- Хантыйский
- Русский
Хӑнты алфавит оӑңӑн путӑртсӑт
Ар о мӑр хӑнты алфавит оӑңӑн мирев кўтн ясӑң мӑн, йиуп алфавит вєрты муй катра ут хӑщуптӑты. Щи оӑңӑн ай кєр тыӑщн 14-митн Нуви сӑңхум вошн мирхотн ясӑң мӑнӑс. Щӑта округ дума депутат А.В. Новьюхов, «Институт развития образования» хущи рәпитты ёх, няврємӑт рәт ясӑңа вәнтӑты хуятӑт ӑктӑщийсӑт.
А.В. Новьюхов щи вєр оӑңӑн щиты лупӑс:
– Интӑм ма йиуп хӑнты алфавит оӑңӑн ям муй атум ясңӑт лупты ӑн питум. Мос, ән вән институтӑт эвӑт щи вєр яма па тәса вәты ёх ат вантсӑт. 2017-мит о мӑр мўң Тэк, Ваньщавӑт, Понавӑт кәртӑт эвӑт вет пищмайн юхӑтсыюв. ыв хӑншсӑт, йиуп хӑншты вєрн нўша тӑйӑт. Интӑм мўң шуши ясңӑт оӑңӑн поступсы пасыра вєрўв. Щӑта ин хӑншўв, ән округ Правительства ёх йиуп алфавит постӑты щир ат тӑйсӑт. Еы муты группа ёх ӑкӑтўв, ән ыв йиуп пуквайт яма па тәса ат вантсӑт. Ин лупты мос, 1989-мит он постум алфавит нємхуятн нух ӑн вўсы. Щит пӑты йиуп щирн киникайт па па утӑт єсӑты ӑн рӑх. 2000-мит оӑт оңиттыйн Югорской государственной университет эвӑт 215 айат хуят йира вошӑтсыйт. ыв ӑшколайа эвӑт юхӑтсӑт, тӑта йиуп хӑнты алфавита вәнтӑты питсыйт. Хәт тыӑщ мӑнум юпийн хӑнты ясӑңӑн атма вәнтыйтэ пӑты ыв йира вошӑтсыйт.
Кышик вош эвӑт юхтум хә А.Д. Хоров лупӑс, хуты ин хӑнты ясӑң пиа рәпитты ёх хәнты пенсияя мӑнӑт. Айат ёх хӑнты ясӑң ӑн вәӑт, ыв щи ясӑң єрамтты ӑн питӑт. Щи пурайн мўң хӑнты ясӑң вәтшӑўв.
Касум вошн няврємӑт хәум о мӑр йиуп алфавит щирн ӑшколайн рәт ясӑңа вәнтӑсыйт. Вәнтӑты нє С.М. Каксина луп, хуты щит ям па мосты алфавит:
– Ма няврємӑт пиа В.Н. Соловар 2008-мит он эщӑтум киникайт хўват рәпитум. Щитӑт йиуп хӑншты вєр щирн вєрумӑт. Щит ям киникайт, тәп еша йипатты мос. Щи тумпи няврємӑт 1996-мит, 2000-мит оӑтн єсум нєпекӑт хўват вәнтыйӑт. Мос лупты, тӑм ванӑн мўң ӑшколаев кәща ёхн нух вантсы. Хӑнты ясӑңӑн ям учебникӑт ӑн тӑйтэв пӑты йиуп он няврємӑт рәт ясӑңа вәнтӑты ӑн питӑўв. Щит пӑты ма лупты ӑңхаум, йиуп алфавит сорашӑк вўты мос. Ӑшколайн ӑн рәпитты ёх хәӑнтты ӑн мос, ыв няврємӑт ӑн вәнтӑӑт. ыв ӑн ӑңхаӑт йиуп алфавит. Мўң, няврємӑт вәнтӑты ёх, ӑңхаўв йиуп алфавит щирн рәпитты. Щи юпийн йиуп киникайт няврємӑт пӑты хӑншты мос. Щи киникайт няврємӑт вәнтӑты ёхн ат эщӑтыйт па ывеа щи пӑты вух сухуптӑты мос. Мўң пенсияя ки мӑнўв, айат учителят иса мосты киникайт такы хутыса рәпитты питӑт?
А.В. Новьюхов лупӑс: «Мўң наукайн рәпитты ёх пӑты хән алфавит вєрўв. Кӑт-хәум хуят яма рәт ясӑңа ки вәнтӑув, па хуятӑт щи киникайт ўңӑтты ӑн питӑт, щиты хӑнты ясӑң иса вәтшӑэв. Щит пӑты мир хәӑнтты мос, ывеа йиуп хӑншты вєр мос муй ӑнтә».
«Институт развития образования» тӑхи кәща нє Г.В. Дивеева мирхотн лупӑс: «Интӑм иса тӑхет государственной задания щирн рәпитӑт. Ас-угорской институт госзаданияя мос хӑншты, ән ыв учителят пиа ӑшкола няврємӑт пӑты йиуп киникайт ат эщӑтсӑт па щи вєр пӑты вухн ат сухуптӑсыйт».
Щӑта мирхотн ясӑң мӑнӑс, интӑм округевн няврємӑт рәт ясӑңа вәнтӑты ёх итәх тӑхетн рәт ясңе вәтэ пӑты 25 % вухн ӑн сухуптӑыйт. А.В. Новьюхов лупӑс, интӑм щи вєр кәщаятн нух ванты, еы ясңӑт оӑңӑн поступсы еша пасыра хӑншты мос, ән рәт ясӑң пиа рәпитты хуятӑт щи вухн ат мӑсыйт.
Москва вош эвӑт юхтум нє О.И. Артеменко лупӑс: «Нынана, рәт ясӑңӑн яма путӑртты хуятӑта, интӑм мос яма нәмӑсты. И литературной ясӑң ӑн пит ки, нын рәт ясңен иса вәтшӑты. Институт языкознания эвӑт щи вєр тәса вәты ёх вохты мос па щи нўша сорашӑк тўңматты».
ЩИ ОԮӐⱧӐН ПУТӐРТԮӐТ
«ыӑң союм» няврєм вәнтыйты тӑхийн рәпитты нє Л.А. Федоркив: «Ясӑң яма вәты хӑнты кашӑң о шима йи. Йиуп ай няврємӑт ясӑң ӑн вәӑт. Аршӑк хуят ясӑң вәты пӑта няврємӑт ӑшколаятн, садикӑтн мос рәт ясӑңа яма вәнтӑты. И алфавит, и литературной ясӑң – щит ям, мосты вєр. Няврємўв ихурасуп алфавитн вәнтӑты мос. Е.А. Нёмысова хўв мӑр рәпитӑс щи алфавит пӑта правилайт хӑншман».
Тэк кәртӑн рәт ясӑңа вәнтӑты нє О.В. Хандыбина: «Ма нәмӑсум, тӑм йиуп алфавит ӑн мос. Ин хӑншты буквайт ат хӑйайт. Няврємӑт щи буквайт яма вәйтӑт, ўңӑтӑт. Йиуп ут ки пит, ывеа авӑрт пит йипа буквайт вәнтӑты. Ма кашӑң пурайн няврємӑта путӑртум йиуп алфавит оӑңӑн, ыв лупӑт, щимӑщ алфавит ӑн мос. Ӑңкета-ащета, вән ёха йиуп вєр ищи ӑн мос».
Понавӑт вош ӑшколайн няврємӑт рәт ясӑңа вәнтӑты нє А.Е. Вахат: «Ма ай няврємӑт йиуп пуквайт пиа рәт ясӑңа вәнтӑум, вәншӑк хуятӑт – катра алфавитн. Ма щирємн, йиуп щирн няврємӑта ўңӑтты авӑрт».
Обсуждали хантыйский алфавит
Уже на протяжении нескольких лет хантыйский алфавит является главной темой для обсуждения среди народа ханты. 14 марта 2018 года об этом говорили на круглом столе в Белоярском, который проходил в рамках конкурса «Педагог года Югры – 2018». На нём присутствовали депутат Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры А.В. Новьюхов, представители Института развития образования и Департамента образования и молодёжной политики автономного округа, учителя родных языков.
А.В. Новьюхов говорит:
– Сегодня я не готов давать оценку хантыйскому алфавиту, нужна большая работа экспертов, специалистов в этой области. В течение 2017 года мы получили пять коллективных обращений со стороны преподавателей Тегинской, Полноватской, Ванзеватской школ, которые попросили определить статус алфавита хантыйского языка. В настоящий момент был подготовлен проект закона «О внесении изменений в закон о языках», который предусматривает, чтобы полномочия по утверждению правил правописания орфографии и алфавитов языков коренных малочисленных народов Севера наделены Правительству Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Позже будут созданы рабочие группы, будут работать эксперты. Таким образом, будет принят единый хантыйский алфавит, чтобы он мог бы использоваться и в государственных образовательных программах. Надо отметить, что алфавит, который был принят в 1989 году, до сих пор никто не отменял. Издание книг с использованием других алфавитов запрещено. В 2000-х годах в Югорском государственном университете было отчислено 215 студентов с 1 курса факультета обско-угорской филологии, после этого факультет был закрыт. Дети приходили со школы, им давали материал, связанный с новым алфавитом. Через полгода в связи с тем, что не могли сдать экзамен по хантыйскому языку, они были вынуждены покинуть учебные заведения.
Представитель с. Кышик Ханты-Мансийского района А.Д. Хоров считает, что те, кто сейчас работает, уйдут на пенсию. А молодые не смогут без опыта работать и не разговаривают на родном языке. Стоит угроза, что мы можем потерять язык совсем.
Учитель хантыйского языка средней общеобразовательной школы с. Казым С.М. Каксина сказала:
– У нас есть линейка учебников по хантыйскому языку с 1 по 5 класс, изданных Обско-угорским институтом прикладных исследований и разработок в 2008 году, подготовленных В.Н. Соловар. Они выпущены на новом алфавите. Апробацию прошли в Казымской, Ванзеватской и Полноватской школах в течение трёх лет. Учебники несовершенные, их надо перерабатывать, но основа в них есть. Сейчас я работаю по учебникам 1996, 2000 года, которые изданы на старом алфавите. В январе в школе прошла проверка. Со следующего учебного года родной язык в нашей школе преподаваться не будет, потому что нет учебников. Я предлагаю принять новый алфавит, не надо слушать тех людей, которые в школе не работают, нужно слушать учителей родного (хантыйского) языка. Дети осваивают новый алфавит. Нужно создавать рабочие группы по изданию учебников, чтобы туда входили и учителя-практики. Но учителям нужна оплата, без оплаты ни один учитель не может это сделать. У нас нет ни поурочного планирования, ни учебников, ни методических пособий. Если я уйду на пенсию, как будет работать молодой учитель без этого?
А.В. Новьюхов говорит: «Если мы будем готовить трёх первоклассных специалистов для науки, а другие не смогут даже прочитать эти книги, тогда мы превратим наш язык в латинский. Он станет мёртвым, два человека будут отлично знать язык, говорить на нём, а другие нет. Поэтому надо прислушиваться к мнению всех носителей языка».
Директор Института развития образования Г.В. Дивеева отметила: «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок работает в рамках государственного задания. Нужно включить в госзадание разработку учебников и пособий и оплату труда тем работникам, которые разрабатывают книги».
Также на круглом столе говорили о том, что 25-процентная надбавка за знание, использование, пропаганду родных языков во многих учреждениях округа не выплачивается. Эта норма предусмотрена, но обязательность определена решением руководителя учреждения. А.В. Новьюхов говорит: «Мы считаем, что это неправильно, потому что специалисты, которые знают, используют язык в своей работе, обязаны получать эту надбавку. Мы сейчас просим экспертов, которые смогли бы определить законодательное урегулирование процесса, чтобы мы включили эту норму в обязательный характер в закон о языках, независимо от формы учреждения».
Руководитель Центра этнокультурной стратегии образования Федерального института развития образования из Москвы О.И. Артеменко обратилась к учителям родного языка: «Если вы, как носители этого языка, не поменяете своё сознание и не подниметесь выше своего сознания, вы потеряете этнос. Потому что у вас нет единых критериев к языку. Пока вы спорите, один одно сделал, другой – другое, ещё 10 лет пройдёт, все потеряете. У вас срок маленький. Привлекайте из Федерального института языкознания специалистов академического уровня и решайте это вопрос».
Мнения специалистов
Преподаватель хантыйского языка детского этнообразовательного центра «Лыланг союм» Л.А. Федоркив: «С каждым годом становится вес меньше носителей хантыйского языка. Маленькие дети языка не знают, поэтому надо в детских садах, школах преподавать хантыйский язык. Нужно принять единый литературный хантыйский алфавит, чтобы дети все обучались по единому алфавиту. На него есть правила, которые подготовила Е.А. Нёмысова».
Преподаватель хантыйского языка средней общеобразовательной школы с. Теги Берёзовского района О.В. Хандыбина: «Я считаю, что новый алфавит принимать не нужно. Пусть останется старый алфавит, дети на нём хорошо читают, пишут. Я каждый год осенью рассказываю им про новый алфавит, но они не хотят по нему учиться. Им будет тяжело, и родители тоже против нового алфавита».
Преподаватель хантыйского языка средней общеобразовательной школы с. Казым Белоярского района А.Е. Вахат: «Я начальные классы обучаю хантыйскому языку с использованием нового усовершенствованного алфавита, а старшие классы – на старом. Я считаю, что детям тяжело читать тексты на новом алфавите, возникают проблемы с произношением».