- Хантыйский
- Русский
мӑӊ карты йис вєрӑт
Тӑм ванӑн Ёмвошн увӑс мир тәс ёшуп ёх ӑктӑщийӆтум тӑхи вєрӑнтыйӆса. Щит ай кєр тыӆӑщ 14-18-мит хӑтӆӑтн «Торум Маа» нємуп йис пурмӑсӑт шавиты тӑхи хуща вәс. Тӑта вєрӑӊ имет сӑк эвӑӆт кӑрӑтсӑт, вєрӑӊ икет карты эвӑӆт пурмӑсӑт вєрӑнтсӑт.
мӑӊ карты пиӆа «Кузница обских угров XV-XVI веков» нємуп тӑхийн рәпитсӑт, щимӑщ хот йит музей хуща вәӆ. Карты пиӆа рәпитсӑт музейн рәпитты кӑтӊӑн Вячеслав Кондин, Анатолий Брусницин па Нуви сӑӊхум район Касум вош эвӑӆт юхтум хә Яков Тарлин, ӆўв «Народный мастер РФ» нєм тӑйӆ.
Мўӊ вәйман тӑйӆэв, хӑнты па вухаӆь мир хуща карты эвӑӆт вєрум пурмӑсӑт – щит мӑӊа тӑйты пурмӑсӑт. Карты мӑӊ картыя аӆьщӑӆы, щи кўш ӆўв ӆуӆпи муй па пӑтӑрух эвӑӆт вєрум пурмӑс. Щи пӑта карты пурмӑсӑт вєрты вєр – щит мӑӊ вєр. Тӑм хӑтӆ ищиты щи.
Най аӊки пєӆа вантман, мӑта тӑхийн карты ӆуӆтӑӆы па пурмӑса вєрӆа, мўӊ сӑмӆўвн мӑӊ йис вєрӑт нух щи хўвӆӑӆӑт.
Тӑм ӑкмум тӑхийн ёх нумӑс тӑйсӑт йис карты ӆуӆпет икет ӑнтуп кеӆ пӑта вєрты. Тӑм йис вєрӑт нух ӆыӆӊӑӆтӑты пӑта музей ёх вєра хўв мӑр сыр-сыр вєрӑт ӆэщӑтсӑт. Мєт оӆӑӊ тӑм карты ӆуӆтӑты вєрӑт оӆӑӊӑн ӆыв ар нєпек ӆўӊӑтсӑт, муй тӑхийн муй тӑм оӆӑӊӑн хӑншман вәӆ, щи вєрӑт вәты мосӆ. Сырышӑк па нємӑсыя карты ӆуӆтӑты наяӊ хот вєрсӑт. Щӑӆта па мосты карты, мосты ӆуӆпи кӑншты па ӆәтты мосӑс. Ӛхӑт па ӆуӆпи шошумты хушапӑт вєрты мосӑс, щи хушапӑт ӆєваса сухта-кӑрӑт эвӑӆт хән вєрӆайт, ищи мосты утӑт кӑншты мосӑс.
Хән хә хуятӆўв рәпитты оӆӊитсӑт, нємӑсыя уша йис, тӑм вєр ӑӆ вәӆман хән тывӆ. Тәх хушапӑт ӆуӆпийн пунты пийн ара рывӆӑт. Щи кўш сырышӑк тӑм вєрӑт вєрты оӆӊитум ёхӆўв вәнӆтыйӆты ӊхсӑт, щи кўш ӆуӆӑӊ карты ӆыв ёшн катӆыйӆсӑт.
Вячеслав Кондин ясӑӊӑн:
- Тӑта мўӊ ӑктӑщийӆсўв карты эвӑӆт хә хуят ӑнтуп кеӆӑта хурамӑӊ картэт вєрты. Тӑм вєрӑта мўӊ Леонид Дмитриевич Рязанцев хуща вәнӆтыйӆты ӊхсўв. Ин па щи вєрӑт тӑта щи вєрты вўтьщӑӆўв.
Па лупты мосӆ, тӑмӑщ карты пиӆа рәпитты вєрӑта Л.Д. Рязанцева мєт оӆӑӊ щуши мир пурмӑсӑт тәса вєрты тӑхи хуща рәпитты ёх нётсӑт. Картӑӊ вєрӑт вєрты 2000-мит оӆӑтн оӆӊитса. Ӆўвеӆа мєт нётсӑӊӑн кӑтӊӑн, щит искусствовед Наталья Фёдорова па Союз мастеров ӆӑӊкӑр нє Светлана Гындышева. Щирн, хә хуятӑт вєрты пурмӑсӑт ӑктӑщум тӑхи пийн Сўмӑтвош район кәщая нєпек китса, ӆәӆн тӑм хәена карты пиӆа рәпитты хот вєрты нётты. Еӆӆы па тӑм кӑт хуятӊӑн иса пўш тӑм карты пиӆа рәпитты хәя нётсӑӊӑн. Щит мосты ёх пиӆа вәйтантыйӆты, карты вєрты тӑхета ӊхты па сыр-сыр вєрӑта. Ин мўӊева кӑӆ, тӑм вєр нӑртама ӑн хӑщӑс. Ин мӑӊ картӑӊ вєрӑт музей ёх ӛрн еӆӆы тәӆыйт.
Путӑр хӑншӑс:
Пётр Молданов
Древние технологии священного металла
В рамках научно-практического семинара «Традиционные украшения обских угров: значение, символика, технологии», проходившего с 14 по 18 марта в Этнографическом музее «Торум Маа», были проведены практические занятия по изготовлению изделий из бисера и металла.
Изготовлением изделий из металла на экспозиционной площадке «Кузница обских угров XV – XVI веков» занимались сотрудники музея Вячеслав Кондин, Анатолий Брусницин и Яков Тарлин – народный мастер России из посёлка Казым Белоярского района. Известно, что в культуре обских угров металлические изделия наделялись особым сакральным статусом, поэтому их изготовление – это сакральный процесс. Поэтому и сегодня пламя огня, где происходит трансформация металла – это магическое, завораживающее зрелище.
Задача семинара было плавка металлических отливок для охотничьего пояса. Этой работе предшествовала длительная подготовка. Прежде всего, проработка всего имеющегося теоретического материала по металлическим украшениям обских угров. Сотрудники музея заранее оборудовали кузницу. Предварительно подобрали необходимый металл, заранее изготовили формы для отливок, которые состояли из соответствующих материалов.
На практике мастера убедились, что обжиг и дальнейшая отливка металлических предметов – процесс сложный, трудоёмкий и не всё может получиться. Некоторые формы не выдерживали нагрузки. Раньше работники музея проходили такую практику. По словам Вячеслава Кондина, здесь раньше проходил семинар по изготовлению разных подвесных украшений, а они делали бляшки и подвески для поясов. Тогда им передавал свой опыт Леонид Рязанцев – известный мастер из посёлка Теги Берёзовского района.
Отметим, что большую роль в становление Л.Д. Рязанцева, как художника и мастера, ещё в 2000 годах сыграл «Союз мастеров традиционных промыслов коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и, прежде всего, искусствовед Наталья Фёдорова и председатель Союза мастеров Светлана Гындышева. В тот период от имени Союза, после проведённого семинара по мужским промыслам, в администрацию Берёзовского района было отправлено ходатайство о содействии строительству Мастерской по художественному металлу. В дальнейшем систематически поддерживалось общение и консультирование мастера по данному направлению. Как видим, сегодня – это направление художественного промысла находит своё достойное продолжение.
Пётр Молданов