- Хантыйский
- Русский
Рәт ясӑӊ тәты вєр оӆӑӊӑн путӑр
Ван хӑтӆуп тыӆӑщ 27-мит хӑтӆӑн округевн вәнӆтӑты вєрӑт тәты департамент кәща хә Алексей Дренин онлайн щирн мирхот вєрӑнтӑс. Путӑр мӑнӑс, муй щирн округевн рәт ясӑӊа па шуши мир йис вєрӑта вәнӆтӑты вєрӑт ӆэщӑтман вәӆӆӑт.
Округевн вәнӆтӑты вєрӑт тәты департамент кәща ӆӑӊкӑр нє Инна Святченко лупӑс:
- 2020-мит оӆ вўш эвӑӆт округевн «вўт кәртӑӊ ӑшкола-сад» вєр тәӆўв. Щи унтасн ай пушхиет ӑшколая ӆэщӑтыйӆты вєритӆӑт. Тӑм вєр «Мобильное электронное образование» платформа унтасн вєрсы. Щиты кашӑӊ хӑтӆ нӆ щос мӑр онлайн щирн вәнӆтӑты вєр ӆэщӑтман вәӆ. Вәнӆтӑты ёх ищи онлайн щирн рәпитты пӑта нємасыя вәнӆтыйӆсӑт. Интӑм тӑм вєр Сәрханӆ па Нуви сӑӊхум районӊӑнӑн рәпитӆ. 2022-2023-мит оӆӊӑнӑн ӆапӑт хоттєӆ ёх эвӑӆт яӊ няврєм (3-6 оӆ ӆуват) Тўкъякӑӊ па Паштӑр кәртӊӑн эвӑӆт вәнӆтыйӆӆӑт. Сәрханӆ районӑн 15 хоттєӆ ёх эвӑӆт 20 няврєм онлайн щирн вәнӆтыйӆӆӑт. 2022-мит оӆн яӊ няврєм ма ӑшколая ӆэщӑтсыйт па 1-мит классӑн вәнӆтыйӆты питсӑт.
Интӑм Югра мўвевн ӆапӑт «вўт кәртӑӊ ӑшкола-сад» хуща 31 хоттєӆ ёх 42 эви-пух (3-7 оӆ ӆуват) вәнӆтыйӆ. Ван хӑтӆуп тыӆӑщ 15-мит хӑтӆӑн Тәрум ӆор кәртӑн «вўт кәртӑӊ ӑшкола-сад» пўншсы. Щӑта 9 хоттєӆ ёх 12 пушхие вәнӆтыйӆ.
Йиӆуп 2023-мит оӆн Вўтвош кәртӑн щимӑщ тӑхи пўншӆы, щӑта нӆ хоттєӆ ёх эвăӆт хәт эви-пух вәнӆтыйӆты питӆ. Щи тумпи Нефтеюганской районӑн Филипповской вўт кәрт эвӑӆт хәӆум хоттєӆ ёх ӆапӑт няврєм онлайн щирн вәнӆтыйӆты питӆӑт. Щи пӑта йиӆуп ноутбукӑт ӆәтсыйт па вўт кәртӑта тәсыйт.
Педагогической наукайт кандидат ими Евдокия Нёмысова лупӑс, онлайн щирн вәнӆтӑты пӑта нємасыя киникайт па па нєпекӑт ӆэщӑтты мосӆ.
Округ дума депутат нє Татьяна Гоголева ястӑс, ӆәӆн няврємӑт вәнӆтӑты вєр тәты ёх «вўт кәртӑӊ сад-ӑшкола» вєр мсыева нух ат вантсэӆ па муӆты юврая ки ӆэщӑтман вәӆ, еӆӆы ат лупсӑт, муй тўӊматты мосӆ.
Сәрханӆ хӑнты ясӑӊ ӆєрамтты ими Аграфена Сопочина айкеӆ тәс, хуты Сәрханӆ государственной университетн сәрханӆ па вах хӑнты ясӑӊа вәнӆтӑты ёх ӆэщӑтты оӆӊитсы. Щи тумпи сәрханӆ па вах хӑнты ясӑӊӊӑна вәнӆтыйӆты пӑта нєпекӑт ӆэщӑтты ёх вәнӆтӑты мосӆ.
Увӑс мир вәнӆтӑты вєр тәты тӑхи кәща нє Оксана Рыжкова айкеӆ тәс, хуты шуши мир айӆат ёх тәрум пӑта вәнӆтыйӆты щира университетн «Лингвистика (бакалавриат)», «Фармация» па «Правоохранительная деятельность» специальность хоӆумты вєритӆӑт.
Филологической наукайт кандидат, профессор ими Диана Герасимова лупӑс, Ямал мўвн хӑнты, юрн, селькуп па сӑран мирӑт няврємӑт рәт ясӊӑт вәнӆтӑӆӑт, муй пӑта Югра мўвевн шуши мир эвет-пухӑт факультативной щирн вәнӆтыйӆӆӑт? Щи тумпи ӆўв ястӑс, Санкт-Петербург вошн Увӑс мирӑт институтн вухаӆь ясӑӊа вәнӆтӑты ёх ӑн ӆэщӑтӆыйт, щит вєр хән?
Юхи хӑщум артӑн Алексей Дренин лупӑс, иса путӑртум ясӊӑт нєпека хӑншсэӆ, щирн тывум нўшайт оӆӑӊӑн уша вєрты питӆӑт па тўӊматты оӆӊитӆӑт.
Путӑр хӑншӑс:
Людмила Гурьева
О родных языках
27 декабря под председательством директора окружного департамента образования и науки Алексея Дренина в онлайн-режиме состоялось заседание научно-координационного совета по сохранению родных языков и культуры коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Заместитель директора департамента образования и науки Инна Святченко представила информацию о реализации образовательного проекта «Стойбищная школа-сад»:
– Этот проект на территории округа успешно реализуется с 2020 года, его главной целью является полный охват детей различными формами дошкольного образования. Основным инструментом реализации данного образовательного проекта являются учебные онлайн-курсы цифровой образовательной платформы «Мобильное электронное образование», разработанное в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). Формат реализации образовательных программ – это режим группы кратковременного пребывания до четырёх часов ежедневно. Онлайн-общение педагогов, родителей и детей составляет ежедневно не более трёх занятий по 15 минут.
Перед началом работы в проекте учителя прошли специальное обучение по теме «Цифровая образовательная среда дошкольной организации для детей с 2 до 6 лет».
В настоящее время проект «Стойбищная школа-сад» реализуется в Сургутском и Белоярском районах.
В этом учебном году в стойбищной школе-саду Белоярского района обучаются 10 детей: шесть детей из трёх семей деревни Пашторы и четыре ребёнка из четырёх семей деревни Тугияны Белоярского района.
В Сургутском районе действует образовательная сеть стойбищных детских садов, представленная тремя объектами: «Вонт школа» («Лесная школа») при Нижнесортымской школе, филиал детский сад «Рябинка» (деревня Русскинская); «Няврэм моньчь» («Детская сказка») при детском саде «Город детства» (город Лянтор); «Ай пупэли» («Медвежонок») при детском саде «Медвежонок», а также одна стойбищная школа при Нижесортымской школе, филиал Тром-Аганской начальной школы – детского сада. Всего в этом проекте участвуют 20 детей из 15 семей. 10 дошкольников успешно завершили уровень дошкольного образования, поступили в школы.
В настоящее время в округе действуют семь стойбищных школ-детских садов, в которых занимается 42 ребёнка в возрасте от 3 до 7 лет из 31 семьи.
15 декабря в деревне Нумто открылась стойбищная школа-сад для 12 детей из девяти семей. В этом году подобная школа откроется в деревне Юильске для шестерых детей из четырёх семей. В январе начнёт работу стойбищная школа-сад на базе Нефтеюганского районного детского сада «Медвежонок», «Юрты Филипповские» (для семерых детей из трёх семей). Для этого стойбища были подключены к сети Интернет, закуплены и переданы в школы, детские сады и семьям ноутбуки, учебная литература.
Кандидат педагогических наук, профессор Евдокия Нёмысова заметила, для онлайн-учёбы необходимо разработать методички, учебные пособия и литературу.
Депутат окружной думы Татьяна Гоголева попросила проанализировать работу проекта «Стойбищная школа-сад», выявить все плюсы и минусы, потому что сегодня уже многие родители просят вернуть нулевые классы.
Специалист по сургутскому диалекту хантыйского языка Аграфена Сопочина рассказала о том, что в Сургутском государственном университете будет вестись подготовка учителей родного языка по сургутскому и ваховскому диалектам. «Кроме этого, необходимо готовить специалистов по написанию учебников родного языка по восточным диалектам хантыйского языка, потому что сегодняшние учебники, которые выходят в Обско-угорском институте прикладных исследований и разработок, требуют тщательного редактирования», – отметила А.С. Сопочина.
Начальник отдела непрерывного образования коренных малочисленных народов Севера окружного департамента образования и науки Оксана Рыжкова по обращениям студентов попросила внести в «Региональный перечень профессий, специальностей, направлений подготовки, связанной с осуществлением традиционных видов хозяйственной деятельности, развитием самобытной культуры и родных языков коренных малочисленных народов Севера» следующие специальности и направления подготовки: «Лингвистика, уровень образования – высшее, бакалавриат», специальность среднего профессионального образования медицинского профиля «Фармация», а также специальность среднего профессионального образования юридического направления «Правоохранительная деятельность».
Кандидат филологических наук, профессор Диана Герасимова попросила в Югре перевести уроки родного (хантыйского, мансийского, ненецкого) языка из разряда факультативных занятий в полноценные плановые уроки. Привела в пример опыт соседнего северного региона – Ямала, где есть отдельный школьный предмет «Родной язык» и дети изучают хантыйский, ненецкий, селькупский и коми-зырянский языки. Она также отметила, что в настоящее время в Институте народов Севера Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена не ведётся подготовка учителей мансийского языка.
В завершение заседания научно-координационного совета по сохранению родных языков и культуры коренных малочисленных народов Югры Алексей Дренин заверил участников встречи, что все озвученные проблемы взяты на контроль и будут решаться.
Людмила Гурьева