитама вәнӆтӑс, мӑӊ арӑт хә­ӆӑнтӑс па нумса йис вєрӆаӆ пунӑс. Вәна в­маӆн айтєӆн вантум мӑӊ вєрӑт «Пўпи якты хотӑт» ванӆтӑты питӑс. 
Интӑм Касумн тәп кӑт ики пўпи якхот ӆэ­щӑтты хошӆӑңӑн, щит Андрей Александрович Ерныхов па Тимофей Алексеевич Молданов. Ма щатьщащєм Семён Егорович Тарлин ищи ма вәсӆэ, хутыса щи хот тәса ӆэщӑтты мосӆ, тәп ин ӆўв хўв пӑнта мӑнӑс.
«Пўпи якты хот» оӆӑ­ӊӑн ма м арат нєпек ӆўӊӑтсум па нумӑса юхӑтсум – «Пўпи якты хот» – щит вән мӑӊ пойкщӑты вєр. Ӑӆ хӑн­нєхәя тыв кєтумты ӑн рӑхӆ. 

Татьяна Тарлина, Касум ӑшколайн 9-мит классӑн вәнӆтыӆум эви

Хӑнты ясӑӊа тулмащтӑс
Ирина Самсонова

 

Традиции моей семьи - это традиции моего народа

 

Моя семья живёт в селе Казыме, которое считается местом компактного расселения народа ханты. Традиционно у ханты проводились праздники, связанные с культом животных: «Медвежьи игрища», «Проводы Лебедя», «праздник Лося», «Вороний День» и другие.На уроках родного языка мы вместе с учителем Софьей Максимовной Каксиной погружались в культуру нашего народа, рассказывая  нам о праздниках ханты:  «Раньше с приходом весны проводился «Вороний день». На ветки деревьев привязывали полоски ткани, в этот день не разрешалось заготавливать дрова в лесу, женщинам нельзя было заниматься шитьём». В середине лета у ханты раньше проводился Праздник обласа. Но мне неизвестно, проводился ли в Казыме в советское время такой праздник,  в настоящее время проводится «День рыбака».        

Но первое знакомство ребёнка с культурой происходит в семье. Именно в семье на взрослых мы увидели традиционную одежду, да и у нас она есть. Мы используем  посуду, вещи, инструменты  и другие бытовые предметы, которые есть во многих семьях села Казыма, где члены семьи занимаются оленеводством, охотой и другими традиционными занятиями. От родителей я узнала, что мой дедушка исполняет уже много лет песни на «Медвежьем празднике».

У нас  в селе проводятся праздники, в которых участвуют и члены моей семьи: «День оленевода», «День рыбака», «Вороний день», «Медвежьи игрища». Самый популярный из них, это – «День оленевода». А первая олимпиада оленеводов в посёлке Казыме была проведена в далеком 1936 году.

Но самый загадочный, это – праздник в честь медведя. Мои родные  рассказывали  о том, что несколько десятков лет праздник «Медвежьи игрища» был запрещён. С 90-х годов 20 века его снова стали проводить открыто. В настоящее время его проводят на стойбищах, в сёлах, чтобы сохранить и передавать молодому поколению репертуар «Медвежьих игрищ».

Изучением праздника занимались мои старшие сёстры Валерия и Вероника, мне тоже захотелось узнать о нём поподробнее, чем же он их так заинтересовал. Да и члены моей семьи имеют прямое отношение к празднику: они не только владеют информацией о нём, но и сами принимают в участие в обрядовом празднике.

Мои родители: Светлана Алексеевна Кантерова, Алексей Семенович Тарлин – индивидуальные предприниматели. Папа занимается оленеводством, мама  шьёт традиционную одежду и обувь, владеет мастерством бисероплетения. Они свободно говорят на родном языке ханты, владеют многими навыками, которые им передали когда-то их родители. Алексей Семенович мой папа и Семён Егорович мой дедушка – участники «Медвежьих игрищ». Дедушка Семён Егорович занимался охотой и рыболовством, хорошо знает традиции и обычаи народа ханты. Он – исполнитель более 60 песен на празднике. Дедушка и в советское время участвовал в игрищах, исполнял песни, танцы.

А из носителей древней традиции исполнения священных песен в Белоярском районе, на данный момент являются лишь Андрей Александрович Ерныхов (он старожил нашего села) и мой дедушка.

Итак, я узнала, что «Медвежьи игрища» и «Вороний день» – это обрядовые праздники, т.к. они: 1) проводятся  у ханты, занимающихся охотой, рыболовством или др. традиционными занятиями; 2) элементы праздника передавались от поколения к поколению; 3) праздник сопровождался определёнными действиями: песнями, танцами.

Новые праздники: «День оленевода», «День рыбака» – за несколько десятилетий стали традиционными, в них отражается связь народа ханты с природой, с промыслами, которыми они издавна занимались.

Из книги Курикова В.М. я узнала, что «Медвежьи игрища»  – праздник очень древний. Свидетельства почитания медведя найдены в бронзовых украшениях в 1 тыс. до н.э. [1, с.31]. Праздник проводился в доме охотника,  добывшего медведя. Большинство учёных считает, что смысл праздника – помирить душу медведя с добывшим его охотником.

Этот праздник запрещался советской властью, и проводился в то время тайно. Только в 1991 году в деревне Юильск Белоярского района праздник был организован и проведён открыто.

Из рассказов родных мне стало известно, что праздник длится несколько дней. Если добыли на охоте медведицу, то празднуют 4 дня, а если медведя, то 5 дней. Но сейчас праздник может продолжаться и 3-7 дней. К этому празднику нужна подготовка: сшить специальные костюмы для сценок, сделать берестяные маски и ещё многое другое.

На праздник приглашаются: охотники (мужчины), жители стойбищ (мужчины, женщины, дети), они приходят в нарядной одежде. Роли участников в празднике разные. Женщины могут исполнять танцы, но песни –   только мужчины. Женщинам даже запрещается присутствовать во время проведения некоторых обрядов. Праздник проводится по определенному порядку, который включает: обряды, песни, танцы, сценки. Обряды, например, такие: подношение даров медвежьей голове, окуривание предметов чагой, очищение людей снегом, водой от злых духов. Здесь нет сценария, но есть правила, которые нужно соблюдать: как разделывать тушу медведя, какие песни и когда надо петь, каким богам читать молитвы и т.д.

Наш земляк, ученый Молданов Т.А.  в книге «Общая характеристика медвежьих игр»  подробно описывает, как проходят Медвежьи игрища[3]. Первая часть – это разделка животного по определённым правилам: кости разрезаются по суставам, а голову отделяют вместе со шкурой и лапами. Проводят обряд очищения, чтобы злые духи, которые приходят на место смерти человека или медведя, не навредили. Затем проводят ритуал: медведя везут через священные места в поселение или стойбище. На святых местах духам приносят дары. После приезда на место окуривают чагой медведя, и охотников. После обрызгивания водой проводят гадание, во время которого узнают у медведя о его согласии на праздник. Гости привозят угощение, жертвы богам. Перед этим шаман произносит молитвы.  Медвежью голову помещают в доме в священный угол, на нос кладут монеты. Перед головой ставят чашу с украшениями, угощение. Каждый входящий человек должен пройти обряд очищения, потом поцеловать медведя. 

Организацией праздника занимаются специальные люди, их называют  повара.  Начинается праздник  днём, заканчивается  на следующий день утром. Утром перед головой медведя поют песню пробуждения, ставят чашу с чагой, чашу с угощениями. Затем поют специальные песни «медвежьего цикла» (мифы о том, как медведь спускается на землю, о встрече его с человеком, вознесении души медведя на небо). После этого исполняются мужские, женские танцы. В танцах участвуют не только пожилые, но и молодые люди. Таким образом, передаются традиции, усваиваются обычаи.

Следующая часть праздника – песни духов Миш, которые посвящаются духам родов, леса и других природных объектов.  Изображая духов и богов, участники должны быть одеты в одежду разных цветов. Обязательная часть «Медвежьего праздника» – «смешливые песни», во время которых  показывают сценки из жизни охотников.

Во время следующей части – «песни Менков», исполнители также в берестяных масках показывают сцены неправильного поведения в лесу и наказание за это.  За всем происходящим наблюдают зрители. В последний день  приходят на праздник Великие духи-покровители оленьих стад, дух подземного царства и другие, люди, изображающие птиц, животных. Одна из последних частей праздника (на ней бывают только мужчины) завершается гаданием и песней для последней души медведя. После окончания праздника снова проводится обряд очищения.

Самые первые сведения о «Медвежьих игрищах» я получила в семье от родных. Тексты песен, которые исполняются на празднике, описание праздника представлены в книгах ученых Молдановых Т.А. и Т.А. [3, 4],  Кравченко О.А. [1] и др.

Мои отец и дедушка – участники Медвежьих игрищ. Дедушка, Семён Егорович Тарлин, занимался охотой и рыболовством. Знаток традиций и обычаев казымских ханты, является – исполнителем более 60 песен на празднике. Он  и в советское время участвовал в игрищах, исполнял песни, танцы. А папа, Алексей Семенович на празднике обычно исполняет танцы.

Другой исполнитель песен Андрей Александрович Ерныхов, в детстве сначала был просто зрителем, а со временем перенял искусство исполнения священных песен от своих родителей. В 60 – 70-е годы, когда такие мероприятия были под запретом, их проводили в отдалённых деревнях. После проведения в 90-е гг. первых игрищ, Ерныхов А.А. стал прослушивать аудиозаписи. И ему самому захотелось исполнять песни. И только через много лет он стал принимать участие в священных песнях и танцах. В настоящее время Андрей Александрович является исполнителем главной заключительной священной песни, которая длится более трёх часов.

После сбора информации о празднике я поняла, что «Медвежьи игрища» – это не простой праздник. Это обрядовый праздник, который нужно проводить, потому что в нём частица души моего народа. И знания о нём мы должны передавать своим детям. И это то, что связывает нас одновременно с предками и потомками…

Тарлина Татьяна, ученица 9 класса СОШ с.Казым.

Руководители: Шевелева М.М.

Перевод на хантыйский язык Ирины Самсоновой

Рубрика: 
Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
Номер Ханты Ясанг: 
№ 16 (3556)
19.08.2020

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика