- Хантыйский
- Русский
Пўпи якты хота – йиӆуп вәӆупсы
Тӑм йисн хӑнты мир учёной ики Тимофей Молданов ар ӛр пунӆ, ӆәӆн хӑнты мирев Пўпи якты хот еӆӆы ат вәс. Вән научной нєпек хӑншӑс, Ёмвошн нємасыя Пўпи якхот ӑшколайн няврємӑт щи вєра вәнӆтӑӆ, щи тумпи округев ӆуваттыйн Пўпи якты хот ӆэщӑтӆ.
Мӑнум оӆн Ас потты па ван хӑтӆуп тыӆӑщӊӑнӑн Ёмвоша Пўпи якхот ӆэщӑтты ёх вохсыйт, щит Сәрханӆ мўв кӑтӊӑн Сергей Кечимов, Данил Покачев, Касум мўвӑӊ хуятӑт Андрей Ерныхов, Яков Тарлин па Михаил Молданов. Шєӊк әмӑщ вәс, хуты вохум ёх кўтн айӆат хуятӑт вәсӑт, щит Саранпауль кәртӑӊ хәйӊӑн Пётр Анямов, Денис Вынгилев, Касум кәртӑӊ хә Георгий Тарлин. Шапша кәрт эвӑӆт Пўпи якты ӑшколайн вәнӆтыйӆты пухӑт юхтыйӆсӑт.
Мєт сыры Округ мир творчества хотн шуши мир культура тӑхи кәща нє Светлана Нестерова ай тәс, хутыса щи творчества хот пўншум 1957-мит оӆ вўш эвӑӆт рәпатнекӑт арсыр кәртӑта ӊхсӑт па йис путрӑт, моньщӑт, арӑт нєпека, диктофона, камерая нух хӑншсӑт. Интӑм 25 ар па кина хӑншман вәӆ. «2016-мит оӆн хӑнты па вухаӆь мирӊӑн Пўпи якты хот Россия мўв арсыр мирӑт мӑӊхӑтӆӑт оӆӑӊӑн нємасыя Каталог нєпека нух хӑншсы», – лупӑс С.Н. Нестерова.
Йис вәӆупсы ӆєрамтты хӑнты хә Тимофей Молданов ищи путӑр тәс:
– Мєт сыры мосӆ лупты, хуты арсыр мирӑт ищи Пўпи якты хот тӑйсӑт. Па хон пєлӑк Япония мўв увӑс пєлӑкн вәӆты айнӑт мир ищи ищимӑщ мӑӊхӑтӆ вєрӆӑт, ин ӆыв хущеӆа тәп 30 мӑӊ ар хӑщӑс. Финской учёной ёх ищи пўпи мӑӊхӑтӆ оӆӑӊӑн мосты утӑт ӆєрамтсӑт, 300 ар ӑкӑтсӑт. Ешавәӆ «Пўпи мир» тӑхи ёх Пўпи якхот ӆэщӑтты нумӑс тӑйӆӑт.
Йистєӆн хӑнтэт па вухаӆят пўпи вухӑӆтум пийн нємасыя Пўпи якты хот ӆэщӑтсӑт. мвошн (Вежакары вошн) иха ӑктӑщийӆсӑт па Пўпи якхот вєрсӑт. Тӑм ӆўӊӑн, мосӑӊ, ищи ӆэщӑтӆы. Ӆаӆь еӆпийн Пўпи якхот вєрӑнтсы, щи оӆӑӊӑн йис вәӆупсы ӆэрамтты хә Валерий Чернецов хӑншӑс.
Арсыр учёной ёх Пўпи якхот оӆӑӊӑн хӑншсӑт, щит финской учёной кӑтӊӑн Артур Каннисто, Куста Карьялайнен па па хуятӑт. Хәнты ӆаӆь еӆпийн учёной нє Виктория Сенкевич-Гудкова икеӆ пиӆа Касум мўва юхтыйӆсӑӊӑн. Ӆын пӑтана Ильпикәртӑӊ яйӊӑн Василий па Александр Тарлинӊӑн нємасыя Пўпи якхот ӆэщӑтсӑӊӑн. Вантэ, ӆын ӆӑӊхасӊӑн, ӆәӆн еӆӆы щи хот оӆӑӊӑн ат хӑщӑс.
Щи пийн мирхота юхтум мир мӑнсӑт вантты, муй щирн нянь вой вєрты мосӆ. Щит пӑта мосӆ: йиӊк – и литра, 3 карты пушӑх па еша суӆ па саккар. Иха рўвӑтты па арсыр войт хурасн нянят вєрты.
Пўпи якхот пурайн кашӑӊ хӑтӆ мєт сыры икет «Аӆӑӊ ар» арисӑт, щи пийн пўпи еӆпийн єпӆӑӊ ӆєтут па шай омӑссӑт.
Щи пийн Ёмвошӑӊ мир па мойӊ ёх хӑтӆ мӑр вой арӑт (каяӊ арӑт), «Нях арӑт» «Вусы ёвӑӆты ар» як-ар, хәймас ар па па арӑт хәӆӑнтсӑт па ущхўӆь етнхотӑт вантсӑт. Вантэ, Пўпи якты хот пурайн хӑннєхуятӑт етнхотӑт ванттэӆ пийн уша вєрсӑт, муй щирн тәса па ма вәӆты мосӆ, муйсӑр атум вєрӑт вєрты ӑн рӑхӆ. Кашӑӊ етн икет пўпи пӑта вәӆтӑты ар арисӑт.
Пўпи якты хот вєрум пурайн арсыр вәнӆтӑты хӑрӑт ӆэщӑтман вәсӑт. Щив юхтум мир ариты, якты, нарӑсты вәнӆтыйӆсӑт.
Нӆ хӑтӆ мӑр нємасыя хӑннєхә ӆўӊтӑс, муйкєм арат ар арисы, як яксы. Иса ӆўӊӑтман шәмӆӑӊ юхн 107 пос вєрман вәс.
Медвежьим игрищам – новая жизнь
Девиз жизни хантыйского учёного-историка, этнографа Тимофея Алексеевича Молданова, благодаря которому сохраняется древний обрядовый праздник обских угров «Медвежьи игрища». Всю свою жизнь он посвятил сбору сведений, информации, фольклорных репертуарных произведений сакрального обряда, а также их расшифровке. Защитил диссертацию на тему «Картина мира в Медвежьих игрищах северных ханты: XIX-XXI вв». Сегодня он считается крупнейшим специалистом в этой области. Несколько лет назад в Ханты-Мансийске в Окружном Доме народного творчества Т.А. Молдановым была создана «Окружная школа Медвежьих игрищ». Здесь он обучает подрастающее поколение всем тонкостям проведения обрядового действа, разучивает с детьми песни, шуточные сценки т.д. Кроме этого, он является консультантом в проведении праздника, был почётным гостем-консультантом на Ямале, в Японии и Финляндии.
В конце прошлого года под его руководством в Окружном Доме народного творчества состоялся семинар-практикум «Медвежьим игрищам – новая жизнь». В окружную столицу съехались более 40 человек, среди них знатоки обряда из Сургутского района Сергей Васильевич Кечимов, Данил Николаевич Покачев, из Белоярского района Андрей Александрович Ерныхов, Яков Никифорович Тарлин и Михаил Алексеевич Молданов. Приятно было видеть и молодёжь – саранпаульцев Петра Анямова и Дениса Вынгилева, казымчанина Георгия Тарлина, а также воспитанников Окружной школы Медвежьих игрищ.
Открывая мероприятие, заведующая отделом национальных культур Окружного Дома народного творчества Светлана Нестерова рассказала о работе учреждения по сохранению культуры обских угров. В первый год существования Окружного Дома народного творчества в 1957 году организуется сбор фольклора народов ханты и манси. Эта работа продолжается и по сегодняшний день. Ведётся работа по оформлению анкеты-паспорта «Песни, танцы, сценки из репертуара обряда «Медвежьи игрища». В настоящее время оформлены документы на 25 объектов, в том числе аудио и видео. «В 2016 году обрядовый комплекс «Медвежьи игрища» был признан нематериально-культурным наследием Российской Федерации и был внесён в Каталог объектов нематериально-культурного наследия народов России», – отметила С.Н. Нестерова.
Перед присутствующими выступил и организатор семинара-практикума Тимофей Алексеевич Молданов:
– Сразу хочется отметить, что подобные обрядовые праздники, как Медвежьи игрища, были и есть у многих народов мира, ведь ареал обитания медведя довольно широк. Например, кроме обских угров, сегодня праздник сохраняется у северного японского народа – айнов, а ведь в 1988 году они были на грани его утраты, сегодня в их репертуаре осталось всего 30 эпических произведений. У финнов уже в 70-80-ые годы прошлого века осталось слишком мало сведений об обряде, связанном с медведем. Именно тогда финские учёные активно начали записывать всё, что связанно с медведем и сегодня они готовы провести Медвежий праздник с исполнением эпоса «Калевала». На сегодняшний день у них насчитывается более 300 песен. Через два года общество «Народ медведя» приглашает на праздник, чтобы показать реконструкцию обряда.
Если говорить о Медвежьих игрищах обских угров, то они проводились после добычи. Периодически в деревне Вежакары Октябрьского района устраивались совместные хантыйско-мансийские Медвежьи игрища. Мы планируем этим летом провести обряд именно там. Ведь Вежакары – это культовый центр обских угров. В Томском государственном университете сохранились уникальные видеозаписи учёного-этнографа Валерия Николаевича Чернецова о Медвежьих игрищах, которые проводились в Вежакарах ещё до войны.
Многие учёные занимались исследованием Медвежьих игрищ обских угров, среди них финские учёные Артур Каннисто, Куста Карьялайнен. Хочется отметить вклад в исследование советских этнографов Виктории Вячеславовны Сенкевич-Гудковой и её супруга Ильи Сергеевича Гудкова, которые до войны записывали на Казыме, в деревне Ильбигорте братьев Тарлиных Василия и Александра, которые специально по случаю их приезда провели Медвежий праздник. Это я говорю к тому, что часто можно услышать, мол, это же священный праздник, зачем приглашают чужих людей, зачем записывают, снимают? А ведь наши старики это делали специально для исследователей, они думали о том, как передать будущему поколению. Кстати, братья Тарлины в благодарность сложили об учёном И.С. Гудкове песню.
У меня в личном архиве хранится письмо, в котором она уже нездоровая больной рукой пишет, что слушает и повторяет песни из репертуара «Медвежьих игрищ». К сожалению, часть собранного материала погибла из-за прямого попадания бомбы в Нижнем Новгороде. Её супруг-этнограф был репрессирован. В.Н. Чернецов избежал репрессии, т.к. переключился на археологию.
Познакомившись с историей исследования праздника, гости отправились посмотреть, как готовится тесто для выпечки фигурок ритуальных животных, которые в дальнейшем использовались для имитации жертвоприношения Медведю. Для теста необходимо взять 1 литр воды, 3 яйца, соль, сахар по вкусу, замесить крутое тесто. Уже на следующий день перед священной чашей Пупи лежали печенья в виде животных.
Каждое утро начиналось с сольного исполнения мужчинами «Утренней песни-пробуждения», после которой перед Хозяином леса ставилась еда и чай.
После этого в течение всех четырёх дней звучали различные песни из репертуара Медвежьих игрищ: «Вой ар» или «Каяӊ арӑт» («Звериные, медвежьи песни»), «Хәймас ар» («Песня духа нереста»), «Нях ар» («Смешные, шутливые песни»), театральные сценки, высмеивающие человеческие пороки – неуважение к старшим, к природе, к обычаям и традициям, жадность, глупость и т.д. Сценки поучительны для зрителей. Воспитанники Окружной школы Медвежьих игрищ показали мифических существ с реки Печоры – охотников, рыбаков. Сценки исполняются в берестяных масках и в глухой одежде из сукна и меха. В народе считается, что под берестяной маской на праздник приходят различные духи и существа.
В течение четырёх дней семинара-практикума были организованы обучающие мастер-классы по игре на национальных инструментах, по исполнению традиционных танцев и песен и т.д. Количество исполненных наигрышей, песен, танцев отмечалось на особой счётной палочке щомланг юх ‘палочке с зарубками’. За четыре дня на ней было сделано 107 зарубок.