- Хантыйский
- Русский
Йис щирн вєрты мос
Щиты Галина Георгиевна Сунгатова нәмӑс. Ма ўве ар о вәєм, вә-вә Ёмвошн па па вошӑтн, кәртӑтн арсыр мирхотӑтн вәйтантыйамн. Юхи хӑщум кўтн XII-мит «Ремесла и промыслы: прошлое и настоящее» нємуп хӑрн вәйтӑнтсамн. Щи ут тәня Ёмвошн мӑнӑс, хута ўв кӑсупсы артаӑты нєңа вәс. Щи пурайн вәупсый па пурмӑс вєртутӑң вєр оӑңӑн путӑртсамн.
– Ай пура вўш эвӑт ёнтӑсты ӑңхасум. Акєм хурӑт хӑншты хәя вәс, ӑңкєм ёнтӑсӑс. Апа, щит пӑты ищи ёнтӑсты каш тӑйсум. 1982-мит о вўш эвӑт щи вєра вўянтсум. Пўяңа ёнтӑсты питсум, хән ӑшкола эвӑт йира мӑнсум, щӑта 33-кєм о няврємӑт рўщ ясӑң па литературая вәнтӑсум, щи хот кәщая вәсум. Хән Ным Нярьёх эвӑт Талинкая касӑсум, щи пурайн щӑта искусствайт ӑшкола пўншсы, эвет-пухӑт пурмӑс вєрты вәнтӑты мосӑс па щив рәпитты мӑнсум.
1989-мит о вўш эвӑт нәам арсыр вантупсэтн па пурмӑс вєрты мирхотӑтн вәяум, ма саттєма щитӑт ищи эщатыйум. Щикўш апӑтьяң о мутаса йисум, хуна рәпитум. Рәпатаем эвӑт йира мӑнты ӑн єсӑыюм, Центр культуры па спорт нємуп хотн методиста вәум па ай ёх вәнтӑум. Тӑм ванӑн нәмӑссум, Ас хӑты тыӑщн рўтьщӑты мӑнум. Вош хўват шәштємн и ими лупӑс: «Ма нӑңен шиваӑты ӑңхасум. Ин рўтьщӑты питсум, эвєм лупӑс, ән юн а мӑрємӑсыюм, пурмӑс вєрты хота ат мӑнсум. Ма тыйты ӑңхаум». Еы шәшум, кимит нє ещат йи па ищи пурмӑс вєрты вәнтӑты мӑнєм пойкӑс. Щиты вәнтыйты ёх па щи ма хущєма ӑкумсӑт.
– Нӑң, апа, ар пўш кӑсупсэтн пурмӑсӑт артаӑсӑн?
– Мєт оӑң пўш. Щит пӑты шєңк пӑум.
– авӑрт па хуят пурмӑсӑт нух вантты?
– Ӑнтхән, авӑрт. Вантэ, тӑта яма аканят ёнтты нєңӑт ӑктӑщсӑт. Ма ищи акань вєрум. Мосӑң, ма вәна пєлӑк хӑннєхә, щит пӑты нәмӑсум, катра йисн вәум аканят йис щирн вєрты мос. Ма щирємн, тӑта Интернетн вантум аканят вєрты иса ӑн мосӑс. Сыры сот мутас ар хурасуп нє аканят ёнтсыйт, хә аканят тәп ӆапӑтъяңкєм вәс. Катрайн порєсты, юхи авӑсты па юнттыя аканят вәсӑт. ыв ар щирн вєрсыйт. Катра йисн юхи авӑсты акань йинтупн ёнтты ӑн рӑхӑс, щӑшкан кӑт ентуп кешийн эвӑтты ищи ӑн мосӑс. Вантэ, хӑннєхәйт нәмӑссӑт, щўнь эвӑтты муй йинтупн пәхӑты ӑн мос. Вєртут вєрум юпийн хӑщум сух шўкӑт ким вущкӑты ищи ӑн рӑхӑс. Щитӑт ювӑртты мосӑс па аканя няврєм вєрты.
«Галина Георгиевна Сунгатова – хурасӑң ими! ўв ёшан щӑшкан муй па ут иса пурмӑса йи. ўв хотӑ хўв вўш эвӑт аканяң музея йис, хута щитӑт ванттыя ар мир юхтыйӑт».
Виктория Устинова, Ёмвош пурмӑсӑт вєрты хот, 2017-мит о
Тӑм йисн, мосӑң, щитӑт ар щирн вєрты рӑх. Щит пӑты йис щирӑт юрємӑты питсўв. Катра йисн аканят ащи, ӑңки муй аңкаңки катра әмӑтсух эвӑт ёнтсыйт, ән щи сух эвӑт хӑннєхә сӑм хошума ат йис. Ма хойм пиа вєрум акань сӑмӑңа тӑйум. Сыры хән эви икия мӑнӑс, юсаты щимӑщ акань пӑнӑн вўйяс, ән ӑңке-аще хот нәмты. Сух шўк вўйясы, ыпия хойм пунсы па ювӑртсы. ән хойм ким а пӑрыйс, сух шўка ернас ёнтсы па ухшам йирсы. Щиты хоймӑң акань тывӑс.
– Мосӑң, айат нєңӑт ӑн вәӑт, хутысаты йис щирн ёнтӑсты?
– Талинкайн айат ёха щи оӑңӑн ай павӑтўв. Хуйтат мўң хущева яңхӑт, щитӑт йис щирӑт вәӑт. Ма нәам пурмӑс вєрты мирхотӑт эщӑтум. Мўң хущева «Свет земли родной» нємуп мирхот вәя. Щив Урай, Советской па Кондинской районңӑн эвӑт вєртутӑң ёх юхтыйӑт, Ёмвош ремёслайт хот эвӑт мир вәяӑт. Щӑта хӑннєхәйт пурмӑс вєрты вәнтӑўв па щи вєр оӑңӑн ай павӑтўв. Кашӑң о «Куклы из бабушкиного сундучка» нємуп вантупсы вєрӑнтўв па апӑт мӑр аканят оӑңӑн мира путӑртум.
– Нӑң лупсӑн, кӑсупсыйн Интернет хурӑт унтасн вєрум пурмӑсӑт вәӑт.
– Па муй.
– Муй щи ёха лупты ӑңхаӑн, хуйтат щитӑт вєрӑт?
– Ям щирн пурмӑс вєрты хуятӑт пиа ат вәйтантыйӑт па щи ёх эвӑт ат вәнтыйӑт. Ма ёнтӑстыя вўянтты епийн мєт оӑңӑн Тула па Углич вошңӑна яңхсум, щӑта тәса вєртут вєрты хуятӑт вәйтсум па ыв эвӑтэа арсыр ута вәнтыйсум. Тӑм йисн айат ёх Интернетӑн пурмӑс вантӑт па щӑсаты уша павӑтӑт, муй щирн щитӑт вєрты. Щӑта вєртут вєрты пурайн ыв саттэа нумӑс павӑтӑт. Щит пӑты мӑнєма тӑта авӑрт лупты, хуйтат яма рәпитӑт, хуйтат вевтама. Ма щирємн, катра йис хурасуп пурмӑсӑт йис щирн ёнтты мос.
– Нӑң щи оӑңӑн ывеа лупӑн?
– Па муй, ән щиты вєрты ат вўратӑт.
ВӘЯТН ЩИ ОԮӐҢӐН
Галина Сунгатова – рўщ, ўв Удмуртия эвӑт, Ёмвош мўвн 1982-мит о вўш эвӑт вә. ўв Юграев народной промыслӑт хуят па Ёмвош округ заслуженной хӑннєхә нємңӑн тӑй. Талинка вошн «Центр культуры и спорта» нємуп хотн методиста па «Берегиня» нємуп тӑхийн рәпит.
Традиции нужно сохранять
Так считает Галина Георгиевна Сунгатова. Я с ней знакома много лет, время от времени встречаемся на семинарах и конференциях по народным промыслам и ремеслам не только в окружном центре, но и в муниципальных образованиях округа. На сей раз увиделись на XII Межрегиональной детско-юношеской научно-практической конференции «Ремесла и промыслы: прошлое и настоящее», которая прошла в конце прошлого года в Ханты-Мансийске, где она была членом жюри конкурса. Тогда и поговорили о творческом пути мастерицы, вопросах сохранения традиций в народных промыслах.
― Всю жизнь мечтала заниматься рукоделием. Видимо, это по наследству: дядя – художник, мама всегда рукодельничала. Поэтому мечтала и мечтала об этом. И вот с 1982 года появилась возможность этим заняться. Ну,5 а совсем серьезно стала заниматься ремеслами, когда ушла из школы, где 33 года проработала, вела русский язык и литературу, была директором. Когда из села Нижние Нарыкары переехала в Талинку, как раз там открыли Детскую школу искусств, и кому-то надо было учить детей рукоделию. Поэтому взяла трудовое обучение, сделала авторскую программу по народным промыслам и ремеслам Ханты-Мансийского автономного округа.
С 1989 года постоянно участвую на выставках, семинарах и сама их до сих пор провожу. Хотя уже восьмой десяток разменяла, все равно работаю. Пока с работы меня не хотят отпускать. Работаю методистом и веду занятия с детьми в Центре культуры и спорта. Только соберусь на пенсию: «Пожалуйста, останьтесь». Недавно думала, до первого января доработаю и уйду. Иду по улице, будто специально навстречу идёт женщина, да я её даже не знала. «Ой, я хотела вас увидеть. Вот вышла на пенсию и дочь сказала, чтобы не было грустно, мол, иди в Центр культуры. Я хочу научиться вязать крючком. Я вам даже платить за обучение буду», – сказала она. Иду дальше, через несколько шагов вторая идёт и говорит то же самое. И таким образом опять группа учеников набралась.
― Вы, наверное, не в первый раз член жюри конкурса?
― В первый. Мне так страшно.
― В таком случае, какие чувства испытываете? Ведь сегодня вы находитесь по другую сторону: не ваши работы оценивают, а вы даете оценку изделиям мастеров.
― Конечно, очень трудно оценивать, потому что здесь мастера-кукольники сильнейшие. Я тоже куклами занимаюсь. С одной стороны, я у них кое-чему подучилась. С другой стороны, я – традиционник. Может быть, как человек старой закалки, если полагается завязывать три узелочка, считаю, чтобы три и было, а не больше или меньше. Я дружу с Интернетом, могу там посмотреть изделия. Но мне не нравятся вещи, которые созданы просто для красоты. Сейчас здесь посмотрела, есть интернетовские вещи, которые не надо было бы на конкурсе изготавливать. Я бы не стала делать их как традиционные куклы. Потому что традиционная кукла есть традиционная. Разных видов женских кукол может быть сотни. В основном всегда шили кукол-женщин, кукол-девушек и кукол-девочек. Кукол-мужчин делают максимум семьдесят видов. Прежде их почти не делали, сейчас вовсю изготавливают. Просто раньше делали их схематично.
Традиционные русские куклы были свадебные, обереговые и игровые. Они делятся на разные виды, поэтому делались разным способом. Если это обереговая кукла, нельзя её шить, ткань можно только рвать и завязывать, заматывать или закручивать. Если это игровая кукла, можно сшить иголкой. Хотя раньше тоже считалось, что нельзя шить и резать ткань. Зачем счастье резать? Зачем иголкой закалывать счастье? Такие рассуждения были. Поэтому старались не шить. Единственное, что допускалось, это сделать несколько стежков на костюме. А если тряпочки остались, их нельзя было выкидывать. Нужно было замотать, и, например, сделать куколке ребеночка.
Сейчас времена меняются, может быть, всё можно. Но ведь тогда отходим от традиций. Допустим, раньше в основном из старых тканей кукол мастерили, из отцовой рубахи, платья бабушка и мамы, чтобы куклы отдавали тебе материнское и отцово тепло. Мне нравится зольная куколка. На свадьбу обязательно её делали. Есть выражение «тепло родного очага». Откуда оно появилось? Когда дочка уходила из родительского гнезда, то ей хотелось частичку тепла родного дома взять с собой. Поэтому брали тряпочку, в неё золу из печи складывали, и заматывали. А чтобы зола нечаянно не рассыпалась, и узелочек не потерялся, доделывали платьишко и платочек повязывали.
«Галина Георгиевна Сунгатова – уникальный человек! В её руках оживает любой
материал: от рогоза до текстиля, а в доме давно поселился музей народной куклы,
куда приводят гостей родного поселка, показывая как достопримечательность».
Виктория Устинова, БУ ХМАО-Югры «Центр народных
художественных промыслов и ремесел», 2017
― Может быть, то, о чём вы рассказываете, молодые не знают?
― В Талинке стараемся это рассказывать молодежи. Кто ходит к нам на занятия, знает. Я ведь не просто так работаю, провожу семинары. У нас ежегодно проходит методико-практический семинар «Свет земли родной». Туда съезжаются мастера из Урая, Советского и Кондинского районов, приезжает сотрудники окружного Центра ремесел. Вот там мы проводим множество мастер-классов, рассказываем и показываем. Учим, например, пряники расписывать, стряпать и куклы шить. Почти каждый год провожу выставку-экскурсию «Куклы из бабушкиного сундучка». Неделю выставка проходит, и рассказываю, рассказываю о куклах.
― Вы упомянули, дурное влияние Интернета здесь присутствует.
― Не то слово.
― И что бы посоветовали молодым мастерам?
― Все-таки надо изучать творчество настоящих мастеров и с ними общаться. Общаться где? Я вспоминаю, как начинала сама. Поехала в Тулу и Углич, нашла мастеров. На улице торговали сувенирами, подошла и поговорила с людьми, мне подсказали, к какому мастеру сходить. Сейчас мастера, конечно, в Интернете берут информацию об изделиях и способах изготовления. Часть сведений не знаю, откуда берут. Или сами додумывают в авторских куклах. Поэтому мне на этом конкурсе судить очень трудно, потому что я за сохранение канонов при изготовлении традиционных изделий. Не знаю, может, я не права, потому что время не стоит на месте, все развивается.
― При обсуждении конкурсных работ вы обратите внимание молодых мастеров на это обстоятельство?
― Конечно, скажу им об этом в качестве пожелания.
Справка
Галина Сунгатова – русская, родом из Удмуртии, в Ханты-Мансийском автономном округе проживает с 1982 года. Она мастер народных художественных промыслов Югры, методист МКУ «Центр культуры и спорта» и руководитель студии «Берегиня» пгт. Талинка, заслуженный деятель культуры Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.