- Хантыйский
- Русский
Йис вәупсы такы вәты ӑн вєрит
Тәня «Объект. Время. Культура» нємуп вантупсыйн, щи ут «Торум Маа» хотн XX-мит «Мужские и женские ремёсла: музееведческий и этнопедагогический аспекты» нємуп мирхот пурайн вәс, вєртутӑң ёх пурмӑса оӑңӑн ай павӑтсӑт. Щи пурайн Россия народной мастер хә Яков Тарлин лупӑс: «Культура ӑн мос нух аумты, йис щирн вәты мос». Хән ўв пиаа вєртутӑң хӑрн вәйтантсум, щи вєр оӑңӑн путӑр оңӑтсум. Ванӑн Николай Анатольевич Тасьманов рәпитӑс, ув ищи еша путӑртӑс.
– Яков Никифорович, иса катра щирн вәты ӑн тывӑ. Вәупсы пасыра йис па интум ар хӑнты па вухаь тӑм йис щирн вәӑт.
– Хән мосум, хӑннєхә луп, хуты ўв йис щирн вә. Па щи вєр емӑңа тӑйӑэ. Хуйтат тӑм йис щирн вәӑт, щитӑт нӑртама щи оӑңӑн пәшкӑӑт. Итӑт лупӑт: «Нӑң воша ки касӑсӑн, ән ищи тӑм йис щирн вәсӑн». Ма катра йис вәупсы така вәты ӑн вєритум. Вошн ищи пурмӑс вєрты па йис вєрӑт авӑты рӑх. Тӑм музея семинарӑт така юхӑтты рӑх па тӑта пурмӑс вєрты.
Яков Никифорович Тарлин 2006-мит о вўш эвӑт Россия народной мастер нєм тӑй. ўв Нуви сӑңхум район Касум вош эвӑт вә. Ӑшкола юпийн «Казымской» совхосӑн рәпитӑс. Армия эвӑт юхи юхтӑс па ищи щӑта рәпитӑс. 1990-мит оӑтн Культурно-антропологической ӑшколайн (КАШ) ай ёх пурмӑс вєрты вәнтӑс, ӛхӑт тренера вәс. Интум рәпатайы хӑщӑс.
– Хуйтат тӑта муй вєрӑт? Уша вә, нынана мирхот мӑнты мӑр пурмӑсӑт етшуптӑты мос.
– Тум хәйан муй вєрӑт? Ушӑңа ӑн хәӑнтсєм. Тӑм Коляйн, єхәем, пай упас вєр. Хутты ёхан ов әхӑ вєрӑт, Пашаен (Тользин) щӑта вўы әхӑ вєр, нюхрӑнтман тута хутты омӑс. Арсыр рәпата ёх вєрӑт. Тӑмиты вәтьща юхтӑнтэвн әмӑщ, вантэ. Хутты муты ӑн вәэн ки, муйы вєрты, муйы оңитты, хуят хуща еша яңхӑн па вантӑн. Хуты вәнтыйты ищи мос, иса хән вєр имухты тыв.
Ма интум ай хоп пӑты вєрум. Щӑта вещи пойа-муйа, шәпи тохӑса тыв ёнтты питӑам. Хуна пӑтэ сэвӑрєм, муй нюхӑртєм. Кӑт ёша вўйман карты вутупн ай хоп пӑты пайы вєрєм.
Толик Вадичупов ясӑң сӑма рӑхӑс. ўв лупӑ: «Нын пєана вантӑн, кӑ, ищипа мирхот сухӑнты вәнты пурмӑсӑт вєрӑӑн. Нын ушӑң-сащӑң ёх». Ма юхы лупсум: «Мўң тыв па хуят пєы вантты па вәнтыйты юхтыйўв». Ӑ вәты каша хән тыв йиўв. Тӑта Егор Алексеевич Кунин вєрум ай хоп вә. Хопӑ вантсєм, ўв хоп пӑты иса пайыя ӑн вєрсӑэ. Щимӑщ ай хопӑтн мирев хоуп вантты яңхӑт, интум кӑсты питсӑт. Сергей Васильевич Кечимов ищи щимӑщ хопӑт вєр. ўв хопа веткєм мєтра хўваттыйн.
– Нӑң нәам «Торум Маа» хущи вєртутӑң хӑрӑта юхтыйӑн. Еы муйсӑр вєрӑта ӑңхаӑн вәнтыйты?
– Кев пурмӑсӑт вєрты хӑр щикўш вәс, кимит пўш вєрты мос. Атэт семинар вєрты мос, хута аьты, муй щирн ям юх вәнтӑн вәйтты. Интум ёхўв вєртутӑң хӑрн муйн мӑыйт, щит эвӑт пурмӑс щи вєрӑт.
Николай Тасьманов:
– Щит тӑаң наука вәнтӑн ям юх вәйтты. Нын нохӑр юхӑт кӑрн еңта лакӑт вантсӑтн? Щимӑщ юх хущи ыпе хут ыйса. Каркам ёх тарум ищкийн аюм вей вєртыя юх кӑншты яңхӑт. Щи юпийн камн аюм вєрӑт. Ищки пу-райн юх сорум, нємасыя нух сорӑты ӑн мос.
– Яков Никифорович! Рўщан вәнтыйты пурайн иньщӑсӑт, муй щирн пурмӑс вєрты. Хӑнтэт хәса вантӑт, ӛхӑт ищиты вєрӑт. Мосӑң, интум рўщ щирн няврємӑт вәнтӑты мос?
– Нюхрантэнӑн айтыева ыве вәнтӑты мос: муйы нюхӑртты, кеши муйы тӑйты. Ай няврєм хән кеши ёша вў, ищимурт ўве вантман щи тӑйэн. Мўң ая вәмевн кеши вўўв па нюхрантты омӑсўв, ёшєм эвӑтмӑєм па хәса щи юхи мӑнум. Ӑңкєм, вантэ, юн ёшєм щив йирумтӑэ. Щи, тӑрмӑ. Ӛхӑт мӑр мӑн, па щи пурмӑс вєрты нумсэн пит. Па щи кеши ёша вўӑн. Айкємн щиты щи вәнтыйӑн.
Яков Тарлин арсыр пурмӑс юх, ўв па тунты эвӑт вєр. Щи тумпи айат ёх тумранӑн юнтты па хӑнты якӑт якты вәнтӑ. ўв нәам Пўпи хотн уңӑтупӑт вєрты хуята вәя. Щӑта арсыр вєртутӑң хӑрн ўв пурмӑса мира вантӑ па хӑннєхәйт вєртут вєрты вәнтӑ.
– Нӑң, апа, е тыныты пурмӑс ищи вєрӑнтӑн?
– Тӑм йисн кешет вєрум. Юх марганцовкайн нєрєм, пита ат, щәңхита па щӑта щи эвӑтєм. Кеши щит ар вєрӑнтум, о мӑр ветъяңкєм ут тыныман вә. Ар щира щитам вєрӑам, хурамӑн эвӑтӑам. Катра йис щирн хурамӑт вєрум. Вантэ, ими кеши хурамӑң вәс. Имєна вєрты кешийн сотпӑ тунты эвӑт вєра па хӑншийн вєра. Тӑм йисн рўщен, вантэ, щимӑщ пурмӑс кӑншӑ.
– Хӑнты ясӑң газета ўңтыйӑн?
– Вантэ, ёша ки питый, ўңтыйєм. Интернетӑн вәйтсєм па вантыйсєм, щӑта «Одноклассники» газета лопӑс хуща әхӑса хӑншаньщсум.
Мастер не может жить вне традиций
На презентации выставки изделий «Объект. Время. Культура» из фондов этнографического музея «Торум Маа», которая в прошлом году прошла в рамках XX научно-практического семинара «Мужские и женские ремесла: музееведческий и этнопедагогический аспекты», были представлены работы мастеров декоративно-прикладного творчества, которые они выполнили на предыдущих семинарах. Рассказывая о своих изделиях, народный мастер России Яков Никифорович Тарлин тогда сказал: «Не надо пытаться сохранять культуру, надо в ней жить». На практической части семинара, который проходил на открытой экспозиции музея, где мастера изготавливали традиционные изделия обско-угорских народов разговор с Яковом начали с этой фразы. Во время беседы в разговор вступал и другой народный мастер России, тоже казымчанин – Николай Анатольевич Тасьманов.
– Яков Никифорович, на выставке вы сказали, что культуру надо не сохранять, а нужно в ней жить. Но ведь жизнь изменилась, и не каждый ханты, манси сейчас живёт в традиционной среде.
– Мы же все вышедшие из природы. Когда нужно, человек рассказывает, что он живёт в традиционной среде. Для него это свято. Человек, живущий традициями, всё равно старается соблюдать их. А если он не живёт этим, живёт по-современному, просто создаёт видимость, образ такой. Для него это имидж. Иногда мне говорят: «Вот был бы ты в городе, также бы жил». Я чувствую, что не могу жить вне традиций. Почему я сказал, что не надо сохранять культуру? В городе тоже можно жить, делать изделия и сохранять культуру. Нет запрета на это в городе. Здесь в музее можно договориться, найти дерево, привезти сюда и поработать. И тогда человек наберёт опыт даже безо всякого семинара. Сколько раз сюда приезжаю, знаю, что меня здесь всегда примут, всегда ждут.
Яков Тарлин – народный мастер России (с 2006 года), уроженец села Казыма Белоярского района. По окончании школы работал в совхозе «Казымский». Отслужив в рядах советской армии, вернулся домой и устроился на работу в тот же совхоз. Во второй половине 1990-х годов он работал мастером-наставником в Казымской Культурно-антропологической школе (КАШ), затем был тренером по национальной спортивной борьбе в Центре спортивной подготовки сборных команд Югры. В настоящее время безработный.
– На этом семинаре у мастеров ограничено время для изготовления изделий. Сумеете уложиться?
– Сейчас я макет калданки делаю из сосны. А так-то обычно из кедра их мастерят, потому что он смолистый, и в воде древесина не гниет. Но на семинаре это не принципиально. Кедр срубить дорого. Надо разрешение брать, а это делается через Союз общин коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Племянник Коля Тасьманов делает макет лабаза, Паша Тользин мастерит оленью нарту, другие мастера делают сани.
Мне понравились слова Анатолия Вадичупова. Говорит: «На вас посмотришь, видно, что все равно все сделаете. Вы - универсальные люди». Я говорю: «Мы же едем сюда с учетом что-то посмотреть, чему-то поучиться. Не просто же так. Просто так человек не может ездить на такие мероприятия. Здесь есть облас, его делал Егор Алексеевич Кунин из Корликов. Я сейчас посмотрел, он не до конца раскрыл днище. Лодка как грузовая, чтобы ездить сетки проверять. На соревнованиях по гонкам на обласах сейчас эта форма используется как гоночная. Вот если днище чуть-чуть сделать площе, чтобы края как ребрышки были, для гонок эта лодка очень хорошая. Сергей Васильевич Кечимов примерно так делает. У него длинные лодки, метров по пять.
– Вы постоянно участвуете в семинарах мастеров традиционных промыслов и ремёсел, которые проходят в «Торум Маа». На каких ещё хотели бы побывать?
– По литью бронзы был семинар. Но повторить можно. Нужно еще поучиться старинному способу ковки и закалки металла. Еще нужно отдельный семинар провести по заготовке материала, то есть умению правильно найти и выбрать сырье, как его сушить. Потому что сейчас мастера, что есть, то и берут. Чтобы там была теоретическая часть и практическая тоже, например, как правильно искать дерево. Необязательно его рубить. Просто объяснить и показать, как найти его.
Николай Тасьманов:
– В этом отношении целая наука – даже показать, какое надо дерево, допустим, на изготовление обласа. Видели на кедре кольца? Полоски коры вокруг ствола идут кольцами. У такого кедра внутри сердцевина всегда гнилая. Есть кора кольцами, а есть кора ровная.
Яков Тарлин:
– Технологии заготовки материала обязательно нужно учить молодёжь. Например, заметил, у березы кору снимаю (на топорище очень хорошо подходит), она как железная становится. А вот такие вещи делать, как макет калданки, не надо, чтобы она была как железо. Расколол древесину на четыре части и когда зимой с ней работаешь – идёт мягко. Если полностью ствол срубишь, она становится как кирпич. Коля любит такую древесину. Я не люблю, она слишком твёрдая. Если срубили дерево, где много берез, видать, там ей не хватает микроэлементов. Поэтому когда она высыхает, откалывается и трескается. Берёза, которая стоит отдельно от семьи, имеет все микроэлементы. На Оби смотрел (в Большой Атлым ездил), если древесина березы там даже год пролежала, все равно нежная и мягкая. Когда она высушенная, как по маслу нож идёт. По прочности лучше, чем наша берёза. Просто южнее на 200 км находится и получает больше солнца. У неё сок слаще, сахара больше и поэтому древесина прочнее.
Николай Тасьманов:
– Ещё можно, кому не лень, в самые морозы мерзлую-мерзлую древесину спиливать. Допустим, на топорище. И на улице смастерил его, посадил. В морозы дерево сжатое, лучше сухого, сушить не надо, самая-самая плотная древесина. А потом в сырое время его в лес брать. Топорище чуть намокнет, древесина расширяется и крепче становится.
– Яков Никифорович! По русской традиции, чтобы кого-то чему-то научить, обязательно надо рассказать и показать. У ханты ученик молча наблюдал за мастером. Современная практика показывает, что нынешним детям и молодёжи уже тоже приходится объяснять и показывать.
– Да. Когда их учишь строгать, посматриваешь, как мальчик это делает, как нож или стамеску держит в руках. В детстве нож в руки возьмешь, пока строгаешь, руку порежешь и потом идешь домой. Дома мама забинтует рану. Время проходит, снова берёшь нож в руки и уже стараешься быть аккуратней. Так потихоньку и учишься ремеслу.
Яков Тарлин изготавливает предметы из дерева, кости и бересты, как в натуральную величину, так и макеты, сувениры. Кроме этого обучает молодежь игре на тумране и хантыйским танцам. Он постоянный участник и исполнитель на Медвежьих игрищах, демонстрирует свое мастерство и делится опытом работы на муниципальных, региональных и всероссийских выставках, семинарах декоративно-прикладного творчества.
– Вы ещё проводите мастер-классы по обучению хантыйским танцам. Как это делаете?
– Я объясняю, чтобы увеличить разнообразие танцев на сцене, надо искать запас движений в природе. Например, можно показать, как глухарь прилетает на ток. Говорят: «Лесом едет, лес поет». Пушкин также: «Буря мглою небо кроет». Ветер за окном, буря играет, снег метет «вихри снежные крутя». Вот и поэзия. Также танец видится и создаётся. Косачи весной сядут на кочки табуном, метров сто от нас. Мы их не стреляем, не добываем. Сядут и раздуваются, раздуваются. Различные звуки издают и в конце похлопывают крыльями. Мы сидим в скрадке, тоже «раздуваемся», передразниваем их, и в конце руками по голяшкам бродней бьем. Смотришь, поднялись и к нам летят.
Или я показываю, как женщина гребет на калданке. Можно показать, как мужчина едет. Он едет не как женщина, в нём стать мужская. Или как он сетки ставит, весло через плечо кладёт, сеть приготовил и пошел. Например, женщины в танце технику рукопашного боя сохранили. В песне о казымской богине так и поется: «Вы помолитесь/Я в свою могучую руку свой меч возьму/Похожий на изгиб речной волны/Заступлюсь за каждого из вас».
– И последний вопрос. Поскольку это интервью для газеты «Ханты ясанг», вы её читаете?
– Когда в руки попадается, читаю. В «Одноклассниках» записался в друзья на странице «Ханты ясанг» и «Луима сэрипос».