- Хантыйский
- Русский
И хӑнши оӆӑӊӑн путӑр вәс
Ай кєр тыӆӑщн 29-мит хӑтӆӑн Ёмвошн «Торум Маа» хотн вәйтантупсы мӑнӑс. Щӑта шўкщӑты, арсыр пурмӑсӑт ёнтӑсты хӑнты ими Зоя Никифоровна Лозямова вєрӆаӆ оӆӑӊӑн путӑр вәс. Щив ищиты мойӊа шуши вош ванӆтупсы хотӑт эвӑӆт па ёнтӑсты хуятӑт вохсайт.
Щи вєр «И хӑнши оӆӑӊӑн путӑр вәс» нємн пунса, этнографической вәйтантупсы пӑта ӆэщӑтса.
Зоя Лозямова хәс муӆтас оӆ «Торум Маа» хотн рәпитман вәс, ӆўв ищиты сыры нётӑсӑс щи хот омсумн.
Рәпитум мӑрӆ ӆўв ищиты шуши ёнтӑсты вєрӑт сӑмӑӊа тӑйс. Россия па па хон пєлӑк мўвӑтн ӊхӑс, щӑта арат арийс, хурамӑӊ пурмӑсӆаӆ мира ванӆтыӆӑс.
Пищ вәӆ ар путӑр хӑншты тӑм шўкщӑты ими оӆӑӊӑн, тӑм вәйтантупсыйн ими рнас тўрӆопсӑт оӆӑӊӑн путӑр мӑнӑс.
Зоя Лозямова щи оӆӑӊӑн иньщӑсса:
- Вәӆмєм нәпӑт тӑмӑщ пурмӑсӑт ёнтман вәнӆсум, рнаса щўлӑт ёнтты питсум, щирн тўрӆопӑс сора пищ вәӆ ихӑтты па нух аӆємӑты, щӑӆта па ут щив єхтумты. Мўӊ мєт оӆӑӊ 1983-мит оӆн Евдокия Нёмысова па Мария Вагатова пиӆа ариты питсўв. Щирн тәп хӑнты рнасӑт па щӑшкан сӑхӑт тăйсўв. Па ёх мосӑс муӆты вўрн хурамӑӊа ӆәмӑттӑты. Эвет яктэӆн щи мӑр тўрӆопӑсӆаӆ ар вўрн тёйиӆӑт. Щирн ма рнасӑта щўлӑт ёнтты вўсум, щирн хән мухӑӆая ӆариттыйн муй иӆ нртыйн щи ут ӑн турӑстыйӆ якты мӑрн. Щимӑщ митра хуӆа сырыя Евдокия Александровна Белявская ӑнтәма вум ими вєрты питӑс. Тӑмӑщ тўрӆопсӑт тӑмхӑтӆ вәнта шуши хӑнты мирӑт хуща вәӆӆӑт па имет ёнтӆӑт. Щиты хурамӑӊа вантӑсӆ, щимăщ ут кєн ёнтты.
Ма ӑӊкєм пийн хӑщум сӑк эвӑӆт пурмӑсӑт, вўсӆам нух хӑнсӑӆам па йиӆуп щирн вєрсӑӆам. Муй арат тӑйӆум тўрӆопсӑт, ӆыв хуӆыева Касум хӑншет вєрман тӑйӆӑт.
Ма ар пурмӑсӑт сӑк эвӑӆт кӑрӑтсум, щи хурамăӊ тўрӆопӑсӆам рәтна ёха мойӆӑсӆам. Тӑм ёнтум, сӑк эвӑӆт кӑрӑтум хурамӆам вєрсӑӆам сора рнас пиӆа ӆәмӑтты па рнас эвӑӆт нух єӊхты.
Тӑм ванӆтупсы тыӆӑщкєм рәпитты питӆ. Шуши мир па мойӊа юхтум ёх Зоя Лозямова ӑктум ванӆтупсыя юхтаты, вантаты, хур вўяты.
Путӑр хӑншӑс:
Фёдор Каксин
История одного украшения
Так называлась творческая встреча с хантыйской мастерицей, одной из основательниц этнографического музея под открытым небом «Торум Маа» Зоей Никифоровной Лозямовой, которая состоялась 29 марта.
На встречу были приглашены гости из других учреждений города Ханты-Мансийска – музея «Природы и Человека», «Центра народных художественных промыслов и ремёсел», а также мастерицы, лично знакомые с Зоей Никифоровной Лозямовой.
В течение более двадцати лет работы в музее «Торум Маа» она знакомила горожан и гостей с традиционной культурой народа ханты. Она также представляла культуру обских угров в поездках по России и за рубежом, знакомила с песенным искусством народа ханты.
Зоя Никифоровна Лозямова родилась 30 марта 1945 года в небольшой деревне Помут Берёзовского (ныне Белоярского) района в семье рыбака, оленевода.
Всю свою сознательную жизнь посвятила культуре родного народа, славится мастерством по пошиву традиционной одежды, а также исполнительским искусством.
Многолетний плодотворный труд З.Н. Лозямовой отмечен различными наградами.
Можно много говорить о З.Н. Лозямовой, о её творчестве, но на этой встрече акцент был сделан на самом названии «История одного украшения». Речь шла о хантыйских нагрудных украшениях, сплетённых мастерицей и представленных на выставке.
Зоя Никифоровна отметила:
– Как я начала этим заниматься? Был нагрудник, я его усовершенствовала. У меня на каждом платье в определённых местах пришиты пуговицы, к которым я пристёгиваю любой нагрудник. Так одно сняла, другое надела. Есть также нагрудник с прорезью, это для кормящей матери.
Хочется вспомнить фольклорный коллектив «Аранг Моньщнэ», солисткой которого я была. Мы впервые на сцену вышли в 1983 году, нам почему-то казалось, что другие не так поют и танцуют. Нарядов у нас не было, у меня было одно хантыйское платье и традиционный халат-щашкан сах. У Евдокии Андреевны Нёмысовой и у Марии Кузьминичны Вагатовой тоже халат и платье. На сцене надо выглядеть нарядно, поэтому для полноты образа мы начали плести нагрудники. В танце нагрудники вращаются, поэтому я придумала их прикреплять к нарядам, чтобы они сильно не разлетались при вращении. Эту идею многие для себя подхватили. Сейчас эти нагрудники живут и бытуют в жизни и у других людей.
В детстве я брала мамины нагрудники и распарывала, потом заново перешивала, если уронила бусинку, надо было её обязательно найти, потому что то место будет пустое. На всех моих нагрудниках присутствуют орнаменты казымских ханты.
Это сейчас в наши дни плести можно всё, что угодно, потому что бисера много стало. Раньше сложно было достать монетки, так вместо монеток пришивали большие бусы. После уже стала покупать монеты для украшения нагрудников в разных городах нашей страны. Я очень много их наплела, в основном, все свои изделия раздарила родственникам.
Выставка бисерных украшений хантыйской мастерицы Зои Никифоровны Лозямовой продлится в течение месяца.
Фёдор Молданов