Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Раиса РЕШЕТНИКОВА

Содержание номера

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Йиуп хотӑта касӑӑт
  • Вәупсы тўңматты щир ат тӑйӑт
  • 42-мит округ дума мирхот
  • Увӑс мир вәты хотӑт нётупсы вух оӑңӑн путӑртсы
  • Мўвев кәщайн партум вєрӑт тўңматӑт
  • Рәт мўв сӑмӑңа тӑйты вєр оӑңӑн

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • авӑрт аь пурайн єнмӑс
  • Ӑшкола П. Панов нємн пунсы
  • Сӑма рӑхты вошн вәум

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Пушхӑт пӑта йиуп киника єтӑс
  • Йис вєр таңты ёх
  • Шуши мир вєртутӑң хуятӑт
  • Литература о пӑта юкантум вєр
  • Ялпус ойка емӑң мўв
  • Няврємӑта моньщӑт оӑңӑн путӑртӑс

Финно-уграт - Финно-угорские народы

  • Мойң ёх юхтыйсӑт

Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык

  • Хӑнты ясӑң вәнтӑўв
  • Хӑнты ясӑң вәнтӑты тыхӑ
  • Айат ёха газетайңӑўв оӑңӑн путӑртсумн

Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы

  • Вәум

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 12 (3648)
  • № 11 (3647)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 21 (3657)
  • № 22 (3658)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 5 (3665)
  • № 6 (3666)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 14 (3674)
  • № 13 (3673)
  • № 15 (3675)
  • № 16 (3676)
  • № 17 (3677)
  • № 18 (3678)
  • № 20 (3680)
  • № 19 (3679)
  • № 21 (3681)
  • № 22 (3682)
  • № 23 (3683)

Вы здесь

Главная » Ялпус ойка емӑң мўв
  • Хантыйский
  • Русский

Ялпус ойка емӑң мўв

Округ уваттыйн йис вўш эвӑт мир ай кәртӑтн вәсӑт. Интӑм тӑм мўвӑт тәп хӑннєхә вәупсыйн па нумӑсн хӑщсӑт. Щи єпӑн емӑң тӑхет, щӑта сыйңа па эваса ўвты ӑн рӑхӑ. Ӛш хӑра юхн лӑп єнумсӑйт. Щи хәнты хӑюм  кәрта, тәп щӑта сєма питум па єнмум ёх яңхӑт. 

Интӑм Ялпус ойка емӑң тӑхи иса нємхуятн ӑн авӑы. Тӑм йис кәрт 400-кєм оа йис. Тыв йис нәпӑт вўш эвӑт Тәрум ащи Кәнсың ойка и пух хущи пориӑты па пўпи як вєрты яңхсӑт. Тӑм емӑң тӑхи оӑңӑн  учёный ёх па хӑншсӑт, щит В. Чернецов, Б. Мункачи, В. Штейниц, З. Соколова, Н. Лукина, Е. Шмидт па па ёх. С. Попова хӑншум нєпекн аяс, хута Вежакары вошн увӑс мир емӑңхӑтӑт мєт вуаңа ўңӑтсыйт. Е. Шмидт путӑртӑс, Ялпус ойка ики финно-угристика пӑты ищи вән тащ. 
Шуши мир щирн, Ялпус ойка мир ӑтум вєрӑт па мәшӑт эвӑт ӑвӑа. Вантэ, ўв, мӑтты, ов вошн карӑщ рєпн омӑс. Ипўш юхтум хуятӑт пиа аь тывмӑ. Кәртӑң ёх щи аьн нух питме. Щит пӑты ыв әңхӑн пуштум тунты ӑңкуп мўва пунме. Мир вот па оньщ эвӑт щитн авӑсыйт. Тӑм оӑңӑн Варвара Тарасовна Бешкильцева эвӑт уша йис. 
Тӑм кәртӑн емӑң хот па вә. Валерий Чернецов нєпекн хӑншӑс, муй щирн щи тӑхи тывӑс. Вежакары, Поссал павыл па Халпауль вош ёх унтасн. Емӑң хот 1912-мит кємн омӑссы.
Вежакары хущи Костин па па рәтӑт вәсӑт. Колхозӑт вєрумн ай кәртӑң мир вән кәртӑта касуптӑсыйт.  Тәп сємы пирӑщ Тарас ики хӑщӑс. 1977-мит он юхи хӑщум пўпи як хот эщӑтсы. ўв ӑнтәма ювмӑ юпийн щи вєр нух вўытсы. Щи емӑң тӑхийн пӑсанӑт әхтыйн аращӑт омӑссӑт, интӑм юхн лӑп єнмумӑт. 2006-митн щи тӑхи тўтн ёссы. Мухӑая єнумты юхӑт тўтн єсыйт, емӑң вўр иса ӑн па кєтмум. Айкємн хотӑт ерт па оньщ унтасн ыйме па итәх тӑхет и рохнємуме. Леонид яйа пиа йиуп хот омӑсты онитсӑт, тәп ыв еша вәс ӑнтәма йисӑт. Щи юпийн Тарас Костин хиы щӑта вәты питӑс. Виталий Филиппов хущи кашӑң о тӑм кәртӑң па мойң хуятӑт юхтыйсӑт. Щи тумпийн финно-угрӑт Венгрия, Эстония мўвӑт эвӑт па вәсӑт. Ялпус ойка емӑң мўв оӑңӑн ыв нух хӑншсӑт па хурӑт вўсӑт. Венгрия эвӑт юхтыум учёный ёх емӑң хота кӑт пӑсан, воасӑт па аращ тәсӑт.
Варвара Тарасовна ай павтӑс, йиуп хот мўв әхтыйн омӑсмӑн вәтӑ, ар о мӑнум юпийн павӑрта пәта йисӑт. ўң пурайн тыв ванкўты Шадринӑт, Гришкинӑт, Проскуряковӑт, Пар-тановӑт, Яркинӑт юх-тыйӑт. Емӑң тӑхи айат ёха хӑщуптӑты мос, щи унтасн йис нәпӑт вєрӑт еы вәты питӑт. Мос лупты, Нўм Нярьёхн вәты нє Зинаида Матвеева емӑңхӑтӑт па поры вєрӑнтӑ. Интӑм щи кәртӑң ёх тӑта хот омӑсты вўянтӑт.
Тӑм путӑр мўңева Алла Иштимирова-Посохова китӑс. ўв рәта – тӑм мўвӑң ёх. Айат нє шєңк ӑңхӑ, ән Ялпус ойка емӑң тӑхи ат йипаты, єнумты ай пушхиета ар йиса-нәпта ӑт хӑщӑ. 
Тӑм емӑң тӑхи яма эщӑтты юпийн, сыры оӑт иты тыв мойң ёх юхтыйты питӑт. Ай ёх рәт тыхӑа, йис вәупсы вєрӑт нумса па сӑма пунӑт. Алла ай эвия вәмӑн ванкўты Павел анщаще хущи юхтыӑс. ўв емӑңхӑтӑт па поры вєрумн ищи вантӑс па хәӑнтӑс. Эвие вәйтсӑэ,  ўв Костин рәта уңтӑсӑ.
Хурӑт ўв В.Т. Бешкильцева, Р.Т. Мусова хотӑң ёх эвӑт вўс. Алла хӑншӑс, итәх хуятӑт Вежакары оӑңӑн муты ки вәйтӑт, ат ай павӑтӑт карты ке хувӑт: 89527210554, e-mail alla-iphm@mail.ru
 
Алла Иштимирова-Посохова, Костин вән рәт эвӑт
Хӑнты ясӑңа тулмащтӑс Раиса Решетникова
 

Угасающий костер Ялпус ойки

В прошлом было не принято говорить громко о священных местах, чтобы не тревожить зря словами духов-покровителей. Сегодня реже вспоминают о святилищах. Не так часто посещают места поклонения духов. Тропинки,  ведущие  к таким местам,  зарастают  кустарниками. Деревни, расположенные вблизи священных мест, исчезают с лица земли. Вот и культовый комплекс Духа-покровителя  Ялпус ойки («Консынг ойки» «Когтистый старик»), находящийся вблизи некогда   большого  селения  Вежакары уже  несколько  лет  пребывает в полуразрушенном состоянии. Следует отметить, что дух-покровитель Вежакор Ялпус ойка ‘Мужчина священного городка’ народа манси в мировоззрении ханты отождествляется с Ем вош ики ‘Мужчина священного городка’.

Именно  селение Вежакары Октябрьского района является местом поклонения одному из семи сыновей Торума – «Консынг ойке», в честь  которого устраивались   периодические  медвежьи игрища, проводившие по традиции каждые семь лет. Этому населенному пункту порядка четырехсот лет. Упоминания о  религиозном центре Вежакары встречаются в трудах   зарубежных и отечественных исследователей: Б. Мункачи, В. Штейница, В.Н.Чернецова, И.И.Авдеева, З.П.Соколовой, Н.В.Лукиной, В. М. Кулемзина,  А.В. Головнева, Е.Шмидт и других. С.А.Попова  в работе « Мансийские календарные праздники и обряды» отметила, что  некоторые ученые  определяют Медвежьи танцы, проводимые в Вежакарах, как главный праздник обских угров, в котором  ярко проявляется связь с солнечным культом. Причину неугасающего  интереса угроведов к Старику Священного города очень четко выразила  венгерский исследователь Е.Шмидт: «Без этого персонажа «нет современной  финно-угристики». Упоминание этих слов можно найти в работе Е.В. Переваловой «Этнокультурное наследие Севера России: живые традиции»/ «Вежакарский культовый комплекс».

По поверьям манси, Дух Ялпус  ойки, защищающий людей от напастей и болезней,  обитает на  горе «Лув ус» («Лошадиный город»), расположенной напротив селения. На этом месте и проводили обряд жертвоприношения «йир».  Когда- то здесь произошла битва между местным и пришлым народами. По словам информанта Варвары Тарасовны Бешкильцевой, в честь победы место сражения местные жители застелили  огромным  берестяным ковром, пропитанным смолой, защищающим от снега и дождя.  В настоящее время ковер прогнил, и уже прорастают кустарники.

К культовому комплексу Вежакары относится и священный дом: «йик кол» ‘священный дом’, «яныг кол» ‘большой дом’. В работе В.Н. Чернецова «Источники  по этнографии  Западной Сибири» имеются данные, что дом «был построен силами селения Ялпус (Вежакары), Посал-павыл (Проточное) и Хал-пауль(Комудваны). По данным В.Т. Бешкильцевой, дом был возведен на месте прежнего дома в 1912 году.

Хранителями религиозного центра считаются представители рода Костиных. До середины 20  столетия  поселение Вежакары  было довольно   большим населенным пунктом, ритуалы проводились регулярно. В середине 20 века в период объединения колхозов поселение опустело.  Только  хранитель  Тарас Костин по состоянию здоровья остался жить в деревне  и  продолжил  служить своему делу. Последний раз  в Вежакарах состоялся медвежий праздник в 1977 году. После смерти Тараса Костина главный культовый праздник уже не проводился. Следует отметить, что некоторые жители близлежащих населенных пунктов – представители ханты и манси – продолжали приезжать и совершать обряд поклонения Вежакорскому духу-покровителю. В этот период сыновья Тараса Костина жили поочередно в Вежакарах, без них проведение ритуалов было бы невозможно.

В 2006 году  гора «Лув-ус»  подверглась пожару – деревья сильно обгорели,  место святилища  удивительным образом  осталось не тронутым. Хотя на этом месте уже не было ни лабазов, ни ящиков для хранения приношений.

Священный дом  еще в  начале  90-х годов прошлого столетья пришел в негодное состояние: крыша обвалилась, потолок  прогнил. Тогда Леонид, один из сыновей Костина, предпринял  попытку – воплотить в жизнь  проект под названием «Ялпус-Емвош». Цель – восстановление забытых традиций как религиозного, так и хозяйственно-промыслового характеров. Автор  проекта планировал возродить деревню, построить новые дома, привлечь  рыбаков и охотников для постоянного проживания, организовать музей  «Культовый центр «Вежакары»,  возвести новый  священный  дом, восстановить   святилище духа-покровителя «Ялпус ойки».  «Чтобы восстановить  забытые традиции – мало  обустроить   религиозный центр – надо вернуть  этой земле жизнь  человека», - считал Леонид Костин. Его инициатива  была поддержана  учеными  Надеждой Лукиной, Евой Шмидт, Эстер Руткаи и  другими. В то время деревня состояла из двух полуразрушенных  построений: дома Тараса Костина и «йик кол» ‘священный дом’.  В 1994 году   братья Костины во главе  с председателем  Комитета по вопросам коренных малочисленных народов Севера Березовского района М.М.  Курлиным  возвели два новых жилых строения:  один  предназначался для  проживания хранителя, второй - «гостевой». А  в 2002 году при содействии  Департамента по вопросам коренных малочисленных народов Севера  ХМАО-Югры во главе с  председателем А.И. Райшевым на месте  прежнего  священного дома,  который  находился в полуразрушенном состоянии,  был поставлен новый сруб, предназначенный для  проведения ритуальных действий. Однако преждевременный уход Леонида Костина   и его братьев не позволил  реализовать задуманный проект. Заниматься возведением  Священного дома, как и другими  делами, уже было некому.

На протяжении последних лет  в деревне  проживал   единственный житель Виталий Филиппов, внук хранителя Тараса Костина, который  до 2013 года  ежегодно встречал гостей из Нарыкар, Перегребного, Тугиян, Нягани, Ванзетура, Октябрьского, Полновата. Ханты и манси приезжали, чтобы почтить своего духовного предка. Новое помещение священного дома осталось недостроенным, в нем все же проводятся  ритуалы поклонения Духу-покровителю. Время от времени приезжают   и  представители  финно-угорских зарубежных стран: Венгрия, Эстония. Так, в один из приездов венгерской делегации для священного дома был доставлен подарок в виде  мебели: два стола, стулья, сундук для хранения приношений.

- Сегодня, - сетует  Варвара Тарасовна Бещкильцева, дочь Тараса Костина,  исполняющая на данный момент  обязанности хранителя,   - на святилище Консынг ойки взамен  разрушенного  необходимо установить лабаз для хранения  приношений. Строение нового  священного дома требует  капитального ремонта: сруб  стоит на сырой земле. Начинается процесс  гниения  дощатых материалов, нет полового покрытия, не установлены стекла в оконных отверстиях, крыша не защищена от условий непогоды. Существует риск полного разрушения недостроенного  священного дома, и тогда людям приезжать сюда будет незачем.

Люди старшего поколения приезжают на поклонение духу-покровителю, и ни у кого из них не вызывает сомнения  в необходимости восстановления  и обустройства  священного комплекса в Вежакарах. Идея обустройства  Религиозного центра в Вежакарах  была поддержана президентом ОО «Спасение Югры» Александром Новьюховым.  В недавнем прошлом именно общественная организация сыграла большую роль в обустройстве культового центра в Калтыщанах. Работа была проведена под руководством Л.В. Кашлатовой. Прежде нужно решить вопрос о хранителе духа-покровителя Вежакарах, который смог бы постоянно проживать в таежных условиях и присматривать за святилищем. Если будет определен человек, то можно обустраивать  культовый центр. Сегодня еще есть желающие из числа мужчин, которые хотели  бы жить в  таежных условиях постоянно. Возникают трудности бытового характера: отсутствие электричества, сотовой связи. Кроме того, необходимо иметь постоянный заработок, чтобы не только обеспечивать себя материально, но и в старости получать пенсию. Появляется необходимость – органам исполнительной власти взять под контроль вопросы, связанные с восстановлением и сохранением культовых комплексов. Возможно, в дальнейшем запланировать мероприятия по проведению ритуалов, привлекать к этой работе молодежь. Только целенаправленная работа по возрождению святилищ даст нам шанс сохранить крупицы наших традиций. Это нужно планировать в ближайшее время, пока живы носители традиционной культуры, которые смогли бы приобщить молодежь.    

Ежегодно в летний сезон сюда  приезжают манси Костины, Шадрины, Гришкины, Проскуряковы, Партановы, Яркины. Активное участие в проведении обряда принимают нарыкарцы под руководством Зинаиды  Яковлевной Матвеевой. В 2014 году Гришкины из Нарыкар, чьи предки  когда-то  проживали в Вежакарах, запланировали строительство жилого помещения, что очень радует: хочется верить, когда-нибудь деревня еще будет процветать, а вместе с этим не угаснет костер духа-покровителя Ялпус  ойки.

Обращаюсь ко всем жителям округа с просьбой – поделиться информацией (фотографиями, воспоминаниями)  о селении Вежакоры. Контакты: тел. 89527210554, е-mail: alla-iphm@mail.ru

Алла ИШТИМИРОВА-ПОСОХОВА 

Рубрика: 
Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
Номер Ханты Ясанг: 
№ 6 (3426)
25.03.2015

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика