Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Реональда ОЛЬЗИНА

Содержание номера

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Йиуп хотӑта касӑӑт
  • Вәупсы тўңматты щир ат тӑйӑт
  • 42-мит округ дума мирхот
  • Увӑс мир вәты хотӑт нётупсы вух оӑңӑн путӑртсы
  • Мўвев кәщайн партум вєрӑт тўңматӑт
  • Рәт мўв сӑмӑңа тӑйты вєр оӑңӑн

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • авӑрт аь пурайн єнмӑс
  • Ӑшкола П. Панов нємн пунсы
  • Сӑма рӑхты вошн вәум

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Пушхӑт пӑта йиуп киника єтӑс
  • Йис вєр таңты ёх
  • Шуши мир вєртутӑң хуятӑт
  • Литература о пӑта юкантум вєр
  • Ялпус ойка емӑң мўв
  • Няврємӑта моньщӑт оӑңӑн путӑртӑс

Финно-уграт - Финно-угорские народы

  • Мойң ёх юхтыйсӑт

Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык

  • Хӑнты ясӑң вәнтӑўв
  • Хӑнты ясӑң вәнтӑты тыхӑ
  • Айат ёха газетайңӑўв оӑңӑн путӑртсумн

Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы

  • Вәум

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 12 (3648)
  • № 11 (3647)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 21 (3657)
  • № 22 (3658)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 5 (3665)
  • № 6 (3666)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 14 (3674)
  • № 13 (3673)
  • № 15 (3675)
  • № 16 (3676)
  • № 17 (3677)
  • № 18 (3678)
  • № 20 (3680)
  • № 19 (3679)
  • № 21 (3681)
  • № 22 (3682)
  • № 23 (3683)

Вы здесь

Главная » Ӑшкола П. Панов нємн пунсы
  • Хантыйский
  • Русский

Ӑшкола П. Панов нємн пунсы

Наталья Владимировна Копцева 1994-мит о вўш эвӑт Кондинской ӑшколайн рәпит. Тәпӑ вошн няврємӑт вәнтӑты нєңа ювмӑ юпийн рәт кәртӑа рәпитты юхтӑс. Щӑта ўв воспитательной вєрн кәща ӑңкӑр нєңа вә па художественной вєрӑта эвет-пухӑт вәнтӑ. ўв пиаа путӑртты пӑты ӑшколая ӑңтыйсум, щӑта щи хот хўват яңхсум па вантсум, муй тӑхийн няврємӑт вәнтыйӑт. Рәпата хот оӑңӑн Н. Копцева тӑмиты путӑртӑс.
 
2007-мит он Кондинской ӑшкола Пётр Яковлевич Панов нємн аьсы, щи хә Вуаң Отечественной аьн вуракӑт пиа тарма аясмӑ пӑты Советской Союз герой нємн юкантсы. 
Катра йис вўш эвӑт 1961-мит о вәнты Кондинской вош Нахрачи нєм тӑйс. Оӑң ӑшкола щӑта 1896-мит он пўншсы, хута няврємӑт рўщ па славянской ясӑңңӑн вәнтӑсӑт, щӑта хӑншты, ўңӑтты па нўм мўв әңха эвӑты вәнтӑсыйт. 1933-мит он ӑшколайн ай ёх апӑт о вәнтыйты питсӑт, 1955-мит он вәнтупсы яң класс вәнты вєрсы. 
2001-мит он Кондинской вошн кирмӑщ эвӑт йиуп кӑт нартупӑң ӑшкола омӑссы. Камн хот питӑрн кӑт кев сохӑ нух єхӑтсы. Итн Вуаң Отечественной аьн уха пунум ёх нємӑт нух хӑншсыйт, хуйтат щи ӑшколайн учителя вәсӑт муй щӑта вәнтыйсӑт. Кимит сохӑн Алексей Петрович Шариков па Олег Николаевич Пастухов нємңӑн вәаңӑн, ын 2000-мит он Чечня мўвн аясман ӑнтәма йисңӑн.
 
Вәнтыйты хуят шима йис
Тӑм пўяң ӑшколайн 389 эви-пух вә. Тӑм он 11-мит классӑн вәнтыум айат ёх вәнтупсы етшуптӑсӑт, щӑта 9-мит класс юпийн итәхӑт еы вәнтыйты мӑнӑт, ыв интум ӑшколайң няврємӑта ӑн ўңӑтыйт. Тӑм пўш тәня о киньщи мєт ар няврєм оӑңмит классӑн вәнтыйсӑт. Сўсн 35-кєм ай няврєм тыв юхӑт, кашӑң оӑңмит классӑн ветхущъяң мутас пух па эви вәнтыйты пит. 
1994-мит он, хән тӑта рәпитты питсум, мўң хущева 700-кєм ай ёх вәс. 2001-мит он йиуп ӑшкола хота касӑмев пурайн 600-кєм хуят вәнтыӑс. Щи юпийн кашӑң о эви па пух шима йиты питӑс. Хән Кондинской вош юкана районной воша Междуреченской вєрсы, тӑта ар рәпата хот лӑп тәхӑрсы. Рәпатаяңа йиты пӑты ар хуят Междуреченской воша па па тӑхета касӑсӑт. Щит пӑты интум тӑта вәты мир кўтн арӑ пєлӑк – щит пирӑщ ёх, айат ёх шим. 
Шуши мируп нєм хут вўсы
Сыры мўң хотэв шуши мируп ӑшколая ўңтӑсӑс, щи пурайн няврємӑт пӑты вухаь ясңуп урок вәс. Юмас эвӑт вәнтӑты нє нємасыя тыв юхтыӑс. Кӑт о юхы щи нєм хут вўсы па рәт ясӑңа вәнтӑты вуысы. Ӑшколайн ай ёх кўтн и пєлӑк – щит вухаят па хӑнтэт. Ма нәмӑслум, ыве хӑнтыя па вухая ӑн ўңӑтӑт. Вантэ, мўң мўвевн шуши мирӑт йис вәупсы хўвн вәтшӑсӑт, щит пӑты няврємӑт рәт мире культура ӑн вәӑт.  ән муты ут уша ат вєрсӑт, урокӑтн ывеа шуши мир вәупсы оӑңӑн путӑртўв. Щӑта «Митущ» нємуп рўтьщӑты кәртӑн йис пурмӑс вєрты, вепӑсӑты па па вєрӑта вәнтӑўв.
Мосты арат учитель па пурмӑс вә
Ӑшколаевн кӑт хот йит, хута няврємӑт ӛрӑңа йиӑт. Классӑт хущи интерактивной сохӑт, кинайт вантты хушапӑт, арӑт хәӑнтты щўңкӑт вәӑт. Федеральной поступсы вўраңӑн интум айшӑк классӑта йиуп пурмӑс тәты питсы, щитӑт кўтн ноутбукӑт вәӑт. Интум щит унтасн ай эвет па ай пухӑт ищи вәнтыйӑт. И вєрев тәп вевтам: Интернет шєңк айтыева рәпит. Щит пӑты мәшӑң няврємӑт щи ут унтасн вәнтӑты ӑн тывӑ, учителят ыв хущеа юхи яңхӑт.
Мўң хущева мосты арат рәпатнек вә. Хән классӑтн шимшӑк хуята йис, щи пурайн итәх учителят йира павӑтсыйт. Па ӑшколайт иты вәнтӑты мир кўтн шим айат ёх. Вантэ, ай тӑхты тыӑщ вух пӑты ыв ӑшколайн рәпитты ӑн ӑңхаӑт. Тӑта шєңк ар рәпата. Хән вошевн творчества хот вәс, щи пурайн няврємӑт урокӑт юпийн щив яңхсӑт. Интум щи тӑхи ӑнтәм, хӑт кўтуп юпийн арсыр кружокӑт тӑта рәпитӑт. Щит пӑты эвет, пухӑт аңа вўш эвӑт етн вәнты ӑшколайн вәӑт.
Ар щирн рўтьщӑӑт
Ар о лыпӑт тыӑщн па вәщ тыӑщн няврємўв «Митущ» нємуп кәртӑн рўтьщӑӑт. Соткєм эви, пух ӑшколайн вәты «Алые паруса» нємуп тӑхия рўтьщӑты яңхӑт. Щи тухӑпи «Конда» нємуп пӑрщин хотӑң тӑхи тӑйўв, лўң мӑр хәум пўш ай ёх щӑта вәӑт, кашӑң сменайн ветхущъяң хуят. Щӑта няврємўв «Юбилейный» нємуп рўтьщӑты тӑхия яңхӑт, щи ут Луговой кәртӑн вә. ыв тәрум пӑты щӑта рўтьщӑӑт, щит пӑты ар хуят щив яңхты ӑңхӑ. Ӑңкиа-ащиа ыв пӑтэа тәп ӛш вух сухуптӑӑт. Вәншӑк эвет-пухӑт кашӑң ўң вух саты ӑшкола хот эщӑтӑт па кӑмн мосты рәпата вєрӑт.
Арсыр вошн нєпекӑңа йиӑт
Ӑшколаев юпийн айат ёх Ёмвошн, Тюменян, Омскайн, Санкт-Петербург па па вошӑтн еы вәнтыйӑт. Кашӑң о ЕГЭ мӑты пурайн кӑт-хәум эви, пух сорни па щєвух мевӑ посӑт хоумтӑт. Тӑм он хәум хуят щит ёша павӑтсӑт. Ям айат ёх кўтн ӑн вәнтыйты муй ӑн рәпитты хуят кәртэвн ӑнтәм. Хуйтат колледжа муй института ӑн вўсыйт, юхи юхӑтӑт па рәпата вәйтӑт. Армия юпийн хә ёх хот омӑсты тӑхийн, Центроспас-Югория нємуп хотн рәпитӑт, тўтӑң әхӑң хәя вәӑт. Нўша семьяйтӑн єнмум хуятӑт кўтн итӑт еы вәнтыйты па рәпитты ӑн ӑңхаӑт. Итәх эвет ӑшкола юпийн няврєм тӑйсӑт, ӛхӑт яньщман юн щи вәӑт. Щимӑщ нєңӑт эвӑт итәх пурайн пушӑха хут вўыйт. Социальной защита хотн 35-кєм семья нух хӑншман вә, хута хотӑң ёх яньщӑт па ӑн рәпитӑт. Ма нәмӑсум, щимӑщ хӑннєхәята рәпата ки мӑты, ищипа рәпитты ӑн питӑт, ыв соцзащита хот эвӑт мийяты вухн вәты вәнсӑт.
Реональда Ользина

 

Школа имени Героя Советского Союза Петра Панова

С древних времен и до 1961 года поселок Кондинский назывался Нахрачи. В 1896 году там открыли одноклассную министерскую школу. Учебное заведение было церковно-приходским, поэтому кроме русского и латинского языков дети изучали Закон божий, учились читать и писать. В 1933 году школа стала семилетней, а в 1955 году - десятилеткой. В 2001 году в поселке Кондинский открыта новая двухэтажная кирпичная школа.  В 2007 году образовательному учреждению присвоили имя Героя Советского Союза  Петра Яковлевича Панова, который до войны проживал в Кондинском районе. На стене школе есть две мемориальные доски, посвященные выпускникам, воевавшим во время Великой Отечественной войны и А. Шарикову, О. Пастухову, которые погибли во время контртеррористической операции в Чеченской Республике. В настоящее время в школе обучается 361 учащихся, в образовательном учреждении есть музей, библиотека, актовый и спортивный залы, библиотека, столовая, медицинский кабинет и мастерские. При школе работает детский этно-оздоровительный лагерь «Митущ».

О работе Кондинской школы я беседовала с Натальей Владимировной Копцевой - заместителем директора по воспитательной работе и преподавателем мировой художественной культуры. После окончания Тобольского педагогического института им. Менделеева она вернулась в родной поселок, где прошло ее детство, и жили родители.

Учащихся стало меньше

-  Я пришла в школу в 1994 году, тогда здесь обучалось около 700 детей. С каждым годом число детей уменьшалось. Главная причина + административный центр из Кондинского перевели в Междуреченский, люди стали переезжать туда и в другие поселения. Сразу закрылись многие организации. По большей части здесь остались пенсионеры, рабочей молодежи сейчас немного. В этом году в первый класс придет 35 детей, в каждом классе будет примерно 15 ребят. В этом году учащихся 1 класса было даже больше, чем в прошлом году. Демографическая яма у нас будет, если не ошибаюсь, через два года. А потом снова пойдет возрастание.

Количество детей хантов и манси чуть меньше половины от общего числа учащихся. Два года назад сняли статус национальной школы, как только его убрали, перестали преподавать мансийский язык. Раньше обучала родному языку учитель из Юмаса. Сейчас у нас просто казенное общеобразовательное учреждение.

Я не думаю, что наши дети ощущают себя как ханты и  манси, потому что в Кондинском районе не осталось национальных традиций. Но мы по мере возможности приобщаем их к национальной культуре. Хорошо помогает в этом детский этно-оздоровительный центр «Митущ», где учащиеся знакомятся с промыслами и ремеслами коренных народов.

По поводу успешности обучения, мне кажется, никакой разницы в успешности русских детей и учащихся из числа коренных народов абсолютно нет. Успех в обучении зависит от самого ребенка, его самооценки, цели и семьи, в которой ребенок растет. Национальность никакой роли не играет.

Недостатка в учительских кадрах и оборудовании нет

В Кондинском районе практически везде новые школы: добротные, в каменном исполнении. Спасибо руководству района. У нас есть все необходимое для обучения: интерактивные доски и мультимедийное оборудование. Практически все классы укомплектованы. Сейчас начальная школа занимается по федеральным образовательным стандартам и оборудование приходит на целые классы. Даже есть ноутбуки. Есть большая проблема, но это не наша и района вина + очень низкая скорость Интернета. Поэтому к ребятам, которые находятся на домашнем обучении, не можем применять интерактивное обучение.

Проблемы с кадрами в школе нет, штат полностью укомплектован. Были даже сокращения, потому что классы-комплекты сократились, сейчас их двадцать один. Все предметы преподаются. Если брать в целом по школе, средний возраст учителей, наверно, 45 лет. Молодых кадров немного. Думаю, такое положение не только в нашей школе. Молодежь не идет работать в школу, потому что не устраивает зарплата, а нагрузка у педагогов очень большая. Мы в сельском поселении работаем не меньше, чем учителя городских школ. Где-то даже больше, потому что занятия по дополнительному образованию сейчас проходят на базе нашей школы. Раньше, когда работал Дом творчества, дети после уроков могли уходить из здания. Сейчас они здесь находятся с утра и до вечера.

Практикуют разные формы летнего отдыха

Если говорить о летнем отдыхе детей, на протяжении многих лет ребята, кроме «Митуща» отдыхают в пришкольном лагере «Алые паруса». Работает туристический палаточный лагерь «Конда» в три смены. В прошлом году практиковали малозатратные формы работы: детские площадки на базе школы. Кроме этого, у нас есть молодежные трудовые отряды, ребята 8-11 классов работают на территории школы и получают за это оплату. Наши школьники нынче съездили в районный лагерь «Юбилейный» в поселке Луговой. Им там очень нравится. Путевки бесплатные, только доставка за счет средств родителей.

Выпускники обучаются в разных вузах

Наши выпускники обучаются в Санкт-Петербурге, Тюмени, Омске, Ханты-Мансийске и других городах. В этом году при поступлении был завышенный бал, некоторые ребята не смогли поступить в вузы на бюджетной основе, и пошли в колледжи. Все выпускники сдали экзамены без двоек, есть три медалиста, одна медаль золотая. Очень высокие баллы у ребят были по химии и литературе. Думаю, что рейтинг школы по ЕГЭ будет неплохой.

По окончании вузов и колледжей молодежь не хочет сюда возвращаться, потому что здесь нет работы и условий, которые нам и им хотелось бы иметь. В поселке нет Дома культуры или Центра культуры. У нас маленький Дом культуры, который много раз был капитально отремонтирован. Было время, когда был в аварийном состоянии и детям туда не разрешали заходить, отменяли проведение новогоднего праздника и проводили в школьном спортзале.

Если выпускник не поступил в институт или колледж, возвращается обратно и устраивается на работу. Некоторые ребята после армии занимаются здесь строительством, работают водителями или работают в других городах и поселках. Некоторые выпускники работают в Центроспас «Югория» и учатся заочно. Есть ребята из малообеспеченных семей, которые никуда не поступали, и не было у них стимула учиться дальше. Эта категория находится на попечении социальной службы. Например, молодые мамы, которые по окончании школы родили детей, остались здесь и ведут асоциальный образ жизни. Если не ошибаюсь, в поселке около 35 неблагополучных семей. Населения в Кондинском около 3 тысяч человек, поэтому это очень много для такой территории. В районе занимаем одно из первых мест по неблагополучию. Причина в том, что некоторые люди, даже если им дадут рабочее место, не будут работать. Они привыкли все брать от государства.

Реональда Ользина

Рубрика: 
Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
Номер Ханты Ясанг: 
№ 6 (3426)
25.03.2015

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика