- Хантыйский
- Русский
Ара ариты, моньща моньщты ...
Тәнӆуп тыӆӑщ 28-мит хӑтӆӑн Ёмвошн няврємӑт вәнԯтӑты этнокультурной образовательной центр хуща вәйтантупсы вәс. Ёх ха ӑкумсӑт А.Н. Лоскутов оӆӑӊӑн путӑртты пӑта, тӑм хӑннєхә 115 оӆ юхӆы сєма питӑс. Тӑм путӑртты тӑхия вәна вум вән найӊӑн М.К. Волдина па Е.А. Нёмысова юхӑтсӑӊӑн. Щи киньща няврємӑт вәнӆтӑты ёх па айӆат ёх вәсӑт.
Мєт оӆӑӊӑн юхтум хуятӑт Владимир Меров ариюм хурамӑӊ ар сувӊ ар хәӆӑнтсӑт. Тӑм вухаӆь ясӑӊӑн вєрум ар нємасыя вєрса па кантса Аркадия Николаевича, мєт оӆӑӊ вухаӆь па хӑнты няврємӑт вәнӆтум хӑннєхәя.
Щӑӆта няврєм вәнӆтӑты ими И.Б. Белявская ясӑӊ вўс. Ӆўв путӑртӑс, муй тӑхийн тӑм хӑннєхә сєма питӑс, муй вўрн ӆўв єнмӑс. А.Н. Лоскутов 1906-мит оӆн Вятской губернияйн сєма питӑс. Тәп сєма питӑс, имухты ащиӆы хӑщӑс. Ӑӊкеӆн шәк вантман єнмӑӆсы. Ищимурт ӛр па щом тӑйс вәнӆтыйӆты нӆ оӆ мӑр оӆӑӊ классӑн, и оӆ мӑр юӆн вәс, щӑӆта па еӆӆы вәнӆтыйӆты мӑнӑс. Щи пийн ӑшколайн рәпитты хӑннєхәя йис.
Ар тӑхетн, ар мўвӑтн ӆўв рәпитӑс, ӛхӑтшӑк мўӊ увӑс мўвева китса. Мўӊ мўвевн ӆўв мєт оӆӑӊ вухаӆь ёх Сартынья кәрт ӑшколая китса. Вєра ӆўвеӆа ӆавӑрт вәс, вухаӆь няврємӑт рўщ ясӑӊ ӑн тӑйӆӑт, вәнӆтӑты хәев па вухаӆь ясӑӊ вуньщал. Айкємн нух вўратӑс па нух питӑс. Вухаӆь ёх ясӑӊ ёша павтӑс, вухаӆь ёх вәӆупсыя вәнӆӑс. Тәп машӑк па кєнашӑк рәпатайӆ мӑнты питӑс, тӑм вош эвӑӆт па тӑхия китса. Касум хӑнтэт хуща юхтӑс, Касум ӑшколайн хӑнты няврємӑт вәнӆтӑты питӑс. Па щи мосӆ йиӆуп ясӑӊ, йиӆуп вәӆупсы уша павӑтты.
Ар тӑхийн Аркадий Николаевич рәпитӑс, иса тӑхетн ӆўв вєрӆаӆ ма тывсӑт, ма мӑнсӑт. Щикєм каркам ики щи вәс.
Щӑӆта М.К. Волдина ясӑӊ вўс. Ӆўв ма вәсӆэ А.Н. Лоскутов, хән щи ики Ёмвошн музей хотн рәпитты питӑс. Мария Кузьминична путӑртум ясӑӊӑн, тӑм хӑннєхә ёх пєӆа вєра сӑмӑӊ вәс, вухаӆь, хӑнты муй па юрн шиваӆӑӆ, имухты вана вўӆӆэ, вәӆупсы оӆӑӊӑн иньщӑсты питӆӑӆӆэ. Муӆты мосӆ ки, иса пўш нётӆ. Щӑӆта ӆўв сора вухаӆь, хӑнты, сӑран ясӑӊа вәнӆӑс, щи щира нємӑсыя кан пищ тӑйс.
Тӑм м ясӊӑт пийн И.Б. Белявская ӑӊкеӆ путӑр нәмӑӆмӑсӆэ. Кӑт касум эви ӑшкола етшуптум пийн Ёмвоша тынєсты нєӊа вәнӆтыйӆты юхӑтсӑӊӑн. Аркадий Николаевич ӆын ещаӆтэӆа єтӑс. Имухты иньщӑсты питсӑԯэ, муй пӑта юхӑтсӑӊӑн, щӑӆта па хотӑӆа тәсӆэ, ӆапӑтсӑӆэ, шайн яньщӆтӑсӆэ па лупӑс: «Ӑнтә, нын тынєсты тӑхия ӑн мӑнӆӑтн, нын педучилищая мӑнӆӑтн». Щиты щи вєр кєрӆӑс. Евдокия Александровна эвеӆа тӑм вєр иса пўш путӑртыйӆӆӑӆэ. Педучилище пийн ӆўв Ленинграда мӑнӑс па математика вәнӆтӑты вән нєпекӑӊ хӑннєхәя йис, няврємӑт вәнӆтум пӑта сыр-сыр ишӑкты нєпекӑт тӑйӆ.
Е.А. Нёмысова ищи ма вәсӆэ Аркадий Николаевич. Ӆўв ясӊӑӆӑн, тӑм хӑннєхә ма вәсӆэ, муй вўрн няврємӑт рўщ па хӑнты ясӑӊа ма вәнӆтӑты. Ар оӆ мӑр ӆўв тӑм вєрӑтн вәс. Ин па ӆўв вєрум пӑнтӑӆ лӑп ӑн пуӆса. Евдокия Андреевна пӑнӑн нӆ азбука тәс, щи нєпекӑт увӑс, касум, сәрханӆ па вах хӑнтэт ясӊӑтн хӑншман вәӆӆӑт. Ӆўв миева путӑртӑс щи азбукайт оӆӑӊӑн, хуйн хӑншсайт, ӆэщӑтсайт па муй тӑхийн па хән тӑм азбукайт киника щира єтсӑт. Ӑшколаята мосты няврємӑт вәнӆтӑты нєпекӑӊ вєрӑт оӆӑӊӑн ӆўв хўв мӑр путӑртӑс.
Щи пийн вухаӆь ёх нєпекӑӊ вєрӑт оӆӑӊӑн А.Р. Станиславец ясӑӊ вўс, ӆўв колледж хуща няврємӑт вухаӆь ясӑӊа вәнӆтӑӆ. Ӆўв щирӑӆн, вухаӆь ёх хуща няврємӑт вәнӆтыйӆты нєпекӑт хӑншты хӑннєхә иса ӑнтәм. Ар хуятн ӑктӑщман муӆты щи кўш хӑншсӑт, тәп щи вәнӆтыйӆты киникайт «Федеральный перечень учебников» хуща ӑн мәстӑӆӑт. Щи пӑта ӑшколайн няврємӑт вәнӆтӑты тӑм нєпекӑт мухты пищ иса ӑнтә, тәп дополнительной образования мухты пищ вәӆ.
Институт образования хуща рәпитты ими Н.И. Величко ӆўв рәпитты тӑхеӆ вєрӑт оӆӑӊӑн путӑртӑс. Ӆыв сыр-сыр программайт тӑйӆӑт, муй вўрн йиӆуп щира няврємӑт вәнӆтӑты. И вєр, щит 2020-мит оӆ эвӑӆт няврємӑт вәнт кәртӑтн вәнӆтӑты питӆайт. Щи пӑта сыр-сыр нєпекӑт хӑншман вәӆӆӑт, муй вўрн няврємӑта вәнӆтыйӆты тӑхи әмща вєрты.
ма путӑртум пийн юхтум ёх шайн яньщӆтӑсыйт, шай яньщум пӑсан хуща тӑм путӑр еӆӆы па мӑнӑс. Щиты щи Аркадий Николаевич оӆӊитум увӑс няврємӑт вәнӆтӑты вєр тӑм хӑтӆ вәӆты ёхн еӆӆы щи тәӆы.
Путӑр хӑншӑс:
Пётр Молданов
Человек-легенда: 115 лет со дня рождения А.Н. Лоскутова
28 февраля на базе Детского этнокультурно-образовательного центра г. Ханты-Мансийска состоялась встреча, посвященная первому учителю многих коренных народов Севера Аркадию Николаевичу Лоскутову. В этом году исполнилось 115 лет со дня его рождения. На встрече присутствовали старейшины, внёсшие значительный вклад в образование детей коренных народов округа и в дело сохранения родных языков. Это известные в округе люди – М.К. Волдина и Е.А. Нёмысова, которые к тому же лично знали этого удивительного человека.
Встреча открылась игрой на санквылтапе и песней на мансийском языке в исполнении Владимира Мерова. Песня была сочинена для данного события и посвящена Аркадию Николаевичу.
Педагог дополнительного образования И.Б. Белявская познакомила присутствующих с краткой биографией А.Н. Лоскутова. Он родился 1906 году в Вятской губернии. В год его рождения умирает отец, и он остается с матерью, на их долю выпали немалые испытания голодом и нуждой. Тем не менее, Аркадий обучается в начальной школе, куда устроилась уборщицей и его мать. В последующем, после окончания 4-ёх классов, он поступает в экспериментальную школу и получает специальность школьного работника.
Со временем учительская тропа закинула Аркадия Николаевича на Обской Север – «Просвещать Север».
Первоначально его направили в Сартыньинскую школу, где он должен был обучать мансийских детей. На первых порах пришлось крайне тяжело. Дети не знали русского языка, а учитель – мансийского. Со временем он смог преодолеть все трудности: выучил мансийский язык, вник в своеобразие северной культуры. Процесс обучения был налажен.
Но вновь его направляют на более трудный участок, на сей раз это школа с. Казыма, где он должен обучать детей ханты. Вновь необходимо было постичь другой язык, вникнуть в иную культурную традицию.
Во многих поселениях и на многих должностях работал Аркадий Николаевич, и всегда у него всё получалось хорошо.
Своими впечатлениями от встреч с А.Н. Лоскутовым поделилась М.К. Волдина. Она близко узнала этого человека, когда тот работал в Ханты-Мансийске директором краеведческого музея. По словам Марии Кузьминичны, это был человек, который удивительно чутко относился к людям, но особенно трепетно к северянам. Где бы не встретит манси, ханты или ненца всегда расспросит, откуда тот родом, кто его родственники и т.д. Если у человека какая-то проблема, то обязательно окажет соответствующую помощь. Кроме того, он обладал умением очень быстро осваивать языки, для этого он даже выработал собственную методику.
В ходе этого разговора И.Б. Белявская вспомнила, что об этих же качествах А.Н. Лоскутова рассказывала и её мама Евдокия Александровна. Окончив школу, с подругой решили поступить учиться на продавцов. В городе они встретили Аркадия Николаевича, который стал подробно расспрашивать, откуда они, для чего приехали. Потом увёл к себе домой, накормил-напоил и сказал: « Никакими продавцами вы не будет, а пойдете учиться в педагогическое училище». Евдокия Александровна безмерно благодарна ему за это участие, за то, что он дал путёвку в жизнь. Со временем она окончила училище, поступила в Ленинград и стала учителем математики высшей категории, заслуженным работником образования.
Е.А. Нёмысова также хорошо знала Аркадия Николаевича. По её словам, этот человек прекрасно знал методику обучения хантыйских детей как русскому, так и хантыйскому языкам. Многие годы он посвятил этому делу. В настоящее время у него есть последователи. Евдокия Андреевна принесла с собой четыре хантыйских букваря, написанных на разных диалектах этого языка; шурышкарском, казымском, сургутском, ваховском. Она познакомила присутствующих со всеми сложностями в их подготовке и издании, а также с людьми, которые приняли непосредственное участие в их написании.
А.Р. Станиславец, преподаватель Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа, также поделилась проблемами с изданием учебников и методических пособий, но уже по мансийскому языку. По её словам, в округе нет структуры, которая занималась бы разработкой учебников, В Обско-угорском институте прикладных исследований и разработок таких специалистов нет. Поэтому те учебники, которые были подготовлены, не вошли в федеральный перечень учебников, а это означает, что мансийский язык не может преподаваться в школах как предмет, поэтому он вынесен на дополнительное образование.
Доцент Института развития образования г. Ханты-Мансийска Н.И. Величко, ознакомила присутствующих с основными направлениями работы данного учреждения. В частности, она остановилась на концепции обучения родному языку, развитии этнокультурной системы образования, о работе по программе развития личностного потенциала и личностно развивающей образовательной среды «Шаг в будущее».
Разговор о будущем языков, о развитии этнообразования продолжался и в неофициальной части мероприятия, за чаепитие. Таким образом, можно констатировать, что дело обучения детей коренных народов Севера, начатое одним из первых учителей Аркадием Николаевичем Лоскутовым, отвечая на многочисленные вызовы современности, имеет продолжение и в наши дни.
Пётр Молданов