- Хантыйский
- Русский
Хӑнты па вухаӆь мирӊӑн мой оӆӑӊӑн вән мирхот
Щит ай кєр тыӆӑщ 17-21-мит хӑтӆӑтн Ёмвошн «Торум Маа» музейн вәс. Щит 30-мит научной мирхот, мӑта ут тӑм музейн ӆэщӑтсы. Тыв йис вәӆупсэв ӆєрамтты учёнойт па Югра мўвев арсыр кәртӑт эвӑӆт шуши мир вєрӑнтты ёх юхтыйӆсӑт.
Тӑм вән мирхот пўншман «Торум Маа» музей кәща нє Людмила Алфёрова вўща вєрӑс:
- Вўща вәӆаты, тынӑӊ ёх! Тӑм хӑтӆӑт мӑр мўӊ нын пиӆана хӑнты-вухаӆь мирӊӑн мой вєр оӆӑӊӑн уша вєрты питӆўв. Щит вән вєр, щирн тӑм мирхот кӑт оӆ рәпитты питӆ. Мой, йиӆуп щемья тывты вєр – щит вәӆупсыйн кашӑӊ хӑннєхә пӑта вуӆаӊ вєр. Ӆўв щўӊяӊа вәӆты питӆ тәп щи пурайн, хән юӆн щўӊяӊа вәӆ! Тӑм вән мирхот пӑта мўӊ мой вєр оӆӑӊӑн хӑншум киникайт эвӑӆт ванӆтупсы ӆэщӑтсўв. И нєпек – щит Яковӑн Яковлевӑн хӑншум «Мой пурайн па щи пийн» нєпек, щӑта мӑнєма и ясӑӊ мәстӑс: «Щўнь – щит мосты хӑннєхә пиӆа вәӆты». Щиты щи вәӆты мосӆ.
Мирхот тәты нє Эрика Сургутскова лупӑс, тӑм мирхота 40 вохты нєпек китсы, итәх хуятӑт тӑта научной нєпекӑт ӆўӊӑтты питӆӑт, итәх хуятӑт – онлайн щирн.
Хӑнты мир йис вәӆупсы ӆєрамтты учёной нє Татьяна Волдина-Ледкова тӑм йис хӑнты мой ӆыӆӊуптӑты вєр оӆӑӊӑн путрӑӆ ӆўӊӑтсӑӆэ:
- Мой – щит йис вєрев, советской ӆащ пурайн щи вєр айӆтыева хуӆт юрємӑсэв. Ин Югра мўвев ӆуваттыйн итәх хуятӑт хӑнты муй вухаӆь щирн мой вєрты ӆӑӊхаӆӑт. 1997-мит оӆн «Торум Маа» музейн Елена Илларионовна Гришкина пӑта хӑнты мой вєрсы.
Хӑнты мой 1,5 оӆ мӑнӆ – щит мой еӆпийн вєр, щӑӆта мой, мой пийн вєрӑт. Товийн айӆат вєӊхә ӑӊкеӆ-ащеӆ меньнє хуща мойӊа ӊхсӑӊӑн. Тӑӆ пурайн мой вєрсы. И оӆ иха вәӆман пийн ими-ики ӑӊкеӊӑӆ-ащеӊӑӆ хущи мойӊа ӊхсӑӊӑн.
Вуӆаӊ вєрӑт – щит мєт сыры меньнє вәнтуп ими пиӆа тўт вўщємиӆӑс, щӑӆта меньнє-вєӊхә и ухшамн йирсыйт, ӛхӑт ӆын и ан эвӑӆт ӆєсӊӑн-яньщсӑӊӑн, еӆӆы вєӊхә вән ими пиӆа пойкщӑс па хәӆум пўш меньнє хушап мухӑӆая шәшӑс. Щӑӆта ӆын иха омӑссӑӊӑн.
Округ ремёслайт хот кәща нє Марина Кабакова айкеӆ тәс, муй щирн тӑм йисн Касум кәртӑн, Вўтвошн па Ӆорвошн хӑнты-юрн мирӊӑн мой вєр ӆавӑӆман тӑйӆы. м арат оӆ юхӆы Ӆорвош хуща юрн-хӑнты мой вәс. Щи пурайн Россия мўвев арсыр тӑхет эвӑӆт мойӊ мир щи мой вантты, хур муй кина вўты юхтыйӆсӑт.
Тӑм мирхотн ӆапӑт научной нєпек ӆўӊӑтсы, муй щирн Ас, Амня, Щаня, Аган юханӑт хонӑӊӑн вәӆты хӑнтэт мой вєрӆӑт.
«Хӑнты-вухаӆь мирӊӑн мой пурмӑсӑт» ванӆтупсы
Ванӆтупсы тәты нє Ирина Ксенофонтова лупӑс:
- Вәӆупсыйн кашӑӊ хӑннєхә пӑта мой – щит вуӆаӊ вєр. Щи пӑта щи вєр тәса ӆэщӑтсы. Ӑӊки-ащи айтєӆн эвӑн ими вєрӑт, пухӑн ики вєрӑт тәса вєрты вәнӆтӑсӊӑн. Щи тумпи мосты ӆәмӑтсухӑт, пурмӑсӑт па па мосты утӑт ӆэщӑтсӑӊӑн. Тӑмхӑтӆ ӆэщӑтум ванӆтупсыйн нын мой сўв, мой ӆәп, меньнє тўтщаӊ хир, меньнє хӑшап па па мой ӆәмӑтсухӑт-пурмӑсӑт, хурӑт вантты вєритӆӑты.
Тэк кәртӑӊ ими Галина Курганова (Новьюхова) катра тўтщаӊ хир оӆӑӊӑн ай тәс:
- Тӑм тўтщаӊ хир Прасковья Семёновна Рябчикова 70 оӆ юхӆы Наталья эвеӆа ёнтсӑӆэ. П.С. Рябчикова – щит щӑртӑӊ хә Тэк Коля имеӆ. Икеӆ нӑртамӆы щаврамсы. Прасковья Сергей, Матвей, Иван хәӆум пухӆаӆ пиӆа атэӆт хӑщӑс. Вән Сергей пухӆ ӆаӆьн ӑнтәма йис. Еӆӆы Прасковья Александр Васильевич Новьюхов хуща икия мӑнӑс. Йиӆуп щемьяйн Наталья па Константин сєма питсӑӊӑн. Икеӆ ӆаӆьн пӑрӑс.
Тӑм ванӆтупсыйн «Торум Маа» музейн рәпитты нє Екатерина Кащеева пӑта вєрум мой ӆәп аӆьман вәс, щит Нх вошӑӊ хә Сергей Лукьянчиков вєрӑс.
Катра пурайн мєньнє пӑта хот войт, хўӆ, нюхи, вой сухӑт муй щеӆ вухӑт сухуптӑсыйт. Тӑм ванӆтупсыйн мўӊ арсыр оӆӑтн вәӆум нєпекӑӊ па щеӆ вухӑт шиваӆӑсўв.
Ванӆтупсыйн нємасыя ӆаращ вантсўв, мєньнє щив иса мосты пурмӑсӑт, ӆәмӑтсухӑт пунӑс. Ӑӊки айӆтыева эвеӆ пӑта хурамӑӊ рнӑсӑт, ухшамӑт па па мосты ӆәмӑтсухӑт ёнтӑс. Ащеӆ ищи эвеӆ еӆ вәӆупсы пӑта мосты пурмӑсӑт вєрӑс. Щитӑт хуӆыева ӆараща пунсыйт.
Ванӆтупсыйн хурӑт вантсўв, муй щирн интӑм округ шуши мирӑт мой вєрӆӑт.
Мой пурмӑсӑт вєрты вәнӆтӑты хӑрӑт
Щи вет хӑтӆ мӑр хәт вәнӆтӑты хӑр рәпитӑс. Икет мой сўв, мой ӆәп, мой ӆаращ вєрсӑт. Юган юхан хә Андрей Ачимов мой сўв оӆӑӊӑн лупӑс:
- Тӑмхӑтӆ мўӊ ай мой сўв вєрты питӆўв. Щӑта х кар хуща вєӊхә ӆўв рәтэӆ, вєрӆаӆ оӆӑӊӑн посӑт эвӑтӆ. Щит вєӊхә ӆәхӑсӆаӆ пиӆа меньнє хота китӆӑӆэ. Меньнє ащеӆн тәса нух вантӆыйт, уша вєрӆӑӆэ, рӑхӆ муй ӑнтә эвеӆ щив мӑты. Меньнє щи мой сўв ӆўв хущеӆа хӑйӆӑӆэ ки, щи еӆӆы мой вєрты рӑхӆ.
Еӆӆы кашӑӊ хә ӆўв кӑрщаттэӆ ӆуват сўв вєрӑс. Щит ищи мєньнє хота китсы. Щи пурайн мєньнє хоттєӆ ёх тәса нух вантсӑт па уша вєрсӑт, ай муй карӑщ хә хуят.
Юган юхан вєрӑнтты хә Анатолий Каюков хурамӑӊ мой ӆәп вєрӑс. Щи ӆәп сыйты щира нємасыя утӑт вєрӆыйт. Мєньнє хота хопн юхӑтты пурайн щи ӆәпн сыящсӑт. Нє ким єтӆ, хурамӑӊ ӆәп вантӑӆ, мәстӑс ки, вўсӆэ, ӑн мәстӑс ки, юхӆы мӑсӆэ.
«Торум Маа» музейн рәпитты нє Екатерина Балина «Ӆапӑт мой ӆәпӑӊ эви» йис путӑр путӑртӑс:
Щи эвия ӆапӑт хә хуят мойӊа юхтыйӆсӑт. Ӆўвеӆа хәт хә хуятн вєрум мой ӆәп ӑн мәстӑс, ӆыв юхӆы кєрӆӑсӑт. Тәп ӆапӑтмит хәйн вєрум хурамӑӊ ӆәп вєра мәстӑс, щирн ӆўв хущеӆа икия мӑнӑс.
«Торум Маа» музей вєрӑнтты хә Вячеслав Кондин мєньнє пӑта хурамӑӊ ӆаращ вєрӑс.
Тэк кәртӑӊ ими Галина Курганова (Новьюхова) ӑкмум нєӊӑт мєнь хӑшап, Щекурья кәртӑӊ ими Наталья Альбина – йис щирн ухшам, Нина Загайнова хӑншӑӊ нәй усум хир ёнтты вәнӆтӑсӑт.
Тӑм хӑнты-вухаӆь мирӊӑн мой оӆӑӊӑн XXX-мит мирхот сухнум пурайн вєрум 15 пурмӑс эвӑӆт ванӆтупсы ӆэщӑтсы. Мосӆ лупты, щитӑт «Торум Маа» музейн ӆавӑӆман тӑйты питӆыйт. Шуши мирӑт арсыр вєрӑта вәнӆтум 29 хуят нємасыя нєпек ёша хоӆумсӑт.
Тӑм вән мирхот мӑнум хӑтӆӑт мӑр тыв кӑтсоткєм хуят юхтыӆӑс.
«Торум Маа» музей кәща нє Л. Алфёрова вєрӑнтты па вәнӆтыйӆты ёха вән пәмащипа ясӑӊ лупӑс. Еӆӆы па оӆ тӑмӑщ вән мирхот еӆӆы рәпитты питӆ.
Путӑр хӑншӑс:
Людмила Гурьева
«Свадебная атрибутика обских угров: технологические и музееведческие аспекты»
Под таким названием в Ханты-Мансийске, в этнографическом музее под открытым небом «Торум Маа», 17-21 марта в очно-заочном формате состоялся XXX научно-практический семинар. В нём принимали участие учёные этнографы, историки, а также практики – носители традиционной культуры обских угров из сёл и стойбищ Югры.
Открывая семинар, директор музея «Торум Маа» Людмила Алфёрова отметила:
– Приветствую всех участников семинара. Сегодня у нас уникальная тема – «Свадебная атрибутика обских угров» – тема очень обширная, представляющая богатый предметный ряд, поэтому этот семинар будет проходить два года, на следующий год мы снова будем встречаться.
Свадьба, рождение новой семьи – это особая история в жизни каждого человека. Он будет счастливым, если счастлив в своей семье. Музей подготовил хорошую подборку книг на тему свадьбы обских угров, одна из них – это книга Якова Александровича Яковлева «На свадьбе и после неё». Мне в этой книге нравится одна глава под названием «Счастье быть с частью», эту фразу люблю цитировать.
Модератор теоретической сессии Эрика Сургутскова отметила, что на семинар поступило более 40 заявок, часть участников будет выступать в онлайн-режиме.
Учёный-историк Татьяна Волдина-Ледкова рассказала о реконструкции современной версии хантыйской свадьбы:
– Свадебный обряд относится к ритуалу перехода, когда происходят перемены в жизни человека, меняется статус человека, при этом меняется статус остальных членов семьи. Как и многие обряды, свадьба обских угров в XX веке претерпела изменения. Свадебный обряд как древнейший элемент ритуала оказался наиболее уязвимым, поскольку изменился образ жизни. Старинные формы свадебной обрядности практически не сохранились, за исключением жертвоприношения по случаю создания семьи. Тем не менее проведение свадьбы в этническом стиле обских угров – одна из потребностей современного общества. В Югре наблюдается спрос на проведение хантыйской или мансийской свадьбы, и не только среди представителей обских угров, но и жителей округа. В 1997 году в Ханты-Мансийске в музее «Торум Маа» была проведена хантыйская свадьба, замуж выдавали девушку из деревни Тугияны Белоярского района Елену Илларионовну Гришкину. Но это была не реконструкция, а интерпретация этнической хантыйской свадьбы.
Если говорить о хантыйской свадьбе, то она длилась полтора года, включает в себя досвадебный период, свадьбу и послесвадебный период. Календарь проведения свадьбы был привязан в традиционной хозяйственной деятельности. Сватовство чаще выпадало на весну. Свадебный пир в доме жениха и невесты на зиму. А послесвадебный период – это уже посещение молодожёнами родителей после года совместной жизни.
Если говорить об основных элементах свадьбы, то это ритуальное разведение огня невестой в доме мужа с участием свекрови, обматывание платком жениха и невесты и угощение из одной чаши, проведение пожилой женщиной жениха три раза по солнцу вокруг полога невесты, прежде чем посадить его рядом с ней.
Директор Центра народных художественных промыслов и ремёсел Марина Кабакова рассказала о том, как сегодня на Казымском Приобье сохраняются элементы этнических хантыйских и ненецких свадеб. Так, несколько лет назад в деревне Нумто Белоярского района состоялась хантыйско-ненецкая свадьба, где один из брачующихся был представителем Югры, а второй – Ямала. Это событие широко освещалось не только в региональных, но и в федеральных СМИ.
Также сегодня прозвучали доклады о локальных особенностях свадебного обряда аганских, сынских, приуральских ханты. Всего было прочитано семь докладов.
«Свадебные традиции обских угров»
Так называлась выставка, открытие которой состоялось в этот же день, 17 марта. На ней были представлены свадебное весло, тучанг невесты, полог, сундук с приданным невесты и т.д.
Ведущая выставки Ирина Ксенофонтова отметила:
– В жизни каждого человека свадьба – это важное событие, поэтому к нему тщательно готовятся. Ещё с малых лет родители готовят детей к самостоятельной жизни, девочек обучают ведению домашнего хозяйства, всем видам женского рукоделья, а мальчика – мужским ремёслам и ведению традиционной хозяйственной деятельности. Постепенно готовилось и приданное – всесезонная одежда, предметы быта, орудия лова, труда и т.д. Многое из этого представлено на наших витринах.
Гостья из села Теги Берёзовского района Галина Михайловна Курганова (Новьюхова) представила семейный старинный тучанг:
– Этот тучанг сшит Прасковьей Семёновной Рябчиковой более 70 лет назад. Она сшила его для своей единственной дочери Натальи от второго брака с Александром Васильевичем Новьюховым. Он погиб на войне. Надо сказать, что её первым мужем был известный тегинский шаман Тэк Коля. Вместе с ним и тремя сыновьями Сергеем (погиб на войне), Матвеем и Иваном она пережила страшные времена преследования её мужа.
Также здесь на витрине было представлено красивое свадебное весло Екатерины Кащеевой, которое она специально заказывала мастеру из города Нягани Сергею Лукьянчикову.
В других витринах были представлены старинные денежные купюры. Ведущая выставки отметила, что в старину размер выкупа за невесту не был однозначным, кому как удавалось сторговаться. Стоимость выкупа невесты варьировалась от 10 серебряных до 300 и более рублей, определённым количеством шкурок ценных меховых зверьков, оленей – от 5 до 150 голов. В качестве выкупа могли служить лошади, коровы, овцы и т.д. За богатую невесту требовалась высокая выплата, как, соответственно, и её приданое.
На выставке были представлены особым образом украшенные сундуки, куда невеста собирала своё приданное – всё, что пригодится ей в новой семье. Мать шила дочери весь комплект женской одежды, отец мастерил домашнюю утварь – всё это и складывалось в сундук.
Сегодня на выставке были представлены также фотографии с традиционных свадеб обских угров прошлых лет и в настоящее время.
Свадебные атрибуты
В эти дни в музее состоялось шесть мастер-классов по изготовлению предметного ряда для проведения церемоний сватовства и свадьбы.
Мужчины обучали всех желающих изготовлению подарочного свадебного посоха, свадебного весла и свадебного сундучка.
Мастер, представитель юганских ханты Андрей Ачимов рассказал о небольшом по размеру свадебном посохе:
– Сегодня мы изготавливаем сувенирный свадебный посох, который самым первым отправлялся с гонцами. На нём жених делает рисунки-зарубки. По нему родители невесты определяли, из кого он рода, чем занимается, например, изображение рыб и птиц говорит о женихе-рыбаке-охотнике. Также на этом посохе изображается количественный состав его семьи. Этот подарочный посох – своего рода рассказ жениха о себе. Если невесте понравился посох, она оставляет его себе, если нет, то возвращает с гонцами. В случае согласия, гонцы говорят жениху, что девушка согласна выйти на него замуж.
Также существует и другой вид посоха, который жених изготовляет под себя, под свой рост для того, чтобы удобно было опираться при ходьбе. Если этот посох отправлялся подарком будущей невесте, то семья по высоте посоха примерно определяла рост жениха.
Другой мастер, также представитель юганских ханты Анатолий Каюков делал весло невесты. Отличие свадебного весла заключается в том, что оно ярко окрашено, на нём есть специальный отсек с кольцами-погремушками. Подъезжая к невесте, жених старается как можно громче шуметь этим веслом, чтобы невеста услышала и вышла его встречать. Она внимательно осматривает весло и если оно ей понравилось – она даёт согласие выйти замуж.
Научный сотрудник музея «Торум Маа» Екатерина Балина рассказала: «Есть такая легенда о семивёсельной невесте. Девушка отвергла шесть кандидатов, именно потому что ей не понравились те вёсла, которые ей предлагали. Можно ли назвать эту невесту прихотливой? Ну, вполне возможно. И именно седьмой кандидат, седьмое весло её устроило, и она дала согласие и вышла замуж».
Мастер, сотрудник музея «Торум Маа» Вячеслав Кондин мастерил сундучок невесты.
Девушки и женщины под руководством опытной мастерицы из села Теги Берёзовского района Галины Кургановой (Новьюховой) шили полог невесты. Другая мастерица-манси из деревни Щекурьи Наталья Албина учила всех желающих крою и пошиву мансийского платка невесты. А под чутким руководством Нины Загайновой девушки кроили и шили орнаментированную подушку из сукна.
Мастер-классы проходили в течение нескольких дней.
По завершению XXX научно-практического семинара «Свадебная атрибутика обских угров» были представлены 15 изделий, изготовленных на мастер-классах, они пополнили фонды музея «Торум Маа».
29 подмастерий получили справку о прохождении обучения.
Всего за время проведения семинара площадки музея посетили более 200 человек.
Во время закрытия семинара директор музея «Торум Маа» Людмила Алфёрова поблагодарила всех участников и отметила, что данный семинар продолжится в следующем году.
Людмила Гурьева