- Хантыйский
- Русский
Тынєсты па пурмӑс вєрты ими
Тӑм пўш IV-мит вўєң мир кӑсупсыйн Римма Кирилловна Молданова пиа вәйтантыйсум. ўв пиаа тәня «Тыӑщ поры» емӑңхӑтӑн Сәрхан вошн вәтаңа йисум. Щи вошн вәяты шуши мир емӑңхӑтӑта ўв нәлам яңхий. Тәня щи ими емӑңхӑта юхтыум мира камн пурмӑс тыныйс. Тынєсты хӑрн ма сухта эвӑт вєрум аканят шиваӑсум па ўве иньщӑссум, хуйтатн щитӑт вєрсыйт?
— Щитӑт Алла Русмиленко вєр. ўв апӑл-нєңӑ пиа Нуви сӑңхум район эвӑт вәӑңӑн. ын акань вєрты хушапӑт тӑйӑңӑн, щи унтасн щитӑт вєрӑңӑн. Сухта эвӑт тӑта щӑртӑң ёх аканят вәӑт, 150 шойт тынӑн. Щитӑт мойң ёхн яма әтыйт. Вантэ, тынэт па айт, юхи тәты щитӑт кєн.
— Щи уват ям вєр, нӑң оңенӑн ай павта: хута сєма питсӑн, муй арат о Сәрхан вошн вәӑн, рўтьщӑтыя мӑнтыя вәнты хута рәпитсӑн?
— Ӑңкєм Сәрхан района 1950-мит оӑтн Ильбигорт эвӑт касӑс. Щи йисн Дарко-Горшково кәрт тәп вєрты питсы, ма щӑта сєма питсум. Мўң – Касум хӑнтэт. Ӑңкєм Евгения Петровна Вандымова – щит Зоя Никифоровна Лозямова рәт нє. Зояен ащи Никифор Волдин ӑңкєм яй.
Ма рәт ясӑңӑн вевтама путӑртум. Хән садика мӑнсум, щи пурайн щи хот кәща нєңа рўщ ими юхтӑс, мўң имухты рўщ щирн путӑртты вәнтӑты питсыюв. Щит пӑты ай пурайн рәт ясӑңӑн ӑн путӑртсўв. Ӑңкиўв-ащиўв мўң пиэва хӑнты ясӑңӑн путӑртсӑт, мўң юхы рўщ щирн лупсўв. 1972-мит он Дарко-Горшково хущи ӑшкола лӑп тәхӑрсы па Сытомино кәрта вәнтыйты китсыюв, щӑта рўщ ӑшкола вәс, кәртӑң мир кўтн ищи арӑл пєлӑк рўщӑт вәсӑт. Мўң классэвн тәп кӑт хӑнты вәс: ма па Катя Захарова.
Сытомино хущи яртъяң класс етшуптӑсум па 1978-мит о вўш эвӑт хәум тӑ Ёмвошн торгово-кооперативной хотн вәнтыйсум. Щӑсаты 1981-мит он тыв юхӑтсум, тӑта икия мӑнсум па 36-кєм о Сәрханӑн вәум. Ма хәум няврєм тӑйум, пух па кӑт эви, ыв хуыева вәнӑт. ыв тӑта сєма питсӑт па тӑта вәӑт, рәпитӑт. Ня хиы єнум, ыв нәам шуши мир емӑңхӑтӑта яңхийӑт, хӑнты вєрӑта вәнтыйты ыв сӑмӑңӑт. Тӑм Тыӑщ порийн хинєңңӑам яксӑңӑн.
Рўтьщӑтыя мӑнты вәнты мєт сыры пиркашека рәпитсум. Щи юпийн 15-кєм о оса рәпитты тӑхи тӑйсум, щӑта хӑнты пурмӑсӑт вєрсўв па е тынысўв. Эвеңӑам пиа тыйўв, вой сух эвӑт арсыр ут ёнтўв. И эвєм вўы хурасӑт па хурамӑт пиа посӑт тый. Ма вошн вәяты каш хӑрӑта па «Старый Сургут» тӑхия нәам вохӑнтыюм. Сәрхан кәщайтн ма яма вәыюм, щит пӑты емӑңхӑтӑта па тынєсты хӑрӑта пурмӑсӑт е тыныты вохӑнтыюм.
— Кўш рәт ясӑңӑн яма путӑртты ӑн хошӑн, ищипа хӑнты путӑр мутшӑэн. Мосӑң, «Хӑнты ясӑң» ищи ўңӑтӑн?
— Газетайн муй хӑншман, щит мутшӑєм. Иса нух вантыйум, муй щӑта хӑншман па хурӑт вантум. ўңӑтум, хута емӑңхӑтӑт вәяӑт. Иатн Русскинской кәртӑн мӑнум емӑңхӑт оӑңӑн ўңӑтсум. Вәтаң ёхам вәупсы оӑңӑн па моньщӑт ўңӑтум.
Муй пӑты интум мўңева хӑнты газета ӑн киты? Щӑта рәпитты эвета ар пўш вәты тӑхєм оӑңӑн лупсум. ыв кўш ясӑң мӑсӑт щи нєпек китты, ищипа ӑн юхтый. П.Я. Хлобыстова сыры пәщтайн газета вўйяс. Интум ўвеа ищи щив ӑн юхтый.
Торговый работник и предприниматель
На IV конкурсе профессионального мастерства среди оленеводов на Кубок Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры встретила Римму Кирилловну Молданову, с которой познакомилась в прошлом году на празднике «Тылащ пори» в Сургуте. Она является постоянным участником мероприятий, связанных с культурой обско-угорских народов, которые проходят в Сургуте. На том празднике она торговала сувенирами. На прилавке я увидела глиняные куклы в национальной одежде и поинтересовалась, кто их изготавливает?
– Это делает Алла Русмиленко. Она с сестрой родом из Белоярского района, живут и работают здесь. У девчат есть специальные формочки для кукол. Глину покупают, и наши мастера ханты их делают. Здесь есть глиняные шаманы на магнитах, стоят по 150 рублей. Их хорошо берут, потому что недорого и маленькие, людям удобно увезти домой.
– Расскажите о себе: откуда родом, как давно живете в Сургуте, кем работали до выхода на пенсию?
– Моя мама приехала в Сургутский район из деревни Ильбигорт Белоярского района в 1950-х годах. В Дарко-Горшково тогда только строили деревню, я родилась там. Мы относимся к казымским ханты. Мама Евгения Петровна Вандымова – тетя Зои Никифоровны Лозямовой. Её отец Никифор Волдин и моя мама – родные брат и сестра, так что Зоя мне приходится двоюродной сестрой.
Я говорю на родном языке совсем плохо. Понимаю хорошо. Когда в садик пошла, приехала заведующая, русская, и нас сразу начали учить на русском языке. Поэтому мы не разговаривали на своем. Родители с нами на хантыйском языке говорили, а мы только на русском.
В 1972 году в Дарко-Горшково закрыли школу, и нас перевели в Сытомино, там тоже была русская школа и в основном русское население. В классе мы учились с русскими, были всего две девчонки ханты: я и Катя Захарова. В Сытомино окончила девять классов и в 1978 году поступила в Ханты-Мансийский торгово-кооперативный техникум. В 1981 году приехала сюда, вышла замуж и уже 36 лет живу в Сургуте. У меня трое детей, сын и две дочери, все взрослые. Они здесь родились и здесь живут, работают. Четверо внуков. Они всегда приходят на все праздники и участвуют. Сегодня две внучки здесь танцуют. Им нравится ходить на хантыйские кружки.
До пенсии я работала продавцом в магазинах. Потом 15 лет у меня было индивидуальное предпринимательство: изготовление и реализация хантыйских сувениров. С дочерьми вяжем и из шкур поделки делаем, дочка вяжет рукавички с изображением оленей и орнаментами. Меня постоянно приглашают на мероприятия в городе и ИКЦ «Старый Сургут». Администрация Сургута знает меня, как предпринимателя, и на праздниках, ярмарках приглашают в торговые палатки торговать.
– Раз вы понимаете хантыйский язык, может, газету «Ханты ясанг» читаете?
– В газете весь смысл понимаю. Всегда просматриваю, что написано и фотографии рассматриваю. Читаю, где праздники проходят. Например, прочитала описание праздника в Русскинской. Статьи о биографиях знакомых читаю. Иногда сказки почитаю. Почему нам сейчас хантыйскую газету не выписывают? Сколько раз девчатам из газеты говорила свой адрес, обещали, что будет приходить и не приходит. П.Я. Хлобыстова раньше ходила на почту, и сама забирала газету. Теперь ей почему-то даже на почту не приходит.