Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Надежда ВАХ

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Кӑшаӊ сӑм кана м сӑм омӑссы
  • Рәт ясӊӑт вәнӆтӑты няврємӑт кўтэԯн кӑссӑт
  • Йис ясңев еԯԯы тәԯэԯ
  • Ара ариты, моньща моньщты ...
  • Кев ики рєпа ңхты ӆӑӊхаӆӑт

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Ԯятты ёх кәрт
  • Кев юхан кәртымн єнумсум
  • Вўӆы тащӑтн єнмум айӆат хә
  • Вой веӆпӑсӆӑты вухаӆь нє

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Шуши мирӆўвн сӑмӑӊа тӑйӆы
  • Сәрхан мўвн вўӆєӊ әхӆӑтн кӑссӑт
  • Хӑнты па вухаӆь ёх нәй эвӑӆт ёнтты йис пурмӑсӑт
  • Вухаӆь ясӑӊӑн етнхот єтӑс

Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы

  • Нёӆпас хә па Вошӑӊ вәрт ики ветъяӊ пух
  • Муй пӑта паннєӊен сєӊкӆа?

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 12 (3648)
  • № 11 (3647)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 21 (3657)
  • № 22 (3658)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 5 (3665)
  • № 6 (3666)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 14 (3674)
  • № 13 (3673)
  • № 15 (3675)
  • № 16 (3676)
  • № 17 (3677)
  • № 18 (3678)
  • № 20 (3680)
  • № 19 (3679)
  • № 21 (3681)
  • № 22 (3682)
  • № 23 (3683)

Вы здесь

Главная » Рәт ясӊӑт вәнӆтӑты няврємӑт кўтэԯн кӑссӑт
  • Хантыйский
  • Русский

Рәт ясӊӑт вәнӆтӑты няврємӑт кўтэԯн кӑссӑт

Ай кєр тыӆӑщ 9-митн Югра мўв ӑшколайн вәнӆтыйӆты няврємӑт пӑта рәт ясӊӑт щирн олимпиада вєр ӆэщӑтсы. Кўтэӆн 9-11-мит классӑтн вәнӆтыйӆты няврємӑт онлайн щирн кӑссӑт. 

Иса хӑнты ясӑӊӑн 13 няврєм вәс, вухаӆь ясӑӊӑн – 5 хуят. Хӑнты ясӑӊ әхтыйн Нуви сӑӊ­хум, Сўмӑтвош, Сәрханӆ, Нижневартовской райо­нӑт эвӑӆт айӆат ёх кӑссӑт. Вухаӆь  ясӑӊӑн –  Октябрь­ской па Кондин­ской рай­о­нӑт эвӑӆт няврє­мӑт хӑншсӑт.

Хӑнты ясӑӊӑн кӑсты няврємӑт кўтн Нуви сӑӊхум район Поӆнавӑт ӑшколайн вәнӆтыйӆты эви Влада Молданова нух питӑс. Ӆўв 58 арат балл ёша павтӑс. Вухаӆь ясӑ­ӊӑн Октябрьской район Ным Наръёх кәрт эвӑӆт эви – Яна Попова (63 балл).

Ас-угорской институтн хӑнты ясӑӊ әхтыйн рәпит­­ты па филологической наукайт кандидат нєм тӑйты айӆат нє Виктория Сязи тӑм кӑсупсы оӆӑӊӑн щиты лупӑс:

-  Ма нәмӑсӆум, хуты 2021-мит оӆн ӑшколайн вәнӆтыйӆты няврємӑт кўтн хӑнты ясӑӊ әхтыйн ӆэщӑтум кӑсупсы м щирн тывӑс. Иса округев ӆуваттыйн 13 няврєм кӑсупсы нєпекӑт хӑншсӑт, щит ма щирємн м щи. Муӆтыкєм айӆат ёх рә­па­тайӆаӆ тәса хӑнш­сӑӆаӆ. 

Рәт ясӑӊа вәнӆтӑты хуя­тӑта мосӆ няврємӑт пиӆа аршӑк рәпитты. Ӆәӆн ӆыв хӑнты ясӑӊӑн тәса хӑн­шты пӑта сыр-сыр прави­лайт ат вәнӆтӑсӑт, мосты нєпекӑт ат ӆўӊӑтсӑт. Юӆн ӑӊкета-ащета ищи няв­рємӆаӆ пиӆа рәт ясӑӊӑн аршӑк путӑртты мосӆ. Щи пурайн ӆыв рәт ясӊеӆ вәты питӆэӆ. 

Сыры оӆӑтн, хән ӑшколайн хӑнты ясӑӊ урокӑт вәсӑт, аршӑк хуят тӑм кӑсупсыйн кӑсӑс па тәсашӑк рәпатайӆаӆ хӑнш­сӑт. Па интӑм ищи итәх айӆат ёх хӑнты ясӊеӆ вәӆэӆ, хӑнты ясӑӊ эвӑӆт рўщ ясӑӊа тулмащтӑты хошӆӑт па ай путӑр хӑнш­ԯӑт. 

Ас-угорской институтн рәпитты па филоло­ги­ческой наукайт кандидат нєм тӑйты нє Мария Кумаева вухаӆь ясӑӊӑн хӑншум рәпатайт нух вантӑс. Ӆўв кӑсупсы вєр оӆӑӊӑн щиты лупӑс:

- Вухаӆь ясӑӊӑн мӑнум кӑсупсыйн округ ӑш­колайт эвӑӆт тәп вет няврєм нєпек хӑншсӑт, щит Манстӑр район Ным Няръёх кәрт па Кондин­ской район Шугур кәрт ӑшколайӊӑн эвӑӆт. Ма нәмӑсӆум, учителята ар­шӑк няврєм щимӑщ кӑсуп­сэта ӆэщӑтты мосӆ. Вет няврєм эвӑӆт хәӆум хуят – 9-мит класс эвӑӆт вәсӑт па 10 класс эвӑӆт – и няврєм, 11 класс эвӑӆт ищи и няврєм. Щит шєӊк шимӆ. Ищиты вәнӆтӑты хуятӑта няврємӑт пиӆа рәт ясӊӑт грамматика, лексика, синтаксис нух вантты мосӆ па ӆәӆн ӆыв ай путрӑт хӑншты тәса ат хошсӑт. Щи вєр, хуты ӑшколайт хущи рәт ясӊӑт урокӑт тӑм йисн ӑн тәӆыйт, нємӑӆт м ут ӑн вєрӆ. Няврємӑт рәт ясӊеӆ хуӆт юрємӑты питсэӆ. 

Ас-угорской институтн научно-исследо­ва­те­ль­ской тӑхийн рәпитты нє  Светлана Динисламова тӑм ясӊӑӊ кӑсупсы оӆӑӊӑн щиты лупӑс:

- Кашӑӊ оӆ олимпиада кӑсупсы йиӆуп щирн ӆэщӑтӆы. Щи заданияйт, мӑта утӑт литература әхтыйн тӑм пўш вәсӑт, няврємӑт ма хӑншты щир тӑйсӑт. 

Мосӆ ӆәӆн няврємӑт шуши мир хӑншты ки­никайт па научной стать­яйт аршӑк ат ӆўӊӑтсӑт. Мосӆ лупты, хуты тӑм йисн айӆат ёх рәт ясӊеӆ ма ӑн вәӆэӆ. 

Сыры оӆӑтн аршӑк няврєм олимпиада кӑсуп­сыйн кӑссӑт, ин шимӑщ хуят шимӆа йис.  Ӑш­колайт хущи рәт ясӑӊ ин факуль­татив щирн вәнӆ­тӑӆӑт. Щит ищи м вєр хән. 

Муй щирн тӑм олим­пиада сухнӑс, щи оӆӑӊӑн мєт ма развития обра­зования институт  https://iro86.ru/index.php/meropriyatiya/olimpiady сайт хущи уша вєрты рӑхӆ.

    
Путӑр хӑншӑс: 
Надежда Вах 

В округе прошёл региональный этап Олимпиады школьников по родным языкам и литературе коренных малочисленных народов Севера

9 марта прошёл региональный этап олимпиады школьников Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по родным языкам и литературе коренных малочисленных народов Севера в 2020-2021 учебном году. Олимпиада прошла с использованием дистанционных технологий по хантыйскому и мансийскому языкам.

 

По хантыйскому языку в олимпиаде участвовали ученики 9-11 классов из Белоярского, Берёзовского, Нижневартовского, Сургутского районов. По мансийскому языку – учащиеся Октябрьского и Кондинского районов. Всего в олимпиаде приняли участие 18 детей: по хантыйскому языку – 13, по мансийскому – 5 человек.

 

По итогам олимпиады по хантыйскому языку больше всего баллов набрала ученица 9 класса Полноватской средней школы им. И.Ф. Пермякова Белоярского района Влада М. (58 баллов), по мансийскому языку – ученица из Октябрьского района п. Нижние Нарыкары Яна П. (63 балла).

 

Работы по олимпиаде, которая прошла в 2021 году прокомментировала кандидат филологических наук, заведующая научно-исследовательским отделом обско-угорских литератур Обско-угорского института прикладных исследований и разработок Виктория Сязи:

 

–Я считаю, что в 2021 году олимпиада прошла успешно, потому что есть победители и призёр. Может быть, не на таком уровне, как ранее проходили олимпиады, и не такие результаты показали, но, тем не менее, они есть. По хантыйскому языку и литературе поступило 13 работ. Я считаю, что ребята справились, кто, как мог, в силу своих способностей и умений. Я думаю, что учителям надо продолжать работать над теоретической базой знаний, необходимо повышать уровень общения на хантыйском языке в семье. Раньше, когда в школе велись уроки родного языка, конечно больше детей участвовало в олимпиаде, уровень знаний родного языка у детей был значительно выше. Дети задания выполняли лучше и сочинения писали. Не исключались, конечно, и грамматические и орфографические ошибки, но, тем не менее, уровень какой-то был. Но всё же, хочется отметить, что сейчас дети и переводят, и сочинение пишут. Конечно, ошибки присутствуют, но переводят, значит, говорят, знают язык.

 

Кандидат филологических наук, заведующая научно-исследовательским отделом мансийской филологии и фольклористики Обско-угорского института прикладных исследований и разработок Мария Кумаева прокомментировала работы по мансийскому языку. Она сказала:

 

– По мансийскому языку в олимпиаде приняли участие 5 человек. Из Нарыкарской средней общеобразовательной школы Октябрьского района и Шугурской средней общеобразовательной школы Кондинского района. В этом году очень мало участников – всего 5 человек. На это необходимо обратить внимание в школах учителям, чтобы по родному языку и литературе больше учащихся принимало участие. По 9 классу учащиеся более подготовлены к олимпиаде. В 10-11 классах, хотелось бы, чтобы было больше участников, в этот раз было по одному учащемуся. Я думаю, что это очень мало. Необходимо по мансийскому языку обратить внимание на теоретическую часть, грамматику, лексику, синтаксис и творческие задания. Творческие задания по баллам более высокие и учащиеся могли бы набрать больше баллов за счёт выполнения этих заданий. Мансийский язык в школах ведётся факультативно и это, конечно, сказывается на качестве выполнения заданий по олимпиаде.

 

Инженер-исследователь научно-исследовательского отдела социально-экономического развития и мониторинга Обско-угорского института прикладных исследований и разработок Светлана Динисламова прокомментировала олимпиаду 2021 года:

 

– Прошла очередная олимпиада 2021 года. Задания каждый год меняются.  Те задания, которые были в этом году по литературе, они выполнимы. Учащиеся 9-11 классов, если творчески подойти к этим заданиям, могли бы с ними справиться. Здесь не надо выполнять тестов, если бы дети больше читали и лучше изучали теоретическую часть, тогда бы работы были очень высокой оценки. А пока они средние, чуть-чуть выше среднего. Потому что это зависит ещё, наверно, от преподавателей. Если с учащимися больше заниматься теорией, тогда и работы можно написать на более высоком уровне. И хочется пожелать, чтобы дети больше читали самостоятельно и познакомились с тем, как пишутся научные статьи. Особой разницы между выполнением заданий по олимпиаде среди школьников и учащимися средних специальных заведений существенно нет. По литературе также надо было провести целостный анализ текста, просто тексты меняются и у обучающихся в средних специальных заведениях они больше и анализ немного сложнее. Надо сказать, что на сегодняшний день, дети слабо владеют родным языком.

 

И они идут на одном уровне. А так конечно хочется, чтобы дети выполняли конкурсные работы, участвовали в олимпиаде. Так как это показывает их уровень, показывает, ведётся или нет в школе мансийская литература и язык. С каждым годом всё меньше и меньше преподаётся родной язык и литература в школах и средних специальных учреждениях, и поэтому уровень знаний с каждым годом падает. Раньше на олимпиадах были большие аудитории, когда писали много детей, а сейчас, мансийский язык выполняли только 5 человек. Это очень удручает и даёт повод подумать о том, что уже мало что делается для сохранения родного языка.  

Более подробную информацию об итогах олимпиады можно найти на сайте института развития образования по ссылке https://iro86.ru/index.php/meropriyatiya/olimpiady

 

Надежда Вах

Рубрика: 
Айкеԯӑт - Новости
Номер Ханты Ясанг: 
№ 6 (3570)
24.03.2021

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика