- Хантыйский
- Русский
Ӑшкола П. Панов нємн пунсы
Школа имени Героя Советского Союза Петра Панова
С древних времен и до 1961 года поселок Кондинский назывался Нахрачи. В 1896 году там открыли одноклассную министерскую школу. Учебное заведение было церковно-приходским, поэтому кроме русского и латинского языков дети изучали Закон божий, учились читать и писать. В 1933 году школа стала семилетней, а в 1955 году - десятилеткой. В 2001 году в поселке Кондинский открыта новая двухэтажная кирпичная школа. В 2007 году образовательному учреждению присвоили имя Героя Советского Союза Петра Яковлевича Панова, который до войны проживал в Кондинском районе. На стене школе есть две мемориальные доски, посвященные выпускникам, воевавшим во время Великой Отечественной войны и А. Шарикову, О. Пастухову, которые погибли во время контртеррористической операции в Чеченской Республике. В настоящее время в школе обучается 361 учащихся, в образовательном учреждении есть музей, библиотека, актовый и спортивный залы, библиотека, столовая, медицинский кабинет и мастерские. При школе работает детский этно-оздоровительный лагерь «Митущ».
О работе Кондинской школы я беседовала с Натальей Владимировной Копцевой - заместителем директора по воспитательной работе и преподавателем мировой художественной культуры. После окончания Тобольского педагогического института им. Менделеева она вернулась в родной поселок, где прошло ее детство, и жили родители.
Учащихся стало меньше
- Я пришла в школу в 1994 году, тогда здесь обучалось около 700 детей. С каждым годом число детей уменьшалось. Главная причина + административный центр из Кондинского перевели в Междуреченский, люди стали переезжать туда и в другие поселения. Сразу закрылись многие организации. По большей части здесь остались пенсионеры, рабочей молодежи сейчас немного. В этом году в первый класс придет 35 детей, в каждом классе будет примерно 15 ребят. В этом году учащихся 1 класса было даже больше, чем в прошлом году. Демографическая яма у нас будет, если не ошибаюсь, через два года. А потом снова пойдет возрастание.
Количество детей хантов и манси чуть меньше половины от общего числа учащихся. Два года назад сняли статус национальной школы, как только его убрали, перестали преподавать мансийский язык. Раньше обучала родному языку учитель из Юмаса. Сейчас у нас просто казенное общеобразовательное учреждение.
Я не думаю, что наши дети ощущают себя как ханты и манси, потому что в Кондинском районе не осталось национальных традиций. Но мы по мере возможности приобщаем их к национальной культуре. Хорошо помогает в этом детский этно-оздоровительный центр «Митущ», где учащиеся знакомятся с промыслами и ремеслами коренных народов.
По поводу успешности обучения, мне кажется, никакой разницы в успешности русских детей и учащихся из числа коренных народов абсолютно нет. Успех в обучении зависит от самого ребенка, его самооценки, цели и семьи, в которой ребенок растет. Национальность никакой роли не играет.
Недостатка в учительских кадрах и оборудовании нет
В Кондинском районе практически везде новые школы: добротные, в каменном исполнении. Спасибо руководству района. У нас есть все необходимое для обучения: интерактивные доски и мультимедийное оборудование. Практически все классы укомплектованы. Сейчас начальная школа занимается по федеральным образовательным стандартам и оборудование приходит на целые классы. Даже есть ноутбуки. Есть большая проблема, но это не наша и района вина + очень низкая скорость Интернета. Поэтому к ребятам, которые находятся на домашнем обучении, не можем применять интерактивное обучение.
Проблемы с кадрами в школе нет, штат полностью укомплектован. Были даже сокращения, потому что классы-комплекты сократились, сейчас их двадцать один. Все предметы преподаются. Если брать в целом по школе, средний возраст учителей, наверно, 45 лет. Молодых кадров немного. Думаю, такое положение не только в нашей школе. Молодежь не идет работать в школу, потому что не устраивает зарплата, а нагрузка у педагогов очень большая. Мы в сельском поселении работаем не меньше, чем учителя городских школ. Где-то даже больше, потому что занятия по дополнительному образованию сейчас проходят на базе нашей школы. Раньше, когда работал Дом творчества, дети после уроков могли уходить из здания. Сейчас они здесь находятся с утра и до вечера.
Практикуют разные формы летнего отдыха
Если говорить о летнем отдыхе детей, на протяжении многих лет ребята, кроме «Митуща» отдыхают в пришкольном лагере «Алые паруса». Работает туристический палаточный лагерь «Конда» в три смены. В прошлом году практиковали малозатратные формы работы: детские площадки на базе школы. Кроме этого, у нас есть молодежные трудовые отряды, ребята 8-11 классов работают на территории школы и получают за это оплату. Наши школьники нынче съездили в районный лагерь «Юбилейный» в поселке Луговой. Им там очень нравится. Путевки бесплатные, только доставка за счет средств родителей.
Выпускники обучаются в разных вузах
Наши выпускники обучаются в Санкт-Петербурге, Тюмени, Омске, Ханты-Мансийске и других городах. В этом году при поступлении был завышенный бал, некоторые ребята не смогли поступить в вузы на бюджетной основе, и пошли в колледжи. Все выпускники сдали экзамены без двоек, есть три медалиста, одна медаль золотая. Очень высокие баллы у ребят были по химии и литературе. Думаю, что рейтинг школы по ЕГЭ будет неплохой.
По окончании вузов и колледжей молодежь не хочет сюда возвращаться, потому что здесь нет работы и условий, которые нам и им хотелось бы иметь. В поселке нет Дома культуры или Центра культуры. У нас маленький Дом культуры, который много раз был капитально отремонтирован. Было время, когда был в аварийном состоянии и детям туда не разрешали заходить, отменяли проведение новогоднего праздника и проводили в школьном спортзале.
Если выпускник не поступил в институт или колледж, возвращается обратно и устраивается на работу. Некоторые ребята после армии занимаются здесь строительством, работают водителями или работают в других городах и поселках. Некоторые выпускники работают в Центроспас «Югория» и учатся заочно. Есть ребята из малообеспеченных семей, которые никуда не поступали, и не было у них стимула учиться дальше. Эта категория находится на попечении социальной службы. Например, молодые мамы, которые по окончании школы родили детей, остались здесь и ведут асоциальный образ жизни. Если не ошибаюсь, в поселке около 35 неблагополучных семей. Населения в Кондинском около 3 тысяч человек, поэтому это очень много для такой территории. В районе занимаем одно из первых мест по неблагополучию. Причина в том, что некоторые люди, даже если им дадут рабочее место, не будут работать. Они привыкли все брать от государства.
Реональда Ользина