- Хантыйский
- Русский
Хӑнты мир вєрӑт пєы кєрӑсум
Ипўш командировкая мӑнты епийн етн юн омӑсман роман ёшєм Тарасов рәтєм оӑңӑн хӑншум нєпека сәхтӑсєм. А муй па? Щӑта аңки пос воша юхӑтсум па рәт нєңєм Маргарита Филипповна Заяц пиа вәйтантсум. ўв эвӑтэа уша йис, ма щащєм апщи Филипп Степанович Тарасов Анна Михайловна Конева ими тӑйс. ўв Маргарита Заяц упия вәс.
Маргарита 1962-мит он орвошн сєма питӑс. Аще Филипп Михайлович Конев – сӑран ики, ӑңке и пєлка юрн, и пєлка – хӑнты, нєм Анастасия Николаевна Ландо. Маргарита щиты путӑртӑ: «Ащєм Муши кәрт эвӑт вәс, ыв семьяе тынєсты вєр яма тӑйсӑт. Щатьщащєм Питор кәртӑн апка тӑйс. Ипўш вет щурӑс шойт вәтшӑс. Щит, нєш, хотхӑры юхӑтты нєңӑн оумсы. Щи вєр пӑта щатьщащєм Омск вошӑң кӑсна хота омӑссы.
Ӑңкєм Приуральской район Товопогол кәртӑн сєма питӑс. Аңкаңкєм Елена Ямбовна, аңщащєм Николай Сергеевич Ландо. Ӑңкєм рәт ин Харсаим па Аксарка кәртңӑнӑн вәӑт, ванкўты щив мойңа яңхум.
Ӑңкєм-ащєм Пуңавӑт вошн партийной ӑшколайн вәнтыйсӑңӑн па вәтаңа йисңӑн. ын нєпекӑң хуятңӑн вәсңӑн. Ӑңкєм ня ясӑң тӑйс: юрн, хӑнты, сӑран па рўщ.
Ащєм ӑңке-аще шєңк ӑн ӑңхасңӑн, ән ўв юрн-хӑнты нє имия вўс. Тәп ащєм ӑн хәӑнтӑс па имеңа йис. Мўң семьяевн хәт няврєм вәс. Ащєм Вуаң Отечественной аьн аясӑс, щи юпийн хў вепӑсӑты вєр әхтыйн инспектора рәпитӑс па мир эвӑт вой сух ӑктӑс. ўв ванкўты мәшитӑс. Ма тәп вет оа йисум, хән ащєм пӑрӑс».
Маргарита орвошн яң класс етшуптӑс. Щи юпийн вошӑң кәщайн вохсы па лупсы: «Нӑң Пуңавӑт воша мӑна, культура вєра вәнтыа па юхы кєра! Тӑта нӑң культура хот кәщая йиан». Тәп ўв ӑңке ӑнтәма йис, щирн Зинаида упе юхтӑс, Маргарита па Елизавета апщеңӑ Нижневартовск воша тәсэ. Щӑта ын мўв ипи питы вуй вўты вєра вәнтыйсӑңӑн. Щи юпийн Маргарита 18 о оператора рәпитӑс. Икеңа йис, хәум няврєм Андрей, Анастасия па Виктор сєма питсӑт. Ин Маргарита Филипповна кӑт хиы Всеволод па Дима тӑй.
1990-мит оӑтн иса Россия па Югра мўвев хўваттыйн шуши мир вәупсы нух аумты питсы. 1998-мит он аңки вошн «Югра ыңуптӑты» тӑхи вєрсы. М. Заяц щиты путӑртӑс:
– Мўң тӑхев кәщая Маина Ефимовна Макарова (Шесталова) йис. Оӑң мирхотн уша павӑтсўв, муй вєрты питўв. Ма имухты культура вєрӑт тәты питсум. Еы шуши мир вәупсы пӑта «Социально-экономическая программа» поступсы хӑншсўв па вошӑң дума депутатўва щи оӑңӑн путӑртсўв. Ин вош бюджет эвӑт щи поступсы тәты щира вухн мӑыюв. Имухты ня хуят тарма рәпитты питсўв. Мин Антонина Ануфриева пиа культура вєрӑт тәсман. Галина Змитрович няврємӑт пиа рәпитӑс.
Ин хўвн ма вошӑң тӑхев хуща кәщая рәпитум. Ма щирємн, мєт вуаң вєрєм – щит вошӑң шуши ёха нётты. Итәх хуятӑта рәпата вәйтты нётум, итәх ёха арсыр нўшайт тўңматты. Щирн ванкўты вошӑң кәщайта, арсыр рәпата тӑхета яңхум па щи оӑңӑн путӑртум.
М.Ф. Заяц шуши мир тӑхи па щӑта вәты «Сорни ёш» тӑхи оӑңӑн айке тәс: «Муй пӑта ма шўкщӑты вєр пєы сӑмӑң? Вантэ, ӑңкєм тәса пуркайт, щӑшкан сӑхӑт, ернасӑт па па әмӑтсухӑт ёнтӑс. Ӑшколайн вәнтыймєм пурайн ванкўты интерната яңхсум, хӑнты эвет эвӑт сӑк кӑрӑтты вәнтыйсум. Ма нємут пурайн ӑн нәмӑссум, хуты вәупсєм хўват юхы хӑнты мир культура пєы кєрӑум. Щиты тывӑс, щирн щит ма вєрєм».
Шуши мир центр хуща тӑаң о хӑншман вә, муйсӑр емӑңхӑтӑт эщӑтты питыйт. Щиты Вурңа хӑт, «Пўпи якхот», Мўвтє шуши мир емӑңхӑт, финно-угрӑт хӑтӑт па па емӑңхӑтӑт эщӑтыйт. Щи пурайн аңки воша Тром-Аган кәрт эвӑт «Тром ёван мокут», Лянтор вош эвӑт «Пинэли» па па якты-ариты тӑхет ёх юхтыйӑт. Ипўш Ямал мўв Тарко-Сале кәрт эвӑт якты-ариты ёх вәсӑт. «Нефтяник» нємпи вошӑң культура хот ёх ищи яма нётӑт.
«Сорни ёш» тӑхия арсыр уват вошӑң ёх юхтыйӑт, щит айат ёх, вәна пєлка ювум хуятӑт, мәшӑң няврємӑт. Шуши мир культура тәты тӑхи ёх «Анастасия» нємпи мәшӑң няврємӑт лекщитты хот ёх пиа ияха рәпитты щира «Кашащты нєпек» тӑйӑт.
Ма иньщӑссум, мәстӑ муй ӑнтә вошӑң мира ёнтты, сӑк кӑрӑтты. М.Ф. Заяц юхы лупӑс:
– Па муй. Вән хуятӑт хӑт кўтуп артӑн юхтыйӑт па тәп етн 9-10 щосн юхи мӑнӑт. Щи пурайн ма шуши мир вәупсы оӑңӑн путӑртум. Па мир имета авӑрт хӑнты хӑншет ёнтты муй сӑк эвӑт кӑрӑтты. Мєт сыры ма кашӑң хӑнши оӑңӑн путӑртум, ән ыв уша вєрсӑт, муйсӑр тӑхета ёнтты рӑх.
Жизнь всё равно вернула меня к хантыйской культуре
Как-то, собираясь вечером дома в очередную командировку, моя рука невольно потянулась к родословной моей бабушки по отцовской линии Евдокии Степановны Шульгиной (Тарасовой). Оказалось неспроста. Приехав в командировку в город Лангепас, я познакомилась со своей родственницей Маргаритой Филипповной Заяц (Коневой), которая и приходится мне родственницей именно по бабушкиной линии. Младший брат бабушки Филипп Степанович Тарасов был женат на Анне Михайловне Коневой – родной тёте Маргариты.
Маргарита родилась 9 августа 1962 года в посёлке Шурышкары в семье коми-зырянина Филиппа Михайловича Конева и женщины ханты и ненки Анастасии Николаевны Ландо. Вот что она рассказывает: «Отец был родом из села Мужи Шурышкарского района. Его родственники занимались торговлей, у деда был свой магазин в посёлке Питляре. Однажды у него была недостача на пять тысяч, как позже выяснилось – обокрала техничка, которая мыла полы в магазине. Деда посадили за недостачу в Омскую тюрьму.
Мама родилась в посёлке Товопоголе Приуральского района. Бабушку звали Елена Ямбовна, дедушку Николай Сергеевич Ландо. Родственники по линии матери живут в посёлках Харсаиме и Аксарке, часто езжу к ним в гости.
Родители познакомились в Салехарде, учась в партийной школе. Они были грамотными людьми. Мама знала четыре языка: хантыйский, ненецкий, коми-зырянский и русский.
Родители отца были категорически против его женитьбы, тем не менее он ослушался их – женился, по этой причине отношения с семьёй родителей были всегда напряжёнными. В семье нас было шестеро детей. Жили мы в селе Шурышкары. Отец – участник Великой Отечественной войны, с фронта вернулся раненным. После войны работал инспектором рыбоохраны, заготовителем пушнины. Мне было всего пять лет, когда его не стало».
В посёлке Шурышкары Маргарита окончила 10 классов. Ей предлагали работать в сфере культуры. Однажды вызвали в сельсовет, посоветовали поступить в Салехарское культпросветучилище, по окончании которого сразу же предлагали должность директора сельского Дома культуры. Но не стало мамы, поэтому старшая сестра Зинаида забрала Маргариту и Елизавету к себе, в город Нижневартовск. Здесь они выучились в нефтяном училище.
Год учёбы пролетел быстро. Её сразу же пригласили на работу оператором технологических установок, где Маргарита проработала около 15-18 лет, потом на долгие семь лет пошла в декрет. Маргарита Филипповна – мать троих детей, старший сын Андрей, дочь Анастасия и сын Виктор. А сегодня уже и дважды бабушка, внуков зовут Всеволод и Дима.
В 1990-ые годы по всей России, в том числе и в Югре, началось возрождение культуры коренных малочисленных народов Севера. В 1998 году в Лангепасе создали городское отделение окружной ассоциации «Спасение Югры». Вот что об этом рассказывает моя собеседница:
– У истоков лангепасского отделения стояла мансийская девушка Маина Ефимовна Макарова (Шесталова). На первом собрании мы определились, чем будет заниматься наше городское отделение. Меня сразу же поставили заведовать сектором культуры, выделили ставку. Два года спустя мы разработали «Социально-экономическую программу по развитию коренных малочисленных народов Севера автономного округа», которая работала с 2002 года. Я защитила эту программу на заседании городской думы. Тогда эта программа финансировалась из «Северного фонда», а сейчас Лангепасской городской думой. Во всех делах нам хорошо помогает наша администрация. Со временем у нас образовалась сильная команда, мы с Маиной были во главе, Антонина Ануфриева отвечала за культурную наполняемость мероприятий, Галина Змитрович (Возелова) работала с детьми.
Вот уже долгие годы городское отделение возглавляю я. Одну из своих главных задач вижу в том, чтобы по возможности помогать городским жителям – представителям коренных малочисленных народов Севера – в устройстве на работу или в решении тех или иных жизненных проблем. Мне это удаётся. Часто приходится обращаться к главе города, к работодателям и т.д.
При встрече Маргарита Филипповна рассказала и о своей работе в Центре национальной работы, а также о кружке «Сорни ёш» («Золотые руки»):
– Мама была изумительной рукодельницей, прекрасно шила бурки, женские халаты ‘щашкан-сах’, хантыйские платья и многое другое. В те годы же в магазинах был страшный дефицит, поэтому всё шили и делали сами. А бисером плести я научилась от девочек, которые жили в интернате, часто ходила к ним в гости. Всё это мне пригодилось в жизни. Я ведь никогда в жизни не могла подумать, что буду заниматься сохранением хантыйской культуры. И всё-таки жизнь вернула меня к этому. Значит, это изначально моё!
В Центре культуры на весь год есть план работы, где обязательно расписаны традиционные праздники «Вороний день», «Медвежьи игрища», а также Международный день коренных народов мира, Декада родственных финно-угорских народов и т.д. На праздники приезжают творческие коллективы из посёлка Тром-Аган «Тром ёван мокут» («Тромаганские ребята»), из города Лянтора «Пинэли» («Пимочка»), однажды приезжал фольклорный ансамбль с Ямала, из посёлка Тарко-Сале. В организации и проведении всех праздников помогают и местные творческие коллективы Дома культуры «Нефтяник». Поскольку город Лангепас – территория проживания тромаганских и аганских ханты, то они и приезжают на праздники из близлежащих стойбищ.
В Центре в кружке «Сорни ёш» («Золотые руки») занимаются люди разных возрастов: молодёжь, среднее и старшее поколение. У Центра культуры народов Севера есть «Соглашение о взаимодействии» с бюджетным учреждением «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Анастасия», у нас занимаются и дети-инвалиды. Они посещают различные мероприятия, которые организуются Центром культуры народов Севера.
Недавно была организована выставка «Россыпи Югры», где были представлены поделки из бисера, различные изделия с традиционными орнаментами, много вышитых бисером картин.
На мой вопрос, с каким настроением приходят жители на кружок, Маргарита Филипповна ответила:
– С большим удовольствием. Для людей старшего поколения занятие в кружке – это своего рода отдушина, они приходят на занятия в обеденное время и уходят в 9-10 часов вечера. Во время занятий знакомлю горожан с уникальной культурой обских угров. Многим женщинам тяжело даётся освоить наше традиционное рукодельное искусство. Они признаются, что им нелегко даётся работать с хантыйскими орнаментами. Происходит это ещё и оттого, что они не умеют читать наши орнаменты, поэтому я постепенно рассказываю им об их значении и применении.
Участники кружка принимают самое активное участие в организации традиционных праздников.