Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Реональда ОЛЬЗИНА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • «30 о – 30 вєр»
  • Пищма китты нєпек
  • Вўща ясңӑт китӑт
  • Ӑшколайн вәнтыйты няврємӑт апӑтты вєр оӑңӑн путӑртсы
  • Газ тӑйты вєрӑт оӑңӑн айке тәсӑт
  • Вухаь мир газета 30 оа йис

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Нуви тўт пӑты хуна норма ӑн вєры
  • Мўвтє мирхот оӑңӑн айке тәсңӑн

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Питор хә рәт мир вәупсы тә
  • Йис вәупсы такы вәты ӑн вєрит
  • Мӑнєма шєңк әмӑщ рәт ясңєм єрамтты
  • Ваншєң тув кәртӑң мир вәупсы
  • Мария Эккерт вєрум пурмӑсӑт вантупсы пўншсы
  • Хӑнты мир вєрӑт пєы кєрӑсум
  • Лимпас пўңӑ ай кәртые
  • Вўт кәрта кєрӑсңӑн

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Моньщӑт моньщсӑт
  • Айата вәман шуши якӑт сӑма рӑхсӑт
  • ўве вәтаң хӑннєхәя ӑн ўңӑтӑэ

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 23 (3659)
  • № 22 (3658)
  • № 21 (3657)
  • № 20 (3656)
  • № 19 (3655)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 16 (3652)
  • № 15 (3651)
  • № 14 (3650)
  • № 13 (3649)
  • № 12 (3648)
  • № 11 (3647)
  • № 10 (3646)
  • № 9 (3645)
  • № 24 (3660)

Вы здесь

Главная » Йис вәупсы такы вәты ӑн вєрит
Яков Тарлин, Ёмвош, 2018-мит оӆ
Яков Тарлин, Ёмвош, 2018-мит оӆ
  • Хантыйский
  • Русский

Йис вәупсы такы вәты ӑн вєрит

Тәня «Объект. Время. Культура» нємуп вантупсыйн, щи ут «Торум Маа»  хотн XX-мит «Мужские и женские ремёсла: музееведческий и этнопедагогический аспекты» нємуп мирхот пурайн вәс, вєртутӑң ёх пурмӑса оӑңӑн ай павӑтсӑт. Щи пурайн Россия народной мастер хә Яков Тарлин лупӑс: «Культура ӑн мос нух аумты, йис щирн вәты мос». Хән ўв пиаа вєртутӑң хӑрн вәйтантсум, щи вєр оӑңӑн путӑр оңӑтсум. Ванӑн Николай Анатольевич Тасьманов рәпитӑс, ув ищи еша путӑртӑс. 

– Яков Никифорович, иса катра щирн вәты ӑн тывӑ. Вәупсы пасыра йис па интум ар хӑнты па вухаь тӑм йис щирн вәӑт. 

– Хән мосум, хӑннєхә луп, хуты ўв йис щирн вә. Па щи вєр емӑңа тӑйӑэ. Хуйтат тӑм йис щирн вәӑт, щитӑт нӑртама щи оӑңӑн пәшкӑӑт. Итӑт лупӑт: «Нӑң воша ки касӑсӑн, ән ищи тӑм йис щирн вәсӑн». Ма катра йис вәупсы така вәты ӑн вєритум. Вошн ищи пурмӑс вєрты па йис вєрӑт авӑты рӑх. Тӑм музея семинарӑт така юхӑтты рӑх па тӑта пурмӑс вєрты. 

Яков Никифорович Тарлин 2006-мит о вўш эвӑт Россия народной мастер нєм тӑй. ўв Нуви сӑңхум район Касум вош эвӑт вә. Ӑшкола юпийн «Казымской» совхосӑн рәпитӑс. Армия эвӑт юхи юхтӑс па ищи щӑта рәпитӑс. 1990-мит оӑтн Культурно-антропологической ӑшколайн (КАШ) ай ёх пурмӑс вєрты вәнтӑс, ӛхӑт тренера вәс. Интум рәпатайы хӑщӑс. 

– Хуйтат тӑта муй вєрӑт? Уша вә, нынана мирхот мӑнты мӑр пурмӑсӑт етшуптӑты мос. 

– Тум хәйан муй вєрӑт? Ушӑңа ӑн хәӑнтсєм. Тӑм Коляйн, єхәем, пай упас вєр. Хутты ёхан ов әхӑ вєрӑт, Пашаен (Тользин) щӑта вўы әхӑ вєр, нюхрӑнтман тута хутты омӑс. Арсыр рәпата ёх вєрӑт. Тӑмиты вәтьща юхтӑнтэвн әмӑщ, вантэ. Хутты муты ӑн вәэн ки, муйы вєрты, муйы оңитты, хуят хуща еша яңхӑн па вантӑн. Хуты вәнтыйты ищи мос, иса хән вєр имухты тыв. 
Ма интум ай хоп пӑты вєрум. Щӑта вещи пойа-муйа, шәпи тохӑса тыв ёнтты питӑам. Хуна пӑтэ сэвӑрєм, муй нюхӑртєм. Кӑт ёша вўйман карты вутупн ай хоп пӑты пайы вєрєм.
Толик Вадичупов ясӑң сӑма рӑхӑс. ўв лупӑ: «Нын пєана вантӑн, кӑ, ищипа мирхот сухӑнты вәнты пурмӑсӑт вєрӑӑн. Нын ушӑң-сащӑң ёх». Ма юхы лупсум: «Мўң тыв па хуят пєы вантты па вәнтыйты юхтыйўв». Ӑ вәты каша хән тыв йиўв. Тӑта Егор Алексеевич Кунин вєрум ай хоп вә. Хопӑ вантсєм, ўв хоп пӑты иса пайыя ӑн вєрсӑэ. Щимӑщ ай хопӑтн мирев хоуп вантты яңхӑт, интум кӑсты питсӑт. Сергей Васильевич Кечимов ищи щимӑщ хопӑт вєр. ўв хопа веткєм мєтра хўваттыйн. 

– Нӑң нәам «Торум Маа» хущи вєртутӑң хӑрӑта юхтыйӑн. Еы муйсӑр вєрӑта ӑңхаӑн вәнтыйты? 

– Кев пурмӑсӑт вєрты хӑр щикўш вәс, кимит пўш вєрты мос. Атэт семинар вєрты мос, хута аьты, муй щирн ям юх вәнтӑн вәйтты. Интум ёхўв вєртутӑң хӑрн муйн мӑыйт, щит эвӑт пурмӑс щи вєрӑт. 

Николай Тасьманов: 
– Щит тӑаң наука вәнтӑн ям юх вәйтты. Нын нохӑр юхӑт кӑрн еңта лакӑт вантсӑтн? Щимӑщ юх хущи ыпе хут ыйса. Каркам ёх тарум ищкийн аюм вей вєртыя юх кӑншты яңхӑт. Щи юпийн камн аюм вєрӑт. Ищки пу-райн юх сорум, нємасыя нух сорӑты ӑн мос. 

– Яков Никифорович! Рўщан вәнтыйты пурайн иньщӑсӑт, муй щирн пурмӑс вєрты. Хӑнтэт хәса вантӑт, ӛхӑт ищиты вєрӑт. Мосӑң, интум рўщ щирн няврємӑт вәнтӑты мос? 

– Нюхрантэнӑн айтыева ыве вәнтӑты мос: муйы нюхӑртты, кеши муйы тӑйты. Ай няврєм хән кеши ёша вў, ищимурт ўве вантман щи тӑйэн. Мўң ая вәмевн кеши вўўв па нюхрантты омӑсўв, ёшєм эвӑтмӑєм па хәса щи юхи мӑнум. Ӑңкєм, вантэ, юн ёшєм щив йирумтӑэ. Щи, тӑрмӑ. Ӛхӑт мӑр мӑн, па щи пурмӑс вєрты нумсэн пит. Па щи кеши ёша вўӑн. Айкємн щиты щи вәнтыйӑн. 

Яков Тарлин арсыр пурмӑс юх, ўв па тунты эвӑт вєр. Щи тумпи айат ёх тумранӑн юнтты па хӑнты якӑт якты вәнтӑ. ўв нәам Пўпи хотн уңӑтупӑт вєрты хуята вәя. Щӑта арсыр вєртутӑң хӑрн ўв пурмӑса мира вантӑ па хӑннєхәйт вєртут вєрты вәнтӑ.  

– Нӑң, апа, е тыныты пурмӑс ищи вєрӑнтӑн?

– Тӑм йисн кешет вєрум. Юх марганцовкайн нєрєм, пита ат, щәңхита па щӑта щи эвӑтєм. Кеши щит ар вєрӑнтум, о мӑр ветъяңкєм ут тыныман вә. Ар щира щитам вєрӑам, хурамӑн эвӑтӑам. Катра йис щирн хурамӑт вєрум. Вантэ, ими кеши хурамӑң вәс. Имєна вєрты кешийн сотпӑ тунты эвӑт вєра па хӑншийн вєра. Тӑм йисн рўщен, вантэ, щимӑщ пурмӑс кӑншӑ. 

– Хӑнты ясӑң газета ўңтыйӑн?

– Вантэ, ёша ки питый, ўңтыйєм. Интернетӑн вәйтсєм па вантыйсєм, щӑта «Одноклассники» газета лопӑс хуща әхӑса хӑншаньщсум. 
 

Мастер не может жить вне традиций

На презентации выставки изделий «Объект. Время. Культура» из фондов этнографического музея «Торум Маа», которая в прошлом году прошла в рамках XX научно-практического семинара «Мужские и женские ремесла: музееведческий и этнопедагогический аспекты», были представлены работы мастеров декоративно-прикладного творчества, которые они выполнили на предыдущих семинарах. Рассказывая о своих изделиях, народный мастер России Яков Никифорович Тарлин тогда сказал: «Не надо пытаться сохранять культуру, надо в ней жить». На практической части семинара, который проходил на открытой экспозиции музея, где мастера изготавливали традиционные изделия обско-угорских народов разговор с Яковом начали с этой фразы. Во время беседы в разговор вступал и другой народный мастер России, тоже казымчанин – Николай Анатольевич Тасьманов.

 

– Яков Никифорович, на выставке вы сказали, что культуру надо не сохранять, а нужно в ней жить. Но ведь жизнь изменилась, и не каждый ханты, манси сейчас живёт в традиционной среде.

– Мы же все вышедшие из природы. Когда нужно, человек рассказывает, что он живёт в традиционной среде. Для него это свято. Человек, живущий традициями, всё равно старается соблюдать их. А если он не живёт этим, живёт по-современному, просто создаёт видимость, образ такой. Для него это имидж. Иногда мне говорят: «Вот был бы ты в городе, также бы жил». Я чувствую, что не могу жить вне традиций. Почему я сказал, что не надо сохранять культуру? В городе тоже можно жить, делать изделия и сохранять культуру. Нет запрета на это в городе. Здесь в музее можно договориться, найти дерево, привезти сюда и поработать. И тогда человек наберёт опыт даже безо всякого семинара. Сколько раз сюда приезжаю, знаю, что меня здесь всегда примут, всегда ждут.

 

Яков Тарлин – народный мастер России (с 2006 года), уроженец села Казыма Белоярского района. По окончании школы работал в совхозе «Казымский». Отслужив в рядах советской армии, вернулся домой и устроился на работу в тот же совхоз. Во второй половине 1990-х годов он работал мастером-наставником в Казымской Культурно-антропологической школе (КАШ), затем был тренером по национальной спортивной борьбе в Центре спортивной подготовки сборных команд Югры. В настоящее время безработный.

– На этом семинаре у мастеров ограничено время для изготовления изделий. Сумеете уложиться?

– Сейчас я макет калданки делаю из сосны. А так-то обычно из кедра их мастерят, потому что он смолистый, и в воде древесина не гниет. Но на семинаре это не принципиально. Кедр срубить дорого. Надо разрешение брать, а это делается через Союз общин коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Племянник Коля Тасьманов делает макет лабаза, Паша Тользин мастерит оленью нарту, другие мастера делают сани.

Мне понравились слова Анатолия Вадичупова. Говорит: «На вас посмотришь, видно, что все равно все сделаете. Вы - универсальные люди». Я говорю: «Мы же едем сюда с учетом что-то посмотреть, чему-то поучиться. Не просто же так. Просто так человек не может ездить на такие мероприятия. Здесь есть облас, его делал Егор Алексеевич Кунин из Корликов. Я сейчас посмотрел, он не до конца раскрыл днище. Лодка как грузовая, чтобы ездить сетки проверять. На соревнованиях по гонкам на обласах  сейчас эта форма используется как гоночная. Вот если днище чуть-чуть сделать площе, чтобы края как ребрышки были, для гонок эта лодка очень хорошая. Сергей Васильевич Кечимов примерно так делает. У него длинные лодки, метров по пять.

 

– Вы постоянно участвуете в семинарах мастеров традиционных промыслов и ремёсел, которые проходят в «Торум Маа». На каких ещё хотели бы побывать?

– По литью бронзы был семинар. Но повторить можно. Нужно еще поучиться старинному способу ковки и закалки металла. Еще нужно отдельный семинар провести по заготовке материала, то есть умению правильно найти и выбрать сырье, как его сушить. Потому что сейчас мастера, что есть, то и берут. Чтобы там была теоретическая часть и практическая тоже, например, как правильно искать дерево. Необязательно его рубить. Просто объяснить и показать, как найти его.

 

Николай Тасьманов:

– В этом отношении целая наука – даже показать, какое надо дерево, допустим, на изготовление обласа. Видели на кедре кольца? Полоски коры вокруг ствола идут кольцами. У такого кедра внутри сердцевина всегда гнилая. Есть кора кольцами, а есть кора ровная.

 

Яков Тарлин:

– Технологии заготовки материала обязательно нужно учить молодёжь. Например, заметил, у березы кору снимаю (на топорище очень хорошо подходит), она как железная становится. А вот такие вещи делать, как макет калданки, не надо, чтобы она была как железо. Расколол древесину на четыре части и когда зимой с ней работаешь – идёт мягко. Если полностью ствол срубишь, она становится как кирпич. Коля любит такую древесину. Я не люблю, она слишком твёрдая. Если срубили дерево, где много берез, видать, там ей не хватает микроэлементов. Поэтому когда она высыхает, откалывается и трескается. Берёза, которая стоит отдельно от семьи, имеет все микроэлементы. На Оби смотрел (в Большой Атлым ездил), если древесина березы там даже год пролежала, все равно нежная и мягкая. Когда она высушенная, как по маслу нож идёт. По прочности лучше, чем наша берёза. Просто южнее на 200 км находится и получает больше солнца. У неё сок слаще, сахара больше и поэтому древесина прочнее.

 

Николай Тасьманов:

– Ещё можно, кому не лень, в самые морозы мерзлую-мерзлую древесину спиливать. Допустим, на топорище. И на улице смастерил его, посадил. В морозы дерево сжатое, лучше сухого, сушить не надо, самая-самая плотная древесина. А потом в сырое время его в лес брать. Топорище чуть намокнет, древесина расширяется и крепче становится.

 

– Яков Никифорович! По русской традиции, чтобы кого-то чему-то научить, обязательно надо рассказать и показать. У ханты ученик молча наблюдал за мастером. Современная практика показывает, что нынешним детям и молодёжи уже тоже приходится объяснять и показывать.

– Да. Когда их учишь строгать, посматриваешь, как мальчик это делает, как нож или стамеску держит в руках. В детстве нож в руки возьмешь, пока строгаешь, руку порежешь и потом идешь домой. Дома мама забинтует рану. Время проходит, снова берёшь нож в руки и уже стараешься быть аккуратней. Так потихоньку и учишься ремеслу.

 

Яков Тарлин изготавливает предметы из дерева, кости и бересты, как в натуральную величину, так и макеты, сувениры. Кроме этого обучает молодежь игре на тумране и хантыйским танцам. Он постоянный участник и исполнитель на Медвежьих игрищах, демонстрирует свое мастерство и делится опытом работы на муниципальных, региональных и всероссийских выставках, семинарах декоративно-прикладного творчества. 

– Вы ещё проводите мастер-классы по обучению хантыйским танцам. Как это делаете?

– Я объясняю, чтобы увеличить разнообразие танцев на сцене, надо искать запас движений в природе. Например, можно показать, как глухарь прилетает на ток. Говорят: «Лесом едет, лес поет». Пушкин также: «Буря мглою небо кроет». Ветер за окном, буря играет, снег метет «вихри снежные крутя». Вот и поэзия. Также танец видится и создаётся. Косачи весной сядут на кочки табуном, метров сто от нас. Мы их не стреляем, не добываем. Сядут и раздуваются, раздуваются. Различные звуки издают и в конце похлопывают крыльями. Мы сидим в скрадке, тоже «раздуваемся», передразниваем их, и в конце руками по голяшкам бродней бьем. Смотришь, поднялись и к нам летят.

Или я показываю, как женщина гребет на калданке. Можно показать, как мужчина едет. Он едет не как женщина, в нём стать мужская. Или как он сетки ставит, весло через плечо кладёт, сеть приготовил и пошел. Например, женщины в танце технику рукопашного боя сохранили. В песне о казымской богине так и поется: «Вы помолитесь/Я в свою могучую руку свой меч возьму/Похожий на изгиб речной волны/Заступлюсь за каждого из вас».

 

– И последний вопрос. Поскольку это интервью для газеты «Ханты ясанг», вы её читаете?

– Когда в руки попадается, читаю. В «Одноклассниках» записался в друзья на странице «Ханты ясанг» и «Луима сэрипос».

Рубрика: 
Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
Номер Ханты Ясанг: 
№ 3 (3519)
7.02.2019

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика