- Хантыйский
- Русский
ўве вәтаң хӑннєхәя ӑн ўңӑтӑэ
Россия народной мастер хә Александр Сайнахов – Ёмвош округӑн па па мўвӑтн вәтаң хуята вә. Тәп ўв щиты ӑн нәмӑс: «Мӑнєм вәтаң хуята ӑн ўңӑтєм. Ма – ӑ хӑннєхә». Ма щирємн, ўв нӑртама щиты нәмӑс, тәса пурмӑсӑт вєрта пӑты ўв мўвев кәща нєңӑн ям мойупсыйн мӑсы, ар пўш окружной, всероссийской па мўвтє вєртут вєрты хӑрӑтн ишӑкты нєпекӑтн катуптыйсы.
Александр Дмитриевич пиа XX-мит «Мужские и женские ремёсла: музееведческий и этно-педагогический аспекты» нємуп мирхотн вәйтӑнтсум. Щи ут тәня ўңӑн «Торум Маа» музейн мӑнӑс.
– Тӑм мўвн нӑңен арсыр мирхотӑтн вәйтантыйєм, хута пурмӑс вєрты па вәтаң хә иты вохӑнтыйн. Щӑта па мўвӑта нәам яңхӑн. Апа, па хон пєлӑкн ищи вәяӑн. Мосӑң, Венгрияйн вәсӑн? Югра эвӑт мир щив ванкўты яңхӑт.
– Па хон пєлӑкн иса ӑн вәясум. Вохӑнтыйсыюм, тәп щив яңхты каш ӑн тӑйум. Муй Венгрияйн вєрты? Тӑм он Пуңавӑт вошн «Славим человека труда» нємуп хӑрн па Москвайн вәсум, 2013-мит он Пермь па Тюмень вошңӑна яңхсум. Щирн, Россия хўваттыйн яңхум. Хута вохыюм, щив щи мӑнум. Ар о тывет-тухет яңхум па арсыр вєртутӑң ёх пиа вәйтантыйсум, ыв пиаа рәпатаев оӑңӑн пуртрємӑўв па аьўв, хуйтат муй пурмӑс вєрӑт. Щит әмӑщ вєр. Щимӑщ хӑрӑта няврємӑт ищи вохты мос. Мосӑң, мўң пеэва вантман, ыв хәнты ищи вєртут вєрты вўянтӑт.
– Нӑң тӑта юнтут уват вухаь хотые вєрӑн. Тӑм тӑхи рәпатнекӑтн щит вєрты партсыйн?
– Па муй. Хән тыв вохсыюм, щи пурайн щи оӑңӑн лупсыюм. Щит пӑты вәсєм, муй тӑта вєрты питум па юсаты кеши, вутуп па па утӑт пӑнӑн вўсум. Тӑмӑщ ай ут вєрты шєңк вукӑң вєр, вәншӑк пурмӑс вєрты кєншӑк. Па хуты вєрты? Муй вєрты партсыюм, щит щи вєрум.
Сыры вухаят тӑм хурасуп хотӑт омӑссӑт. Интум щит вєрты вуысӑт. Щекурьяйн тӑмӑщ хот иса ӑн хӑщӑс. Тӑм йисн хӑннєхәйт ӑщкам хотӑт вән ишнет пиа омӑсӑт. Катра йисн хотӑт айт вәсӑт.
– Ар хӑнты па вухаь ай пурайн пурмӑс вєрты вәнсӑт. Нӑң, апа, ищи щи пурайн щит вєрты питсӑн?
– Айтєн вантсум, хутысаты вәнат ёх вєртут вєрӑт па ищиты вєрты питсум. Мєт оӑң пўш нымӑ вєрсум, ӛхӑт кўншпӑң юх нюхӑртсум. Мўң ёш вой тӑйсўв па турн вєртыя кўншпӑң юхӑт моссӑт.
– Ма вәєм, нӑң ўв пурмӑсӑт ищи вєрӑн. Вухаят катра йисн щитӑт вєрӑнтсӑт?
– Рәтўв вўєң ёха, вой-хў веты хуята вәсӑт, ӑнтуп кеа хурамттыя ўв пурмӑсӑт вєрӑнтсӑт. Ма вәна ювмємн щит вєрты питсум. Ай пурайн ӑн вєрӑнтсум, тәп вантсум, муй щирн хә ёх щимӑщ пурмӑс вєрӑт. Интум щи утӑт тумпи нарӑсты юхӑт вєрум, тәп нарӑсты ӑн хошум.
– Нӑң Сўмӑтвош район Щекурья кәрт эвӑт вәӑн. Муй пӑты Сәрхан воша касӑсӑн, хута ар о вәӑн?
– Щекурьяйн сєма питсум, ӑшколайн Саранпаулян вәнтыйсум. 1992-мит он армияя мӑнсум, Свердловск хущи вәсум. Ӛхӑт щӑсаты юхи йисум, воша мӑнты кашєм йис. Сәрхан воша мӑнсум, щӑта 1995-мит он ГПТУ-17 нємуп хотн столяр-станочник нємуп хәя вәнтыйсум па комбинат хущи овӑт, ишнет вєрсум. Щӑсаты 2000-мит он «Старый Сургут» нємуп тӑхийн шуши мирӑт культура хота мӑнсум. 18 о щӑта рәпитум па вухаь культура нух амӑтыя нємасыя вўянтсум. Мўңева йис вәупсэв юрємӑты ӑн мос, еы щи вєр тәты мос.
– Щи нумӑс тӑйман, апа, няврємӑт пурмӑс вєрты вәнтӑӑн?
– Хән ыв ЦНК хотэва юхтыйӑт, тунты муй юх пурмӑс вєрты вәнтӑўв. Щӑта пурмӑсӑт вантӑты хот йит тӑйўв, ма пурмӑсам ищи нух пунман вәӑт. Щитӑт эвета па пухӑта вантӑум па путӑртум, муй щирн вєрсӑам.
– Пурмӑсан унтасн вух хоумтыйӑн?
– Хән мўң хущева рўтьщӑты ёх юхтыйӑт, еша вухӑңа ювӑнтум. Итәх хӑннєхәйт нємасыя вух саты пурмӑс вєрты партӑт. Ищипа щи вєрн ушӑң вух ӑн хоумӑн, щит пӑты хутты рәпитты мос.
– Тыӑщ вухен ямарат?
– Шим. Хән е тыныты пурмӑс вєрты партыюм, щи пурайн аршӑк вух сухуптӑы. Хән щимӑщ вєр ӑнтәм, авӑрт вәты. Кәртӑн хӑннєхә ўв омсум кӑртәпка па ўв вепӑсум хў тӑй. Вой-хў вепӑсӑты хуят ўве па семьяй апӑттӑэ. Вошн вәты авӑрт, муй мос, иса апкайн әтты мос.
Не считает себя известным человеком
Народный мастер России Александр Дмитриевич Сайнахов – известный в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и за его пределами мастер. В разговоре с ним он с этим определением не согласился: «Я себя не считаю известным человеком. Человек как человек. Известный – это сильно круто про меня». Поскромничал, конечно, обладатель премии Губернатора Ханты-Мансийского Автономного округа – Югры за значительный вклад в развитие сферы народных художественных промыслов, неоднократно награждённый грамотами и благодарственными письмами за участие и победу на окружных, всероссийских и международных конкурсах и фестивалях мастеров декоративно-прикладного творчества. Мы встретились с Александром Дмитриевичем на XX научно-практическом семинаре «Мужские и женские ремёсла: музееведческий и этнопедагогический аспекты», который прошёл летом прошлого года в этнографическом музее «Торум Маа», где он рассказал о своей жизни и работе.
– Хоть вы и не согласны, но я вас часто вижу на разных мероприятиях, куда приглашают как одного из лучших мастеров и известного человека. Знаю, что и за пределы региона ездите. Наверно, и за границей бываете. Например, в Венгрии, куда делегации из Югры довольно часто ездят.
– За границу я ни разу не ездил. Меня приглашали, я отказался, потому что не хочу. А что в Венгрии делать? Меня туда не тянет. Нынче был в Салехарде на фестивале «Славим человека труда» и в Москве, в 2013 году ездил в Пермь и Тюмень. Езжу по нашим городам, по России. Когда приглашают, везде участвую. Сейчас в Ханты-Мансийск в «Торум Маа» пригласили на хороший семинар. Знаете, сколько лет я езжу, разных мастеров видел и общался с ними. Когда встречаемся, мы же делимся опытом: кто-то так сделал, а кто-то по-другому смастерил. Одни говорят, что вот так надо делать. Вообще это очень интересно. Конечно, нужно встречаться с разными людьми и мастерами, чтобы и дети заинтересовались сохранением промыслов. Сейчас же всё это забывается. Поэтому они, глядя на нас, может, тоже возьмутся мастерить. Теперь люди обратились к вопросу развития обско-угорской культуры. Это раньше на нее как-то пристально не смотрели.
– На семинаре делаете макет мансийской избушки. Задание сами выбрали или организаторы дали?
– Дали. Когда приглашали, позвонили и сказали, что я буду делать мансийский дом в макетном виде. Чтобы уже заранее настроился. Уже знал,
какие инструменты брать с собой. Конечно, так лучше, чем ехать и неизвестно, что будешь делать. Тут всё уже определено, и делаешь работу спокойно. Я бы, конечно, лучше что-нибудь большое бы взялся делать. Мелкое делать – кропотливая работа, долгая. Крупное берёшь, все-таки быстрей делается. Ну а куда теперь деваться? Как сказали, так и надо делать.
Раньше вот такие, как этот макет, мансийские избушки строили. Сейчас этого нет, всё забывается. Может, где-то ещё в мансийских деревнях есть такие старые дома. У нас в Щекурье таких домов уже нет. Сейчас строят по-современному. И большие дома делают. А у народа манси в старину дома были небольшие, и потолки низкие были. А сейчас дома строят – потолок под 2,5 метра. Есть и по три метра, чтобы просторней было и окна были большие. А раньше же окна делали маленькие.
– Большинство мастеров ханты и манси с детства начали заниматься ремёслами. Думаю, вы не исключение.
– Я видел у своих дедушек и стариков в деревне, как они мастерят. Первая вещь, которую я сделал – это были лыжи. Потом делал грабли. Мы лошадь держали, и косы у нас были, чтобы сено косить. Литовки и грабли чинили. Например, зубья у граблей сломаются, надо было их снова сделать.
– Знаю, что делаете, в том числе и изделия из кости. Манси раньше занимались резьбой по кости?
– Предки-то были оленеводами, охотниками и рыбаками, чаще они делали пояса с костяными украшениями. Я взрослым начал заниматься резьбой по кости, в детстве этим не занимался. Просто видел, как наши варили кость, ручки на ножи и упряжь для оленей делали. Кроме резьбы по кости, я ещё и музыкальные инструменты делаю, но играть на них не играю, потому что слуха нет. А вот бубны мастерить ещё не пробовал.
– Вы родом из деревни Щекурья Берёзовского района. Как попали в Сургут, где живёте уже много лет?
– Я родился в Щекурье, учился в Саранпауле, потом в 1992 году в армию пошёл. Служил в Свердловске. После армии приехал домой, и всё - меня потянуло в город. В деревне уже как-то не хотелось жить. Не знаю, молодой был, наверно, ленивый был, ничего не хотел делать (смеётся). Приехал в Сургут учиться и остался там жить. В 1995 году поступил в ГПТУ-17, выучился на столяра-станочника и начал работать в комбинате. Там изготавливали окна и двери на дома, которые строили. Потом в 2000 году перешёл в Центр национальной культуры в Историко-культурном центре «Старый Сургут», где работаю 18 лет. Капитально взялся за возрождение мансийской культуры. Конечно, надо это делать. Если культуру забудем, что мы за люди? Если свою культуру не знаем, неинтересно жить. Наши предки ведь мудрые люди были: они всегда всё правильно делали, именно от природы брали всё. Они вред не наносили природе, когда, например, строили дома и делали лодки. И вот это начало забываться. А не надо, чтобы забывалось, нужно, чтобы дальше жило.
– Раз вы так думаете, значит, свои знания передаёте детям.
– Приходят ребята в ЦНК, мастер-классы для них проводим. Кто по бересте, кто по дереву проводит. У нас есть свой выставочный зал, там много моих работ по дереву, кости, бересте и из корня кедра. Показываю детям, рассказываю об изделиях.
– На реализации изделий зарабатываете?
– Только когда туристы приезжают и спрашивают какие-нибудь вещи. Или людям продаю, когда бывают заказы. На одном ремесле не проживешь, надо всё равно ещё где-то работать.
– А на зарплату не жалуетесь?
– Как не жалуюсь? Всё равно зарплата маленькая. Иногда подкидывают, когда заказы выполняю. Когда заказов совсем нет, конечно, тяжело. В деревне картошка своя, есть рыба. Если рыбак-охотник, себя прокормишь и семью прокормишь. А в городе очень тяжело жить, всё надо покупать.