Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Людмила ГУРЬЕВА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Кӑшаӊ сӑм кана м сӑм омӑссы
  • Рәт ясӊӑт вәнӆтӑты няврємӑт кўтэԯн кӑссӑт
  • Йис ясңев еԯԯы тәԯэԯ
  • Ара ариты, моньща моньщты ...
  • Кев ики рєпа ңхты ӆӑӊхаӆӑт

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Ԯятты ёх кәрт
  • Кев юхан кәртымн єнумсум
  • Вўӆы тащӑтн єнмум айӆат хә
  • Вой веӆпӑсӆӑты вухаӆь нє

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Шуши мирӆўвн сӑмӑӊа тӑйӆы
  • Сәрхан мўвн вўӆєӊ әхӆӑтн кӑссӑт
  • Хӑнты па вухаӆь ёх нәй эвӑӆт ёнтты йис пурмӑсӑт
  • Вухаӆь ясӑӊӑн етнхот єтӑс

Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы

  • Нёӆпас хә па Вошӑӊ вәрт ики ветъяӊ пух
  • Муй пӑта паннєӊен сєӊкӆа?

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 12 (3648)
  • № 11 (3647)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 21 (3657)
  • № 22 (3658)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 5 (3665)
  • № 6 (3666)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 14 (3674)
  • № 13 (3673)
  • № 15 (3675)
  • № 16 (3676)
  • № 17 (3677)
  • № 18 (3678)
  • № 20 (3680)
  • № 19 (3679)
  • № 21 (3681)
  • № 22 (3682)
  • № 23 (3683)

Вы здесь

Главная » Йис ясңев еԯԯы тәԯэԯ
  • Хантыйский
  • Русский

Йис ясңев еԯԯы тәԯэԯ

Тәнӆуп тыӆӑщ 26-28-мит хӑтӆӑтн Москва хон вошевн Россия мўвев ӆуваттыйн няврємӑт рәт па рўщ ясӊӑта вәнӆтӑты 60 хуят вән мирхота ӑктӑщсӑт. 

Тӑм оӆ щи мирхот мўвтєӆ мир нєм тӑйты питӑс, вантэ, щӑта Белоруссия, Луганской па Донецкой Народной Республикайӊӑн учителят вәсӑт. 

Югра мўвев эвӑӆт щи вән мирхота няврємӑт рәт ясӑӊа вәнӆтӑты хәӆум нє ӊхсӑт, щит Раиса Мартыновна Гаврильчик (Ёмвош), Галина Павловна Лаптева (Лянтор вош) па Любовь Викторовна Захарова (Касум кәрт). 

Ӆыв хулыева ар оӆ няврємӑт рәт ясӑӊа па литературая вәнӆтӑ­ӆӑт: Г.П. Лаптева – 34 оӆ сәрханӆ няврємӑт рәт ясӑӊа вәнӆтӑӆ, Л.В. Захарова 28 оӆ ай пуш­хӑт пӑта хӑнты ясӑӊа па литература урокӑт тәӆ, Р.М. Гаврильчик – 25 оӆ Ёмвошӑӊ арсыр мирӑт няврємӑт вухаӆь ясӑӊа вәнӆтӑӆ. Щи арат оӆ рәпиттэӆ мӑр ӆыв рәт ясӑӊ учебникӑт хӑншты нётсӑт, арсыр учителят кўтн ӆэщӑтум кӑсупсэтн кӑссӑт па нух питыйӆсӑт, итәх хуятӆўв ищи Москва воша кӑсупсэта ӊхсӑт.

Мєт сыры рәт ясӊӑта вәнӆтӑты ёх Россия мўвев Общественной Палата хуща рәт миреӆ хурамӑӊ ӆәмӑтсухӑт аӆьсӑт, щи тумпи няврємӑтн вєрум пурмӑсӑт эвӑӆт ванӆтуп­сы ӆэщӑтсӑт. Г.П. Лаптева (Покачева) – Касум па Сәрханӆ мўвӊӑн ими, щирн Касум мўв рнӑс аӆьман «Хотєм Сорни Ими» нємпи ӆўӊӑтты арӑӆ ӆўӊӑтсӑӆэ. Мойӊ ёха лупӑс: 
- Тӑм рнӑс «Югория» нємпи передачайт вєрты нє Наталья Маковецкая ёнтсӑӆэ. Ма рнасєм хўват кӑӆ – ма кӑт эви па кӑт хиӆы тӑйӆум.

Р.М. Гаврильчик эви опращ нємӆ Анямова, ӆўв Няксимволь кәртӑӊ вухаӆь нє, щирн Россия мўвӑӊ ёха вухаӆь мир хурамӑӊ ӆәмӑтсухӑт ванӆтӑсӆэ.
Л.В. Захарова – Касум мўв нє, щирн ищи мойӊ ёх еӆпийн хурамӑӊ хӑнты рнасн єтӑс. Щи тумпи няврємӑтн хӑнты ясӑӊӑн вєрум аканят, открыткайт аӆяс. Мойӊ ёха мєт әмӑщ «Кимит утэӆ вәйта!» нємпи юнтупсы юнтты вәс.


Щи пийн мирхот вәс. Щӑта Россия мўвев арсыр мирӑт рәт ясӊӑта вәнӆтӑ­ты вєрӑт тәты научной институт кәща нє О. Ар­тёменко лупӑс: 

- 14-мит пўш мўӊ рәт па рўщ ясӊӑта вәнӆтӑты ёх пӑта вән мирхот ӆэщӑтсўв. Ин мўӊ Россия мўвев ӆуваттыйн мир 270 ясӑӊӑн путӑртӆӑт. Мўӊ ӑшколайӆўвн тәп 12 рәт ясӑӊӑн ай няврємӑт вәнӆтыйӆӆӑт, щи тумпи эвет-пухӑт факультатив щирн 96 рәт ясӊеӆ вәнӆтӑӆӑт. 

Г.П. Лаптева мирхота ӑктӑщум ёха «Рәт сӊєм» нємпи хӑншум стихӑӆ ӆўӊӑтсӑӆэ.
Щи пийн вәнӆтӑты вєр тәты научной институтн учителят рәт ясӑӊ урокӑт ванӆтӑсӑт. Р.М. Гавриль­чик нємасыя урок аӆяс, ху­тыса Ёмвошн арсыр мир няврємӑт Югра мўв шуши мир вәӆупсы оӆӑӊӑн уша вєрӆӑт. 


Г.П. Лаптева 1-мит классӑӊ няврємӑт пӑта «Югра – ма мўвєм» урок аӆяс па няврємӑтн ӆэщӑ­тум «Вурӊа хӑтӆ» мӑӊ­хӑтӆ оӆӑӊӑн ай кинайӆ ванӆтӑсӆэ.

Л.В. Захарова Кӑсум кәр­тӑӊ ӑшколайӆ оӆӑӊӑн ай кина аӆяс. Мойӊ ёх уша вєрсӑт, щӑта арсыр мир няврємӑт кўтн мєт ар Увӑс мир няврєм вәнӆтыйӆ, щит хӑнтэт, юрнӑт па сӑранӑт. Ӆыв айтєӆн кўтэӆн ӆәхсӑӊа вәӆты вәнӆтыйӆӆӑт. 

Тӑм вән мирхотн ӆўв В.С. Волдин хӑншум «Хӑн­ты» нємпи стих хў­ват рәт мир литература уро­кӑӆ ванӆтӑсӆэ. Щитӑт инте­рактивной сохӆӑн аӆьсӑӆэ.
Рәт ясӑӊ урок тәты пӑта нє­ма­сыя ӊта пӑсан вәс. Щи пурайн округ кәща ӆӑӊкӑр хәя нётты нє Н. Савина вўт кәртӑтн мобильной электронной ӑшколайт (МЭШ) вєр оӆӑ­ӊӑн ай тәс. Г.П. Лаптева хурӑт аӆяс, хутыса ӆўв ка­шӑӊ оӆ вәнт кәртӑт эвӑӆт няврємӑт ӑкӑтӆ па тухӆӑӊ хопн Лямина интерната тәӆӆэ:

 

- Оӆӑӊмит тыӆщӑт ай пушхиет шєӊк ӑӊ­ки­ӆаӆ-ащиӆаӆ такӆы мӑ­рємийӆӆӑт, щирн МЭШ – щит шєӊк мосты вєр. Няврємӑт юӆн ӑӊкет-ащет пиӆа вәнӆтыйӆты питӆӑт.

Мўӊ учительӆўв заочн­ой этап пурайн рәт ясӑӊ урок аӆьман нух питсӑт, щирн Диплом нєпек ёша хоӆумтсӑт. Тӑм оӆн рәт ясӑӊ ӆавӑӆман тӑйты ёх эвӑӆт и хуят нємасыя мевӆ пос хоӆумтӑс, щит Хабаровской мўвн нанай­­ской ясӑӊа вәнӆ­тӑты нє М.А. Эльтун. Тӑм вән кӑ­суп­­сыйн 1-мит тӑхия К.С. Довур­­каев питӑс, ӆўв Калмыц­кой гимназияйн рәт ясӑӊ па литература урок­ӊӑн тәӆ. 
А.Д. Дейкиная – Московской педа­гоги­ческой гос­университет профессор имия, тӑм кӑсупсы арта­ӆӑты нєӊа шєӊк мәстӑс, хутыса учителят рәт ясӑӊ па литература урокӑт ма, тәса па әмща ӆэщӑтӆӑт.

Путӑр хӑншӑс: 
Людмила Шульгина

 

Опыт Югры в преподавании родных языков был представлен в Москве

26-28 февраля 2021 года в г. Москве состоялся Всероссийский форум педагогического мастерства учителей родного, в том числе русского, языка.

 

Мероприятие прошло в рамках реализации проекта «Всероссийский форум культур и языков народов Российской Федерации» и был организован Научно-исследовательским центром национальных проблем образования Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы. Форум учителей призван способствовать созданию профессиональной среды для взаимообмена передовыми методами преподавания родного языка в современных условиях. В этом году Форум получил международный статус, поскольку среди 60 конкурсантов были и представители Белоруссии, Луганской и Донецкой Народных Республик. Ханты-Мансийский автономный округ – Югру представляли учителя родных языков и литературы – Раиса Мартыновна Гаврильчик из г. Ханты-Мансийска, Галина Павловна Лаптева из г. Лянтора Сургутского района и Любовь Викторовна Захарова из п. Казыма Белоярского района. Мне удалось с ними пообщаться через соцсети и по телефону. Все учителя имеют большой педагогический стаж: Г.П. Лаптева – 34 года, Л.В. Захарова – 28 лет и Р.М. Гаврильчик – 25 лет. Имея богатейший опыт преподавания родных языков, они принимали активное участие в написании учебно-методической литературы, не раз участвовали в конкурсах педагогического мастерства, многие из нынешних конкурсантов уже представляли Югру на данном Всероссийском Форуме.

В Общественной Палате Российской Федерации учителя продемонстрировали многообразие национальных нарядов, а также представили выставку декоративно-прикладного творчества учащихся. Преподаватель хантыйского языка Ляминской школы-интерната Г.П. Лаптева  (Покачева) является представительницей сразу двух локальных групп ханты – казымских и сургутских. Она представила традиционное платье казымских ханты, при этом рассказала: «Платье украшено хантыйскими орнаментами техникой вышивки ткань по ткани. Украшения платья несут информацию о владелице, например, по моему платью можно сказать, что у меня две дочери и два внука. Белые полоски на платье означает чистые помыслы, благородство. Платье сшито и подарено мне телеведущей национальных передач ВГТРК «Югория» Натальей Васильевной Маковецкой, за что я её очень благодарю». Во время дефиле Г.П. Лаптева прочла монолог собственного сочинения «О, золотая Богиня дома!». На выставке представила видео с театрализованным представлением на тему «Вурнга хатл» («Вороний день»), подготовленное её учениками.

Педагог Детского этнокультурно-образовательного центра г. Ханты-Мансийска Р.М. Гаврильчик, урождённая Анямова – манси по национальности, родом из села Няксимволя Берёзовского района, поэтому она предстала перед гостями Форума в традиционном женском мансийском наряде. Кроме этого, она подготовила выставку декоративно-прикладного творчества воспитанников Этноцентра.

 

Учитель начальных классов и родного языка Казымской средней общеобразовательной школы Л.В. Захарова продемонстрировала российским коллегам полный женский наряд казымских ханты. Также представила выставку детских работ: хантыйские куклы-акани, традиционные женские бисерные украшения и онлайн-открытки с поздравлениями на хантыйском языке. Особенно педагогам понравилась игра «Найди пару!».

Во время семинара «Потенциал культуры в популяризации родного языка» председатель правления Ассоциации учителей родного, в том числе русского, языка, директор Научно-исследовательского центра национальных проблем образования Ольга Ивановна Артеменко в своём выступлении отметила: «Сегодня в Российской Федерации насчитывается более 270 языков и диалектов. В государственной системе образования в качестве предмета изучения используются более 96 языков, и только на 12 языках ведётся обучение в начальных классах. Культурное и языковое многообразие народов России защищено государством. Всероссийский мастер-класс учителей родного, в том числе и русского, языка проводится в 14-ый раз, он стал федеральной площадкой, объединяющий учителей разных народов общеобразовательных организаций Российской Федерации».

Г.П. Лаптева поприветствовала участников форума на хантыйском  языке и прочитала стихотворение собственного сочинения о родном языке. В своей педагогической деятельности она уделяет большое внимание творческому развитию учащихся, помогает им в сочинении стихотворений, её воспитанники – постоянные участники всех творческих конкурсов по родному языку, в том числе проводимых редакцией национальной газеты «Ханты ясанг».

 

Педагог из Ханты-Мансийска Р.М. Гаврильчик представила урок по знакомству детей разных национальностей с культурой и бытом коренным малочисленных народов Югры – ханты, манси и лесных ненцев.

 

Во время конкурса педагогического мастерства учителей родного, в том числе русского, языка педагог из Лянтора Г.П. Лаптева показала  видеофрагмент урока «Югра – моя земля» с учащимися 1 класса. «Благодаря интересным урокам дети-ханты со стойбищ,  не посещавшие ранее детских садов, к концу первого учебного года начинают свободно говорить на русском языке, не забывая при этом родной язык», –  отметила в своём докладе Г.П. Лаптева.

 

Учитель начальных классов и родного языка из села Казыма Белоярского района Л.В. Захарова рассказала об особенностях сельской школы, в которой учатся дети разных национальностей, но большинстве своём ханты, лесные ненцы и коми-зыряне. С ранних лет через знакомство с уникальной древней культурой своих народов они учатся дружить. Л.В. Захарова поделилась опытом ведения урока родной литературы на тему «Стихотворение хантыйского поэта Владимира Волдина «Ханты» с помощью интерактивной доски.

Участники круглого стола «Реализация Концепции преподавания родных языков народов Российской Федерации» говорили о великой миссии учителей в деле сохранения родных языков и культур народов многонациональной России, а также поднимали проблемы современного состояния с преподаванием родных языков как отдельных учебных предметов.

 

Помощник первого заместителя губернатора Югры Надежда Савина презентовала опыт автономного округа по открытию Мобильных электронных школ на стойбищах. Г.П. Лаптева дополнила её доклад: «Я вот уже долгие годы, летая на вертолёте, занимаюсь сбором детей со стойбищ в Ляминскую школу-интернат. Видели бы вы, как они первые месяцы скучают без родителей, из-за этого им не сразу легко даётся учёба, а тем более русский язык. Мобильные электронные школы – это учёба дома, на стойбище, без отрыва от родных, поэтому это замечательная альтернатива нынешним школам-интернатам».

 

Заключительным этапом Форума педагогического мастерства учителей родных языков стало награждение участников мероприятия. Каждый учитель получил сертификат участника Всероссийского Форума педагогического мастерства. Наши югорские педагоги – Р.М. Гаврильчик, Г.П. Лаптева и Л.В. Захарова – были награждены Дипломами победителей заочного этапа Конкурса педагогического мастерства.

 

В этом году Ассоциация учителей родного, в том числе русского, языка учредила медаль «За вклад в сохранение и развитие родного, в том числе русского, языка», обладателем которого стала Марина Александровна Эльтун – преподаватель нанайского языка из села Верхние Нергены Нанайского района Хабаровского края.

В соответствии с Положением конкурса педагогического мастерства учителей родных, в том числе русского, языка 1,2 и 3 места распределились следующим образом:

1 место – Кару Саналович Довуркаев, учитель калмыцкого языка и литературы МБОУ «Калмыцкая национальная гимназия имени А.Ш. Кичикова» Республики Калмыкия;

2 место – Наталья Сергеевна Кабанина, учитель русского языка и литературы МОБУ гимназия № 5 г. Давлеканово Республики Башкортостан;

3 место – Эльвира Владимировна Петрова, учитель родного (марийского) языка и литературы ГБОУ Республики Марий Эл «Национальная президентская школа-интернат» г. Йошкар-Олы.

Председатель жюри конкурса педмастерства, профессор Московского педагогического государственного университета, доктор педагогических наук Алевтина Дмитриевна Дейкина высоко оценила профессионализм финалистов и всех участников, а также организацию и проведение Конкурса педагогического мастерства учителей родного, в том числе русского, языка и Форума, в целом.

 

Мы, журналисты объединённой редакции национальных газет «Ханты ясанг» и «Луима сэрипос», поздравляем наших учителей родных языков и литературы с участием во Всероссийском педагогическом форуме и желаем дальнейших успехов в преподавательской деятельности, ведь от вашей работы зависит, будет ли будущее поколение говорить на хантыйском, мансийском, ненецком языках!

 

Людмила Гурьева

Рубрика: 
Айкеԯӑт - Новости
Номер Ханты Ясанг: 
№ 6 (3570)
24.03.2021

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика