- Хантыйский
- Русский
Ар оӆ няврємӑта вухаӆь ясӑӊ тәӆ
Ным Няръёх кәрта ӊхмємн ма няврємӑт вухаӆь ясӑӊа вәнӆтӑты нє Лариса Николаевна Карпенко (Хозумова) пиӆа вәйтантыйӆсум па путӑртсум.
Тӑм вухаӆь нє ван хӑтӆуп тыӆӑщ 19-митн 1970-мит оӆн Сўмӑтвош район Саранпауль кәртӑн сєма питӑс. Ӑшкола пийн еӆӆы хӑтӆ мӑр ай няврємӑт тӑйты хотн эвет-пухӑт пиӆа рәпитты вәнӆтыӆӑс. Еӆӆы ӆупӑс:
27 оӆ юхӆы кәщайт уша вєрсӑт, хуты Ным Няръёх кәртӑн няврємӑт рәт ясӑӊӑн ӑн путӑртӆӑт, щирн тӑта ӑшколайн рәт ясӑӊ урок вєрсы, ма тыв рәпитты китсыюм. Ным Няръёх кәрта веӆщи юхӑтмємн ма уша вєрсєм, хуты тӑта тәп пирӑщ ёх вухаӆь щирн путӑртӆӑт, няврємӑт иса ӑн хошӆӑт. Щиты 27 оӆ ӑшколайн няврємӑт вухаӆь ясӑӊа па литературая, щи тумпи эвет ёнтты, пўт кавӑртты па арсыр ими вєрӑта вәнӆтӑӆӆам. Еӆӆы ма заочной щирн Югорской государственной университетн «Рәт (вухаӆь) ясӑӊа па Увӑс мир литературая» вєра вәнӆтыйӆсум.
Ным Няръёх кәртӑӊ ӑшколайн «Этнокультурное развитие детей» нємпи вєр тәӆы. Щи пӑта няврємӑта шуши мир йис вәӆупсы, рәт ясӑӊ, литература урокӑт ӆэщӑтман вәӆӆӑт.
Сыры ӑшколайн ӆапӑт мӑр и щос рәт ясӑӊ па и щос вухаӆь литература урокӊӑн вәсӊӑн. 3, 4, 5-мит классӑтн няврємӑт факультативной щирн вәнӆтыйӆсӑт. 5-9-мит классӑтн эвет-пухӑт тәп вухаӆь ясӑӊа вәнӆтыйӆсӑт, 10-11-мит классӊӑнӑн – вухаӆь литературая. Вухаӆь мир литература урок К.В. Афанасьевайн, Н.В. Сайнаховайн хӑншум киникайт хўват ӆэщӑтӆум, йиӆуп киникайт веӆщи мўӊ ӑшколаева юхӑтсӑт. Щи урокӑт хўват няврємӑт арсыр нумсӑӊ кӑсупсэтн кӑсты ӆэщӑтӆўв. Шєӊк әмӑщ, хуты ма вәнӆтум няврємӆам рәт ясӑӊ кӑсупсэтн оӆӑӊмит тӑхет вўӆӑт.
Ма иньщӑссєм, аӆпа, ин ӆўв уша вєрӑс, итәх няврємӑт ищи еӆӆы рәт ясӑӊа вәнӆтӑты ёха йиӆӑт. Юхӆы ӆўв ӆупӑс:
Интӑм мўӊ, вантэ, факультативной щирн няврємӑт рәт ясӑӊа вәнӆтӑӆӆўв, щит вєр хән? Щи тумпи Ёмвошн ЮГУ хуща рәт ясӑӊа вәнӆтӑты ёх ӆэщӑтты ӑн питсыйт, Санкт-Петербург вошӑӊ Увӑс мир института ӑӊкет-ащет няврємӆаӆ ӑн китӆӑт, шєӊк хўв мўва мӑнты мосӆ. Кәртӑтн айӆат нєпекӑӊ ёха ищи м хот, тыӆӑщ вух мӑты мосӆ. Ин ӆыв нєпекӑӊа йитэԯ пийн рәт кәртӆаӆа рәпитты па вәӆты ӑн кєрӆӑӆӑт.
Л.Н. Карпенко эвӑӆт уша йис, хуты ӑшколайн тәп 80-кєм хуят вәнӆтыйӆ, щи эвӑӆт ар пєлӑк вухаӆь няврєм. 1-мит класса 7-8 эви-пух юхӑтӆ, 9 па 11-мит классӊӑн тәп 3-4 няврєм етшуптӑӆ. Па классӑтн 3-7-14 няврєм вәнӆтыйӆ.
Вәнӆтӑты нє ӆупӑс, муй щирн кәртӑӊ няврємӑт экзаменӑт мӑӆӑт:
Интӑм 4-мит класс етшуптӑты няврємӑт экзаменӑт мӑты питсӑт. 9-11-мит классӊӑн етшуптӑты няврємӑт ма экзаменӑт мӑӆӑт, итәх хуятӑт еӆӆы университетӑта вәнӆтыйӆты мӑнӆӑт. 11-мит класс етшуптӑты няврємӑт лупӆӑт, мӑтты ки, щикєм ӆавӑрт экзаменӑт мӑты, видеокамерайт турас вєрӆӑт.
Лариса Николаевна па учителят иты кашӑӊ оӆ нємасыя курсӑта ӊхийӆ па йиӆуп щирн няврємӑт вәнӆтӑты вєра вәнӆтыйӆ, ин ӆўв оӆӑӊмит разряд тӑйӆ. Ным Няръёх кәртӑӊ ӑшколайн 27 учитель рәпитӆ, хуӆыева 1-мит высшой разряд тӑйӆӑт.
м арат оӆ юхӆы мўӊ хущева Калмыкия мўв эвӑӆт кӑт вәнӆтӑты нє юхӑтсӑӊӑн, ӆын служебной хотн вәӆӆӑӊӑн. Мосӆ ӆупты, хуты юхи хӑщум оӆӑтн мўӊ кәртэвн ар йиӆуп хот омӑссы, йиӆуп кәрт хулы тывӑс.
Л.Н. Карпенко кашӑӊ оӆ няврємӑт рәт ясӑӊа па литературая вәнӆтӑты ёх кўтн кӑсӆ, тӑм оӆ ӆўв хәӆмит тӑхия питӑс.
Кашӑӊ хӑтӆ Л.Н. Карпенко урокӑт пийн еӆӆы эвет щўкщӑты вєрӑта вәнӆтӑӆ.
Тыв 12 няврєм юхтыйӆ, ӆывеӆа шєӊк әмӑщ хурамӑӊ турлопсӑт вєрты, аканят пӑты вухаӆь рнасӑт па па ӆәмӑтсухӑт ёнтты па па вєрӑта вәнӆтыйӆты. Еӆӆы хурамӑӊ пурмӑсӑт эвӑӆт ванӆтупсэт ӆэщӑтӆўв. Округевн кашӑӊ тӑӆ «Ищьки Ики пӑта мойӆупсы» кӑсупсы ӆэщтыйӆӆы, итәх эвет вєрум пурмӑсӆаӆ Ищьки Икия мойӆӑӆӑт, – ӆупӑс Л.Н.Карпенко.
Лариса Николаевна Ным Няръёх кәртӑн ӆўӊӑн арсыр єпӆӑӊ ӆєтутӑт, ӑня лыптӑт єнмӑӆтӑӆ. Щи тумпи кашӑӊ оӆ Ас хўӆ веӆпӑсӆӑты пӑта мўв-авӑт ӆавӑӆты вєрӑта тәты департамента вохты нєпек китӆ. Щи пийн икеӆ пиӆа мосты арат хўӆ веӆпӑсӆӑты ӊхӆӑӊӑн.
Путӑр хӑншӑс:
Людмила Гурьева
Пусть в Нижних Нарыкарах зазвучит мансийская речь
С таким девизом по жизни в Октябрьском районе, в селе Нижние Нарыкары живёт учительница родного (мансийского) языка Лариса Николаевна Карпенко, которую вот уже более 27 лет обучает детей родному мансийскому языку.
Родилась она в селе Саранпауле Берёзовского района, происходит из древнего мансийского рода Хозумовых. После школы выучилась на воспитателя детского сада, но её дальнейшая судьба круто повернулась в другое направление, вот как она об этом вспоминает: «Примерно 27 лет тому назад жители села Нижние Нарыкары, власти Октябрьского района забили тревогу – в селе перестала звучать мансийская речь. Было принято решение направить учителя родного языка в сельскую школу, для того, чтобы дети с самых азов познавали свой родной язык. Выбор пал на меня, хотя я по специальности была воспитатель детского сада. Те, кто меня порекомендовал, знал, что я являюсь носителем мансийского языка. Успешно прошла собеседование, после чего была направлена в село Нижние Нарыкары. Приехав сюда, я действительно обнаружила, что здесь плохи дела с родным языком, на тот момент на обском диалекте мансийского языка разговаривали всего несколько пожилых людей. И вот уже более 27 лет я преподаю родной (мансийский язык), мансийскую литературу и уроки технологии с элементами декоративно-прикладного искусства обских угров. Заочно окончила Югорский государственный университет по специальности «Преподаватель родного (мансийского) языка и литературы народов Севера».
Нижне-Нарыкарская средняя общеобразовательная школа является стажировочной площадкой по внедрению программы «Этнокультурное развитие детей», поэтому здесь и ведутся предметы этой направленности. В предыдущие годы в школе выделялось по часу в неделю на уроки мансийского языка и литературы. Учащиеся 3, 4, 5 классов изучали родной язык факультативно, у учащихся 5-9 классов был только урок мансийского языка, а старшеклассники знакомились только с мансийской литературой. Дети изучают мансийскую литературу по учебникам, написанным К.В. Афанасьевой, Н.В. Сайнаховой, новые учебники только поступили в школы. Учащиеся принимают активное участие во всех конкурсах и олимпиадах по родному языку и мансийской литературе. Отрадно, что юные нижненарыкарцы, отстаивая честь школы, показывают хорошие результаты.
На мой вопрос, видит ли она в перспективе, что кто-то из учеников свяжет свою жизнь с преподаванием родного языка, она ответила: «Дело в том, что в настоящее время родной язык преподаётся факультативно, это разве дело? Кроме этого, ЮГУ перестал готовить специалистов по родным языкам, а немногие родители готовы отправить своего ребёнка учиться в Санкт-Петербург в Институт народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена. Да и в сёла молодые специалисты перестали возвращаться, ведь им тоже нужны хорошие квартиры, зарплаты, уверенность в завтрашнем дне. Поэтому очень сложно ответить на этот вопрос, хочется надеется, что кто-то свяжет свою жизнь с родным языком».
Со слов Л.Н. Карпенко стало известно, что на сегодня в сельской школе села Нижние Нарыкары обучается около 80 детей, из них большинство составляют манси. В 1 класс поступает по 7-8 детей, в остальных классах по 3-7-14 детей, а вот 9-11 классы оканчивают всего 3-4 ученика. Педагогический коллектив делает всё возможное, чтобы школу не перевели в разряд малокомплектной, а эта угроза над школой висит все последние годы.
Педагог рассказала о том, как учащиеся сдают итоговые экзамены: «В настоящее время даже учащиеся 4 класса сдают экзамены. Выпускники 9-11 классов довольно-таки успешно сдают итоговые аттестационные экзамены и поступают в колледжи и университеты. Старшеклассники жалуются на то, что видеокамеры создают стресс при сдаче экзаменов».
Лариса Николаевна, как и все педагоги, ежегодно проходит курсы повышения квалификации. Сейчас, по её словам, все педагоги школы имеют 1 разряд, в том числе и она. Педагогический состав школы полностью укомплектован, здесь трудится 27 педагогов. «Несколько лет назад к нам из Калмыкии приехали две учительницы, им предоставили служебное жильё. Они жалуются на то, что у них в республике нет работы. Нужно отметить, что в последние годы село довольно успешно строится, появилась новая улица, поэтому очень хочется надеяться, что молодёжь будет возвращаться», – с оптимизмом говорит моя собеседница.
Учительница мансийского языка Лариса Карпенко ежегодно принимает участие в конкурсах профессионального мастерства, в этом году она заняла третье место в конкурсе педагогов родных языков.
На мой вопрос, держит ли она хозяйство, моя собеседница ответила: «Совсем некогда, утром ухожу в школу, в 14:00 заканчиваются уроки, в 15:00 начинают работать кружки, я веду кружок ДПИ, а потом школьные собрания, педсоветы, прихожу домой в 18:00 или 19:00. Кружок декоративно-прикладного искусства посещают 12 детей, им очень нравится заниматься шитьём, вязанием, бисероплетением. Мы часто выставляем работы на различных выставках. Кроме этого, принимаем участие в окружном конкурсе «Подарок Деду Морозу», дети отправляют свои работы, получают дипломы и ещё с большим рвением хотят принимать участие в других конкурсах».
Мы общались с Ларисой Николаевной летом и видели, что возле её дома растёт картошка, различные овощи, благоухают цветы. Она каждый год оформляет разрешение на добычу ценной породы рыбы, помогает мужу рыбачить.
Людмила Гурьева