Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Надежда РАГИМОВА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Кышик вошн емӑӊхӑтӆ вәс
  • «Титул» нємуп тӑхи мирхот
  • Ёмвошн мир ыв саттэа вєр тәты вәнтӑсыйт
  • Мєт яма няврємӑт рәт ясӑңа вәнтӑты ёх пирисыйт
  • ыӑң йиңк сємие
  • Кӑсупсыйн нух питсӑт

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Депутатӑт поступсэт нух вантсӑт

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Вўыйн мир тәтьяты – вухӑң рәпата
  • Тынєсты па пурмӑс вєрты ими
  • «Мосум мўв» рўтьщӑты хӑр рәпата
  • Ар о пәщтайн рәпит
  • Катра йис оӆӑӊӑн шимӆ путӑртӆы

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Вуы тащ авӑты хәйңӑн
  • Понӑвтӑн Тыӑщ поры емӑңхӑт мӑнӑс
  • Айат ёх ўңтара ўңӑтсӑт
  • Вўы авӑты ёх емӑңхӑт
  • Йис щирн вєрты мос

Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык

  • Хӑнты алфавит оӑңӑн путӑртсӑт

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 12 (3648)
  • № 11 (3647)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 21 (3657)
  • № 22 (3658)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 5 (3665)
  • № 6 (3666)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 14 (3674)
  • № 13 (3673)
  • № 15 (3675)
  • № 16 (3676)
  • № 17 (3677)
  • № 18 (3678)
  • № 20 (3680)
  • № 19 (3679)
  • № 21 (3681)
  • № 22 (3682)
  • № 23 (3683)

Вы здесь

Главная » Мєт яма няврємӑт рәт ясӑңа вәнтӑты ёх пирисыйт
Няврємӑт па жюри ёх урок пурайн
Няврємӑт па жюри ёх урок пурайн
  • Хантыйский
  • Русский

Мєт яма няврємӑт рәт ясӑңа вәнтӑты ёх пирисыйт

Мӑнум тыӑщн Нуви сӑңхум вошн рәт ясӑңа няврємӑт вәнтӑты хуятӑт «Педагог года – 2018» кӑсупсыя ӑктӑщийсӑт. Интӑм хӑншум, хутыса щи кӑсупсы мӑнӑс. Мос лупты, щи вән кӑсупсы округ вәнтӑты па айат ёх вєрӑт тәты департамент, «Институт развития образования», округ образования па наука профсоюз рәпатнекӑт тӑхи ёх эщӑтсӑт.

Кӑсупсыйн вет вәнтӑты хуят ўв рәпатае вантӑсӑт. ыв вєра, урока жюри ёхн артаӑсыйт. Щит Москва вош эвӑт юхтум биологической наукайт кандидат, «Центр этнокультурной стратегии образования Федерального института развития образования» тӑхи кәща нє О.И. Артеменко, филологической наукайт кандидат, Ёмвош округ наука заслуженной деятель ими Д.В. Герасимова, Касум ӑшколайн няврємӑт ясӑңа вәнтӑты нє С.М. Каксина, «Институт развития образования» тӑхийн рәпитты нє М.Е. Макарова, Касум вошн киникайт ўңӑтты хотн рәпитты нє С.И. Рандымова. «Жюри старейшин» хуятӑта округ кәща ӑңкӑр хуята нётты нє Н.В. Савина, «Югра ыңуптӑты» тӑхи нєңңӑн Р.М. Потпот, В.Г. Тарлина вәсӑт.
Оӑңмит хӑтӑн Нуви сӑңхум вошн «Нуви ат» йис пурмӑсӑт авӑты хотн кашӑң вәнтӑты хуят ўв оңен путӑртӑс. ыв иньщӑссыйт, муй пӑты щимӑщ рәпитты тӑхи пирисӑт. Тэк кәрт ӑшколайн рәпитты нє И.Д. Енова лупӑс: «Ма айтєн яма рәт ясӑңӑн путӑртум. Ӑшколайн хӑнты ясӑңа иса ӑн вәнтӑсыюм. Щи пурайн ӑшколайн рәт ясңевн путӑртты ӑн рӑхӑс, тәп рўщ ясӑңӑн путӑртсўв. Щӑта ма училищайн вәнтыйсум, юхи юхӑтсум, ӑшколайн пушхиет рәт ясӑңа вәнтӑты питсыйт. Щи пурайн ма уша йисум, мўң няврємўв рәт ясӑң иса ӑн хәӑт. Ма нумса юхӑтсум, хутыса ывӑт вәнтӑты, ән рәт ясӑңӑн ат путӑртыйсӑт».
Понавӑт ӑшколайн рәт ясӑңа вәнтӑты нє А.Е. Вахат ястӑс: «Ма Понавӑтн ӑшколайн рәт ясӑңа Лариса Герасимовна Лельховайн вәнтӑсыюм. Ӑшкола юпийн Ёмвошн Югорской государственной университет етшуптӑсум па рәт ясңӑт вәнтӑты нєңа йисум. Рәт кәртєма юхӑтсум па ӑшкола кәщайн вохсыюм Лариса Герасимовна вєрӑ еы тәты. ўв щи пурайн пенсияя мӑнӑс. Ин яң оа йис щи пура вўш эвӑт. Па урокӑт методикайт вантман ма рәт ясңӑт урокӑт тәум. Вантэ, рәт ясӑңа вәнтӑты ёх пӑты методика ӑнтәм».
Ёмвошн технолого-педагогической колледжӑн хӑнты ясӑңа вәнтӑты нє И.М. Молданова лупӑс: «Хӑнты ясӑң – щит вәтшӑты ясӑң. Щи ясӑңӑн ар ут єрамтты мос. Ма ищи рәт ясңєм єрамтум па ӑңхаум щи вєра няврємӑт вәнтӑты. Ма щирємн, щиты мўң хӑнты ясңев авӑўв». 
Ёмвошн «ыӑң союм» тӑхийн рәпитты нє Г.С. Молданова щиты ястӑс: «Хӑнты ёх кўтн рәт ясӑңа вәнтӑты хуятӑт вәӑт, тәп рәпитты тӑхи ыв пӑтэа ӑнтәм. Интӑм ӑшколаятн пушхиет шим щос рәт ясӑңа вәнтӑыйт. Кышик вошн сыры няврємӑт садикн рәт ясӑңа вәнтӑсыйт, интӑм ӑнтә. Няврємӑт ай пура вўш эвӑт рәт ясӑңа вәнтӑты мос, щиты хӑннєхәйт пӑты аршӑк рәпитты тӑхи пит».
Ным Няръёх кәрт ӑшколайн рәпитты нє Л.Н. Карпенко лупӑс: «Ма ищи айтєн рәт ясңєм сӑмӑңа тӑйєм. Ӑшколайн рәпитты питмємн уша йисум, ин няврємӑт рәт ясӑңӑн иса ӑн путӑртӑт. Щит пӑты ма ыват ин вухаь ясӑңа вәнтӑам, рәт ясңев иса пурайн ыӑңа ат вә».
Щӑта жюри ёх иньщӑссӑт, рәт ясӑңа вәнтӑты хуят па вәнтӑты ёх киньща ихурасуп муй ӑнтә. Вәнтӑты ёх лупсӑт, хуты ыв няврємӑт рәт ясӑңа вәнтӑты вєр тумпи рәт мир йис вєрӑта вәнтӑӑт. Рәт ясӑңа вәнтӑты хуята рәт щирн якты-ариты мос. Вәнтӑты вєр тумпийн ыв пушхиет пиа шуши мир емӑңхӑтӑта, йис пурмӑсӑт авӑты хотӑта, шуши мир рўтьщӑты тӑхета яңхӑт. Няврємӑт рәт мир вәупсы яма ки вәӑт, ывеа кєншӑк рәт ясӑң вәнтӑты пит.
О.И. Артеменко няврємӑт вәнтӑты хуятӑта лупӑс: «Кӑт ясӑң вәты няврєм па няврємӑт киньща нумсӑңшӑк. Тәп ясӑңа тәса вәнтӑты мос. Ванкўты мўң вантўв, шуши мир няврємӑт еы атмашӑк вәнтыйӑт. Щи вєрн учитель вўнавта вә, ўв няврємӑ тўңщирӑңа ӑн вәнтӑс. Нынана няврємӑт рәт ясӑңа вәнтӑты кєша ям па тўңщирӑң методика пириты мос, ма щирємн, рўщ ясӑң пиа артащман рәт ясӑңа вәнтӑты мос. Щи тумпи нынана ӑңкет-ащет пиа ищи рәпитты мос. Щи юпийн няврємӑн, мосӑң, ямашӑк рәт ясӑң вәнтӑты питӑт».
В.Г. Тарлина лупӑс, хуты няврєм сӑмӑңа рәт ясӑң вәнтӑты пит щи пурайн, хән урокӑт ыӑңа йиӑт. Щӑта пушхие ясӑң тумпи рәт мир вәупсы, йис вєрӑт, рәпитты тӑхет уша павӑтты пит.
Еы хӑтӑн кӑсты ёх Касум воша тәсыйт. Щӑта ӑшколайн рәт ясӑң урокӑт тәсӑт. А.Е. Вахат кимит пўш щимӑщ кӑсупсыйн кӑсӑ, оӑңмит пўш 2012-мит он ўв нух питӑс. Интӑм ўв урокн «Ма ӑшколаем» вєр тәс. ўв ӑңхас, ән пушхиет Касум мўв ӑшколайн вәнтыум вуаң ёх нәмӑмӑсӑт. Няврємӑт урок пурайн рәт ясӑңӑн путрӑт эщӑтсӑт. Хән ыв иньщӑсупсэта тәса ястӑсӑт, щи юпийн вой веты шуши ёх щирн юхшәпн посӑт омӑссӑт. Урок етшӑтыйн иса посӑт ўңӑтсӑт, щи эвӑт уша йис, урокн яма рәпитсӑт муй ӑнтә. Анастасия Евгеньевна лупӑс, хуты Касум вошн няврємӑт Понавӑт киньща рәт ясӑң ямашӑк вәӑт. 
Тэк кәрт ими И.Д. Енова войт па войт хотӑт оӑңӑн урок тәс. Ищи лупӑс, щи няврємӑт Тэк кәрт киньщи хӑнты ясңӑт ямашӑк вәӑт. Няврємӑт кўтэн яма рәпитсӑт, иньщӑссӑт па ястӑсӑт. Ирина Дмитриевна рўтьщӑты щира няврємӑт пиа «пєшие» як якӑс. Тэк кәртӑн рәт ясӑңа вәнтӑты вєр оӑңӑн щиты лупӑс: «Мўң ӑшколаевн ин вәнты сыры хӑнты алфавит щирн пушхиет вәнтӑўв. Нәмӑсўв, йиуп алфавит щирн няврємӑта авӑрт вәнтыйты пит. Интӑм йиуп о юпийн мўң факультатив щирн рәт ясӑңа вәнтӑўв. Щит пӑты няврємӑта посӑт омӑсты ӑн рӑх. Мўң пӑкўв, мосӑң, еы иса няврємўв рәт ясӑңа вәнтӑты ӑн питўв, щиты ясңев иса вәтшӑэв».
Вухаь ими Л.Н. Карпенко няврємӑта урокн хоттє ёх оӑңӑн путӑртӑс. Әмӑщ, хуты щӑта хӑнты няврємӑт йиуп вухаь ясңӑт уша павӑтсӑт, муйсӑр ихурасуп ясңӑт па муйсӑр пасыр утӑт щи ясӑңңӑнӑн вәӑт. Щи урок юпийн ма хӑнты пухие Костя Потпот пиа путӑртсум, ўв лупӑс: «Ма хәмит классӑн вәнтыйум. Мӑнєма әмӑщ вәс вухаь ясңӑт уша павӑтты. Юн ма ӑңкєм пиа хӑнты ясӑңӑн путӑртум. Олег яюм па Катя упєм ищи рәт ясӑңӑн путӑртӑӊӑн».
Г.С. Молданова Касум вош няврємӑта тучӑң оӑңӑн путӑртӑс, муйсӑр хӑншет хӑнты мир тӑйӑт. Урок етшӑтыйн ўв пушхиета сухшәпӑт сухум пиа мойӑс, ән ыв юн тучӑң ат ёнтсӑт.
И.М. Молданова пушхиета Ёмвош оӑңӑн путӑртӑс. Ԯыв ай путӑр шәпиет хӑншийсӑт. Щӑта ыв уша павӑтсӑт, хуты хӑнты ясӑңӑн послелогӑт вәӑт. 
Ма щирємн, иса кӑсты нєңӑт урокӑт яма тәсӑт. Пушхиет щӑта ар мосты вєр уша павӑтсӑт. Ӛхӑт хӑтӑн няврємӑт вәнтӑты ёх кўтэн вантӑсӑт, хутыса ыв юн пушхиет рәт ясӑңа вәнтӑӑт. ыв уша вєрсӑт, хутыса пасыра урокӑт вєрты рӑх. Иса урока па вєра жюри ёхн тәса артаӑсыйт, ыв нух питум хуятӑт пирисӑт. Щи вән кӑсупсыйн оӑңмит тӑхия А.Е. Вахат йис, кимит – Л.Н. Карпенко, хәмит – И.Д. Енова.

Определены самые лучшие учителя родного языка округа

В прошлом месяце учителя родного языка собрались в г. Белоярском на конкурс «Учитель родного языка и литературы – 2018». Организаторами конкурса стали Департамент образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования», Ханты-Мансийская окружная организация Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации.

В конкурсе приняло участие пять педагогов. Компетентное жюри оценивало их профессиональные творческие задания, умение владеть альтернативными методиками и современными технологиями. Это руководитель центра этнокультурной стратегии образования Федерального института развития образования, кандидат биологических наук, член-корреспондент РАЕН О.И. Артеменко (г. Москва), заслуженный деятель науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, член Совета старейшин автономного округа, кандидат филологических наук Д.В. Герасимова (г. Ханты-Мансийск), учитель родного языка и литературы средней общеобразовательной школы с. Казым С.М. Каксина (с. Казым), старший специалист центра сопровождения проектной и инновационной деятельности автономного учреждения «Институт развития образования» М.Е. Макарова (г. Ханты-Мансийск), член Совета родителей муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Оленёнок» С.И. Рандымова (с. Казым). Членами жюри старейшин конкурса были советник первого заместителя губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Н.В. Савина (г. Ханты-Мансийск), члены Совета Белоярского отделения общественной организации «Спасение Югры» В.Г. Тарлина и Р.М. Потпот (с. Казым).

В первый день в здании экоцентра «Нуви ат» («Белая ночь») конкурсанты показывали свою педагогическую деятельность, мастерство в задании «Визитная карточка». После этого на круглом столе они ответили на вопросы жюри. Что в деятельности учителя родного языка является мотивирующим фактором в этой профессии? И.Д. Енова из с. Теги Берёзовского района ответила так: «Мы не изучали родной язык в школе. Но когда я окончила училище, уже в школе преподавался родной язык. Я работала учителем начальных классов и родного языка на Ямале, дети оленеводов хорошо владели родным языком, а наши дети не говорили. Я стала задумываться, что сделать, чтоб они тоже говорили. В Тегах старшего поколения почти не осталось, владеющих родным языком мало, а младшее поколение уже вообще не говорит. Мотивирующий фактор – научить их говорить».

Учитель родного языка из с. Полновата Белоярского района А.Е. Вахат (Себурова) сказала: «Для меня примером в преподавании, изучении родного языка стал учитель родного языка Полноватской средней общеобразовательной школы Лариса Герасимовна Лельхова. Я поступила в Югорский государственный университет, во время практики в своей школе директор предложил мне вернуться в школу и продолжить дело Ларисы Герасимовны. Уже 10 лет я работаю в своей школе. Несмотря на то, что нет методики преподавания родного языка, я, основываясь на традиционные методы обучения, адаптируя под наш предмет определённые технологии и приёмы, преподаю родной язык».

Преподаватель родного языка Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа И.М. Молданова отметила: «Хантыйский язык – это исчезающий, редкий язык. Мне кажется, студента можно мотивировать тем, что в дальнейшем после изучения языка можно заняться научно-исследовательской деятельностью, стать известным учёным по хантыйскому языку. Я сама занимаюсь исследованием родного языка, в котором до сих пор есть много белых пятен. Язык уходит, его надо изучать».

Преподаватель родного языка Ханты-Мансийского детского этнообразовательного центра «Лыланг союм» («Живой ручеёк») Г.С. Молданова ответила так: «У нас есть специалисты со знанием родного языка, издаётся много книг, но нет рабочих мест, в школах не дают часы на уроки родного языка. Например, в Кышике раньше родной язык преподавался в детском саду, сейчас нет. Детям интересно изучать родной язык, но мало часов».

Учитель родного языка Нижне-Нарыкарской средней общеобразовательной школы Л.Н. Карпенко: «В моей семье всегда разговаривали на родном языке. Когда я начала преподавать мансийский язык в Нижних Нарыкарах, то столкнулась с проблемой – дети не знают родного языка. Народ, не имеющий своего языка, это не народ, поэтому нужно обязательно обучать детей родному языку. Я считаю, что нужно с детских садов вводить преподавание родного языка».

На вопрос, в чём неординарность профессии учителя родного языка, конкурсанты отвечали, что учитель родного языка должен знать свои традиции, обычаи, культуру, уметь и петь, и танцевать. В этом и есть изюминка учителя родного языка. Также он привлекает родителей, детей принимать участие в традиционных праздниках, обрядах, посещать этнографические базы отдыха, музеи и т.д.

О.И. Артеменко, заслушав выступления учителей, отметила: «Вы уникальны тем, что расширяете интеллектуальную сферу ученика. Ребёнок – носитель одного языка менее обогащён, чем носитель двух и более языков и культур. Но давая два языка, вы можете и искалечить ребёнка, что часто и происходит. О детях, которые оканчивают школу на родном языке, часто говорят, что они отстают по учёбе, но в этом виноваты не они, а мы, педагоги, которые неправильно используем методы. Методика очень важна для интеллектуального развития ребёнка, поэтому нужно правильно использовать методические приёмы. Вы должны продумывать, чтобы не просто дать знания о своём языке, культуре, нужно подавать учебный материал на сопоставительно-сравнительном анализе, тогда ребёнок очень быстро развивается и даёт хорошие результаты».

В.Г. Тарлина считает, что интерес у ребёнка к обучению родного языка проявляется тогда, когда урок будет живым, когда ребёнок будет знакомиться одновременно и с языком, и традициями, и бытом народа, и с профессиями.

На следующий день учителя родного языка давали уроки учащимся средней общеобразовательной школы с. Казым. Преподаватель родного языка Полноватской школы А.Е. Вахат уже второй раз принимает участие в таком состязании, первый раз в 2012 году она стала победителем этого конкурса. Она провела урок для учеников 5 класса на тему «Моя школа». Цель урока – рассказать об учениках казымской школы. Дети научились правильно выстраивать предложения на родном языке в устной форме, правильно ставили цели, планировали свои действия. Формы работы на уроке – фронтальная, парная, групповая. В ход урока включались традиционные игрушки, интерактивные технологии. Результаты своей деятельности учащиеся определили сами путём подсчёта количества зарубок на палочке, за каждое правильно выполненное задание они ставили одну зарубку на палочке, как охотник-ханты ставил зарубки на ружье за каждого убитого зверя. Анастасия Евгеньевна отметила высокий уровень владения хантыйским языком, по сравнению с учащимися Полноватской школы.

Учитель Тегинской школы И.Д. Енова провела урок на тему «Животные и их жилища». Она также отметила, что дети знают больше слов, нежели учащиеся её школы. Дети составляли простые предложения на хантыйском языке, анализировали, сравнивали. Учились задавать вопросы на родном языке и отвечать на них. В качестве физминутки Ирина Дмитриевна с детьми исполнили движения из хантыйского танца «Оленёнок». По окончании урока дети заполнили кластер – это графический приём обобщения материала. Она отметила: «Мы на своих уроках работаем ещё по старому алфавиту хантыйского языка. С нового года хантыйский язык преподаю в форме факультатива. Поэтому оценки успеваемости не ставлю».

Учитель мансийского языка Нижненарыкарской школы Л.Н. Карпенко дала урок на тему «Моя семья». Получился интересный межъязыковой диалог. Дети – ханты. Все слова на уроке звучали на двух языках – хантыйском и мансийском, дети имели возможность сравнивать и находить общее в звучании и написании слов. После урока ученик 3 класса Костя Потпот рассказал мне свои впечатления: «Урок понравился, я узнал новые слова на мансийском языке. Дома я с мамой разговариваю на родном языке, брат Олег и сестра Катя тоже говорят на хантыйском языке. Я считаю, что такие уроки нам, детям, нужны».

Преподаватель из Ханты-Мансийска Г.С. Молданова казымским детям на уроке рассказала о декоративно-прикладном искусстве народов Севера, а именно, о женском мешочке для рукоделия «тучанг». В конце урока она подарила всем учащимся кусок тканей с нитками, чтобы они смогли дома сами себе сшить «тучанг».

Преподаватель родного языка Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа И.М. Молданова детям на уроке провела виртуальную экскурсию по г. Ханты-Мансийску. Дети составляли маленькие рассказы, узнали о том, что такое послелоги, и какую роль они играют в хантыйском языке.

По моему мнению, все учителя родного языка справились со своим конкурсным заданием. Уроки прошли в интересной форме, и, самое главное, понравились учащимся.

На третий день учителя родного языка показывали друг другу мастер-классы по проведению уроков с использованием различных форм подачи материала. Все конкурсные задания были оценены членами жюри. Первое место было отдано А.Е. Вахат, второе – Л.Н. Карпенко, третье – И.Д. Еновой.

Кӑсупсыя юхтум ёх
Г.С. Молданова урок тәӆ
Касум эвие
И.Д. Енова эвиет пиӆа путӑртӑӆ
А.Е. Вахат рәт ясӑӊ урок пурайн
Рубрика: 
Айкеԯӑт - Новости
Номер Ханты Ясанг: 
№ 7 (3499)
4.04.2018

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика