- Хантыйский
- Русский
Рәт ясӊӑт вәнӆтӑты няврємӑт кўтэԯн кӑссӑт
Ай кєр тыӆӑщ 9-митн Югра мўв ӑшколайн вәнӆтыйӆты няврємӑт пӑта рәт ясӊӑт щирн олимпиада вєр ӆэщӑтсы. Кўтэӆн 9-11-мит классӑтн вәнӆтыйӆты няврємӑт онлайн щирн кӑссӑт.
Иса хӑнты ясӑӊӑн 13 няврєм вәс, вухаӆь ясӑӊӑн – 5 хуят. Хӑнты ясӑӊ әхтыйн Нуви сӑӊхум, Сўмӑтвош, Сәрханӆ, Нижневартовской районӑт эвӑӆт айӆат ёх кӑссӑт. Вухаӆь ясӑӊӑн – Октябрьской па Кондинской районӑт эвӑӆт няврємӑт хӑншсӑт.
Хӑнты ясӑӊӑн кӑсты няврємӑт кўтн Нуви сӑӊхум район Поӆнавӑт ӑшколайн вәнӆтыйӆты эви Влада Молданова нух питӑс. Ӆўв 58 арат балл ёша павтӑс. Вухаӆь ясӑӊӑн Октябрьской район Ным Наръёх кәрт эвӑӆт эви – Яна Попова (63 балл).
Ас-угорской институтн хӑнты ясӑӊ әхтыйн рәпитты па филологической наукайт кандидат нєм тӑйты айӆат нє Виктория Сязи тӑм кӑсупсы оӆӑӊӑн щиты лупӑс:
- Ма нәмӑсӆум, хуты 2021-мит оӆн ӑшколайн вәнӆтыйӆты няврємӑт кўтн хӑнты ясӑӊ әхтыйн ӆэщӑтум кӑсупсы м щирн тывӑс. Иса округев ӆуваттыйн 13 няврєм кӑсупсы нєпекӑт хӑншсӑт, щит ма щирємн м щи. Муӆтыкєм айӆат ёх рәпатайӆаӆ тәса хӑншсӑӆаӆ.
Рәт ясӑӊа вәнӆтӑты хуятӑта мосӆ няврємӑт пиӆа аршӑк рәпитты. Ӆәӆн ӆыв хӑнты ясӑӊӑн тәса хӑншты пӑта сыр-сыр правилайт ат вәнӆтӑсӑт, мосты нєпекӑт ат ӆўӊӑтсӑт. Юӆн ӑӊкета-ащета ищи няврємӆаӆ пиӆа рәт ясӑӊӑн аршӑк путӑртты мосӆ. Щи пурайн ӆыв рәт ясӊеӆ вәты питӆэӆ.
Сыры оӆӑтн, хән ӑшколайн хӑнты ясӑӊ урокӑт вәсӑт, аршӑк хуят тӑм кӑсупсыйн кӑсӑс па тәсашӑк рәпатайӆаӆ хӑншсӑт. Па интӑм ищи итәх айӆат ёх хӑнты ясӊеӆ вәӆэӆ, хӑнты ясӑӊ эвӑӆт рўщ ясӑӊа тулмащтӑты хошӆӑт па ай путӑр хӑншԯӑт.
Ас-угорской институтн рәпитты па филологической наукайт кандидат нєм тӑйты нє Мария Кумаева вухаӆь ясӑӊӑн хӑншум рәпатайт нух вантӑс. Ӆўв кӑсупсы вєр оӆӑӊӑн щиты лупӑс:
- Вухаӆь ясӑӊӑн мӑнум кӑсупсыйн округ ӑшколайт эвӑӆт тәп вет няврєм нєпек хӑншсӑт, щит Манстӑр район Ным Няръёх кәрт па Кондинской район Шугур кәрт ӑшколайӊӑн эвӑӆт. Ма нәмӑсӆум, учителята аршӑк няврєм щимӑщ кӑсупсэта ӆэщӑтты мосӆ. Вет няврєм эвӑӆт хәӆум хуят – 9-мит класс эвӑӆт вәсӑт па 10 класс эвӑӆт – и няврєм, 11 класс эвӑӆт ищи и няврєм. Щит шєӊк шимӆ. Ищиты вәнӆтӑты хуятӑта няврємӑт пиӆа рәт ясӊӑт грамматика, лексика, синтаксис нух вантты мосӆ па ӆәӆн ӆыв ай путрӑт хӑншты тәса ат хошсӑт. Щи вєр, хуты ӑшколайт хущи рәт ясӊӑт урокӑт тӑм йисн ӑн тәӆыйт, нємӑӆт м ут ӑн вєрӆ. Няврємӑт рәт ясӊеӆ хуӆт юрємӑты питсэӆ.
Ас-угорской институтн научно-исследовательской тӑхийн рәпитты нє Светлана Динисламова тӑм ясӊӑӊ кӑсупсы оӆӑӊӑн щиты лупӑс:
- Кашӑӊ оӆ олимпиада кӑсупсы йиӆуп щирн ӆэщӑтӆы. Щи заданияйт, мӑта утӑт литература әхтыйн тӑм пўш вәсӑт, няврємӑт ма хӑншты щир тӑйсӑт.
Мосӆ ӆәӆн няврємӑт шуши мир хӑншты киникайт па научной статьяйт аршӑк ат ӆўӊӑтсӑт. Мосӆ лупты, хуты тӑм йисн айӆат ёх рәт ясӊеӆ ма ӑн вәӆэӆ.
Сыры оӆӑтн аршӑк няврєм олимпиада кӑсупсыйн кӑссӑт, ин шимӑщ хуят шимӆа йис. Ӑшколайт хущи рәт ясӑӊ ин факультатив щирн вәнӆтӑӆӑт. Щит ищи м вєр хән.
Муй щирн тӑм олимпиада сухнӑс, щи оӆӑӊӑн мєт ма развития образования институт https://iro86.ru/index.php/meropriyatiya/olimpiady сайт хущи уша вєрты рӑхӆ.
Путӑр хӑншӑс:
Надежда Вах
В округе прошёл региональный этап Олимпиады школьников по родным языкам и литературе коренных малочисленных народов Севера
9 марта прошёл региональный этап олимпиады школьников Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по родным языкам и литературе коренных малочисленных народов Севера в 2020-2021 учебном году. Олимпиада прошла с использованием дистанционных технологий по хантыйскому и мансийскому языкам.
По хантыйскому языку в олимпиаде участвовали ученики 9-11 классов из Белоярского, Берёзовского, Нижневартовского, Сургутского районов. По мансийскому языку – учащиеся Октябрьского и Кондинского районов. Всего в олимпиаде приняли участие 18 детей: по хантыйскому языку – 13, по мансийскому – 5 человек.
По итогам олимпиады по хантыйскому языку больше всего баллов набрала ученица 9 класса Полноватской средней школы им. И.Ф. Пермякова Белоярского района Влада М. (58 баллов), по мансийскому языку – ученица из Октябрьского района п. Нижние Нарыкары Яна П. (63 балла).
Работы по олимпиаде, которая прошла в 2021 году прокомментировала кандидат филологических наук, заведующая научно-исследовательским отделом обско-угорских литератур Обско-угорского института прикладных исследований и разработок Виктория Сязи:
–Я считаю, что в 2021 году олимпиада прошла успешно, потому что есть победители и призёр. Может быть, не на таком уровне, как ранее проходили олимпиады, и не такие результаты показали, но, тем не менее, они есть. По хантыйскому языку и литературе поступило 13 работ. Я считаю, что ребята справились, кто, как мог, в силу своих способностей и умений. Я думаю, что учителям надо продолжать работать над теоретической базой знаний, необходимо повышать уровень общения на хантыйском языке в семье. Раньше, когда в школе велись уроки родного языка, конечно больше детей участвовало в олимпиаде, уровень знаний родного языка у детей был значительно выше. Дети задания выполняли лучше и сочинения писали. Не исключались, конечно, и грамматические и орфографические ошибки, но, тем не менее, уровень какой-то был. Но всё же, хочется отметить, что сейчас дети и переводят, и сочинение пишут. Конечно, ошибки присутствуют, но переводят, значит, говорят, знают язык.
Кандидат филологических наук, заведующая научно-исследовательским отделом мансийской филологии и фольклористики Обско-угорского института прикладных исследований и разработок Мария Кумаева прокомментировала работы по мансийскому языку. Она сказала:
– По мансийскому языку в олимпиаде приняли участие 5 человек. Из Нарыкарской средней общеобразовательной школы Октябрьского района и Шугурской средней общеобразовательной школы Кондинского района. В этом году очень мало участников – всего 5 человек. На это необходимо обратить внимание в школах учителям, чтобы по родному языку и литературе больше учащихся принимало участие. По 9 классу учащиеся более подготовлены к олимпиаде. В 10-11 классах, хотелось бы, чтобы было больше участников, в этот раз было по одному учащемуся. Я думаю, что это очень мало. Необходимо по мансийскому языку обратить внимание на теоретическую часть, грамматику, лексику, синтаксис и творческие задания. Творческие задания по баллам более высокие и учащиеся могли бы набрать больше баллов за счёт выполнения этих заданий. Мансийский язык в школах ведётся факультативно и это, конечно, сказывается на качестве выполнения заданий по олимпиаде.
Инженер-исследователь научно-исследовательского отдела социально-экономического развития и мониторинга Обско-угорского института прикладных исследований и разработок Светлана Динисламова прокомментировала олимпиаду 2021 года:
– Прошла очередная олимпиада 2021 года. Задания каждый год меняются. Те задания, которые были в этом году по литературе, они выполнимы. Учащиеся 9-11 классов, если творчески подойти к этим заданиям, могли бы с ними справиться. Здесь не надо выполнять тестов, если бы дети больше читали и лучше изучали теоретическую часть, тогда бы работы были очень высокой оценки. А пока они средние, чуть-чуть выше среднего. Потому что это зависит ещё, наверно, от преподавателей. Если с учащимися больше заниматься теорией, тогда и работы можно написать на более высоком уровне. И хочется пожелать, чтобы дети больше читали самостоятельно и познакомились с тем, как пишутся научные статьи. Особой разницы между выполнением заданий по олимпиаде среди школьников и учащимися средних специальных заведений существенно нет. По литературе также надо было провести целостный анализ текста, просто тексты меняются и у обучающихся в средних специальных заведениях они больше и анализ немного сложнее. Надо сказать, что на сегодняшний день, дети слабо владеют родным языком.
И они идут на одном уровне. А так конечно хочется, чтобы дети выполняли конкурсные работы, участвовали в олимпиаде. Так как это показывает их уровень, показывает, ведётся или нет в школе мансийская литература и язык. С каждым годом всё меньше и меньше преподаётся родной язык и литература в школах и средних специальных учреждениях, и поэтому уровень знаний с каждым годом падает. Раньше на олимпиадах были большие аудитории, когда писали много детей, а сейчас, мансийский язык выполняли только 5 человек. Это очень удручает и даёт повод подумать о том, что уже мало что делается для сохранения родного языка.
Более подробную информацию об итогах олимпиады можно найти на сайте института развития образования по ссылке https://iro86.ru/index.php/meropriyatiya/olimpiady
Надежда Вах