Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Надежда РАГИМОВА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Юван Шесталов нємпи вухӑӊ мойӆупсы
  • Нуви сӑӊхум вошн поступсэт ӆэщӑтты ёх ӑкумсӑт
  • Югра мўвн Россия мӑӊхӑтӆ постӑсы
  • «Таксар махум» хуща няврємӑт вәнтӑн вәӆты вәнӆтӑӆыйт
  • Вәтаӊ хӑнты хәйн хӑншум путрӑт мирн мосман тӑйӆыйт

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Кунавӑт мўв хӑнтэт эвӑӆт
  • Сырыя шәшты увӑс мирев айӆат ёх: Екатерина Балина
  • Ӆавӑрт ӆаӆь оӆӑтн тарма рәпитсӑт
  • Аӊщащєм вуӆаӊ вєр
  • Няврємӑт ӆаӆясум рәтӆаӆ оӆӑӊӑн хӑншӆӑт…
  • Вән щащєм ӆаӆь пурайн тарма рәпитӑс
  • Мўӊ советской вәӆупсэв

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Югра мўвев увӑс мирӑт ӑкӑтсыйт

Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык

  • Нумсӑӊ па әмӑщ юнтӑӊ партупсэт

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 12 (3648)
  • № 11 (3647)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 21 (3657)
  • № 22 (3658)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 5 (3665)
  • № 6 (3666)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 14 (3674)
  • № 13 (3673)
  • № 15 (3675)
  • № 16 (3676)
  • № 17 (3677)
  • № 18 (3678)
  • № 20 (3680)
  • № 19 (3679)
  • № 21 (3681)
  • № 22 (3682)
  • № 23 (3683)

Вы здесь

Главная » «Таксар махум» хуща няврємӑт вәнтӑн вәӆты вәнӆтӑӆыйт
  • Хантыйский
  • Русский

«Таксар махум» хуща няврємӑт вәнтӑн вәӆты вәнӆтӑӆыйт

Play / pause
0:00
0:00
volume
menu
  • «Таксар махум» хуща няврємӑт вәнтӑн вәӆты вәнӆтӑӆыйт
< previous
> next

Кашӑӊ ӆўӊ «Торум Маа» йис пурмӑсӑт шавиман тӑйты тӑхийн няврємӑт пӑта «Таксар махум» (хӑнты щирн «Таксӑр ёх») нємпи рўтьщӑты хӑр вєрӆы. Тӑм пўш ищи Ёмвошн вәӆты пушхиет щӑта рўтьщӑсӑт.

«Торум Маа» тӑхийн рәпитты хӑнты хә Вячес­лав Кондин лупӑс:

- Тӑм рўтьщӑты хӑр 2014-мит оӆ вўш эвӑӆт рәпитӆ, мєт оӆӑӊӑн тыв тәп шуши мир няврємӑт юхтыйӆсӑт. Интӑм ӆўӊ пурайн мўӊ хущева иса няврємӑт хӑн­шаньщты щир тӑйӆӑт, хуйтат вәнтӑн вәӆты вәнӆ­тыйӆты ӆӑӊхаӆӑт. Ма щи­рємн, кашӑӊ няврєма ӆўв ёшӊӑӆаӆн муӆты вєрты мосӆ. Вәна єнумӆ, щи вєр нумӑсн иса пурайн хӑщӆ. Итәх пурайн арсыр вєрӑт тывӆӑт, тӑта няврємӑтн уша павтум вєрӑт хәнты ӆывеӆа нётӆӑт. 

Тӑм рўтьщӑты хӑрн няв­рємӑт уша вєрӆӑт, хутыса рат хӑр вєрты, хутыса вән­та мӑнты щира хир ӆэщӑт­ты, муй пӑнӑн вўты мосӆ, хутыса «компас» нємпи щўӊк вєрты, ӆәӆн вәты, хута мӑнты мосӆ, хутыса вой па хўӆ веӆпӑсӑт, турн эвӑӆт хот вєрты, парщин хот омӑсты, пєӆӊайт эвӑӆт ут вєрты, тунты анӑн шай кавӑртты па па арсыр вєрӑт. 

Итәх няврємӑт щи рўть­щӑты хӑра кашӑӊ оӆ ӊ­хийӆӆӑт. 
«Торум Маа» тӑхия юхӑт­мємн ма «Таксар ма­хум» хущи рўтьщӑты няв­рємӑт пиӆа путӑртсум. Ека­тери­на Сабельфельд лупӑс:

- Ма 8-мит ӑшколайн вәнӆтыйӆӆум, ин 8-мит класса мӑнӆум. Кашӑӊ ӆўӊӑн ӑӊкємн тӑм рўть­щӑты тӑхия хӑн­шаньщ­ӆыюм. Тӑма мӑнєма шєӊк әмӑщ, няврємӑт ӆәхсӑӊа вәӆӆӑт. Арсыр мосты вє­рӑта вәнӆтӑӆыюв. Әмӑщ йис путрӑт хәӆӑнтӆўв. Уша вєрсўв, хутыса йис пурайн хӑнты па вухаӆь ёх вәсӑт. Ма уша вєрсум, хутыса вәнтӑн вәӆты мосӆ. Ар пур­мӑс пӑнӑн вўты ӑн мосӆ, ӆәӆн шәшты кєншӑка вәс. Рат хӑр ӆэщӑтты, веӆпӑс вєрты, хӑнты па вухаӆь мирӊӑн юнтутӑтн юнтты вәнӆтӑсыюм. Хәӆмит оӆ тыв юхӑтӆум, мӑнєма мәстӑӆ.

Артём Никитин:

- Ма 4-мит ӑшколайн 7-мит классӑн вәнӆ­тыйӆӆум. Хәӆумху­щьяӊ тӑӆа йисум. Ма и оӆ мӑр хоккейн юнтӆум. Тӑм «Так­сар махум» тӑхия оӆӑӊ пўш юхӑтсум. Тӑта ар няв­рєм пиӆа вәтаӊа йисум, ӆәхсӑт вәйтсум. Иха мўӊ арсыр мосты вєрӑт хо­ӆумсўв, кўтэвн нётӑсӆўв. Тӑта ма вәнтӑн уӆты тӑхи ӆэщӑтты, вой веӆпӑсӆӑты утӑт вєрты па ӛхӑӆ эвӑӆт нёӆ єсӑӆты вәнӆтыйӆсум. Ӑӊкєм хӑнты нєӊа вәӆ, щирн мӑнєм тыв тәсӆэ, мӑнєма тӑта рўтьщӑты әмӑщ.

«Таксар махум» рўть­щӑты тӑхийн исто­ри­ческой наукайт кан­дидат, Ас-угорской инс­ти­тутн па Сәрханӆ вошн го­сударственной универ­ситетн рәпитты нє Татьяна Волдина-Ледкова пиӆа путӑртсум, ӆўв лупӑс:
- Мӑнум оӆн Сәрханӆ вошн педагогической университетн шуши мирӑт пӑта вәнӆтыйӆты тӑхи пўншсы, щӑта ӆыв рўщ ясӑӊа, литературая па хӑнты па вухаӆь ясӑӊӊӑна вәнӆтӑӆыйт. м, хуты айӆат ёх шуши мирӑт ясӊӑт па культура пєӆы әмщӑт. Щи тӑхи пўншты пӑта шуши мирӑт Ассамблея кәща Еремей Айпин вән нётупсы тәс. Ин лупты ӆӑӊхаӆум, оӆӑӊмит курс етшуптум айӆат ёх тыв, «Таксар махум» нємпи рўтьщӑты тӑхия, практикая юхӑтсӑт. Ӆывеӆа шуши мир мӑӊхӑтӆ ӆэщӑтты па вєрты мосӑс, иса вєр ма тывӑс. Ин «Таксар махум» тӑхийн рәпитты хуятӑта вән пәмащипа лупӆум, ӆыв мўӊева шєӊк нётсӑт. Ӆыв унтасэӆн айӆат ёхӆўв хӑнты па вухаӆь мирӊӑн мӑӊхӑтӆӑт ӆэщӑтсӑт па вєрсӑт.

Татьяна Волдина-Лед­кова ясӑӊӆаӆ щирн, тӑм тӑхия мӑнум оӆн ӆапӑт хуят вәнӆтыйӆты юхтӑс. Вантэ, итәхӑт ӑн па вәсӑт, хуты Сәрханӆ вошн щи­мӑщ вәнӆтыйӆты тӑхи пўншсы. Тӑм оӆн, аӆпа, аршӑк айӆат хуят рәт ясӑӊ па литература вәнӆтӑты хуята йиты щира тыв вәнӆтыйӆты юхӑтӆӑт. 

Сәрханӆ вошн уни­верситетн вәнӆтыйӆты айӆат хә Вадим Воронин лупӑс:

- Ма рўщ ясӑӊа, лите­ратурая па вухаӆь ясӑ­ӊа вәнӆтӑты хуята вәнӆ­тыйӆӆум. Тӑм оӆн оӆӑӊмит курс етшуптӑсум, кимит оӆ шәп вәнӆтыйӆты пу­райн вухаӆь ясӑӊ вәнӆ­тӑты оӆӊитсум. Ма ӆӑӊ­хаӆум вухаӆь ясӑӊӑн ма путӑртты, щирн ма вәнӆ­тыйӆты питӆум. 

Вадим па айӆат хуятӑт пиӆа няврємӑт пӑта арсыр юнтупсэт ӆэщӑтсӑт. Кашӑӊ айӆат хуят и вой пирийс па щи вой пӑта вєрум мӑӊхӑтӆ ӆэщӑтӑс. Вадим хўӆӑт па юханӑт оӆӑӊӑн мӑӊхӑтӆ вєрӑс. Няврємӑт сора хәхӑӆсӑт, эстафета щирн хўӆ ншсӑт. Вадим Сәрханӆ вошн сєма питӑс па єнмӑс, ӆўв рўщ хуят, тәп шуши мирӑт йис вєрӑт, вухаӆь ясӑӊ ӆўвеӆа уша павӑтты шєӊк әмӑщ.

Айӆат эви Ангелина Айдарова ищи няврємӑт пиӆа «Таксар махум» хущи рәпитӑс, ӆўв лупӑс:
- Ма Сәрханӆ вошн государственной педа­гогической университетн вәнӆтыйӆӆум, хӑнты ясӑӊ вәнӆтӑты нєӊа йиӆум. Ёмвошн ӆапӑт мӑр прак­тика щирн «Торум Маа» музейн «Таксар ма­хум» рўтьщӑты тӑхийн рә­питсум, арсыр әмӑщ юнт­ты хӑрӑт пушхиет пӑта вєрсум. Тӑмхӑтӆ ма шовӑр мӑӊхӑтӆ вєрсум. Щи тум­пи тӑта воньщумут, кев па па арсыр мӑӊхӑтӆӑт вєрӑнтсўв. 

Мосӆ лупты, кашӑӊ ай­ӆат хуят няврємӑт пӑта 50 минута мӑр мӑӊхӑтӆ вєрӑс. Ӆыв моньщӑт моньщсӑт, йис путрӑт ӆўӊӑтсӑт, амаматьщет лупсӑт, ай ариет арисӑт. Щи тумпи арсыр әмӑщ юнтупсэтн юнтсӑт. Айӆат ёх щи мӑӊхӑтӆӑт тәты щира тәса ӆэщӑтыйӆсӑт, мосты вєрӑт оӆӑӊӑн хӑнты па вухаӆь хуятӑтн хӑншум киникайт хущи уша павӑтсӑт.
Ёмвошн айӆат ёх кӑт ӆапӑт мӑр няврємӑт пиӆа рәпитсӑт, тыв кашӑӊ хӑтӆ 12 няврєм юхтыӆӑс. Щиты әмща Ёмвошн вәӆты няврємӑт рўтьщӑсӑт, ар йиӆуп вєр уша павӑтсӑт. 

Николай Меров хӑншум путӑр 
хӑнты ясӑӊа тулмащтӑс: Надежда Рагимова

В детском лагере «Таксар махум» детей обучают навыкам выживания в лесу

Каждое лето в этнографическом музее «Торум Маа» проводится интерактивный образовательный проект «Таксар Махум», что в переводе означает «Крепкие люди», где детей обучают навыкам выживания в лесу. Заведующий сектором музейной программы этнографического музея под открытым небом «Торум Маа», автор программы «Таксар Махум» Вячеслав Кондин рассказал:

− Программа существует с 2014 года. Изначально в ней участвовали только дети из числа коренных малочисленных народов Севера. Сейчас в летнее время к нам может записаться любой ребёнок, который хочет научиться навыкам выживания в лесу. По моему мнению, каждый ребёнок должен сделать что-нибудь своими руками. В будущем, даже если он что-то забудет, мышечная память навсегда останется в человеке. И если они не попадут в неприятные ситуации, которые мы здесь рассматриваем, то и слава богу. А если всё же попадут, то пусть знают основные принципы выживания в лесу на примере жизни ханты и манси. 
В лагере дети учатся разводить костёр, правильно собирать в поход рюкзак, ориентироваться на местности, делать компас из подручных предметов, изготавливать охотничьи и рыболовные ловушки, ставить палатку, строить шалаш, готовить дёготь от комаров, кипятить воду в берестяной посуде и многому другому. Многие ребята ходят на обучение уже не первый год. 


Екатерина Сабельфельд не первый раз участвует в проекте, поделилась своими впечатлениями:
− Я учусь в 8-й школе, сейчас перешла в восьмой классе. Каждое лето мама записывает меня в этот лагерь, потому что здесь мне очень нравится. Ребята все дружные, регулярно проводятся интересные занятия по выживанию в лесу. Здесь нам рассказывают разные истории, преподаватели показывают, как раньше жили, охотились и рыбачили ханты и манси. Я научилась выживать в лесу. Например, при походе в лес нужно брать с собой только самое необходимое, чтобы не перегружаться во время ходьбы. Меня научили разводить костёр, делать ловушки и ещё играть в игры ханты и манси. Сюда я хожу уже третий год, я очень довольна. 
Артём Никитин: 
− Я ученик 4 школы, сейчас перешёл в седьмой класс. Мне 13 лет. Я занимаюсь хоккеем уже почти год, очень люблю этот вид спорта. Семинар по обучению выживанию в трудных условиях стал посещать только с этого года. Здесь я познакомился со многими ребятами, нашёл интересных друзей. Когда мы вместе − мы одно племя, всегда помогаем друг другу. Преподаватели меня научили строить укрытие для ночлега в лесу, делать ловушки на разных животных и стрелять из лука. Моя мама по национальности – ханты, она привела меня на этот семинар. Мне здесь очень нравится. 


В детском лагере мы поговорили с кандидатом исторических наук, ведущим научным сотрудником Обско-угорского института прикладных исследований и разработок, а также по совместительству преподавателем фольклора обских угров Сургутского государственного университета Татьяной Владимировной Волдиной-Ледковой, она нам сообщила: 
– С прошлого года в Сургутском государственном педагогическом университете впервые открылся набор по обучению студентов на факультет «Обско-угорская филология» со специализацией «преподаватель русского языка, литературы, хантыйского и мансийского языков». Отрадно, что в Сургуте сейчас у молодёжи идёт большой интерес к языкам, литературе и культуре народов ханты и манси. 
При открытии специальности по обучению преподавателей языков коренных малочисленных народов Севера при Сургутском университете на начальном этапе большую помощь оказал председатель Ассамблеи Еремей Айпин, более того, это была его инициатива – создание такой специальности. 
Окончившие первый курс студенты в этом году проходили практику в детском лагере «Таксар Махум» в Ханты-Мансийске. Перед ними стояла задача − разработка и проведение фольклорного праздника обских угров. Студенты сами выбирали тему, отрабатывали и проводили обучающие смены. Мы благодарим всех сотрудников детского лагеря «Таксар Махум», они оказали нам большую поддержку. Благодаря этой площадке наши студенты попрактиковались, смогли провести фольклорные праздники хантов и манси. 
Всего по этой специальности в прошлом году поступило семь человек. Пятеро из них проходят практику здесь в Ханты-Мансийске. Одна студентка отчислена по семейным обстоятельствам, другая обучается самостоятельно – она молодая мама, у неё свободный график, и практику она будет проходить в Сургуте. 
Татьяна Волдина-Ледкова также отметила, что при наборе на эту специальность, информации было мало, многие коренные жители не знали об этом. Преподаватели очень надеются, что с этого года молодёжь из числа коренных малочисленных народов Севера всё же будут поступать туда на обучение. И конечно, важно, чтобы люди других национальностей знали нашу культуру, изучали её, на таких ребят тоже делается ставка. 
Студент Вадим Воронин поделился впечатлениями:
− Я являюсь студентом государственного педагогического университета по направлению «Русский язык, литература и мансийский язык». В этом году окончил первый курс, мансийский язык мы начали изучать только во 2 семестре, не так много времени прошло, но мне хотелось бы выучить мансийский язык на уровне разговора. 
Вадим проходил практику в Ханты-Мансийске на территории этнографического музея «Торум Маа», где с однокурсниками проводил семинар «Таксар Махум», что в переводе означает «Крепкие люди». Молодые ребята проводили различные игры с детьми по сказкам коренных народов. 


По фольклорным праздникам коренных малочисленных народов Севера они выбирали животное или предмет, который играет огромную роль в жизни хантов и манси. Например, у Вадима был праздник, посвящённый рыбам и рекам: ребята бегали эстафету, игра была стилизована под рыбалку. 
По словам Вадима, об этой специальности он узнал случайно, и, не раздумывая, поступил туда, для обучения выбрал мансийский язык. Сам он родился в г. Сургуте, по национальности русский, но культура коренных народов ханты и манси ему пришлась по душе, поэтому он с удовольствием её изучает. 
Студентка Ангелина Айдарова тоже прошла практику в детском лагере «Таксар махум»:
– Я обучаюсь в Сургутском государственном педагогическом университете по специальности «Русский язык, хантыйский язык и литература». На практике в Ханты-Мансийске на протяжении всей недели в детском лагере «Таксар Махум» мы для ребят проводим различные праздники. Например, сегодня я провела праздник «Зайца». Помимо этого, у нас были праздники ягоды, камня и другие занятия. 
На каждого студента программа проведения праздника рассчитана на 50 минут. Педагоги рассказывали детям фольклорные сказки, былины, легенды, загадывали загадки и даже вместе пели частушки. А по окончании занятий в оставшееся свободное время просто играли в разные игры. Все фольклорные материалы студенты брали из книг, которые были написаны коренными жителями Югры.  
В Ханты-Мансийске студенты проходили практику две недели, ежедневно их посещали 12 детей. За это время с детьми было проведено множество интересных и познавательных игр. 

Николай Меров
Перевод на хантыйский язык Надежды Рагимовой

Рубрика: 
Айкеԯӑт - Новости
Номер Ханты Ясанг: 
№ 12 (3672)
26.06.2025

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика