- Хантыйский
- Русский
Хӑнты па вухаӆь ёх нәй эвӑӆт ёнтты йис пурмӑсӑт
Ванӆтупсы «Увӑс ёх нәй эвӑӆт ёнтты йис пурмӑсӑт» 11-мит хӑтӆ вўша Ас нопӑтты тыӆӑщ вәнта Галерея-мастерская Г.С. Райшев хуща рәпитты питӆ.
Тӑм ванӆтупсы пўншса, хән мўӊ Ханты-Мансийской автономной округев – Югра 90 оӆа йис. Тӑм вєр ӆэщӑтсӑт хәӆум тӑхийн рәпитты ёх, щит «Союз мастеров традиционных промыслов Югры», «Ханты-Мансийское отделение Союза художников России» па «Галерея-мастерская Г.С. Райшева».
Тӑм ванӆтупсы вәӆты мӑр ёнтӑсты имет карты щўӊкӑт мухты искусствовед, Россия хурӑт хӑнты ёх тӑхия ӆуӊты ими Наталья Фёдорова пиӆа па этнограф, исторической наукайт кандидат нє Татьяна Молданова пиӆа вәйтантыйӆсӑт.
Тӑм кӑтӊӑн нәй эвӑӆт вєрты пурмӑсӑт оӆӑӊӑн путӑртсӑӊӑн. Ёха ай павӑтсӑӊӑн, муй пӑта тәх ёнтум пурмӑсӑт тӑм вӑнӆтупсыя ӑн вўсыйт, муй пӑта ӆыв тыв ӑн мәстӑсӑт.
Мєт оӆӑӊ тәнӆуп тыӆӑщн 13-мит хӑтӑӆн карты щўӊкӑт мухты ёх Н.Н. Фёдорова пиӆа вәйтантсӑт. Ӆўв намтӑт, аканят па нәй хирӑт оӆӑӊӑн путӑртӑс. Наталья Николаевна путӑртӑс, намтӑт щи кўш ай утыет, ищимурт ёнттыйн ӆыв сыр-сыр митрайт тӑйӆӑт.
Намтӑт щит арсыр щўӊк тӑйӆӑт. Нәй эвӑӆт па сӑк эвӑӆт сӑм лот вєрӆа, щӑӆта ёнтӑсӆўй мєтшӑты хирие тӑйӆ, муй па мӑрӑк ӆўв эвӑӆт, карты эвӑӆт вєрум щол тӑйӆ, щӑӆта па пўнӑт йирты пӑта ищи васы мӑрӑк ӆўв мосӆ, муй па карты лак мосӆ, кўтӆупн па йинтпӑт пӑта нюки пўлые ёнтты мосӆ.
Арсыр утӑт мосӆӑт, имия намӑт ёнтты арсыр вєрӑт вәты мосӆ. Йис имиӆӑн щи вєр ма вәсэӆ, щи кўш, мосӑӊ, тәх щос ушӑӊ нәй ӑн тӑйсӑт, ушӑӊ щӑшкан сух ӑн тӑйсӑт. Нәй оӆӑӊӑн ки лупты, щит мєт вантты мосӆ, муйсӑр хурас ӆўв тӑйӆ, муйсӑр нәй намӑт ёнтты пӑта вўты, вўрты муй вўсты, муй па па хурасуп. Вантты па мосӆ, щи нәйӆӑн ха ма ат мәстӑӆӑт.
Тӑм йисн хуты хӑнты муй вухаӆь имет йис вәӆупсы эвӑӆт йира питсӑт, кев вошӑтн, карты вошӑтн вәӆӆӑт, щи пӑта йис вєрӑт ушӑӊа ӑн тӑйӆӑт, йиӆпа вәнӆтыйӆты мосӆ.
Щи вєр вәйман, Наталья Николаевна ёнтӑсты имет партӑс вєра арсыр м йис пурмӑс пєӆа вӑнтты, щӑӆта па кашӑӊ ёнтӑсты ими ӆыпи нумсӑӆ пєӆа ки кєрӆӑӆ, щӑта ищи йис ёхӆаӆ вєрӑт вәятӆ, йис ёхӆаӆ нумсӑт вәятӆ. Щирн щи ӆыв ищи йис имета йиӆӑт, йис пурмӑсӑт ёнтты питӆӑт.
Т.А. Молданова пиӆа ёх ай кєр тыӆӑщн 5-мит хӑтӆӑн вәйтантсӑт. Ӆўв пўпи хотӑтн якты посӑт, милӑт оӆӑӊӑн па нәй сахӑт оӆӑӊӑн путӑртӑс.
Татьяна Александровна лупӑс, ӆўв иса пўш вантман тӑйӆӑӆэ, йис вєрӑт тўӊа ат мӑнӆӑт. Путӑртӑс, муй вўрн па уша вєрты, мӑта ут йис вєр, мӑта ут ӑнтә. Иса нәпӑт хән мир и щир пурмӑсӑт тӑйсӑт. Тәх пурмӑсӑт па хурасупшӑка йиӆӑт, тәх утӑт па иса увӑс мир вәӆупсы эвӑӆт вәшӆӑт. Пурмӑс ма ки вӑнтты питӆӑн, йис ӆыпи нумӑсн вєрум ут ма кӑӆ.
Пўпи хот посӑт па милӑт оӆӑӊӑн путӑртмаӆн ӆўв лупӑс, Касум мўвн тӑм посӑт па милӑт вєрты щира нємасыя семинар вәс. Щи пӑта посӑт, милӑт ёнтум щирӆаӆ мӑт, тәп иса посӑт хуща и щир хӑнши муӆты пӑта вєрман вәӆ. Йис ёх щиты ӑн вєрӑнтыйӆсӑт. Кашӑӊ имие ӆўв щирӑӆн хӑнши эвтыӆӑс, па ёх пєӆа ӑн вантӑс. Хӑнши эвӑтты, муй па ёнтты ки питӆӑты, ӆыпи нумӑсн вана тӑйты мосӆ, муй рӑхӆ муй ӑн рӑхӆ. Пўпи хурие ки вєрӆа, щит мєт оӆӑӊ ӆыпи вәнтӑр хуриеӆ щуяӆӑты мосӆ, щӑӆта па кўрие муй па ёшие, муй па ухиеӆ нўвӑӊ хӑнши щира ар щира вєрӆа.
Щӑӆта па Татьяна Александровна ванӆтӑсӆэ, муй вўрн йис ёх пўпи хур вєрӑнтыйӆсӑт, кашӑӊ ими ӆўв кан щирӑӆа вєрӆӑӆэ, щи кўш ӆыпи вәнта ӆухӑӆ ихурасуп.
Нәй сӑхӑт оӆӑӊӑн путӑртмаӆн Татьяна Александровна ищи хӑншет оӆӑӊӑн путӑртӑс па вӑнӆтӑс, муйсӑр щирн ӑняятн нәй сӑх хурамтӆӑӆы: нәй расӊайн ёнтӆа, карты лакӑтн щив вєрӆа.
Тӑм вӑнӆтупсы па карты щўӊкӑт мухты путӑртты вєрӑт Югра мўв кәща нє грант мухты вєрса, «Искусство обских угров: живая традиция». Тӑм вєрӑта Центр историко-культурного наследия «Касум ёх», «Торум Маа» йис пурмӑсӑт шавиты тӑхи ёх ма нётсӑт. Карты щўӊкӑт мухты ма путӑртты Центр социальных инноваций в сфере культуры Югры «Умный музей» нётӑс.
Путӑр хӑншӑс:
Пётр Молданов
Сукно в традиционном искусстве обских угров
В Галерее-мастерской художника Г.С. Райшева до 11 мая 2021 года будет работать выставка «Традиционные изделия из сукна коренных народов Югры», которая открыта к 90-летнему юбилею Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Организаторами выставки являются Союз мастеров традиционных промыслов Югры, Ханты-Мансийское отделение Союза художников Росси и Галерея-мастерская художника Г.С. Райшева.
В период экспонирования выставки состоялись онлайн-встречи со специалистами по народному искусству обских угров: искусствоведом, членом Союза художников России Натальей Фёдоровой и этнографом, кандидатом исторических наук Татьяной Молдановой. Ими был проведён подробный анализ изделий, представленных на выставке, а также тех изделий, которые по тем или иным причинам не были приняты на выставку, т.к. не соответствовали канонам традиционных художественных изделий.
Первая онлайн-встреча состоялась 13 февраля, в ходе которой Н.Н. Федорова прокомментировала игольницы, куклы и сумки. На примере игольницы она обратила внимание мастериц на соблюдение такой существенной характеристики изделия народного искусства, как её цельность, законченность. В игольнице должны присутствовать все образующие её элементы: украшенная суконная основа, держатель для напёрстка, косточка для сухожильных нитей, ровдужный лоскуток для иголок. Чтобы игольница смотрелась богатой, насыщенной, необходимо использовать разнообразие техник и материалов, но при этом важно учитывать их совместимость. Сукно– это, прежде всего, цвет. Поэтому при работе с этим материалом необходимо использовать правильное их сочетание. Наталья Николаевна посоветовала мастерицам не только изучать имеющиеся эталонные образцы изделий, но и внимательно прислушиваться к своей генетической родовой памяти. Именно это поможет им стать подлинными мастерами традиционного искусства.
Встреча с Т.А. Молдановой состоялась 5 марта. Ею были прокомментированы сшитые мастерицами ритуальные рукавицы, шапки, суконные халаты. Татьяна Александровна отметила, что для неё, как этнографа, крайне важна традиционность изделия, но в то же время традиция не означает, что существует некое абсолютно застывшее состояние того или иного изделия. Во все времена происходили изменения но они всегда проходили в русле традиции, с соблюдением сложившихся канонов.
Анализируя ритуальные рукавицы и шапки, она отметила, что по этим изделиям на территории их бытования уже проходил обучающий семинар. Поэтому в предметах, представленных на выставке, в достаточной мере соблюдены форма изделия, колорит, техника. Тем не менее, этого еще недостаточно. Например, на всех рукавицах использован один и тот же трафарет узора «медведь». Вырезать орнамент по готовым шаблонам– это ещё не искусство, это ещё не творчество, но только лишь ремесло. Неизменный канон в изображении «медведя»– это его туловище-шестиугольник, далее мастерица должна найти свой собственный вариант узора, который бы вписался в изделие. Для этого ей предстоит поэкспериментировать с ответвлениями «головы», «лап» животного. Далее на конкретных примерах Татьяна Александровна продемонстрировала варианты стилизованных изображений, встречающихся на рукавицах, шапках обско-угорских мастериц. При анализе суконных халатов акцент был сделан на значение декоративных элементов и на использование узоров.
Выставка и семинары организованы на средства гранта губернатора Ханты-Мансийского автономного округа в рамках проекта «Искусство обских угров: живая традиция». Партнёрами проекта являются Центр историко-культурного наследия «Касум ёх», Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа». Техническую поддержку осуществлял Центр социальных инноваций в сфере культуры Югры «Умный музей».
Пётр Молданов