- Хантыйский
- Русский
Ялпус ойка емӑң мўв
Округ уваттыйн йис вўш эвӑт мир ай кәртӑтн вәсӑт. Интӑм тӑм мўвӑт тәп хӑннєхә вәупсыйн па нумӑсн хӑщсӑт. Щи єпӑн емӑң тӑхет, щӑта сыйңа па эваса ўвты ӑн рӑхӑ. Ӛш хӑра юхн лӑп єнумсӑйт. Щи хәнты хӑюм кәрта, тәп щӑта сєма питум па єнмум ёх яңхӑт.
Угасающий костер Ялпус ойки
В прошлом было не принято говорить громко о священных местах, чтобы не тревожить зря словами духов-покровителей. Сегодня реже вспоминают о святилищах. Не так часто посещают места поклонения духов. Тропинки, ведущие к таким местам, зарастают кустарниками. Деревни, расположенные вблизи священных мест, исчезают с лица земли. Вот и культовый комплекс Духа-покровителя Ялпус ойки («Консынг ойки» «Когтистый старик»), находящийся вблизи некогда большого селения Вежакары уже несколько лет пребывает в полуразрушенном состоянии. Следует отметить, что дух-покровитель Вежакор Ялпус ойка ‘Мужчина священного городка’ народа манси в мировоззрении ханты отождествляется с Ем вош ики ‘Мужчина священного городка’.
Именно селение Вежакары Октябрьского района является местом поклонения одному из семи сыновей Торума – «Консынг ойке», в честь которого устраивались периодические медвежьи игрища, проводившие по традиции каждые семь лет. Этому населенному пункту порядка четырехсот лет. Упоминания о религиозном центре Вежакары встречаются в трудах зарубежных и отечественных исследователей: Б. Мункачи, В. Штейница, В.Н.Чернецова, И.И.Авдеева, З.П.Соколовой, Н.В.Лукиной, В. М. Кулемзина, А.В. Головнева, Е.Шмидт и других. С.А.Попова в работе « Мансийские календарные праздники и обряды» отметила, что некоторые ученые определяют Медвежьи танцы, проводимые в Вежакарах, как главный праздник обских угров, в котором ярко проявляется связь с солнечным культом. Причину неугасающего интереса угроведов к Старику Священного города очень четко выразила венгерский исследователь Е.Шмидт: «Без этого персонажа «нет современной финно-угристики». Упоминание этих слов можно найти в работе Е.В. Переваловой «Этнокультурное наследие Севера России: живые традиции»/ «Вежакарский культовый комплекс».
По поверьям манси, Дух Ялпус ойки, защищающий людей от напастей и болезней, обитает на горе «Лув ус» («Лошадиный город»), расположенной напротив селения. На этом месте и проводили обряд жертвоприношения «йир». Когда- то здесь произошла битва между местным и пришлым народами. По словам информанта Варвары Тарасовны Бешкильцевой, в честь победы место сражения местные жители застелили огромным берестяным ковром, пропитанным смолой, защищающим от снега и дождя. В настоящее время ковер прогнил, и уже прорастают кустарники.
К культовому комплексу Вежакары относится и священный дом: «йик кол» ‘священный дом’, «яныг кол» ‘большой дом’. В работе В.Н. Чернецова «Источники по этнографии Западной Сибири» имеются данные, что дом «был построен силами селения Ялпус (Вежакары), Посал-павыл (Проточное) и Хал-пауль(Комудваны). По данным В.Т. Бешкильцевой, дом был возведен на месте прежнего дома в 1912 году.
Хранителями религиозного центра считаются представители рода Костиных. До середины 20 столетия поселение Вежакары было довольно большим населенным пунктом, ритуалы проводились регулярно. В середине 20 века в период объединения колхозов поселение опустело. Только хранитель Тарас Костин по состоянию здоровья остался жить в деревне и продолжил служить своему делу. Последний раз в Вежакарах состоялся медвежий праздник в 1977 году. После смерти Тараса Костина главный культовый праздник уже не проводился. Следует отметить, что некоторые жители близлежащих населенных пунктов – представители ханты и манси – продолжали приезжать и совершать обряд поклонения Вежакорскому духу-покровителю. В этот период сыновья Тараса Костина жили поочередно в Вежакарах, без них проведение ритуалов было бы невозможно.
В 2006 году гора «Лув-ус» подверглась пожару – деревья сильно обгорели, место святилища удивительным образом осталось не тронутым. Хотя на этом месте уже не было ни лабазов, ни ящиков для хранения приношений.
Священный дом еще в начале 90-х годов прошлого столетья пришел в негодное состояние: крыша обвалилась, потолок прогнил. Тогда Леонид, один из сыновей Костина, предпринял попытку – воплотить в жизнь проект под названием «Ялпус-Емвош». Цель – восстановление забытых традиций как религиозного, так и хозяйственно-промыслового характеров. Автор проекта планировал возродить деревню, построить новые дома, привлечь рыбаков и охотников для постоянного проживания, организовать музей «Культовый центр «Вежакары», возвести новый священный дом, восстановить святилище духа-покровителя «Ялпус ойки». «Чтобы восстановить забытые традиции – мало обустроить религиозный центр – надо вернуть этой земле жизнь человека», - считал Леонид Костин. Его инициатива была поддержана учеными Надеждой Лукиной, Евой Шмидт, Эстер Руткаи и другими. В то время деревня состояла из двух полуразрушенных построений: дома Тараса Костина и «йик кол» ‘священный дом’. В 1994 году братья Костины во главе с председателем Комитета по вопросам коренных малочисленных народов Севера Березовского района М.М. Курлиным возвели два новых жилых строения: один предназначался для проживания хранителя, второй - «гостевой». А в 2002 году при содействии Департамента по вопросам коренных малочисленных народов Севера ХМАО-Югры во главе с председателем А.И. Райшевым на месте прежнего священного дома, который находился в полуразрушенном состоянии, был поставлен новый сруб, предназначенный для проведения ритуальных действий. Однако преждевременный уход Леонида Костина и его братьев не позволил реализовать задуманный проект. Заниматься возведением Священного дома, как и другими делами, уже было некому.
На протяжении последних лет в деревне проживал единственный житель Виталий Филиппов, внук хранителя Тараса Костина, который до 2013 года ежегодно встречал гостей из Нарыкар, Перегребного, Тугиян, Нягани, Ванзетура, Октябрьского, Полновата. Ханты и манси приезжали, чтобы почтить своего духовного предка. Новое помещение священного дома осталось недостроенным, в нем все же проводятся ритуалы поклонения Духу-покровителю. Время от времени приезжают и представители финно-угорских зарубежных стран: Венгрия, Эстония. Так, в один из приездов венгерской делегации для священного дома был доставлен подарок в виде мебели: два стола, стулья, сундук для хранения приношений.
- Сегодня, - сетует Варвара Тарасовна Бещкильцева, дочь Тараса Костина, исполняющая на данный момент обязанности хранителя, - на святилище Консынг ойки взамен разрушенного необходимо установить лабаз для хранения приношений. Строение нового священного дома требует капитального ремонта: сруб стоит на сырой земле. Начинается процесс гниения дощатых материалов, нет полового покрытия, не установлены стекла в оконных отверстиях, крыша не защищена от условий непогоды. Существует риск полного разрушения недостроенного священного дома, и тогда людям приезжать сюда будет незачем.
Люди старшего поколения приезжают на поклонение духу-покровителю, и ни у кого из них не вызывает сомнения в необходимости восстановления и обустройства священного комплекса в Вежакарах. Идея обустройства Религиозного центра в Вежакарах была поддержана президентом ОО «Спасение Югры» Александром Новьюховым. В недавнем прошлом именно общественная организация сыграла большую роль в обустройстве культового центра в Калтыщанах. Работа была проведена под руководством Л.В. Кашлатовой. Прежде нужно решить вопрос о хранителе духа-покровителя Вежакарах, который смог бы постоянно проживать в таежных условиях и присматривать за святилищем. Если будет определен человек, то можно обустраивать культовый центр. Сегодня еще есть желающие из числа мужчин, которые хотели бы жить в таежных условиях постоянно. Возникают трудности бытового характера: отсутствие электричества, сотовой связи. Кроме того, необходимо иметь постоянный заработок, чтобы не только обеспечивать себя материально, но и в старости получать пенсию. Появляется необходимость – органам исполнительной власти взять под контроль вопросы, связанные с восстановлением и сохранением культовых комплексов. Возможно, в дальнейшем запланировать мероприятия по проведению ритуалов, привлекать к этой работе молодежь. Только целенаправленная работа по возрождению святилищ даст нам шанс сохранить крупицы наших традиций. Это нужно планировать в ближайшее время, пока живы носители традиционной культуры, которые смогли бы приобщить молодежь.
Ежегодно в летний сезон сюда приезжают манси Костины, Шадрины, Гришкины, Проскуряковы, Партановы, Яркины. Активное участие в проведении обряда принимают нарыкарцы под руководством Зинаиды Яковлевной Матвеевой. В 2014 году Гришкины из Нарыкар, чьи предки когда-то проживали в Вежакарах, запланировали строительство жилого помещения, что очень радует: хочется верить, когда-нибудь деревня еще будет процветать, а вместе с этим не угаснет костер духа-покровителя Ялпус ойки.
Обращаюсь ко всем жителям округа с просьбой – поделиться информацией (фотографиями, воспоминаниями) о селении Вежакоры. Контакты: тел. 89527210554, е-mail: alla-iphm@mail.ru
Алла ИШТИМИРОВА-ПОСОХОВА