- Хантыйский
- Русский
Вәнт шушийн єнмум нєӊие
Сәрханӆ мўв вәнт шушетн хуӆна ар хӑнты вәӆ. Ӆыв вўӆэт тӑйӆӑт, вой-хўӆ веӆпӑсӆӑӆӑт, воньщумутӑт ӑкӑтӆӑт па вошӑта, кәртӑта вәӆты пӑта касӑӆты иса ӑн ӆӑӊхаӆӑт. Екатерина Короб рәт ёхӆаӆ ищи вәнт шушийн Тәрум юхан хущи вўӆы ӆавӑӆман вәӆӆӑт.
Екатерина 27 оӆ юхӆы вәнт шушийн сєма питӑс. Ащеӆ – Олег Прокопьевич Короб, ӑӊкеӆ – Елизавета Николаевна хәт няврєм тӑйсӑӊӑн, Екатерина мєт ай няврєма вәӆ. Ма ӆўвеӆ иньщмӑсєм, муя па ӆыв щимӑщ Короб опращ нєм тӑйӆӑт. Ӆўв юхӆы лупӑс, хуты хәнты Касум ӆаӆь пурайн вән щатьщащеӆ щи мўв эвӑӆт сәрханӆ мўва хунтасӑт. Ӆўв кӑт пухӊӑн тӑйс, Алик па Кәрәп. Ӆыв нємӆаӆ эвӑӆт кӑт опращ нєм тывӑс: Аликов па Короб. Щиты ӆыв Короба щи йисӑт.
Ӑӊкеӆ ин кәртӑн вәӆ, сємӆы питӑс, итәх пурайн тәп вәнта ӊхийӆ. Ащеӆ вән пухӑӆ пиӆа вўӆэт ӆавӑӆман вәӆӆӑӊӑн. Екатерина лупӑӆ, хән ӑӊкеӆ па ащеӆ ха мӑнсӑӊӑн, ӆын вўӆы иса ӑн тӑйсӑӊӑн, хәӆум вўӆыйн мойӆӑсыйӊӑн. Щи вўӆэт эвӑӆт тащеӆ ара щи йис. Шєӊк ар вўӆы ин ӑн тӑйӆӑт, щӑта нӛрмӑӊ тӑхи па вўӆы ӆант шимӆ єнумӆ.
Ӆыв хущеӆа нӆ вәнт шуши вәӆ, щит тӑӆн, товийн, ӆўӊӑн па сўсн вўӆэт тӑйты тӑхет. Ӆўӊӑн вўӆыӆаӆ хӑр тӑхийн тӑйӆӑӆаӆ, ӆәӆн пєӆӊайн шєӊк аӆ пурсыйт. Тӑӆн па вәнтӑн, хута аршӑк вўӆы ӆант єнумӆ. Товийн ащеӆ вәнтӑн нёта ӑкӑтӆ па ӆўӊ хӑра тәӆӆэ, ӆәӆн вўӆыӆаӆ ӆапӑтты, хән ӆывеӆ щив вошӑтӆӑӆӆаӆ. Товийн вўӆэт омӑсты пурая йиӆ, щи пӑта вўӆы щӑхӑр щимӑщ тӑхийн вєрӆӑт, хута нёта муй па ванши єнумӆ па ӆәӆн вўӆэт шєӊк еӆ аӆ мӑнсӑт. Щи пӑта итәх вўӆэта нємасыя ёш х ӆәмӑтӆы.
Екатерина Русскинская кәртӑн вәӆ, ӆўв икеӆ ищи хӑнты, ӆын кӑт тӛпӑӊ пухие єнмӑӆӆӑӊӑн.
2016-мит оӆн ӆўв увӑс мир культура тәты тӑхийн рәпитты питӑс. Ӛхӑтшӑк щи тӑхи Русскинской музей-хот пиӆа иха кӑрӑтсыйӊӑн па отдел тӑхия йис. Ӆўв щӑта рәпитты нєӊӆаӆ пиӆа хӑнты йис вєрӑт мира ванӆтӑӆӑт. Ӆыв хущеӆа ванкўтӆы кәртӑӊ вән хуятӑт, айӆат ёх, няврємӑт па па мўвӑт эвӑӆт мойӊ мир юхтыйӆӆӑт. Ищиты ӆыв «Вәнт нє» ариты-якты тӑхи ӆэщӑтсӑт па арсыр мӑӊхӑтӆӑтн хӑнты арӑт па якӑт, йис моньщӑт мира ванӆтӑӆӑт. Щи пӑта ӆәмӑтсухӑт ӆыв ёнтӆӑт, итәх мосты утӑт па нємасыя ёнтты тӑхийн муй па ёнтӑсты иметн ӆыв пӑтэӆа ёнтӆыйт.
Ин мўӊ якты пӑта кўр ӆәмӑтсухӑт ёнтӆўв па хурамтӆӑӆўв. Ӆўӊӑн па сєвум веятн па нирӑтн етнхотӑтн юнтӆўв. Катра пурайн хӑнты имет рнасӆаӆ шєӊк ӑн хурамтсӑӆӆаӆ, рнас иӆ тӑхиӆаӆ тәп пӑнтӑн ёнтыйӆсӑӆӆаӆ. Нирӑт ищи нюки эвӑӆт ёнтсӑт па хурам щив ӑн хӑншийӆсӑт. Сәрханӆ хӑнтэт хурамӑӊ сєвум вейт ищи ӑн тыйсӑт па щӑшкан сӑхӑт мўӊ ищи ӑн тӑйсўв. Сӑк хăнтэт карты пун эвӑӆт вєрсӑт, тӑм йис сӑк ӑнтәм вәс па иса ай вухӑт, похлӑт ӆәмӑтсух хурамтӑты пӑта вўйӆясӑт. Пўнӑӊ сӑхӑт ищи шєӊк ӑн хурамтсыйт. Увӑс мир культура тӑхийн мўӊ пиӆэва рәпитты нє Ольга Ивановна Покачева сәрханӆ хӑнтэт рнасӑт оӆӑӊӑн нєпек хӑншӑс, муй щирн хӑнты рнас 1930-мит оӆӑт вўш эвӑӆт па тӑм хӑтӆ вәнты ёнтсы. Па ма кӑӆ, хутыса рнас, сӑх ёнтты вєр тӑмхӑтӆ па хурасупа йис, нєӊӑт щив шєӊк ар хурам ёнтты питсӑт, – лупӑс Екатерина Олеговна. – Тәрум юхан хӑнтэт катра йисн нюки әхтыйн хӑншет ӑн хӑншсӑт па наӊк кар эвӑӆт оӆюп ӑн кавӑртсӑт. Оӆьпӑӊ сух вєрты пӑта ӆыв сэвупсы воньщумутӑӊ йиӊка щит пуныйӆсӑт па сух вўртыя вӑнтӑс.
Тәрум юхан хӑнтэт турн эвӑӆт ӆӑпи сэвсӑт, ин тӑм вєр ищи вәтшӑты питсэӆ. Ӆыв пирӑщ хуятӑт эвӑӆт щи оӆӑӊӑн уша вєрсӑт па нємасыя ай киникайт єсӑӆсӑт. Щи нєпекӑтн хӑншман вәӆ, муйсӑр турн ӑкӑтты, хутыса тәса ӆэщӑтты па муй щирн ӆӑпи сэвты мосӆ.
Увӑс мир культура тӑхийн рәпитты нєӊӑт катра вєрăт уша павӑтӆӑт па щит йиӆпа нух ӆэщӑтӆэӆ, ӆәӆн аӆ вәтшӑты. Щӑӆта щи йис вєрӑта айӆат ёх па няврємӑт вәнӆтӑӆӑт, нємасыя нєпекӑт єсӑӆӆӑт, хута хӑншман, муй щирн пурмӑс вєрты муй па рнас ёнтты рӑхӆ. Ӆыв мосты па вуӆаӊ вєр вєрӆӑт!
Путӑр хӑншӑс:
Надежда Вах
Росла на стойбище
В Сургутском районе коренные жители – ханты – проживают на стойбищах. Здесь они выпасают оленей, рыбачат, охотятся, собирают дикоросы. У Екатерины Короб родственники тоже живут на стойбище, что находится на реке Тром-Агане, занимаются оленеводством.
Екатерина родилась на стойбище 27 лет назад. Её отец Олег Прокопьевич Короб и мама Елизавета Николаевна родили и воспитали шестерых детей, Екатерина – самая младшая из них. Мы поинтересовались, почему у них такая необычная фамилия для ханты – Короб? Екатерина ответила:
– Когда-то давно, во времена Казымского восстания, прадедушка со своей семьей переселился на сургутскую землю. У него было два сына Алик и Короп, от их имён образовалось две фамилии: Аликов и Короб. Так они стали Коробами.
Мама сейчас проживает в селе, так как потеряла зрение и ей тяжело находиться на стойбище. Там где живут отец и старший брат с семьёй, ухаживают за оленями. У семьи Короб сравнительно небольшое стадо, так как пастбищ больших рядом нет, кругом болота и выпасать оленей негде. Именно по этой причине в Сургутском районе люди не держат слишком большие стада.
У оленеводов обычно бывает по четыре стойбища: зимнее, летнее, весеннее и осеннее. Летнее на открытом месте, между двух озёр, чтобы ветер продувал и не было комаров. Зимнее стойбище находится там, где много ягеля, т.е. в бору. Олени зимой выкапывают ягель из-под снега, даже если наст толстый. Весной отец собирает ягель, складывает в мешки и везёт его на летнее стойбище. Весеннее стойбище располагают в местах, где есть ягель или ближе к болоту, где растёт трава. В это время олени приносят потомство и надо, чтобы они находились в одном месте и не уходили далеко. Ещё для этого им на ноги надевают специальные деревянные колодки.
Сама Екатерина живёт в деревне Русскинская, её муж тоже ханты, они растят двоих сыновей. В 2016 году она устроилась работать в Центр национальной культуры. Позже Центр присоединили к Русскинскому музею Природы и Человека имени П.А. Ядрошникова, он стал отделом.
Сотрудники отдела национальной культуры знакомят гостей, жителей округа и села с культурой и бытом хантыйского народа, проживающего на территории Сургутского района. К ним приезжает много туристов и с других территорий нашей Родины, бывает много иностранцев. Гости, собираясь сюда, заранее записываются. Для них специалисты отдела готовят специальные программы, проводят экскурсии, мастер-классы и т.д.
Но не только этим занимаются сотрудники отдела национальной культуры. Много лет назад они создали фольклорный ансамбль «Вонт нэ» («Лесная женщина»), солистки которого исполняют песни и танцы, рассказывают предания и сказки сургутских ханты. Костюмы шьют сами или заказывают мастерам.
– Сейчас мы шьём обувь для выступлений. А так у нас есть белые сценические сапожки с орнаментами. Летом надеваем вязанные чулки с нирами. Раньше сургутские ханты не украшали ниры, они шили их из ровдуги и иногда красили только в однотонный цвет. Уже позже, когда появилось сукно, начали украшать обувь. Как говорит мама, они просто шили эти ниры из ровдуги, без узоров, без всего, надевали как тапочки и ходили. Одежда сургутских ханты тоже украшалась в меру. Бисер делали из проволоки, резали его на кусочки, так как бисера тогда в продаже не было, он появился позже. Платья украшали техникой «ткань по ткани». Но, конечно, как-то всё равно старались украшать. Мама говорит, что даже если находили что-то, любую копейку, бусинку или что-то ещё, то сразу её куда-нибудь пришивали, на игольницу или на платье. Так же раньше у нас чулки с узорами не вязали. Это пришло позже. Сейчас для выступлений мы заказали себе такие чулки, чтобы было красиво.
Женских халатов у сургутских ханты тоже не было, были только платья. Сотрудница нашего отдела Ольга Ивановна Покачева написала работу о традиционых платьях сургутских ханты, прослеживая историю, начиная с 30-х годов прошлого века. И хорошо видно, как они менялись. Сахи раньше тоже не украшались так сильно, как сейчас, были только полоски и пуговицы. Это сейчас женщины начали слишком украшать свою национальную одежду, – говорит Екатерина Олеговна.
Раньше тромаганские ханты не рисовали орнаментов на ровдуге, не готовили кору лиственницы, т.к. её здесь мало растёт. Мы сейчас на семинаре узнали, как она собирается, готовится, варится и как наносить рисунок орнамента. Мы потом будем это показывать нашим детям, посетителям, которые приходят к нам в музей. Познакомим их с техникой украшения одежды коренных жителей. Я помню, что если нужна была красная ткань, то белую ткань клали в чернику, она становилась розовой.
Тромаганские ханты плели циновки из травы, сейчас уже такая техника утеряна. Люди не занимаются этим ремеслом, так как появились в продаже ковры, ковровые покрытия, линолеумы и легче приобрести всё это в магазине, чем заниматься таким трудоёмким делом. Есть много техник плетения циновок. В отделе национальной культуры выпустили буклет по технике плетения циновок, там подробно описан весь процесс работы. Такие издания очень нужны и для работы, и для сохранения культуры, ремёсел коренных народов Севера. И не только по плетению циновок, но и по другим видам национального творчества. Сотрудники отдела национальной культуры музея Природы и Человека им. А.П. Ядрошникова занимаются возрождением, сохранением и популяризацией культуры тромаганских ханты – это очень важное и нужное дело!
Надежда Вах