- Хантыйский
- Русский
Рәт ясӑӊ ӆавӑӆты мосӆ
Хӑнты нє Ирина Дмитриевна Енова Сўмӑтвош район Тэк кәртӑн няврємӑт вәнтуман рәпит. Йиуп хӑнты алфавит оӑңӑн ўв тәса вәэ, тәп щи щирн няврємӑт вәнтӑты ӑн ӑңха. Луп, хуты ин вәты алфавит щирн няврємӑт вәнтӑты мос.
Ирина Дмитриевна Тэк кәртӑн 1964-мит он сєма питӑс па щӑта єнмӑс. Ӑңке — Роза Артёмовна, аще — Дмитрий Харитонович Миляховңӑн. Айтєн юн тәп рәт ясӑңӑн путӑртсӑт. ўв нив класс вәнты кәртӑң ӑшколайн вәнтыӑс. Щи юпийн Пуңавӑт воша мӑнӑс, щӑта педагогической училищайн вәнтыӑс. Ирина Дмитриевна лупӑс, хуты ӑшколайн щи пурайн няврємӑт рәт ясӑңа иса ӑн вәнтӑсыйт. ўв тәп училищайн оӑң пўш хӑнты ясӑңа вәнтӑты питсы. 1985-мит он айат эви училище етшуптӑс па Ямал мўвн Шурышкарской района Ямгорта рәпитты мӑнӑс. Щӑта Ирина Дмитриевна икия мӑнӑс, кӑт пух сєма питӑс — Алексей па Сергей. Вән пухӑ ин Мужи вошн вә, семья тӑй. Ай пухӑ — ӑңке пиа Тэк кәртӑн. Ирина Дмитриевна щиты луп: «Ма айтєн рәт ясңєм сӑмӑңа тӑйєм. Ӑшколайн мўңева хӑнты щирн путӑртты ӑн рӑхӑс. Юн тәп рәт ясӑңӑн путӑртыйсўв. Ма пухңӑам пиа рәт щирн шим путӑртсум. Иса пурайн рәпитсум. Ин вән пухєм еша хә хӑнты ясӑңӑн, ўв ай пурайн щаще пиа вәс. Кимит пухєм рәт ясӑң иса ӑн хә».
Ямгортӑн Ирина Енова 25 о мӑр няврємӑт вәнтуман рәпитӑс. 1989-мит он ўв Тобольской педагогической институтӑн заочноя вәнтыйты питӑс па 1992-мит он диплом нєпек ёша вўс.
2011-мит он ўв Тэк рәт кәртӑа юхтӑс. Щӑта рәт ёха, упиа вәӑт. ўв имухты щӑта ӑшколайн ай няврємӑт вәнтӑты питӑс. Щи тумпи интӑм па ай няврємӑт рәт ясӑңа вәнтуман вә. Рәпатай оӑңӑн ўв щиты путӑртӑ: «Тӑм о вўш эвӑт мўң няврємӑт хӑнты ясӑңа факультатив щирн вәнтӑты питсўв. Вантэ, йиуп учебникӑт ӑн тӑйўв, щит пӑты щиты тывӑс. Няврємӑт рәт ясӑң мосман тӑйӑт, щи урокӑта сӑмӑңа яңхӑт. Щит ям, ыв хӑнты ясӑң щирн кӑсупсэтн кӑсӑт. Емӑңхӑтӑта мўң хӑнты ясӑң вәнтӑты щира мирхотӑт эщӑтўв. Щӑта няврємӑт єты хот йитн хӑнты ясңӑт ихӑтман вәӑт. Пушхиет щив юхӑттэн щи ясңӑт ўңӑтӑт.
И нўша тӑйўв, интӑм юн ӑңкет-ащет хӑнты щирн иса ӑн пу-тӑртӑт. Няврємӑт тәп ӑшколайн хӑнты ясңӑт хәӑт. апӑт мӑр тәп кӑт щос вәнтӑўв. Яма рәт ясӑңӑн ӑн путӑртӑт, тәп предложенияйт эщӑтты щир тӑйӑт. Ин ӑшколайн 67 няврєм вәнтый, исӑт рәт ясӑң вәнтӑӑт. ыв кўтэн Пәкӑр, Устрём па Шайтанка кәртӑт эвӑт пушхиет вәӑт, ыв ищи рәт ясӑңӑн яма ӑн путӑртӑт.
Йиуп хӑнты алфавит щирн мўң ӑн рәпитўв. Щи епийн вәнтӑты ёх па ӑңкет-ащет пиа ӑктӑщийсўв па нумӑса юхӑтсўв, катра алфавит щирн еы няврємӑт вәнтӑты питўв. ывеа авӑрт пит йиуп буквайт пиа ўңӑтты. Интӑм «Хӑнты ясӑң» газета яма ўңӑтўв. Па щирн хӑншты питӑт ки, мир иса ўңӑтты ӑн питӑт!».
Тӑм он товийн Ирина Дмитриевна Енова оӑң пўш «Педагог года Югры — 2018» кӑсупсыйн кӑсӑс. Хәмит тӑхи хоумтӑс. Луп, хуты щи вєра ўв хўв мӑр яма эщӑтыӑс. Щи кӑсупсыйн ма ищи вәсум. Шиваӑсум, Ирина Дмитриевна урокӑт йиуп щирн тә, урокӑт әмща мӑнӑт. Ма иньщӑссум, Ямал мўвн па Тэк кәртӑн няврємӑт ищирн рәт ясӑң уша павӑтӑт муй ӑнтә. ўв ястӑс, щи кәртңӑнӑн арсыр путрупсэт, тәп ын еша ихураспеңӑн. Ямал мўвн тәп вәнт шушет эвӑт юхтум няврємӑт рәт ясӑңӑн путӑртӑт. «Ма щирємн, учителят йиуп учебникӑт па методика тӑйсӑт ки, ывеа кєншӑк рәпитты пит. Мўң ин вәнты С.П. Кононова словарь хўват рәпитўв. Щи тумпи Р.И. Скамейко хӑншум шурышкарской путрупсыйн словарь тӑйум, щит ищи ям па мосты киника. Ин шєңк авӑўв, хән хӑнты ясӑңӑн йиуп киникайт єтӑт», — луп И.Д. Енова.
ўв 32 о мӑр няврємӑт вәнтуман рәпит, вєр мосман тӑй. Ма ӑңхаум ўвеа емӑңхӑт пиа ям па хошум ясңӑт лупты. Тӑаңа, уяңа-пищӑңа ат вә.
Сохраним родной язык
Ирина Дмитриевна Енова работает учителем в селе Теги Берёзовского района. Она, как и все другие преподаватели родного языка в школах региона, владеет информацией о внедрении фонематического принципа орфографии хантыйского языка и считает, что по этому принципу написания не следует обучать детей родному языку.
Ирина Дмитриевна родилась в посёлке Теги Берёзовского района в 1964 году. Отец – Дмитрий Харитонович, мать – Роза Артёмовна Миляховы были рыбаками, охотниками. Это была традиционная хантыйская семья, где говорили только на родном языке, соблюдались национальные традиции и обычаи. Детство прошло в Тегах, Ирина окончила 8 классов. Говорит, что в школе родной язык вообще не изучали. Впервые она столкнулась с обучением родного языка, когда в 1982 году поступила в Салехардское педагогическое училище. В 1985 году Ирина Дмитриевна уже получила диплом учителя начальных классов и поехала работать в национальное село Ямгорт Шурышкарского района. Там она вышла замуж, они вырастили двоих сыновей – Алексея и Сергея. Старший сын с семьёй в настоящее время проживает в с. Мужи Шурышкарского района. Младший с Ириной Дмитриевной – в Тегах. Ирина Дмитриевна поделилась мнением о воспитании детей: «Я с детства говорю на родном языке, хотя в школе запрещали нам. К сожалению, со своими детьми мало разговаривала по-хантыйски. Старший немного понимает, потому что общался с бабушкой, младший не понимает. Времени не хватало, все время работала. Теперь я понимаю, что дома с детьми надо говорить на родном языке, так можно сохранить его».
Ирина Енова 25 лет отдала работе учителя начальных классов и родного языка в Ямгорте. Работая в школе, она заочно окончила Тобольский педагогический институт.
В 2011 году она приняла решение переехать жить в родное село Теги. Там живут её сестры, родственники. По приезду Ирину Дмитриевну приняли на работу в школу, она обучает детей в начальных классах и, когда не хватает часов, преподаёт уроки родного языка и литературы. Так она рассказывает о своей работе: «С начала этого года мы преподаём родной язык как факультатив, оценки на уроках не ставим. Это связано с тем, что у нас нет учебников по хантыйскому языку, а те, что были, уже устарели. Дети воспринимают родной язык хорошо, хотят изучать его. Они с удовольствием принимают участие в различных мероприятиях, конкурсах по родному языку, например, во всероссийском конкурсе «Говорим на родном языке», в краеведческих чтениях. Ко дню округа готовим открытые уроки по хантыйскому языку. Дети хорошо запоминают слова, стараются говорить предложениями. В столовой у нас развешаны слова на родном языке, чтобы дети, каждый раз, посещая столовую, могли их прочитать.
Одно настораживает, сейчас в современных семьях никто не говорит на родном языке, дети слышат эту речь только в школе, и то всего 2 часа. Они свободно не говорят, но могут составлять предложения. В школе обучается 67 детей, все изучают родной язык и литературу. Есть также дети из соседних деревень Пугоры, Устрёма и Шайтанки. Ребята проживают в интернате, но и они свободно не владеют языком.
На новый алфавит мы ещё не перешли. Посовещались с учителями и решили, что новый алфавит пока не будем вводить в обучение, считаем, детям очень тяжело будет читать. Родители тоже не согласны. Газету «Ханты ясанг» сейчас читают все, всё понятно, а если они начнут выпускать газету с использованием новых знаков, думаю, не сможем читать».
Весной этого года Ирина Дмитриевна Енова приняла участие в региональном этапе всероссийских конкурсов профессионального мастерства «Педагог года Югры – 2018» и стала обладателем третьего места. Говорит, что тщательно и долго готовилась к участию. Мне удалось поприсутствовать на этом конкурсе и понаблюдать за уроками участников. Ирина Дмитриевна интересно с использованием новых технологий провела все уроки. На вопрос, есть ли отличия в преподавании на Ямале и в с. Теги, она ответила, что в этих посёлках дети обучаются на разных диалектах, но они схожи. На Ямале дети со стойбищ лучше владеют родным языком. «Я считаю, если бы были учебники и методическая литература по хантыйскому языку, учителю было бы легче работать. Сейчас мы работаем по словарю С.П. Кононовой. Также у меня есть «Картинный словарь хантыйского языка на шурышкарском диалекте», составителем которого является Р.И. Скамейко. Сейчас ждём, когда появятся новые учебники по хантыйскому языку», – говорит И.Д. Енова.
Её педагогический стаж – 32 года. Она с большой любовью относится к детям, к своей профессии. Хочу пожелать ей дальнейших успехов в работе, крепкого здоровья и счастья на долгие годы!