- Хантыйский
- Русский
Хӑнты ясӑң вәнтӑты тыхӑ
«Языковое гнездо» в Казыме
Несколько лет назад впервые заговорили о внедрении проекта «Языковое гнездо» в образовательных учреждениях автономного округа. Опыт зарубежных специалистов показал, что это на сегодня самый результативный способ осуществления деятельности по изучению родного языка. Он основан на главном принципе – погружение ребенка в языковую среду. Весь процесс общения с ребенком на занятиях должен осуществляться на языке.
Первые такие экспериментальные группы были открыты в Берёзовском районе, в дошкольном учреждении с. Теги стали изучать хантыйский язык, в Щекурье – мансийский язык. К реализации этого проекта подключились педагоги села Казым. В детском саду «Оленёнок» работа ведётся уже три года. В экспериментальной группе «Огонёк» 19 ребятишек изучают хантыйский язык. Все сотрудники, занятые в процессе, прекрасно владеют хантыйским языком, это З.Н. Тарлиной, Р.И. Тасьмановой и Л.И. и Н.М. Рандымовыми. Родители оказывают помощь воспитателям, они сшили детям традиционную хантыйскую одежду, а еще мастерят различные традиционные изделия для осуществления сюжетно-ролевых игр. Большим подспорьем является уголок, посвященный родному краю, где размещены альбомы, книги, игрушки. Воспитатели готовят закрепительный материал для родителей, например, новые слова по определенной тематике. В процессе диалога педагоги интересуются у детей, кто их привел в детский сад. Просят их рассказать, например, о погоде.
Хорошим методическим пособием для педагогов является журнал «Солнышко». Рассматривая картинки, знакомятся с названиями животных и рыб на хантыйском языке. С большим интересом дети показывали и называли на родном языке животных и птиц. В свободное время педагоги читают сказки, загадывают загадки, мальчики играют в игры «Щёл» и с оленьими косточками, а девочки – в куклы.
Воспитатели неоднократно были на различных семинарах, повышая профессиональную квалификацию. Перенимали опыт о реализации проекта «Языковое гнездо». Педагоги отмечают, что в последние годы в семье практически не говорят на родном языке, поэтому возникла необходимость внедрения проекта «Языковое гнездо» по всему округу. Вдвойне будет действенно, если общение на языке будет продолжено в семьях, когда между собой будут разговаривать взрослые, дети, услышав их, будут становиться участниками диалога. Нужен естественный способ изучения языка, важен процесс, где язык становится средством общения.
Раиса Решетникова