- Хантыйский
- Русский
«Мосум мўв» рўтьщӑты хӑр рәпата
Тәня Ёмвош район Кышик кәртӑн няврємӑт пӑты «Мосум мўв» нємпи рўтьщӑты хӑр рәпитӑс. Кәщая щӑта вәс Антонина Николаевна Никонова.
Катра пурмӑсӑт авӑты хотн няврємӑт пӑты «Сўс» нємпи вєр эщӑтсы. Эвет-пухӑт уша вєрсӑт, муй пӑты хӑнтэт пӑты сўс — щит вуаң пура. Щи пурайн ыв воньщумут ӑкӑтӑт, хў вепӑсӑӑт, вой па тухӑң вой веӑт, тӑ пура пӑты сопасӑӑт.
Сўс вепӑс вєр оӑңӑн путӑртуман А.Н. Никонова лупӑс: «Сўсн Асн йиңк ая йитыйн хў ай юханӑта мӑн. Мир луп: «Нямат ар ки, Асн йиңк ая йи, щирн ешавә хўӑт ай юханӑта мӑнӑт. Щи пурайн щӑпӑр хў ар вәя Катрая арсыр щирн хў весы: пәнӑн, хопӑн, тухӑн (сойпӑн). Щӑпӑр хў эвӑт єпӑң нюум хошум йиңк кавӑртсы. Щи тумпи хў эвӑт юхӑл вєрсы, тӑн щитн вўэт апӑтсыйт».
Щӑта няврємӑт щӑпӑр хў няхӑсты, эвӑтты вәнтыйсӑт. Сыры няхсантупн хў няхӑссӑт. Вән ёх лупсӑт, мӑтты ки юх кєшийн няхӑсты мос, щи пурайн хўа кӑши ӑнтәм. Хў сом юх ипийн пунты мос. Щӑта хў эвӑтсы, вуй, мухӑ па вущрєм хир тумпи хуыева нух вўты мос. Мухӑ па вущрєм саӑң кавӑртсы, щит еы вўы па кўрӑң вой кєп тӑнӑты пӑты эщӑтсы. ытуп эвӑт єпӑң нянь вєрсы. Хў ухӑт эвӑт вуй кавӑртсы. Итәх хўӑт сорӑтсыйт, сыры камн, еы кәрн. Няврємӑт вәнтӑсыйт, муй щирн кєши пиа шак-пака рәпитты мос. Щӑта няхсум хў каврум суӑң йиңка пунсы. авӑсы, хән хў кавӑрӑ. Щи пура мӑр няврємӑт хӑнты щирн щи ясңӑт путӑртсӑт: хў, пу, юхан, кєши, пән, ан, хоп, әп, хоуп, хошум йиңк, вєрты, яньщты, юхӑл, няхсантуп.
Щӑта няврємӑт вәнтӑсӑт, муй щирн уша вєрты, хў кавӑртты етшӑс муй ӑнтә. Хў вєнш лохты нявлӑка йис ки, щи хў кавӑртты етшӑс. Хў пўт эвӑт юх няыйн хўв ана пунты. Хў ўвӑт эвӑт ант вєрсы па ищи хошум йиңка пунсы.
Щи юпийн няврємӑт «Хӑншӑң ев» моньщ хәӑнтсӑт, хўӑт оӑңӑн амамӑтщет уша павӑтсӑт, мир путрӑт оӑңӑн уша павӑтсӑт, юнтсӑт.
Па хӑтӑн няврємӑт сорт хў оӑңӑн путӑртсы. Антонина Николаевна Никонова лупӑс:
– Тӑмхӑт мўң сорт хў оӑңӑн уша вєрўв. ўв арсыр юханӑтн вә. Щит єпӑң хў. Итәх хӑнтэт пӑты сорт – щит емӑң хў, щирн имета щи хў няхӑсты, эвӑтты ӑн рӑх. Мўң Мосум юхан мўвев сорт хў емӑңа ӑн ўңӑтэв. Мўң аңкаңкиўв, щащиўв сорт хў эвӑт хумӑсвә пиа єпӑң ант кавӑртсӑт. Тӑмхӑт мўң щи єпӑң єтут кавӑртты питўв. Сорт хў няхӑсты ӑн мос, щиты кавӑртты рӑх, щит эвӑт хошум йиңк єпӑңа йи. эщӑтум хў каврум йиңка пунўв. Атэт ант йиңк пиа рўвӑтты, щӑта айтыева хошум йиңка шошумты, еша кавӑртты па пўт нух вўты. Щӑта хумӑсвә пунты. Щи єпӑң єтут тывӑс. Сорт хў хўв ана пунты, хошум йиңк анӑта шошумты. єты пурайн сорт хў ух атэт ўвӑт ара вўты.
Тӑмхӑт эвет-пухӑт уша павӑтсӑт, муй щирн сорт хў ухӑ вєрсӑэ. Катра пурайн сорт хў ям ух ӑн тӑйс. Имутыйн ўв ям па хурамӑң ух вєрты сонтумӑс. Оӑң ўв няхсуп хурпи вәс. Щиты вәс. Имутыйн ими кәр пўңӑн вәс, нянь вєрӑс, нянь кәра пунӑс па кәрт пўңӑн карсӑр хӑйс. Сорт хў ими муй карсӑр вўты вутщиӑс, тәп ими щи вєр шиваӑс, имухты карсӑрн сорт хў хӑтщӑсэ, карсӑр кӑтна шукатсӑӆэ, и шәп йиңка вущкӑсӆэ. Па щит сорт хўн вўсы. Щиты сорт хў вєнш охтэ така йис. Еы сорт хў ух ара пунман амп, хопӑн хӑннєхә, ими, мень пєңкӑт, әхӑ, аты кєши, әп, кўрӑң вой толан, вўы хурпи ўвӑт шиваӑты рӑх.
євман, яньщман юпийн эвет-пухӑт хӑнты ясӑң вәнтӑсӑт: ант йиңк, ев, єты, вєрты, омӑсты, эвӑтты, няы, су, каврум шай, єпӑң ант йиңк, юх ан, рома омса.
Щӑта няврємӑт путӑртсӑт, муй щирн ыв хў вепӑсӑты яңхсӑт, муйсӑр щӑта ущхуь вєрӑт вәсӑт.
Антонина Никонова
китум нєпек щирн хӑншӑс
Людмила ШУЛЬГИНА
Работа этнокультурного стойбища «Мосум мув» («Назымская земля»)
В прошлом году в селе Кышик Ханты-Мансийского района в очередной раз работало этнокультурное стойбище «Мосум мув» («Назымская земля»), руководителем которого является Антонина Николаевна Никонова.
Во время смены в сельском музее под открытым небом для детей провели познавательное занятие на тему «Сус» («Осень»). Дети узнали, насколько важна эта пора года для ханты. В это время идёт сбор ягод, осенний вылов рыбы, охота на дичь, зверя.
Рассказывая об осенней рыбалке, А.Н. Никонова отметила: «Осенью рыба начинает подъём, т.к. вода на Оби идёт на убыль. В народе говорят: «Появилась мошка, значит, уровень обской воды упал. Значит, скоро и рыба начнёт свой подъём в малые реки. В это время много чебака (щапар хул). Добывали рыбу запорами, неводом, сетями. В запоры ставили гимги, называемые в народе мордушками (пән), которые изготовляются из деревянных жал, сплетённых между собой корнями кедра. Из чебака варили вкусную уху — нюллум хошум йиңк («протёртая уха»). Кроме этого, рыбу сушили. Зимой сушёной рыбой (юхал) подкармливали оленей. Ведь она является источником кальция и фосфора».
Затем ребята под её руководством учились разделывать чебака. Вначале отчистили рыбу от чешуи деревянным ножом (няхсантуп). Бабушки говорили, чтобы рыбе не было больно, её нужно чистить деревянным ножом. Чешую в костёр не кидали и собакам не варили, а клали под дерево. Затем на брюшине делали разрез, и удаляли кишки. По отдельности собирали внутренний жир и печень с желчью. Из печени с желчью вываривали саланг для обработки оленьих и лосиных камусов. Из икры бабушки выпекали вкусный хлеб. Далее отделяли голову от туловища. Из голов вываривали жир. Распластывали тушки рыбы, вешали и сушили. Как только рыба немного подсыхала, дальше досушивали в хлебной печи на жару. Так, в отходы уходили только хвосты.
Затем дети познакомились с техникой безопасности по работе с режущими инструментами.
Распотрошенную рыбу сразу же опускали в кипящую воду, солили. Пока варилась уха преподаватели разговаривали с детьми на хантыйском языке, проговаривали следующие слова: хўл, пул, юхан, кеши, пән, юх, ан, хоп, ләп, холуп, хошум йиңк, вєрты, яньщты, юхал, няхсантуп.
Дети узнали, что готовность рыбы определяется по лобной кости, если она хорошо прокусывается, значит, рыба готова. Рыбу из котла выкладывают деревянной ложкой в деревянную чашу. Рыбьи кости размалываются деревянной ложкой добела, получается рыбья мука, которая также отправляется в уху.
После дети послушали хантыйскую сказку «Полосатый окунь», отгадывали загадки про рыб, услышали народные пословицы.
Не обошёлся день и без подвижных игр.
На следующий день дети познакомились с рыбой щукой. Антонина Николаевна Никонова рассказывала:
– Сегодня мы познакомимся с рыбой щукой – сорт. Она обитает во всех реках нашего края. Считается очень вкусной рыбой. У многих групп ханты щука считается священной рыбой, поэтому её нельзя разделывать женщинам, этот запрет не распространяется на Назымской земле. Наши бабушки варили из щуки вкусную наваристую мучную болтушку с клюквой. Сегодня и мы попробуем сварить это блюдо. Щука варится вместе с чешуёй, которая придаёт наваристость. Внутренности также идут в котёл. После закипания воды разделанную рыбу кладут в котёл. Ржаную муку размешивают в тёплой воде и, медленно помешивая, вливают в уху. Ухе нужно потомиться с мукой. Затем котёл снимают с костра и засыпают в котёл кружку клюквы. Мучная болтушка из щуки готова. Рыбу выкладывают на деревянную чашу, а болтушку пьют из кружки. Во время трапезы щучью голову разбирают по косточкам.
Дети узнали, как щука некогда собирала себе голову. В древние временя щука не имела устойчивой головы, т.к. в ней не было костей. Однажды она решила себе сама сотворить устойчивую и красивую голову. Первая косточка попалась похожая на лопату. Однажды щука увидела, как хозяйка хлопочет у печи, она ставила формочки с тестом в печь. После того, как закончила ставить формочки, то поставила лопату возле печи. Щука тихо прокралась и хотела схватить то ли женщину, то ли лопату. Женщина это увидела, схватила лопату и так ударила щуку по голове, что даже лопата сломалась пополам. Женщина половинку лопаты выбросила, а щука подобрала. Так щука укрепила лобную часть головы. Далее, разбирая щучью голову, можно найти собаку, лодочку с рыбаком, женщину с хвостом, зубы строптивой невесты, полозья купеческих нарт, саблю, сапоги, весло, переднюю ногу лося, самый удачливый оленевод найдёт образ оленя.
После еды дети учились говорить по-хантыйски: лант йиңк, ев, лєты, вєрты, омӑсты, эвӑтты, нялы, сул, йиңк; каврум шай, эплӑң лант йиңк, юх ай ан, рома омса.
Затем дети рассказали свои рыбачьи истории.
Па материалам Антонины Никоновой
подготовила Людмила Спирякова